В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла. Такое явление в условиях научно - технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным.
- Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем.
- Другие считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач.
- Третьи жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами.
Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать в школе по выбору.
Экспертиза нынешнего состояния курса физики показывает:
– слабую мировоззренческую, политехническую и гуманитарную направленность (он мало способствует развитию мышления, нравственному и эстетическому воспитанию, формированию диалектического подхода к окружающему миру);
– явно недостаточную ориентацию на жизненно важные проблемы, и прежде всего на проблемы экологического образования;
– недостаточную мотивированность (не знакомые с общей картиной, учащиеся часто не понимают, зачем изучаются те или иные частные вопросы; кроме того, многие понятия начинают формироваться слишком поздно, без
учета возрастных интересов учащихся);
– отсутствие подхода, учитывающего интересы и способности учащихся (в результате чего для одних школьников курс физикиоказывается слишком сложным, а для других, напротив скучен и неинтересен).
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц.
Лет через пятьсот) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды.
А. С. Пушкин
Главным в своей работе считаю:
Развитие познавательных интересов;
Интеллектуальных и творческих способностей;
Ознакомление ребят с методами познания природы;
Формирование у них умения самостоятельного приобретения знаний.
Большое внимание стараюсь уделять фактам из истории развития науки и техники, а так же жизни и деятельности учёных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет учителя физики »
Творческий отчет учителя физики Нагуманова Р.Х
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла. Такое явление в условиях научно - технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным.
- Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем.
- Другие считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач.
- Третьи жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами.
Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать в школе по выбору.
Экспертиза нынешнего состояния курса физики показывает:
– слабую мировоззренческую, политехническую и гуманитарную направленность (он мало способствует развитию мышления, нравственному и эстетическому воспитанию, формированию диалектического подхода к окружающему миру);
– явно недостаточную ориентацию на жизненно важные проблемы, и прежде всего на проблемы экологического образования;
– недостаточную мотивированность (не знакомые с общей картиной, учащиеся часто не понимают, зачем изучаются те или иные частные вопросы; кроме того, многие понятия начинают формироваться слишком поздно, без
учета возрастных интересов учащихся);
– отсутствие подхода, учитывающего интересы и способности учащихся (в результате чего для одних школьников курс физикиоказывается слишком сложным, а для других, напротив скучен и неинтересен).
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц.
Лет через пятьсот) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды.
А. С. Пушкин
Главным в своей работе считаю:
Развитие познавательных интересов;
Интеллектуальных и творческих способностей;
Ознакомление ребят с методами познания природы;
Формирование у них умения самостоятельного приобретения знаний.
Большое внимание стараюсь уделять фактам из истории развития науки и техники, а так же жизни и деятельности учёных.
Основной целью моей деятельности я ставлю создание оптимальной системы обучения, позволяющей создать условия для формирования и развития у ученика научных знаний, умений и навыков, соответствующих государственным требованиям к уровню подготовки учащихся по моему предмету, создание на базе получен- ных знаний целостной картины окружающего мира. Это достижимо, если учащиеся не заучивают механически предложенные знания, а глубоко понимают и воспринимают их. Именно такого глубокого осознанного усвоения знаний я и стремлюсь добиться. Кроме этого, моей целью является привитие интереса к предмету, развитие личности учащегося, воспитание умственной самостоятельности.
Мне хотелось бы, чтобы, закончив школу, ученик приобрел бы не только мертвые знания физических формул и законов, а понимал суть природных явлений, видел за ними те физические процессы, что лежат в их основе, мог бы с легкостью, оперируя полученными знаниями, объяснить все происходящее вокруг него. Но пока окружающий мир и знания по физике, получаемые в школе, пересекаются лишь частично, не достигается желаемой гибкости ума и степени развитости практических умений, которые привели бы к желаемому результату. Одной из моих задач является – свести к минимуму это противоречие.
В моем распоряжении имеется кабинет, необходимая мебель, набор таблиц, некоторый набор лабораторного и демонстрационного оборудования, к сожалению по отношению к требуемому нет и половины, но лучше, чем ничего. Всё оборудование мною используется в процессе работы, кое-какое приходиться делать самому, использовать в качестве демонстрационного оборудования игрушки, предметы быта, но в этом есть и положительные стороны.
Я приобретаю учебные пособия, подписываюсь на газеты и журналы. Постоянно пополняю свою методическую копилку раздаточным материалом, тестами, заданиями для контрольных, проверочных и самостоятельных работ, которые как приобретаю, так и составляю сам. Накапливаю материалы для олимпиадных заданий. Работаю над повышением своего педагогического мастерства. Посещаю открытые уроки учителей района, многое беру на вооружение.
Администрация школы создаст по мере своих сил необходимые условия для моей деятельности. Посещая уроки, дают полезные советы, рекомендации.
Под учебно-воспитательным процессом высокого качества я понимаю такое обучение, когда учитель четко знает, чего конкретно он хочет добиться от ученика на одном данном уроке, в течении четверти, года и всего курса, и, сотрудничая с учеником, уважая его как личность, применяя различные методы и средства, получает в результате своей деятельности от каждого ученика максимально возможный результат.
Для получения такого результата я использую такие методы обучения и воспитания:
- Стремлюсь мотивировать познавательную деятельность ученика, в первую очередь за счет возбуждения интереса к преподаваемому материалу.
- Добиваюсь осознанного восприятия знаний.
- Организовываю творческие и самостоятельные работы на уроках.
- Организовываю работу ученика с учеником и источником знаний.
- Стремлюсь создать ситуацию успеха.
- Строю взаимоотношения с учениками на основе уважения к личности с одной стороны и требовательности с другой.
- Регулярно использую повторение изученного материала.
Для мотивации деятельности учеников в начале изучения каждой темы я стараюсь возбудить познавательный интерес, приведя примеры того, как важна в нашей современной жизни данная тема и как важно учащимся самим знать то, что мы будем в ней изучать, задавая ученикам вопросы, на которые они не могут ответить, но которые заинтересуют их, например в 8 классе при изучении электричества: «Почему, когда вы гладите кошку, возникают искорки?», «Что такое и как образуется молния?» и т. д. Кроме того провожу все эксперименты, какие возможны с имеющимся оборудованием. Это очень сильно подогревает интерес и помогает понять изучаемую тему.
В начале изучения физики, в 7 классе физика за счет этих факторов всегда любима, в глазах детей я вижу огонек интереса, они желают знать и узнавать. При переходе в старшие классы эта мотивация становиться очень слабой, потому что демонстрационного оборудования для преподавания в этих классах очень мало, материал становиться более сложным, и приходиться применять другую мотивацию - в первую очередь работу на оценку.
Важная задача, которую я ставлю перед собой - развивать познавательную активность школьников, стимулировать их творческую самостоятельность, так как только через собственную деятельность можно познать окружающий мир и физические явления в нем. В этом помогают качественные задачи. Акцент на решении качественных задач - современная тенденция в методике преподавания физики. Они позволяют объяснять причины наблюдаемых природных явлений, принципы действия технических устройств, давать устную оценку последствий каких-либо природных или технологических процессов, предлагать собственные способы решения бытовых, производственных, экологических вопросов. Возможность и умение применять собственные знания для решения проблем, максимально приближенных к тем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, убеждает учащихся в личностной значимости обучения, а формирование этих умений становится одной из главных и осознанных целей обучения. У этих задач тематика самая разнообразная: техническая, биологическая, геологическая, метеорологическая, астрономическая, химическая, медицинская, экологическая, социально-бытовая, историческая, литературная и др. Различны способы постановки задач: текстом, графиком, демонстрацией, приглашением к поиску. Используется разная деятельность при решении: оценивающая, эвристическая, изобретательская и др. Стимулируется мыслительная деятельность учеников за счет интереса, кроме того необходимость устно и понятно объяснить решение задачи требует упорядочения своих представлений и хода рассуждений.
Приведу примеры использования стихотворных текстов:
• Срезает солнышко сосульки
Огнем игольчатых лучей.
Их целый день
В волнистой люльке
Несет разбуженный ручей.
Сосульки ночью вновь родятся.
Свисают, словно бахрома.
О, как же хочет удержаться
За крыши пальцами зима!
• О каких физических явлениях идет речь в данном отрывке?
• Изменяется ли сила взаимодействия частиц при фазовых переходах воды?
• О каких превращениях энергии идет речь?
• Продумайте и запишите серию вопросов, раскрывающих сущность физических явлений, отраженных в этом поэтическом тексте.
• Интересней нет усов,
Чем у часиков-часов.
Ус один у них короче,
А другой длинней чуть-чуть.
Друг за другом дни и ночи
Совершают долгий путь.
• Какое механическое движение совершают стрелки часов?
• Сколько полных оборотов делают часовая и минутная стрелки за сутки?
Или такая задача, основанная на наблюдениях учеников и заставляющая осмыслить физическую сущность данного явления:
• Понаблюдайте за оконным стеклом: а) Если из комнаты смотреть, то в солнечный день стекло покажется совсем прозрачным, невидимым; ночью же на нем будут отчетливо видны зеркальные изображения находящихся в комнате предметов, б) Если же стоять снаружи, отражения предметов (уличных) видны днем, а не ночью. Объясните, почему?
Ответ: а). Днем свет, идущий в комнату с улицы, очень ярок, и он почти весь проходит в комнату - стекло кажется прозрачным; ночью же за окном темно, там нет ярких источников света, и мы воспринимаем лучи, попавшие на стекло от предметов, находящихся в комнате, отраженными от стекла, как от зеркала. б). Когда мы днем стоим снаружи и смотрим в окно, то яркость лучей, отраженных от стекла, оказывается больше яркости лучей, пришедших из комнаты; поэтому мы видим отражения наружных предметов.
С недавнего времени я стал использовать в конце некоторых тем тематические уроки решения качественных задач, которые позволяют данную тему рассмотреть с разных, иногда очень неожиданных учениками точек зрения. Например, в 7 классе урок в конце темы «Давление жидкостей и газов» - «Ах, этот Архимед!». Материал я подбираю из различных сборников задач, а также из журналов «Физика в школе. Главное при проведении такого урока — не только получение ответов на предложенные задачи, а развитие умения учеников мыслить, т.е. осуществлять процесс поиска ответов, используя имеющиеся теоретические знания.
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если на них учащимся демонстрируются физические опыты. Чувственное восприятие изучаемых процессов и явлений невозможно без соответствующей практической работы собственными руками, которая в основном осуществляется учениками во время лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, наблюдают динамику изменения физических явлений, устанавливают необходимые зависимости. Поэтому я стремлюсь делать с учениками как можно больше лабораторных работ. Я добиваюсь, чтобы каждый шаг при такой форме деятельности учащиеся делали осознанно, как можно более самостоятельно. К каждой лабораторной работе ученики готовятся заранее, либо используя план в учебнике, либо составляя его сами. Это способствует более глубокому пониманию и более прочному запоминанию изучаемого материала.
Учебный материал, который успел сохраниться в памяти ученика, надо срочно закрепить, подтвердить логикой изложения или показать применение знаний в бытовых условиях. С этой целью я использую эксперименты, которые можно проводить в домашних условиях. Ученикам даю возможность самостоятельно проверить теоретическую основу экспериментов. Главная особенность этих экспериментов в домашних условиях - их доступность, так как для опытов не нужно громоздкого оборудования. Дети безбоязненно самостоятельно выполняют работу, что требует от каждого некоторого усердия, а затем они должны объяснить, что, почему и как, что способствует укреплению знаний и развитию мышления. В подростковом возрасте любой из них хочет овладеть «физическими» секретами выполнения опыта. Естественно появляется особый интерес к науке, называемой «физика».
Очень большое внимание уделяю урокам решения количественных задач. Уроки решения задач провожу с поэтапным повышением уровня сложности, чередуя стандартные задачи с оригинальными, используя методику «погружения» в задачу, персонификацию условия и т.д. После записи условия и его осмысления рекомендую учащимся представить ситуацию, описанную в нем, развивая тем самым их абстрактное мышление и воображение. В ходе беседы и обсуждения задачи определяем возможные варианты ее решения. Иногда «проигрываю» ситуацию с помощью подручных средств, провожу эксперимент. Решение задачи — коллективное творчество, в процессе которого ученики совершают открытия, повторяют и закрепляют теоретические знания, развивают математические навыки, получают дополнительную информацию, учатся оценивать реальность полученного результата. По окончании решения привожу примеры подобных или обратных задач. Вырабатываем общий подход к их решению — алгоритм. В процессе решения задач мы повторяем и закрепляем не только изучаемую тему, но и возвращаемся к предыдущему материалу. Кроме того, поднимаем огромный математический пласт: геометрические нормы, тригонометрические формулы, алгебраические преобразования и др., причем используем общие математические подходы к решению прикладных задач. На таких уроках широко осуществляются межпредметные связи и с другими дисциплинами — с химией, биологией, географией, историей, литературой. Часто решение задач делаю самостоятельной работой: либо каждый ученик индивидуально, либо ученики по группам решают задачи по индивидуальным карточкам, где первые задачи просты, а потом идет их усложнение. Такая форма деятельности позволяет установить недостатки и недоработки каждого, моя роль на таком уроке – успеть проверить задачи у всех по мере их решения и помочь в разрешении возникших проблем. Иногда на дом задаю задачи практического содержания, например, «Рассчитать, какова ваша средняя скорость при движении из дома в школу» и т. п. Ученики должны сами выполнить все необходимые измерения и решить данную задачу на их основе.
Даю творческие задания: написать сочинение, составить кроссворд, сочинить сказку. Это, кроме интеллектуального развития, позволяет взглянуть на физические явления немного с другой стороны, по новому их осмыслить.
Формы уроков, используемые мною, таковы: урок изучения и усвоения нового материала, лабораторная работа, урок-игра, КВН, конференция, урок по обобщению и закреплению знаний, контрольная и самостоятельная работа.
Основной метод, используемый мною на уроках изучения и усвоения новою материала объяснительно-иллюстративный, он у меня получается лучше всего, но в силу того, что деятельность учащихся на таких уроках весьма ограниченна, я применяю и частично-поисковый, и поисково-исследовательский методы.
На уроках использую как индивидуальные, так и групповые формы деятельности.
Большое внимание на уроках уделяю развитию речи учащихся, развитию способности четко сформулировать свою мысль, изложить и обосновать свои идеи.
Уделяю внимание работе с книгой, особенно таким её видам: краткий пересказ текста, выделение основной мысли, поиск ответа па поставленный вопрос, работа по рисунку, графику. Работа с текстом — это осмысление его содержания, отыскание в словаре значений новых слов, ответы на вопросы, предложенные учителем, формулировка собственных вопросов, поиск в литературе отрывков, подходящих для иллюстрации того или иного физического явления, закона. Такая деятельность позволяет сформировать у школьников представление о целостной картине мира. Совокупность фактов, изложенных в текстах, имеет не только информационную значимость, но и побуждает к классификации явлений, определению их практической значимости. Работа с литературным текстом расширяет словарный запас, способствует развитию образности мышления, повышает культуру речи.
Стараюсь ко всему изучаемому материалу подобрать интересные примеры иллюстрации из окружающей природы, быта, составить задачи, связанные с жизнью.
Уделяю внимание патриотическому воспитанию, знакомя учащихся с ролью ученых нашей страны в ускорении научно-технического прогресса.
Так как я считаю, что проблема преподавания состоит не только в том, что бы научить на данном уроке, но и в том, чтобы ученики не забыли через полгода, что же они там изучали, нужно повторение. Поэтому кроме повторения тех вопросов, что непосредственно связаны с темой данного урока, я стремлюсь повторять весь уже изученный материал. Для этого я составил вопросы для повторения по материалу курса физики, начиная с 7 кл., они пронумерованы и розданы ученикам. Почти на каждом уроке я уделяю немного времени для повторения: ученики либо задают вопросы друг другу, либо я задаю вопросы им, либо вытягивают кубики с номерами этих вопросов - что попалось, то и повторяем. Это не дает учащимся забыть накрепко, тот материал, что они изучали ранее и способствует осознанному восприятию нового.
Мешает моей деятельности то, что материально-техническая база нашей школы оставляет желать лучшего. Не хватает демонстрационного, лабораторного оборудования, особенно для преподавания в старших классах. При данном уровне развития пауки и техники, при современных возможностях, которые даст нам телевизор с видеофильмами, компьютер с электронным сопровождением, мы лишены широкого спектра этих самых возможностей и нам остается, как и раньше - доска и мел.
Сильной стороной моей деятельности я считаю то, что я рассматриваю ученика как равноправного сотрудника, воспитываю интерес к своему предмету, переосмысливаю свой опыт с целью совершенствования своей деятельности.