Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет учителя ИЗО и черчения»
КГУ «Чкаловская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии»
Творческий отчет
учителя ИЗО и черчения
подготовил
учитель ИЗО и черчения
Юрковский Леонтий Иванович
«Нация, которая научит детей рисовать в той же мере, как читать и писать, превзойдет все другие народы в области науки и искусства»
Дидро.
1Аналитическая справка учителя
Ф.И.О. – Юрковский Леонтий Иванович
Год рождения – 20 февраля 1958.
Образование – высшее,
окончил в 1992 году Карагандинский педагогический институт, по специальности «Черчение и изобразительное искусство».
Общий стаж работы – 36 лет
Категория – первая, дата последней аттестации – 4 апреля 2004 года.
Курсы повышения квалификации:
Курсы повышения квалификации учителей в филиале АО «НЦПК» «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области» на тему «Информационная культура как основа профессионального роста учителя. Компьютер в художественном образовании», (72 ч.) с 23.02. по 06.03.2015г. № 0105049
Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы» прошел профессиональную переподготовку по программе «Олигофренопедагогика». Решением от 12 сентября 2016 года протокол №1384 диплом предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Специальное (дефектологическое ) образование»
Я, Юрковский Леонтий Иванович, родился 20 февраля 1958 года. Учитель изобразительного искусства и черчения. Стаж работы 36 лет.
В условиях модернизации системы образования, в условиях демократизации и гуманизации образовательного процесса на современном этапе на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации личности, создание условий для реализации возможностей ребёнка в окружающем мире.
Мое педагогическое кредо во многом созвучно со словами Шалвы Александровича Амонашвили «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки в отравленную почву». Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убежден в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств. Расширение этого арсенала – и есть наша основная задача, но это не значит, что все дети должны быть вооружены одинаковыми приемами для творчества (в противном случае, я думаю, что мы не имели бы столь обширного многообразия жанров, как экспрессионизм, импрессионизм, примитивизм …). Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством своего предмета, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству резким безапелляционным советом, правкой.
Для своей работы я выбрал такие воспитательные установки:
Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая.
Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства и разбора неудачных с точки зрения общепринятых канонов детских рисунков). Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
Основные педагогические задачи:
развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;
обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
создание условий для творческой самореализации высокомотивированных учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам.
развитие общекультурной компетентности младших школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.
Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.
Э. Фромм
Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.
Одна из главных целевых установок специальной школы – создание условий для самореализации выпускников в социуме, речь идет не только об их интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья должны стать равноправными членами нашего общества, достойными не жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.
Лучше учить, лучше воспитывать – настоятельное требование времени. Эффективность педагогического труда во многом зависит от того, насколько каждый учитель осознает свои возможности в совершенствовании учебного процесса, найдет пути и средства повышения качества обучения.
В процессе уроков ИЗО у школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше ее выполнить, способность доводить дело до конца, т.е. качества, без которых невозможно и творчество.
Технология опыта.
Цель: Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Задачи, способствующие достижению цели:
развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;
формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
стимулирование интереса к изобразительной деятельности;
воспитание нравственных качеств личности учащихся.
Для решения поставленных задач мной применялись методы художественно - эстетического воспитания:
метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);
метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
метод сравнений (для активизации мышления);
метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
метод привлечения жизненного опыта детей;
визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
словесный метод;
наглядный метод.
Формы работы:
коллективно - творческая деятельность;
индивидуально практическая деятельность;
игровые формы работы.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей я придерживаюсь стратегии развития творчества:
Максимально использовать заинтересованность детей в творчестве.
Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)
Для достижения успеха важна мотивация
Стараться творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослеживаются связи с литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (роспись посуды) и др.
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках я использую следующие художественные техники:
рисование акварелью (в различных видах и жанрах)
рисование гуашью
рисование пятном
рисование пальчиками и ладошкой, пальцеграфия
оттиск поролоном
рисование природным материалом
аппликация, мозаика
коллаж
граттаж
10 . графика
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Кроме индивидуальной работы в своей работе использую метод коллективной и групповой работы, метод проектов. В 5 классе были созданы коллективные и групповые работы «Городок», «Чудо-дерево», «Солнечный денёк», «Осенний букет».
Планирую использовать компьютер на уроке ИЗО и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор «Paint»
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.
Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость.
Я считаю очень важным на своих уроках создать условия, которые бы способствовали развитию культуры общения, навыков продуктивного сотрудничества. Только общаясь в коллективе, овладевая способами разносторонней деятельности, ребёнок познаёт предметы и явления, усваивает нормы общения и поведения.
2013-2014 учебный год:
Областной конкурс рисунков «Я и моё счасливое детство» -Диплом 1 степени – Вольц Андрей
Областной конкурс рисунков «Мир глазами детей» -Диплом lll степени – Бокк Людмила.
Областной конкурс ДПИ «По охране и привлечению птиц» - грамоты за ll и lll место – Садвакасов Расул и Жексембаев Берик.
Областной конкурс рисунков – Сертификат – Бокк Людмила
Благодарственное письмо -2013 г.
Грамота за безупречный труд -2014г.
Грамота за подготовку учащегося-дипломанта обласного конкурса «Мир природы глазами детей» -2013.
2015- 2016 учебный год:
- 2015г. – Алғыс хат благодарственное письмо за многолетний труд в сфере образования.
- 2015 – областная выставка ,диплом III степени Мухаметжанов Шаймурат.
2016-2017 учебный год.
-2016 г –Областная выставка , награждены дипломом за участие.
- 2016г. –Республиканский конкурс рисунков « Детские забавы» - диплом I степени награжден Розентрейтер Евгений .
- 2016 -Алғыс хат Юрковскому Л.И. за дипломанта в республиканском конкурсе.
-2016 -Благодарственное письмо за участие в декаде « самопознание; педагогика любви и творчества».
-2016- Благодарственное письмо за многолетний труд в сфере образования.
- 2016г – сданы рисунки на республиканский конкурс « Бояулар кұлиясы». Залевская Дина. ( подведение итогов в конце ноября)
- 2016- сданы рисунки на республиканский конкурс « Моя мечта»
Залевский Станислав.( подведение итогов в конце декабря).
И главное, чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Настроение учителя всегда передается детям.
Свою активную педагогическую позицию я стараюсь проявлять через участие в методической жизни школы, района, области.