kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по методике развития воображения у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по методике развития воображения у детей. Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение и фантазия являются высшей необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения детей начальных классов на базе активизации фантазии. Воображение – это форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Воображение присуще только человеку. Это возможность создавать новые образы, путем переработки предыдущего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего объекта, ситуации, условий. Когда необходимо решить задачи с высокой степенью неопределенности на помощь мышлению приходит воображение. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Воображение детям заменяет недостаток знаний и опыта Дети начальных классов активизируют функции воображения, вначале воссоздающую ( представляют сказочные образы), затем творческую ( создают принципиально новые образы). Воображение должно иметь позитивное направление развития. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это не возможно сделать без воображения или фантазии. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно- логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Психологические исследования показали, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка. (этого придерживался и Л.С. Выготский). Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка: - построение образа. - создание программы поведения в ситуации неопределенности. - создание образов, заменяющих деятельность. - создание образов описываемых объектов. Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. По В.Н. Брушлинскому. Воображение- одна из форм мышления. Развитие воображения проходит по две фазы и тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эта связь отражена в «кривой Рибо». Первый период развития воображения иллюстрирует кривая – М, а рассудочную деятельность кривая – Р. Этот период охватывает приблизительно 15 лет жизни человека. Затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие, кривая -Х, а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности, кривая- М, чем меньше падение кривой –М, тем больше способности проявляет человек. Когда кривая воображения сохраняет стабильность или свое прогрессивное направление, то мы говорим об одаренности или гениальности. Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии ее силе и яркости. Затухание воображения с возрастом – отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения. Но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из ярких приемов развития воображения являются игры и задания « открытого типа», имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные смыслы с конкретными предметами и явлениями. Для этого предлагается ниже ряд заданий. Принципы развития творческого воображения. 1. Сформированность речевых и мыслительных навыков. 2. Новые понятия даются в знакомом содержании. 3. Содержание ориентированно на личность ребенка. 4. Овладение смыслом понятий, а не правилами грамматики. 5. Искать решение, учитывая возможности последствий. 6. Стимулирование высказывания собственных идей по поводу решения проблемы. Виды воображения Воображение характеризуется активностью, действенностью. Воображение может быть воссоздающим – создание образа предмета по его описанию. Воображение творческое – создание новых образов. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по методике развития воображения у детей »

Рекомендации по методике развития воображения у детей.

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение и фантазия являются высшей необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать , в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.


Целью является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения детей начальных классов на базе активизации фантазии.


Воображение – это форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Воображение присуще только человеку. Это возможность создавать новые образы, путем переработки предыдущего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего объекта, ситуации, условий.

Когда необходимо решить задачи с высокой степенью неопределенности на помощь мышлению приходит воображение. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Воображение детям заменяет недостаток знаний и опыта Дети начальных классов активизируют функции воображения , вначале воссоздающую ( представляют сказочные образы), затем творческую ( создают принципиально новые образы). Воображение должно иметь позитивное направление развития.


Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это не возможно сделать без воображения или фантазии. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно- логической памяти и мышления , обогащают его индивидуальный жизненный опыт.

Психологические исследования показали , что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка. (этого придерживался и Л.С. Выготский).

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

- построение образа.

- создание программы поведения в ситуации неопределенности.

- создание образов , заменяющих деятельность.

- создание образов описываемых объектов.

Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти.

По В.Н. Брушлинскому. Воображение- одна из форм мышления. Развитие воображения проходит по две фазы и тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эта связь отражена в «кривой Рибо».

Первый период развития воображения иллюстрирует кривая – М, а рассудочную деятельность кривая – Р. Этот период охватывает приблизительно 15 лет жизни человека. Затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие, кривая -Х, а воображение , в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности, кривая- М, чем меньше падение кривой –М, тем больше способности проявляет человек.

Когда кривая воображения сохраняет стабильность или свое прогрессивное направление, то мы говорим об одаренности или гениальности.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии ее силе и яркости.

Затухание воображения с возрастом – отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения. Но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности.


Одним из ярких приемов развития воображения являются игры и задания « открытого типа», имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные смыслы с конкретными предметами и явлениями. Для этого предлагается ниже ряд заданий.

Принципы развития творческого воображения.


  1. Сформированность речевых и мыслительных навыков.

  2. Новые понятия даются в знакомом содержании.

  3. Содержание ориентированно на личность ребенка.

  4. Овладение смыслом понятий, а не правилами грамматики.

  5. Искать решение, учитывая возможности последствий.

  6. Стимулирование высказывания собственных идей по поводу решения проблемы.


Виды воображения


Воображение характеризуется активностью, действенностью.

Воображение может быть воссоздающим – создание образа предмета по его описанию.

Воображение творческое – создание новых образов.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

- Агглютинация, т.е. «склеивание» различных, не соединяемых в повседневной жизни частей. ( Кентавр, русалка, птица Сирин)


- Гиперболизация, парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. ( Дюймовочка, Гулливер, Карлик нос)


- Схематизация, отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

- Типизация, выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретный образ. ( образ рабочего, врача)


- Акцентирование, выделение части, детали в создаваемом образе подчеркнуто ( шарж, карикатура)


Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия.

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем.



Воображение

Воссоздающее Творческое


Аналогия Синтез

Способы


Акцентирование Типизация Схематизация Гиперболизация Агглютинация



Воображение и чувства (эмоции) в жизни ребенка неразделимы. Робо Т. выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С. Выготский вывел « закон общего эмоционального знака» Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека .Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения.

Второй закон Л.С. Выготский назвал «закон эмоциональной реальности воображения» То есть всякое изображение фантазии обратно влияет на наши чувства.


Воображение- это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество- сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым ( социально значимым открытием) и субъективно новым ( открытием для себя).

Задания для развития воображения детей начальных классов на уроках ИЗО.


  1. Создать образ « Чудо-Юдо необыкновенное» - прием агглютинации.

  1. Изобразить сказочного героя , наделенного необычными качествами и странным внешним видом « Человек- Гора, Мать-природа» - прием гиперболизации.

  1. Создать образ города через буквы, предметы быта. « Город- буква, Город – корабль» - прием схематизации.

  1. Разработать новый не типичный для героя имидж « Баба Яга- модница», « Синяя борода – парикмахер»- прием типизации.

  1. Нарисуйте дружеский шарж на своих одноклассников, звезд экрана – прием акцентирования


Использованная литература:

1. Субботин Л.Ю. Развитие воображения у детей : Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-240 с.

2. Яруничев О.Р. Поиграем- помечтаем . М., Эйдос, 1994-111с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рекомендации по методике развития воображения у детей

Автор: Лобанова Ольга Вячеславовна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Развитие "творческости" детей в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(38) "razvitiie-tvorchieskosti-dietiei-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "135475"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416927463"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Эссе «Преемственность в работе детского сада и школы по обучению детей элементарной математике» "
    ["seo_title"] => string(109) "essie-prieiemstviennost-v-rabotie-dietskogho-sada-i-shkoly-po-obuchieniiu-dietiei-eliemientarnoi-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "221004"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434988265"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "доклад на тему " Развитие музыкально- творческих способностей учащихся на уроках музыки" "
    ["seo_title"] => string(97) "doklad-na-tiemu-razvitiie-muzykal-no-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "142030"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418219050"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников"
    ["seo_title"] => string(67) "orighamikaksriedstvorazvitiiatvorchieskikhsposobnostieidoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "334781"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1466012303"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников"
    ["seo_title"] => string(69) "origami_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "582792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623064884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства