kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эссе «Преемственность в работе детского сада и школы по обучению детей элементарной математике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе

«Преемственность в работе детского сада и школы по обучению детей элементарной математике»

Воспитатель МКДОУ детского сада № 26

г. Чехова

Клюева Юлия Юрьевна

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и  дошкольного учреждения должна существовать преемственность.

Я думаю, что осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы.

Овладение детьми математикой происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету. Ведущей задачей при формировании математических понятий является:

- наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью выявления их свойств;

- сравнение объектов и их свойств: анализ свойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются общими, отличительными, существенными, а какие несущественными; установление и использование аналогий;

- обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках объектов.

Особое внимание нужно направить на задания, которые формируют умственную деятельность ребенка и развивают мыслительные операции. У детей необходимо развивать умение ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше, целое, часть, зависимость между величинами и др.); обучать овладению способами установления разного рода математических связей, отношений.

В детском саду уделяется внимание развитию специальной терминологии: названиям чисел, действий (прибавления и отнимания), знаков (плюс, минус, равно). В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальными терминами. Дети усваивают названия данных и искомых, компонентов действий сложения и вычитания, учатся читать и записывать самые простые выражения и т.д.

Важное значение для изучения школьного курса математики имеет своевременное ознакомление дошкольников с арифметическими задачами и примерами. В детском саду начинается, а в первом классе продолжается усвоение детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава числа из двух меньших. Положительно влияют на формирование знаний о числе представления детей о непрерывных величинах, знакомство с  такими общепринятыми мерами, как метр, литр, килограмм. Все эти знания расширяют понятие о числе, развивают мышление ребенка, его интересы и способности.

Дальнейшее обучение в школе зависит от качества усвоенных знаний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтому современная дошкольная дидактика направлена на отработку путей оптимизации обучения с целью повышения этих качеств. Выпускники дошкольных учреждений должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд).

Разрабатываются новые методики в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, их потребностью в игре, двигательной активности. В методических рекомендациях широко используются дидактические игры, двигательные игры, наглядное моделирование разных количественных отношений, реальные практические действия. Обучение детей началам математики строится так, чтобы, прежде всего, на основании действий с конкретными множествами, формировать у детей знаний об общих характеристиках формы, размере и количестве, потом учить их считать, измерять, прибавлять и вычитать.

Весьма ценно в этих методиках то, что дети не просто получают определенную сумму знаний по математике, а и значительно повышают уровень общего умственного развития: приобретают умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию воспитателя, использовать ее в процессе работы, выполнять работу качественно и контролировать результаты соответственно образцу.

Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую – игровую деятельность, с другой -  создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса.

Можно сказать, что работа по этому разделу преследует две цели: первая связана с подготовкой детей к поступлению в школу и обучению в ней, вторая - с развитием интеллекта и воображения.

Одним из важных показателей специальной (математической) готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков.

Для воспитателя особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т.д.

При этом следует ориентироваться на такие показатели:

- объем математических знаний и умений в соответствии с программой воспитания в детском саду;

- качество математических знаний: осознанность, прочность, запоминание, возможность использования их в самостоятельной деятельности;

- уровень умений и навыков учебной деятельности;

- степень развития познавательных интересов и способностей;

- особенности развития речи (усвоение математической терминологии);

- положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;

- уровень познавательной активности.

Отмечу, что совершенствование преемственности в работе детского сада и школы обеспечит условия успешного обучения в первом классе. При этом важно знание воспитателями основных подходов в методике обучения математике в первом классе, ознакомление их с современными учебниками.

Таким образом, сделаю выводы, что преемственность - это связь, предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения на  требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны - опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы. Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Преемственность в работе детского сада и школы по обучению детей элементарной математике» »

Эссе «Преемственность в работе детского сада и школы по обучению детей элементарной математике» Воспитатель МКДОУ детского сада № 26 г. Чехова Клюева Юлия Юрьевна Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения должна существовать преемственность.

Я думаю, что осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Овладение детьми математикой происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету. Ведущей задачей при формировании математических понятий является: - наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью выявления их свойств; - сравнение объектов и их свойств: анализ свойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются общими, отличительными, существенными, а какие несущественными; установление и использование аналогий; - обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках объектов. Особое внимание нужно направить на задания, которые формируют умственную деятельность ребенка и развивают мыслительные операции. У детей необходимо развивать умение ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше, целое, часть, зависимость между величинами и др.); обучать овладению способами установления разного рода математических связей, отношений.

В детском саду уделяется внимание развитию специальной терминологии: названиям чисел, действий (прибавления и отнимания), знаков (плюс, минус, равно). В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальными терминами. Дети усваивают названия данных и искомых, компонентов действий сложения и вычитания, учатся читать и записывать самые простые выражения и т.д.

Важное значение для изучения школьного курса математики имеет своевременное ознакомление дошкольников с арифметическими задачами и примерами. В детском саду начинается, а в первом классе продолжается усвоение детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава числа из двух меньших. Положительно влияют на формирование знаний о числе представления детей о непрерывных величинах, знакомство с такими общепринятыми мерами, как метр, литр, килограмм. Все эти знания расширяют понятие о числе, развивают мышление ребенка, его интересы и способности.

Дальнейшее обучение в школе зависит от качества усвоенных знаний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтому современная дошкольная дидактика направлена на отработку путей оптимизации обучения с целью повышения этих качеств. Выпускники дошкольных учреждений должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд).

Разрабатываются новые методики в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, их потребностью в игре, двигательной активности. В методических рекомендациях широко используются дидактические игры, двигательные игры, наглядное моделирование разных количественных отношений, реальные практические действия. Обучение детей началам математики строится так, чтобы, прежде всего, на основании действий с конкретными множествами, формировать у детей знаний об общих характеристиках формы, размере и количестве, потом учить их считать, измерять, прибавлять и вычитать.

Весьма ценно в этих методиках то, что дети не просто получают определенную сумму знаний по математике, а и значительно повышают уровень общего умственного развития: приобретают умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию воспитателя, использовать ее в процессе работы, выполнять работу качественно и контролировать результаты соответственно образцу.

Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую – игровую деятельность, с другой - создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса.

Можно сказать, что работа по этому разделу преследует две цели: первая связана с подготовкой детей к поступлению в школу и обучению в ней, вторая - с развитием интеллекта и воображения.

Одним из важных показателей специальной (математической) готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков.

Для воспитателя особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т.д. При этом следует ориентироваться на такие показатели: - объем математических знаний и умений в соответствии с программой воспитания в детском саду; - качество математических знаний: осознанность, прочность, запоминание, возможность использования их в самостоятельной деятельности; - уровень умений и навыков учебной деятельности; - степень развития познавательных интересов и способностей; - особенности развития речи (усвоение математической терминологии); - положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом; - уровень познавательной активности. Отмечу, что совершенствование преемственности в работе детского сада и школы обеспечит условия успешного обучения в первом классе. При этом важно знание воспитателями основных подходов в методике обучения математике в первом классе, ознакомление их с современными учебниками. Таким образом, сделаю выводы, что преемственность - это связь, предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения на требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны - опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы. Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клюева Юлия Юрьевна

Дата: 22.06.2015

Номер свидетельства: 221004

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства