я - учитель, я преподаю изобразительное искусство, МХК.
Помню в детстве подолгу любила сидеть в классном кабинете после уроков, мне нравилась атмосфера школы.Хотя учителем никогда не думала быть. получать специальность учитель изобразительного искусства пошла потому, как были способности к рисованию, да и нужно было определяться с выбором профессии.
Теперь я понимаю, чтобы стать настоящим учителем, нужно преодолеть огромный, интересный путь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Путь от цели до результата" »
Путь от цели до результата.
Ни один завоеватель, ни один государственный деятель не может изменить сущность масс. Но учитель может совершить больше: он может создать новое воображение и раскрыть творческие способности человека.
Рерих Н.К.
Я – учитель. Я преподаю изобразительное искусство, МХК…
Помню в детстве, я любила подолгу сидеть в классном кабинете после уроков, мне нравилась атмосфера школы. Хотя учителем никогда не думала быть. Получать специальность учитель изобразительного искусства я пошла потому, как были способности к рисованию, да и нужно было определяться с выбором профессии.
Теперь я понимаю, чтобы стать настоящим учителем, нужно проделать огромный, интересный путь. Этот путь труден, но преодолеваешь его ты не один: рядом – ученики, которых ты учишь, которые учат тебя. Каждый учитель, на мой взгляд, должен оставаться в душе ребёнком, любопытным, открытым, радостно воспринимающим мир.
Размышляя о своём профессиональном предназначении, невольно задаёшься вопросами: «Могу ли я называться настоящим учителем? Как сделать свой предмет увлекательным и любимым? Могу ли я помочь ребятам раскрыть свои таланты? Все ли я делаю для этого?»
Цель своего учительского труда я вижу в воспитании целостной личности, в формировании у учащихся ключевых компетенций через разные виды деятельности, развивая их творческие способности, что позволит добиться положительной динамики качества образования.
Принято считать, что талант есть у всех, только не всякому дано его вовремя распознать и развить. Кто поможет в этом? Конечно, школьный учитель. Учитель терпеливый, умный, вооруженный современными методами и технологиями, а главное – неравнодушный. Школа, по моему мнению, идеальная среда для развития талантов. Здесь востребованы все: поэты и математики, художники и музыканты, спортсмены и организаторы. Создание такой развивающей среды на уроке – одна из моих задач.
Словарь объясняет понятие «талант» как «определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». Значит, чтобы талант проявился, ребёнку необходимо пробовать себя в различных видах деятельности, иметь свободу выбора. Урок изобразительного искусства дает такую свободу. Создание ситуации успеха – неотъемлемая часть развивающей среды. При подготовке к уроку я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников каждого класса, их интересы и способности. В этом мне помогает использование различных педагогических технологий.
Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. В проекте “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.”, одна из приоритетных задач: расширить использования современных образовательных технологий, что обеспечит расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении общих сроков обучения. В связи с этим изменения технологии и в педагогике, является объективным и закономерным процессом. Ведь на практике теория осуществляется именно с помощью технологии.
Само слово “технология” образовано от латинского слова “техне” - мастерство, “логос” - наука. Поэтому любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством. С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место “коллективному мастерству”, т. е. технологии.
Педагогическая технология– совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия.
Существуют разные определения педагогической технологии. На мой взгляд, наиболее удачно отражает сущность педагогических технологий следующее определение:“Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя” (В.В.Монахов).
Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.
Все педагогические технологии исходят из познавательной активности учащихся и ставят целью её формирование.
Современные образовательные технологии – технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка. Уроки Искусства – творческие уроки, поэтому в своей работе я использую, проблемные и творческие задания разного уровня сложности, стараюсь создать ситуации успеха. Благодаря этому на уроке создаются такие учебные ситуации, в которых не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Все это позволяет нам осуществлять личностно - ориентированный подход к обучению. На мой взгляд, особенно эффективно развивают активность учащихся: технологии проблемного обучения, поисковые, технология проектной деятельности, творческие, продуктивные. В своей педагогической практике на уроках я комбинирую эти технологии в чистом виде использовать какую-либо из них мне кажется скучным и неинтересным. Таким образом, соединение всех этих технологий, которые одинаково приводят к ситуации успеха и которые, я применяю на практике, следует как-то назвать и вот однажды я встретила такое понятие как “Технология успеха”. Надо сказать, что моя работа, как и любого педагога, не ограничивается урочной деятельностью, поэтому действие «Технологии успеха» можно рассмотреть по следующим направлениям.
Технология успеха
урочная деятельностьвнеурочная деятельность
- проектная технология индивидуальная (исследовательская
- информационные технологии коллективная (предметная неделя,
- проблемное обучение школьные конкурсы рисунков,
- синквейн выставки рисунков, викторины)
- кластер
Организовывая работу с учащимися, я считаю, что школьники должны иметь возможность не только получить определённые знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности (урочной и внеурочной).
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные педагогические, а также информационные технологии, которые широко внедряю в практику своей работы. Виртуальные музеи на электронных носителях позволяют знакомиться с шедеврами искусства всего мира, не выходя из класса. Это уже не потрепанные репродукции и открытки в ограниченном количестве. Это виртуальные экскурсии по залам Эрмитажа и Колизея. Использование Интернет ресурсов на уроке позволяет получить больший объем информации, которая постоянно обновляется. Учащиеся все больше самостоятельно ищут ту или иную информацию, выбирают необходимое из огромного количества, что является важным в дальнейшем их обучении. Ошибается тот, кто считает, что применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства приведет к тому, что дети перестанут рисовать, понимать искусство или, тем более, видеть красоту вокруг себя. Все лучшее видится, когда существует контраст. Белое становится белее на фоне черного, высокое становится выше на фоне низкого. И так же после работы с компьютером, хоть и очень полезной машиной, дети обернуться и увидят жизнь. И к тому же, компьютер на уроке изобразительного искусства – это средство для получения информации, при этом его использование нисколько не исключает живую работу с кистью, карандашом, бумагой… Компьютер расширяет возможности увидеть далекое недостижимое, представить пространственные формы окружающего мира, увидеть необъемлемую палитру красок.
Среди форм организации учебной деятельности использую защиту проектов на уроках (ученики изучают новые техники, а как результат выполняют итоговую работа с последующей защитой).
Декорирование в стиле «Декупаж» Проект Детской площадки
проблемное обучение (перед учениками ставится задача, а в результате поиска ответа «рождается» например, стенгазета)
Также на уроках мы сочиняем синквейны и составляем кластеры. В конце четверти проводятся занятия, закрепляющие знания учеников в разных формах: игра, тест, викторина, терминологический диктант и тд.
Подведя итог и просмотрев результаты за три года, я думаю, что я на правильном пути, ведь это даже видно по итогам последних трех лет, которые представлены в виде диаграмм.
Ученики имеют возможность проявить свою индивидуальность не только на уроке, но и во внеурочное время (коллективная, индивидуальная).
Среди форм организации внеурочной деятельности использую самостоятельную исследовательскую деятельность вне урока - подготовка и участие в НПК.
Подготовка к НПК на тему Подготовка к НПК на тему «Секрет гуаши»
«Краски для младшего брата»
Для того, чтобы приобщить детей к искусству в школе организуется «Неделя Искусства», в течение которой ребята выполняют задания (например, выполняют стенгазеты, участвуют в викторине), а также знакомятся с творчеством других людей, например с творчеством местного художника Васильева И.П., творчеством своей одноклассницы, подруги или просто знакомой, ученицы нашей школы Холмогоровой Ю.
Выставка стенгазет на тему ученики выполняли стенгазеты по темам
«Роль Искусства во время Вов»
Фото работ Холмогоровой Ю., ученицы 10 класса
С целью развития творчества и интереса к искусству также в школе организуются выставки рисунков и проводятся конкурсы рисунков.
А также привлекаются учащиеся для участия в республиканских и районных конкурсах рисунков.
Васильева Е. 1 место Республиканский конкурс Тукмачева А., 2 место, Республиканский к-с
«Человек труда», 2012 г. «Мой мир», 2015 г.
Холмогорова Ю, 3 место, Республикнский к-с Коробейникова Н., Республиканский к-с
Плакатов «Охранять природу, «Зеркало природы», 2012 г.
значит охранять Родину», 2015 г.
Все результаты за последние три года представлены в таблицах:
Таблица 1
Результаты участия в конкурсах за 2012-2013 год
ФИО участника
Статус и название конкурса
результат
Пушкарева Е.
Районная выставка детского рисунка «Как прекрасен этот мир»
Сертификат участника
Соломенникова О.
Районный конкурс рис. «Отечественная война 1812 г.»
1 место
Васильева Е.
Районный конкурс рис. «Отечественная война 1812 г.»
2 место
Васильева Е.
Республиканский конкурс рис. «Человек труда»
2 место
Таблица 2
Результаты участия в конкурсах за 2013-2014 год
ФИО участника
Статус и название конкурса
результат
Соломенникова О.
Городская выставка детских работ «Новогодний десант»
сертификат
Кунгуров П.
Городской конкурс творческих работ по противопожарной безопасности
сертификат
Коробейникова Н.
Районная выставка творческих работ «Красота божьего мира»
сертификат
Таблица 3
Результаты участия в конкурсах за 2014-2015 год
ФИО участника
Статус и название конкурса
результат
Соколова Т.
XVIII Районная НПК «Путь к успеху»
3 место
Соколова И.
XVIII Районная НПК «Путь к успеху»
2 место
Соломенникова И.
Коробейникова И.
XVIII Районная НПК «Путь к успеху»
2 место
Тукмачева А.
Республиканский конкурс рисунков «Мой мир»
2 место
Холмогорова Ю.
Республиканский конкурс плакатов «Охранять природу – значит охранять Родину»
3 место
Васильева Е.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады по МХК
призер
Соломенникова О.
Международный конкурс рисунков «Краски»
сертификат
Все грамоты и сертификаты представлены в Приложении.
При обобщении и систематизации знаний использую проектную технологию, которая предполагает совместную учебно–познавательную, творческую или игровую форму деятельности учащихся, в зависимости от возраста, изучаемой темы и интеллектуальных возможностей учеников. В начале изучения темы предлагаются различные виды проектов, дети выбирают заинтересовавшую их тему, знакомятся с критериями оценки, лучшими образцами проектов прежних лет. Далее учащиеся индивидуально или в группе моделируют будущий проект, производят подбор нужной литературы, выполняют задуманное изделие и защищают этот проект на обобщающем уроке.
Во все сферы производства внедрены информационно-коммуникационные технологии, недопустимо не использовать их в школьном образовательном процессе, сегодня у многих учащихся есть дома компьютер. Сейчас защиту проекта предлагаю выполнить ученикам в форме компьютерной презентации.
Первый слайд презентации по искусству Ломаевой О.
Презентации прилагаются в электроном виде.
Я считаю приобщение к прекрасному должно происходить в соответствующих условиях, чтобы дети окруженные красотой стремились ее создавать, поэтому интерьер школы или любой школьный праздник стремлюсь эстетически оформить.
Оформление сцены на «День Матери» оформление стенда на 1 апреля
Оформление стенда к 9 мая оформление стенда к юбилею
М.М. Соломенникова
Оформление стенда к 23 февраля оформление стенда по Неделе подростка
Оформление стенда к Новому году оформление школьного двора
Искусство, творчество - их роль в развитии школьников и подростков, и что с этой областью образования будет в современной новой школе. Сможем ли мы, педагоги, донести красоту искусства до всех - это меня, как педагога, очень волнует. Хотелось бы сегодня, в то время, когда мы пытаемся построить новое общество, в котором к становлению личности ребёнка, подростка, уделяется огромное внимание, поразмышлять, какими путями мы хотим этого добиться. Я - педагог с достаточным опытом пытаюсь понять, как в нашем государстве, вроде, и сильном, и влиятельном, пытающемся использовать новые технологии, как в экономике, науке, так и в образовании, мы забываем, что неизменным средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, театр, музыка, народное творчество, изобразительная деятельность. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, независимо, талантлив ребёнок в этой области или нет, невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности. Мы забыли о том, что когда малыш появляется на свет, мы, на уровне инстинкта, даём ему в руки карандаш, бумагу, пластилин, ножницы – вместе с ним лепим, творим необычное и в это время, не задумываясь о том, что окружающий мир встает перед изумленным ребенком как единая целостная картина мира и чтобы эта целостность сохранялась, необходимо продолжать заниматься творческой и изобразительной деятельностью, любоваться красотой, учиться слушать музыку и понимать её.
Интеграция предметов области «Искусство», объединяющая разные виды художественной деятельности школьников и подростков, несёт в себе мир идей, необычных чувств, мыслей, образов, и различных эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, образное мышление, воображение. Как мы, мудрые и умные, не осознаём роли творческой деятельности в развитии активной личности в современном обществе, личности, талантливой, способной реализовывать себя в разных направлениях деятельности, быть духовно счастливым человеком, гармоничным с самим собой и окружающим миром. Умения самостоятельно оценивать и принимать решения, которые определяют стратегию поведения с учётом нравственных ценностей, через познание истории искусства. Владения различными языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Овладения навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Ведь недаром говорят, творчески развитый человек – творческий во всём!
Так может, мы задумаемся, пока не поздно, что-то сделаем для наших детей, чтоб наша новая и современная школа стала ступенью к духовному и мудрому государству, которое правильно и осознанно расставляет нужные приоритеты. И такие предметы, как музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура встанут на одну ступень с русским языком и литературой, будут тесно идти в содружестве, помогая делать новые открытия в математике, физике и химии. Научат нас ценить и уважать прошлое, строить красивое и успешное будущее. Делать нас добрее, человечнее, проявлять чуткость и сострадание к окружающим. Говорят, если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит он, как человек, состоялся!
Именно поэтому я не буду останавливаться, ведь учитель-профессионал всегда интересен ученикам. «Самоанализ и систематизация педагогической практики – лучшие инструменты для профессионального роста, имеющиеся в распоряжении учителей», – утверждает Р.М. Торрес. В будущем мне хочется построить и провести интегрированные уроки, ведь могут получиться прекрасные уроки: изо+информатика, химия+изо и т.д. Уроки изобразительного искусства можно связывать с самыми разными предметами и профилями в школе. Так, например, на уроках информатики школьники, ученики 5х классов, уже через 2-3 занятия овладевают необходимыми навыками работы с графическим редактором, выполняют несложные собственные рисунки по теме, предложенной учителем информатики.
Итак, инструментарий изучен, закреплен на практических занятиях. Учитель информатики может перейти к следующей теме. Но как хочется, чтобы ребята продолжили эту работу, осознали, что рисунок на компьютере - это самостоятельный вид искусства.
Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры, а не на привычной бумаге карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею - призван преподаватель изобразительного искусства. Пытаясь выполнить свой замысел, дети будут стремиться найти и изучить новые возможности графического редактора, а это в свою очередь подтолкнет их к новым творческим задумкам.
Таким образом, трудно разделить функции и обязанности учителя информатики, учителя изобразительного искусства и учеников. Единство цепи порождает единство действий, в конечном результате одинаково заинтересованы все.
Урок изучения компьютерной графики можно начать с вступительного слова учителя: "Мы с вами знакомы с таким видом изобразительного искусства, как графика. Графика - это вид искусства, в котором изображение создается при помощи линейного рисунка, строго основанного на сочетании белого и черного. В наше время под графикой принято понимать довольно широкий круг явлений изобразительного искусства. Мы видим их не только на выставках, но и повседневно сталкиваемся с ними в жизни. С какими видами графических изображений вы знакомы? Какие материалы и приемы использует художник-график в своей работе? "
Ученики рассказывают, что одним из самых распространенных видов графического искусства является книжная иллюстрация, а еще, так называемая печатная графика - это плакаты, театральные афиши, почтовые марки и открытки, этикетки на спичечных коробках; промышленная графика - всевозможные пакеты, упаковки, этикетки на бутылках. Также существует самостоятельное произведение (гравюра на бумаге, линогравюра и т. д) - станковая графика. Ученики перечисляют графические материалы и приемы работы, с которыми они уже встречались на уроках изобразительного искусства: цветные мелки, пастель, уголь, фломастеры, цветные карандаши и, чаше всего, черная тушь и перо. "Сегодня нашей мастерской будет компьютерный зал, а рабочей плоскостью - экран дисплея. На уроках информатики вы освоили приемы работы на клавиатуре компьютера, научились пользоваться многими режимами графического редактора. Преимущество работы на компьютере - это, во-первых скорость во-вторых возможность варьировать изображение. перемещать его по рабочей плоскости, в-третьих. увеличивать или уменьшать, стирать, если компоновка рисунка вас не устраивает. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы.
Учитель демонстрирует возможности графического редактора и рассказывает о технических особенностях, которые надо будет учитывать при работе: об ошибках при выборе фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране дисплея, о специфике принтера. Показывает возможные варианты, обращая внимание на ошибки и удачные творческие находки авторов рисунков. Демонстрирует, как тема, сюжет накладывается на возможности компьютерной графики.
Учащиеся выполняют работу, а учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации. Урок подошел к концу. Производится просмотр рисунков. Дети совместно с преподавателями обсуждают и анализируют работы. Выявляются ошибки, отмечаются творческие находки, желающие высказывают свои пожелания, предложения, мысли и эмоции. На сегодня урок компьютерной графики завершился.
Что же дадут детям подобные уроки интеграции двух предметов - изобразительного искусства и информатики?
Учащиеся проявляют свои возможности выполнять графические композиции самостоятельного назначения. Изучение несложных геометрических фигур постепенно подводит учащихся к пониманию конструктивной закономерности построения рисунка, к многообразию его вариантов, умению использовать площадь листа (дисплея). Сюжет, как правило, возникает по ходу работы, изменяясь и обогащаясь. При этом развивается фантазия, формируется художественный вкус. Дети хотят узнать как можно больше о том времени, в котором они живут, их притягивает новая информация, современная техника. Рисуя на компьютере, создавая свое "произведение искусства ", видя его напечатанным на принтере, они испытывают удовлетворение, ощущают свою значимость.
Дать импульс к новому виду творчества, вызвать интерес к искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы - вот главная цель учителя на подобных занятиях. Поиск новых путей развития творчества детей, поиск альтернативы уже сложившимся жанрам изобразительного искусства оказывается плодотворным и эффективным, ведь, " впечатления от детства во многом определяют будущее каждого человека".
Все это станет хорошей подготовкой учащихся к реальной жизни, поможет определиться и окончательно утвердиться в своем выборе профиля обучения и будущей профессии, а следовательно, поможет воспитать успешную, активную личность.