kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочный план по истории Казахстана "Великий Шелковый путь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план

История Казахстана 5 класс.

Тема: КУЛЬТУРНЫЕ И ТОРГОВЫЕ ПУТИ

Цель: Раскрыть роль и значение Великого Шёлкового пути.

Обучающая: Шелковый Путь – важная артерия в распространении культурных и духовных ценностей.

Развивающая: Изучить развитие древних торговых путей.

Воспитательная: Воспитывать чувство трудолюбия, приобщить к культурным и духовным ценностям.

Тип урока: стандартный.

Оборудование: учебник, методическое руководство, «рассказы по истории» /Атамура 2006г./ История Казахстана том 1./Атамура 1996г/

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания.

1Рассказать о письменной культуре древних тюрков.

2Когда появилась древнетюркская письменность? В 1 тыс. до н.э. а 5-6 в создают свою письменность.

3.Назовите имена ученых, впервые от­крывших и прочитавших тюркские рунические надписи. Д. Мессершмидт и Ф. Страленберг,Ядринцев, Вильгельм Томсон, В. Радлов.

4Почему древнетюркское письмо на­зывают руническим? надписи были очень схо­жи со скандинавским руническим письмом, то ониполучили название рунические, или же - древнетюркское руническое письмо

5.О какой книге вы узнали? Что в ней говориться? «Коркытп-Ата»Она посвящена зна­менитому акыну и кобызисту Коркыту, превратившемуся в леген­дарного героя

III. Объяснение новой темы.

Новая тема.

Великий Шёлковый путь.

Издревле люди, жившие на разных континентах, в различных уголках нашей планеты, торговали между собой. Сначала был просто обмен теми ценностями, предметами, которые имелись в одном месте, но их не было в другом. Это, например, соль, драгоценные камни, золото, лекарственные растения и благовония. Затем люди стали обмениваться товарами: продукта­ми питания, скотом, изделиями из бронзы, железа,ценными мехами, тканями, скаковыми коня­ми и многим-многим другим.

Первоначально шел обычный обмен, а затем нача­лась купля ипродажа на деньги, появилась торговля, возникли торжища: базары, ярмарки, торговые пути, которые соединяли страны, города и народы. Отде­льные отрезки путей сливались, дороги удлинялись на запад и восток, север и юг, захватывая все новые и новые территории.

Так в Евразии появился Великий Шелковый путь, которыйвключил в себя «лазуритовый путь», по ко­торомуперевозился красивый синий камень лазурит (ляпис-лазурь), высоко ценимый в Египте, Вавилоне, Иране. «нефритовый путь», ставший дорогой для перевозки в Китай красивогокамня нефрита, из кото­рого изготавливались украшения, очень любимые китайскими императорами и знатью. «Соболья дорога» - по ней распространялась пушнина. Их объединение в единый путь, как установили ученые, произошло в середине 2тысячелетия до н.э.

Система Шелкового пути была подобно развет­вленнойкровеносной системе человека, питающей все тело. Шелковыйпуть соединял все государства и народы Евразии.

«Великий Шелковый путь» - это не древнее на­звание, оно появилось лишь в 1877 г., и придумал его  известный немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен. С тех пор это удачное название стало своеобраз­ной визитной карточкой удивительного достижения человечества, благодаря которому народы стали торговать, передавать друг другунаучные познания, обмениваться культурными и религиозными идеями. Шелковый путь также многие столетия объединял информационное пространство, как сейчас это сде­лал ИНТЕРНЕТ.

Трассы Великого Шелкового пути проходили и по территории древнего Казахстана.

Главный торговый путь шел в предгорьях Тянь-Шаня, пересекал долины Сырдарьи, Таласа, Чу, Или, уходил в Китай. Его ответвление проходило по берегам Сырдарьи, называемой Яксартом, а позднее Сейхуном, затем шло через Приаралье на р. Урал (Жайык) и далее в Причерноморье, Византию и Западную Европу.

От этой главной артерии отходили дороги на се­вер в степи Центрального Казахстана, в Сарыарку; на Иртыш, Алтай и Монголию.

В городах, степях и предгорьях жили саки, усуни, кангюи, их сменили древнетюркские племена тюргешей, чигилей, карлуков, огузов, кыпчаков, кимаков.

На дорогах стояли крупные города Испиджаб, Тараз, Кулан, Аспара, Алмату, Тальхир, Каялык, Усбаникет, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Янги-кент. Сарайшык.

Одна из ветвей Великого Шелкового пути проходила по югу Казахстана и Жетысу через такие горо­да, как Мерв, Бухара, Сдмарканд, Ургенч, Отрар, Сыганак, Сайрам, Сауран, Тараз, Баласагун, Талхиз, и поэтому часть товаров всегда оставалась в Казах­ской степи.

Свидетельством того, что древние тюрки торго­вали с Китаем, Индией, Ближним и Средним Восто­ком, могут служить найденные в ходе археологичес­ких раскопок китайские зеркала, предметы и вещи,сделанные и привезенные из Средней Азии и Ирана.

Посольские торговые караваны в V1-ХIV вв. использовали в основном этот путь. Он начинался в г. Чаньань (Китай) и заканчивался в Риме. Великий Шелковый путь проходил через без­водные пустыни, высокие горные перевалы, реки иозера. По нему беспрерывно шли караваны купцов.

Шелк, изобретенный в Китае, был главным предметомторговли, он и определил название пути. Шелк в те времена был международной валютой, наряду с золотом. Он служил ценным подар­ком для правителей и послов, а наемным воинам вы­давался как жалованье.

Вместе с шелком с Востока на Запад и обратно распространялись многочисленные товары, изготовленные в Риме, Франции, Византии, Руси, Иране.

Если вначале путь использовался только для пе­ревозки китайского шелка на Запад, то позднее по нему стали возить товары, произведенные различных стран, таких как, из Индии,Ирана, Арабского халифата, из Европы и Руси.

По Великому Шелковому пути везли благородных ар­гамаков Ферганы, арабских скакунов, верблюдов и слонов, носорогов и павлинов. Также по этому торговому пути распространялись различные сорта винограда, персика, дыни. А также пряности (пе­рец, гвоздика), сахар, овощи, ягоды, сушеные фрукты.

По Великому Шелковому пути распространя­лись не только товары, но и культурные ценности и достижения.

По нему продвигались различные рели­гиозные верования и идеи, фанатичные миссионеры (проповедники) везли свои учения в далекие страны и народы.

Через Среднюю Азию и Восточный Туркестан рас­пространился буддизм, а из Сирии, Ирана и арабских стран пришли сначала христианство, а затем и ислам. Из Индии в Китай, Корею и Японию попали идеи буд­дизма. О масштабности Великого Шелкового пути можно судить по таким данным: например, в Север­ном Индокитае носили одежду из шерсти, привезен­ной из Туркестана. Из Китая завозился чай, фарфор и другие ценные товары.

С началом функционирования Великого Шелково­го пути сформировалось понятие о «четырех царствах мира»: Византии - царстве несметных богатств, Китае -царстве людей, Индии - царстве слонов, Туркестане -царстве коней.

Великий Шелковый путь начал терять свое зна­чение в Х1У-ХУ вв. в связи с началом Великих гео­графических открытий, то есть началом использо­вания морского пути в Индию из Европы, а затем совсем прекратил свое существование. Кризис Вели­кого Шелкового пути непосредственно сказался на городах, большинство из которых пришло в упадок

Вместе с Великим Шел­ковым путем существовал очень важный Великиймеридиональный путь. Если Великий Шелковый путь соединял Запад и Восток, то Великий меридио­нальный путь соединял Север и Юг и проходил по линии Сибирь-Центральный Казахстан ( Арка)-Тур­кестан, вдоль рек Сырдарья, Нура, Есиль.

Этот путь был дорогой жизни для наших пред­ков, потому что по нему продвигались скотоводческие кочевые племена, проходили мигрировавшиероды, передвигались с торговыми целями купцы и торговцы. В те далекие времена Бетпак-дала не была безжиз­ненной пустыней как в наши дни. Можно было без­боязненно проходить сквозь нее вдоль берега реки Сарысу.

БЕТПАК-ДАЛА (Бедпак-Дала, Северная Голодная степь), пустыня в Казахстане, от р. Сарысу на западе до оз. Балхаш на востоке. Ок. 75 тыс. км2. Плоская волнистая равнина. Высота 300-350 м (наибольшая — г. Джамбул, 974 м). Пастбища; очаги земледелия.

Начиная со 2 тысячелетия до н.э., из Централь­ного и Восточного Казахстана вывозили по этой до­роге добываемые там цветные и ценные металлы в другие центры древних цивилизаций.

. В средние века по Великому меридиональному пути добирались докимакских городов на Иртыше арабские и персид­ские купцы и путешественники, а в Сибирь шли с юга мусульманские миссионеры и проповедники.

Завершая краткое путешествие по Шёлковому пути- этому яркому феномену мировой цивилизации, характеризуя бесчисленные дороги, которые шли из Европы в Азию и обратно, пересекая безбрежные просторы степей, переваливая через высокие горы, спускаясь в плодородные долины, а также описывая диковинные товары, древнее искусство и пути религии. Там, где встретились Запад и Восток, Европа и Азия образовалась благоприятная почва для взаимообогащения непохожих культур.

Оседлые горожане и кочевые племена Казахстана смогли в результате взаимодействия с соседними и дальними странами, и народами создать удивительную культуру.

Закрепление урока:

Какие дороги включи в себя Шелковый путь? «лазуритовый путь», «нефритовый путь», «Соболья дорога»

С какого времени они на­чали функционировать? Со 2 т.до. н.э.

1.      Через какие древние города Казах­стана проходил Великий Шелковый путь?

2.      Как вы понимаете, что Великий Шелковый путь был не только торговым путем, но и дорогой распрост­ранения религий и культур.

3.      Почему в 14- 15 в. Шелковый путь перестаёт существовать.?

4.      Какие товары везли купцы?

Домашнее задание параграф 24, конспект в тетрадях, зарисовка каравана по Шелковому пути.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по истории Казахстана "Великий Шелковый путь"»

Поурочный план

История Казахстана 5 класс.

Тема: КУЛЬТУРНЫЕ И ТОРГОВЫЕ ПУТИ



Цель: Раскрыть роль и значение Великого Шёлкового пути.

Обучающая: Шелковый Путь – важная артерия в распространении культурных и духовных ценностей.

Развивающая: Изучить развитие древних торговых путей.

Воспитательная: Воспитывать чувство трудолюбия, приобщить к культурным и духовным ценностям.

Тип урока: стандартный.

Оборудование: учебник, методическое руководство, «рассказы по истории» /Атамура 2006г./ История Казахстана том 1./Атамура 1996г/

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания.

1Рассказать о письменной культуре древних тюрков.

2Когда появилась древнетюркская письменность? В 1 тыс. до н.э. а 5-6 в создают свою письменность.

3.Назовите имена ученых, впервые от­крывших и прочитавших тюркские рунические надписи. Д. Мессершмидт и Ф. Страленберг,Ядринцев, Вильгельм Томсон, В. Радлов.

4Почему древнетюркское письмо на­зывают руническим? надписи были очень схо­жи со скандинавским руническим письмом, то ониполучили название рунические, или же - древнетюркское руническое письмо

5.О какой книге вы узнали? Что в ней говориться? «Коркытп-Ата»Она посвящена зна­менитому акыну и кобызисту Коркыту, превратившемуся в леген­дарного героя



III. Объяснение новой темы.

Новая тема.

Великий Шёлковый путь.

Издревле люди, жившие на разных континентах, в различных уголках нашей планеты, торговали между собой. Сначала был просто обмен теми ценностями, предметами, которые имелись в одном месте, но их не было в другом. Это, например, соль, драгоценные камни, золото, лекарственные растения и благовония. Затем люди стали обмениваться товарами: продукта­ми питания, скотом, изделиями из бронзы, железа,ценными мехами, тканями, скаковыми коня­ми и многим-многим другим.

Первоначально шел обычный обмен, а затем нача­лась купля ипродажа на деньги, появилась торговля, возникли торжища: базары, ярмарки, торговые пути, которые соединяли страны, города и народы. Отде­льные отрезки путей сливались, дороги удлинялись на запад и восток, север и юг, захватывая все новые и новые территории.



Так в Евразии появился Великий Шелковый путь, которыйвключил в себя «лазуритовый путь», по ко­торомуперевозился красивый синий камень лазурит (ляпис-лазурь), высоко ценимый в Египте, Вавилоне, Иране. «нефритовый путь», ставший дорогой для перевозки в Китай красивогокамня нефрита, из кото­рого изготавливались украшения, очень любимые китайскими императорами и знатью. «Соболья дорога» - по ней распространялась пушнина. Их объединение в единый путь, как установили ученые, произошло в середине 2тысячелетия до н.э.

Система Шелкового пути была подобно развет­вленнойкровеносной системе человека, питающей все тело. Шелковыйпуть соединял все государства и народы Евразии.

«Великий Шелковый путь» - это не древнее на­звание, оно появилось лишь в 1877 г., и придумал его известный немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен. С тех пор это удачное название стало своеобраз­ной визитной карточкой удивительного достижения человечества, благодаря которому народы стали торговать, передавать друг другунаучные познания, обмениваться культурными и религиозными идеями. Шелковый путь также многие столетия объединял информационное пространство, как сейчас это сде­лал ИНТЕРНЕТ.

Трассы Великого Шелкового пути проходили и по территории древнего Казахстана.

Главный торговый путь шел в предгорьях Тянь-Шаня, пересекал долины Сырдарьи, Таласа, Чу, Или, уходил в Китай. Его ответвление проходило по берегам Сырдарьи, называемой Яксартом, а позднее Сейхуном, затем шло через Приаралье на р. Урал (Жайык) и далее в Причерноморье, Византию и Западную Европу.

От этой главной артерии отходили дороги на се­вер в степи Центрального Казахстана, в Сарыарку; на Иртыш, Алтай и Монголию.

В городах, степях и предгорьях жили саки, усуни, кангюи, их сменили древнетюркские племена тюргешей, чигилей, карлуков, огузов, кыпчаков, кимаков.

На дорогах стояли крупные города Испиджаб, Тараз, Кулан, Аспара, Алмату, Тальхир, Каялык, Усбаникет, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Янги-кент. Сарайшык.

Одна из ветвей Великого Шелкового пути проходила по югу Казахстана и Жетысу через такие горо­да, как Мерв, Бухара, Сдмарканд, Ургенч, Отрар, Сыганак, Сайрам, Сауран, Тараз, Баласагун, Талхиз, и поэтому часть товаров всегда оставалась в Казах­ской степи.

Свидетельством того, что древние тюрки торго­вали с Китаем, Индией, Ближним и Средним Восто­ком, могут служить найденные в ходе археологичес­ких раскопок китайские зеркала, предметы и вещи,сделанные и привезенные из Средней Азии и Ирана.



Посольские торговые караваны в V1-ХIV вв. использовали в основном этот путь. Он начинался в г. Чаньань (Китай) и заканчивался в Риме. Великий Шелковый путь проходил через без­водные пустыни, высокие горные перевалы, реки иозера. По нему беспрерывно шли караваны купцов.

Шелк, изобретенный в Китае, был главным предметомторговли, он и определил название пути. Шелк в те времена был международной валютой, наряду с золотом. Он служил ценным подар­ком для правителей и послов, а наемным воинам вы­давался как жалованье.

Вместе с шелком с Востока на Запад и обратно распространялись многочисленные товары, изготовленные в Риме, Франции, Византии, Руси, Иране.

Если вначале путь использовался только для пе­ревозки китайского шелка на Запад, то позднее по нему стали возить товары, произведенные различных стран, таких как, из Индии,Ирана, Арабского халифата, из Европы и Руси.



По Великому Шелковому пути везли благородных ар­гамаков Ферганы, арабских скакунов, верблюдов и слонов, носорогов и павлинов. Также по этому торговому пути распространялись различные сорта винограда, персика, дыни. А также пряности (пе­рец, гвоздика), сахар, овощи, ягоды, сушеные фрукты.

По Великому Шелковому пути распространя­лись не только товары, но и культурные ценности и достижения.

По нему продвигались различные рели­гиозные верования и идеи, фанатичные миссионеры (проповедники) везли свои учения в далекие страны и народы.

Через Среднюю Азию и Восточный Туркестан рас­пространился буддизм, а из Сирии, Ирана и арабских стран пришли сначала христианство, а затем и ислам. Из Индии в Китай, Корею и Японию попали идеи буд­дизма. О масштабности Великого Шелкового пути можно судить по таким данным: например, в Север­ном Индокитае носили одежду из шерсти, привезен­ной из Туркестана. Из Китая завозился чай, фарфор и другие ценные товары.



С началом функционирования Великого Шелково­го пути сформировалось понятие о «четырех царствах мира»: Византии - царстве несметных богатств, Китае -царстве людей, Индии - царстве слонов, Туркестане -царстве коней.



Великий Шелковый путь начал терять свое зна­чение в Х1У-ХУ вв. в связи с началом Великих гео­графических открытий, то есть началом использо­вания морского пути в Индию из Европы, а затем совсем прекратил свое существование. Кризис Вели­кого Шелкового пути непосредственно сказался на городах, большинство из которых пришло в упадок

Вместе с Великим Шел­ковым путем существовал очень важный Великиймеридиональный путь. Если Великий Шелковый путь соединял Запад и Восток, то Великий меридио­нальный путь соединял Север и Юг и проходил по линии Сибирь-Центральный Казахстан ( Арка)-Тур­кестан, вдоль рек Сырдарья, Нура, Есиль.

Этот путь был дорогой жизни для наших пред­ков, потому что по нему продвигались скотоводческие кочевые племена, проходили мигрировавшиероды, передвигались с торговыми целями купцы и торговцы. В те далекие времена Бетпак-дала не была безжиз­ненной пустыней как в наши дни. Можно было без­боязненно проходить сквозь нее вдоль берега реки Сарысу.

БЕТПАК-ДАЛА (Бедпак-Дала, Северная Голодная степь), пустыня в Казахстане, от р. Сарысу на западе до оз. Балхаш на востоке. Ок. 75 тыс. км2. Плоская волнистая равнина. Высота 300-350 м (наибольшая — г. Джамбул, 974 м). Пастбища; очаги земледелия.

Начиная со 2 тысячелетия до н.э., из Централь­ного и Восточного Казахстана вывозили по этой до­роге добываемые там цветные и ценные металлы в другие центры древних цивилизаций.

. В средние века по Великому меридиональному пути добирались докимакских городов на Иртыше арабские и персид­ские купцы и путешественники, а в Сибирь шли с юга мусульманские миссионеры и проповедники.

Завершая краткое путешествие по Шёлковому пути- этому яркому феномену мировой цивилизации, характеризуя бесчисленные дороги, которые шли из Европы в Азию и обратно, пересекая безбрежные просторы степей, переваливая через высокие горы, спускаясь в плодородные долины, а также описывая диковинные товары, древнее искусство и пути религии. Там, где встретились Запад и Восток, Европа и Азия образовалась благоприятная почва для взаимообогащения непохожих культур.

Оседлые горожане и кочевые племена Казахстана смогли в результате взаимодействия с соседними и дальними странами, и народами создать удивительную культуру.

Закрепление урока:

Какие дороги включи в себя Шелковый путь? «лазуритовый путь», «нефритовый путь», «Соболья дорога»

С какого времени они на­чали функционировать? Со 2 т.до. н.э.

  1. Через какие древние города Казах­стана проходил Великий Шелковый путь?

  2. Как вы понимаете, что Великий Шелковый путь был не только торговым путем, но и дорогой распрост­ранения религий и культур.

  3. Почему в 14- 15 в. Шелковый путь перестаёт существовать.?

  4. Какие товары везли купцы?

Домашнее задание параграф 24 , конспект в тетрадях, зарисовка каравана по Шелковому пути.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поурочный план по истории Казахстана "Великий Шелковый путь"

Автор: Жакупбекова Жанара Асылхановна

Дата: 06.01.2017

Номер свидетельства: 376058

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства