Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Возникновение и функционирование Шелкового пути
Цель: Формировать представления о возникновении и функционировании Шелкового пути.
Задачи:
- Формировать основные понятия по теме: предпосылки возникновения, значение Шёлкового пути, территория, по которой он проходил.
- Развивать информационную (умение самостоятельно работать с информацией на основе мыслительных операций анализа, синтеза и классификации) и коммуникативную (умение работать в группе) компетенции; развивать критическое мышление.
- Воспитывать целеустремлённость, настойчивость, самокритичность.
Ход урока:
1. Постановка цели.
- Перед Вами три ключевых понятия сегодняшней темы: «дорога», «караван», «торговля».
- Как они связаны?
- Предположите, о чём мы будем сегодня говорить?
(Ответы учеников).
- К концу урока мы будем знать предпосылки возникновения и значение Шёлкового пути, иметь представление о территории, по которой он проходил, какие товары перевозили по Шёлковому пути; узнаем о национальном проекте «Шёлковый путь» и его значении в современном развитии Казахстана (Записана на доске).
- Для чего нам могут понадобиться эти знания?
Нам предстоит на уроке самостоятельно работать с информацией, работать в группе, оценивать свою деятельность.
- Для чего нам могут понадобиться умения выполнять такие виды работ?
2. Операционный этап
Метод развития критического мышления «Знаю – хочу знать - узнал».
- Ребята, перед вами таблица
- Давайте вместе заполним первую графу.
Мозговой штурм
- Назовите, все факты, которые известны вам о Великом Шёлковом пути. Запишите их в первый столбец таблицы.
- Вторую графу заполните самостоятельно, ответив на вопрос, что хотели бы вы узнать о Великом Шёлковом пути.
- А третью графу мы заполним в конце урока.
3. Работа по новой теме (класс заранее разбит на 5 групп).
- Я предлагаю Вам просмотр видеофильма «Великий Шёлковый путь».
Цель просмотра - почерпнуть основные сведения о Великом Шёлковом пути.
- По результатам просмотра фильма каждая группа заполнит схему. https://www.youtube.com/watch?v=MnP4t1GwANY
Метод проблемного изложения «Фишбоун»
На работу отводится 5-7 минут. Результаты фиксируются на листах А4, затем каждая группа представляет свой результат, другие группы слушают и дополняют. Делается общий вывод.
4. Исследовательский этап.
- А теперь, когда мы знаем самые основные сведения о Великом шёлковом пути, я предлагаю Вам глубже погрузиться в историю и провести независимые исследования, результаты которых помогут нам осознать значение Шёлкового пути в развитии стран и городов древности, а так же его роль в современном развитии Казахстана.
- У нас представлено 5 групп исследователей (таблички на столах каждой из групп):
ЛЕТОПИСЦЫ ТОРГОВЦЫ ГЕОГРАФЫ КУЛЬТУРОЛОГИ ИСТОРИКИ
Для каждой из групп на листах обозначены вопросы, по которым они должны построить связный рассказ о Великом шёлковом пути, пользуясь материалом учебника и дополнительным материалом (заранее подготовленным учителем).
Вопросы для летописцев:
- Объясните, что означает название Великий Шёлковый путь?
- С какого времени возник Великий Шёлковый путь и какие причины послужили этому?
- На какие сферы жизни повлиял Великий Шелковый путь?
- Каково значение шёлкового пути в развитии международных отношений?
Вопросы для торговцев:
- Какие товары в основном перевозились по Великому Шелковому пути? Почему именно эти товары?
- Производство чего стимулировал Великий Шелковый путь?
- Каково значение шёлкового пути в развитии хозяйства?
- Каково значение шёлкового пути для торговли?
Вопросы для географов:
- Где брал начало Великий шёлковый путь?
- Покажите по карте, какие страны он связывал?
- Какова общая протяжённость Великого Шёлкового пути?
- Покажи на карте, через какие города Казахстана проходил Великий Шёлковый путь?
- Каково значение Великого Шёлкового пути в развитии городов Казахстана?
Вопросы для культурологов:
- Какие народы связывал Великий Шёлковый путь?
- Способствовал ли Великий шёлковый путь развитию культуры? Каким образом?
- Можно ли говорить в данном случает о взаимообогащении культур и на основании чего?
- Каково значение Шёлкового пути в развитии религии?
Вопросы для историков:
- Каковы причины угасания Великого шёлкового пути?
- Каково значение Великого Шёлкового пути для современности?
- Какого его значение в развитии современного туризма?
- Какого его значение как культурного наследия?
- Какие документы подтверждают роль Шёлкового пути как культурного наследия для Казахстана?
На подготовку групп отводится 10-12 минут. Кроме того, вам предлагаются листы, по которым вы должны оценить свою работу в группе по 10-ти бальной шкале (техника формативного оценивания).
После подготовки каждая группа презентует свой ответ в виде устного сообщения. Ответы оцениваются другими группами по заранее разработанным критериям:
a) полнота ответов (краткость, четкость ответов).
b) раскрытие темы
с) культура речи
5. Обобщающий этап.
Давайте обобщим всё, что мы узнали. Для этого заполняем последнюю графу таблицы и сравниваем её с поставленной целью (которая записана на доске).
- Что нам удалось узнать?
- Какие вопросы остались для Вас нерешёнными? (Если таковы есть, то даётся задание самостоятельно отыскать на них ответы и разобрать их на следующем уроке).
Проблемное задание для домашней работы:
Вспомните окончание фильма, который мы посмотрели в начале урока. Мы на уроке говорили о значении Великого Шёлкового пути для современности и немного коснулись проекта его возрождения. Подробности по этому вопросу вам предстоит изучить дома и представить на следующем уроке.
6. Рефлексия
Дополни фразы (устно):
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
мне захотелось…
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт