В педагогической деятельности для организации творческого процесса и раскрытия художественных способностей используется педагогическая поддержка в творчестве ребёнка.
Педагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.
Цель поддержки: становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости, необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят, т.е. размышлять.
Учащиеся познают, учатся и творят, каждый по-своему. Мы лишь создаём условия в зависимости от их потребностей, помогаем и поддерживаем. Дети сами подсказывают нам путь педагогической поддержки.
Ключевыми словами педагогической поддержки является проблема ребёнка.
Задачами педагогической поддержки являются:
- создания условий для осознания ребенком перспективы собственного саморазвития ;
- выявления и собственного понимания педагогом проблемы ребенка, осознания всей ситуации его саморазвития;
- помощи ребенку в осознании им данной ситуации и коррекции собственного понимания;
- совместной с ребенком рефлексии его проблемы, побуждение его к осознанию себя как суверенного субъекта самостоятельного жизненного опыта и действия.
В чём суть понятия «Педагогическая поддержка»?
Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.
Термин «Педагогическая поддержка» является относительно новым. В начале своего развития идея поддержки индивидуальности формулировалась на уровне советов педагогам и родителям; впоследствии приобрела черты системности. Под ней понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самостоятельности и индивидуальности, ставящая целью поддержать ребёнка в его «само».
Роль педагога в процессе педагогического сопровождения заключается в создания для ребенка эмоционального фона уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть человек, к которому он сможет обратиться с вопросом.
Главное правило педагогической поддержки:
дать возможность ребёнку преодолеть очередное препятствие, развивая при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный и волевой потенциал.
На своих занятиях в ИЗО студии я применяю педагогическую поддержку, так как в процессе деятельности у детей возникают трудности, которые им сложно преодолеть в одиночку.
Как помогаю? Через что?
Через основную форму – это, прежде всего взаимоотношения педагог-ученик - это и культура, и свобода, и творчество, демократизм и гуманизм.
Мой принцип – от простого к сложному.
Поддерживаю мотивацию: МОТИВ-ЦЕЛЬ-СПОСОБ-РЕЗУЛЬТАТ.
Ставлю конкретные задачи, которые соответствуют возрасту, уровню. Добиваюсь результатов через различные приёмы и методы, также через художественную грамотность. Чередую виды и формы изодеятельности. Специально организую занятия по развитию творческих способностей, такие как: урок-опрос, урок-игра, учебные упражнения, урок-сценка, занятия, которые самостоятельно ведут дети и др. Здесь важно содержание на разных этапах занятий. Целенаправленно формирую у обучающихся потребность в самоанализе, проектировании собственных действий, рефлексии и художественно-эстетического вкуса.
Веду мониторинг, отстающих прикрепляю к более успешным. После каждого занятия устраиваем экспресс-выставки на которых анализируем, обсуждаем, оцениваем. Оценка ведётся по 10 бальной системе, по видам и жанрам изобразительного искусства. Данная система авторская. С 1-го года обучаю этому детей. Они быстро учатся, им это нравится. Совместно с детьми выявляем лидеров за месяц, за четверть, за учебный год. Особое внимание уделяю обучению детей осознанию того, что они делают, что получают в результате и еще оставляю задел на перспективу. А от понимания возникает уверенность, успех, любопытство, интерес, самостоятельность.
Итак, педагогическая поддержка призвана способствовать свободному, естественному и самостоятельному развитию.
Использованная литература и интернет ресурсы:
1. Михайлова Н. Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие.
2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования// Новые ценности образования.1996. №6
3. Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы/ Е.А.Александрова: Монография. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 200 с.
4. http://letopisi.org/index.php
5. http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html