Сегодня много говорят о различных педагогических технологиях. О некоторых из них мы слышим впервые, другие же применяем давно, может быть, не классифицируя их, не давая им определения. Предметы гуманитарного цикла тесно связаны между собой. На уроках истории учителя изучают развитие культуры, искусства, обращаются к литературным источникам, литераторы рассматривают исторические эпохи, картины художников. Предмет «Изобразительное искусство» также многогранен и требует такого же подхода.
Интеграция – это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определённой ступени обучения.
В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Интеграция необходима в современной системе образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработка "Интегрированные уроки" »
Степанова Кадрия Наилевна
учитель изобразительного искусства МБОУ «Гимназия № 83» г. Ижевск
Интегрированные уроки в школе.
Сегодня много говорят о различных педагогических технологиях. О некоторых из них мы слышим впервые, другие же применяем давно, может быть, не классифицируя их, не давая им определения. Предметы гуманитарного цикла тесно связаны между собой. На уроках истории учителя изучают развитие культуры, искусства, обращаются к литературным источникам, литераторы рассматривают исторические эпохи, картины художников. Предмет «Изобразительное искусство» также многогранен и требует такого же подхода.
Интеграция – это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определённой ступени обучения.
В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Интеграция необходима в современной системе образования.
Во- первых, традиционная «монологическая» система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность.
Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят «конкурирующий» характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими.
В-третьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. В таких условиях о целостности восприятии мира у школьников не может быть и речи.
Если рассматривать интеграцию на примере курса « Изобразительного искусства» по программе Б.М.Неменского, то можно отметить, что основы интеграции заложены в самой программе. На уроках мы привлекаем и музыкальные и литературные фрагменты и здесь можно говорить о 2 модели интеграции: объединение предметов одной образовательной области на базе одного предмета.
Много лет преследовало желание перестроить программу 4 класса по ИЗО и окружающему миру. Если сравнить учебники, то станет ясно, что мы говорим об одном и том же, но в разное время и в разной последовательности. Положение о рабочих программах такую перестановку не запрещает. Работали вместе с учителем начальных классов.
Что же у нас получилось?
1.Немного синхронизировали время изложения материала.
2.Заключительные, обобщающие уроки стали проводить в интегрированной форме.
Эти уроки можно отнести к первому типу интеграции, когда интегрированные образовательные предметы выступают на равных. Темы посвящённые Древней Руси - это не только интеграция с историей, если мы заглянем в учебник чтения, то мы обнаружим, что и там целый раздел посвящён истокам русской литературы.
Считаем, что такие уроки имеют явные преимущества:
повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что ведёт к повышению уровня знаний, умений и навыков;
способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся;
обладая большой информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяют вовлечь школьника в активную работу на каждой минуте урока, способствуют появлению творческого подхода к выполнению учебного задания;
позволяют систематизировать знания;
формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда;
Кроме того, интегрированные уроки способствуют повышению профессионального мастерства учителя, так как требуют от его владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.
Интегрированный урок
изобразительное искусство и информатика.
6 класс
Тема: Линия, штрих, пятно – языки графики.
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания по теме: «Графический редактор»
Закрепить знания о виде изобразительного искусства «Графика».
Уч-ль: Да, правильно, и мы на прошлых уроках разговаривали на языке цвета.
Что же может цвет, кто скажет?
Уч-ся: Цвет это настроение, движение. А ещё цвет помогает понять смысл картины, расшифровывает её.
Уч-ль: Все верно, молодцы. Оказывается, на языке цвета можно говорить о самых серьезных темах, что мы и пробовали сделать. А можно ли такие серьезные вещи как жизнь, смерть, любовь, восторг, страдания, безысходность выразить при помощи линии, пятна или штриха – языком графики.
Уч-ся: Да.
-Нельзя.
Уч-ль: Давайте вместе это выясним. Вам уже знакома работа П. Пикассо «Беззащитные».
Цветом художник прекрасно раскрывает свой замысел. Но вот работа того же автора - «Бездомные», здесь художник говорит на языке штриха. Как вы считаете, удалось ли художнику выразить свою боль и гнев, как в живописной работе, в работе графической? (Беседа с показом слайдов).
Уч-ся: Да. Ничуть не меньше.
Уч-ль: Оказывается, простой карандаш способен работать над этой серьезной темой. Вот другая работа, каким средством пользуется художник? (Работа « Женский портрет»).
Уч-ся: Это линия.
Уч-ль: Какая линия по характеру?
Уч-ся: Она нежная, ласковая, стройная.
Уч-ль: Правильно, художник работает белой линией по черному фону и от этого она кажется нежной и беззащитной. Ещё одно произведение. Что хотел сказать здесь художник? (картина «Дерево»). О чем он говорит этой картиной?
Уч-ся: Мне кажется, что этим наполовину сухим, мертвым деревом художник опять говорит на тему жизни и смерти. Это как в пустыне – одинокое дерево.
Уч-ль: И посмотрите, вы говорите, противопоставление живого и мертвого. И как художник работает: противопоставление черного и белого, нежного штриха и штриха жесткого, резкого. А вот ещё одна работа. (Картина « Клоун»). Кто расскажет о ней?
Уч-ся: Художник говорит линией, но линия несколько другая, не та, что мы смотрели до этого. Изображен клоун, но клоун грустный, печальный, и линия такая же усталая, но он - Клоун и об этом говорит веселая, кудрявая линия шапочки и жабо.
Уч-ль: Очень хорошо, молодец! Вот, ребята, оказывается, и язык графики разнообразен и могуществен. Говорит он и о жизни и смерти, о радости и грусти, о доброте и жестокости. А вот интересно, есть разделение между линией, пятном и штрихом. Например: если я попрошу изобразить стеклянную вазу, чем вы будете работать?
Уч-ся: Линией.
Уч-ль: А как изобразили бы вы стог сена?
Уч-ся: Штрихом.
Уч-ль: Штрихом? Сейчас попробуем. Я прошу выйти к доске 3 человек, ещё трое будут работать на компьютере. Задание следующее: надо изобразить стог сена, но 1человек сделает это линией, 2- штрихом, 3 – пятном. Ребята у компьютера то же самое.
Уч-ль: Что же получилось у тех, кто работал штрихом?
Уч-ся: Стог получился колючий, только что сложенный.
Уч-ль: Посмотрите, как интересно здесь – только линией. Представьте себе жаркий знойный день, когда все залито солнцем и видны лишь очертания. А вот мы выходим ранним утром в поле, когда стелется туман и перед нами проступают темные силуэты стогов сена (работы, выполненные пятном). Похоже?
Уч-ся: Да.
Уч-ль: Оказывается, один и тот же предмет можно изобразить и при помощи штриха, линией или пятном. Все зависит от выбранного образа. А теперь задание. Оно очень сложное, но интересное. Послушайте внимательно. (Дается практическое задание).
На доске 3 стихотворения разных авторов. Я их прочитаю, вслушайтесь в слова, в мелодию стихотворений. Нужно выбрать одно, наиболее понравившееся стихотворение и попробовать создать его образ, заметьте, не иллюстрацию к стихотворению, а свое впечатление от него. Работать можно только линией, пятном или штрихом, а можно воспользоваться двумя или сразу всеми средствами художественной выразительности.
А сейчас про себя прочитайте выбранное стихотворение, закройте глаза и постарайтесь мысленно его представить. Не получилось с первого раза, не торопясь, вчитайтесь ещё раз, попытайтесь почувствовать ритм стиха - они очень разные. ( Учитель работает с каждым индивидуально. По мере выполнения, рисунки вывешиваются на доску).
Очень хорошо справились с этой работой.
Только что мы с вами увидели, как средства художественной выразительности художника-графика: линия, штрих и пятно могут в зависимости от замысла художника передавать разные мысли, чувства, настроение.
Работая то порознь, то сообща линия, штрих, пятно создают интересные графические композиции.
Издавна существуют разные виды графики, а в наше время широкое распространение получил ещё один вид – компьютерная графика.
Компьютерная графика позволяет выполнять композицию из сложных пересекающихся линий, объёмных элементов и в дальнейшем выводить их на принтер.
Но и у такого современного средства, как графический редактор, те же нам знакомые средства художественной выразительности: линия, пятно, штрих.
Только в руках у нас уже не карандаш, а мышь.
А задание то же интересное: я просила вас принести на урок любимые стихи, отрывки в прозе сочинённые писателями, поэтами, а может свои собственные. Попробуйте литературные произведения, изобразить языком изобразительным. Какими графическими средствами воспользоваться, решаете вы сами, можно выбрать один, а можно несколькими.
Но сначала, давайте вспомним некоторые рабочие моменты, которые нам пригодятся.
Ответьте на вопросы:
для чего предназначен графический редактор Paint?
как запускается графический редактор?
из чего состоит рабочее окно программы?
инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик?
инструменты рисования линий: линия, кривая?
инструменты создания стандартных фигур: эллипс, прямоугольник, скругленный прямоугольник, многоугольник.
ещё какие инструменты вы знаете? (масштаб, надпись, выделение областей).
А теперь, пожалуйста, приступайте к работе.
Самостоятельная работа на компьютере, индивидуальная помощь учителя.