Методическая разработка интегрированного урока по теме "Конструирование дорожных знаков через интеграцию дополнительных общеразвивающих программ "Юный инспектор движения", "Лего - конструирование", "Художественное конструирование из бумаги" с использованием техники торцевания, "Лего - конструктора" геометрических форм, деталей и символов".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- набор плотной цветной бумаги (лучше глянцевой) ножницы, карандаш, линейка, шаблоны треугольника, квадрата, круга, необходимых окантовок и рисунков символов;
- конструктор «Лего», образцы знаков «Пункт первой медицинской помощи», «Въезд запрещен» из конструктора «Лего»;
- знак «Светофорное регулирование» исполненный в технике торцевания, гофрированная бумага, ножницы, пенопласт.
Место проведения: в специально оборудованном классе.
Методы и формы проведения занятия: рассказ-объяснение с использованием презентации мультимедиа, работа в группах: с конструктором «Лего», с бумагой и шаблонами геометрических форм, деталей и рисунков-символов, работа с бумагой в технике торцевания.
Примерное содержание занятия
Вопросы для учащихся (общая часть)
педагог объединения «Юный инспектор движения»
1. Для чего нужны дорожные знаки?
2. О чем говорят дорожные знаки водителям; пешеходам; велосипедистам?
Знаки безмолвно показывают, как вести себя на дороге. Каждый знак имеет особое значение, знать их обязаны водители, пешеходы, велосипедисты.
Дорожные знаки устанавливают вне населенных пунктов в зависимости от скорости движения, условий видимости на расстоянии от 150 до 300 м, а в населенных пунктах — на расстоянии от 50 до 100 м до начала опасного участка.
Все знаки делятся на 8 групп: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные знаки, знаки особых предписаний, приоритета, сервиса, знаки дополнительной информации или таблички.
Ребята, вы обратили внимание на то, что знаки бывают круглые, треугольные, квадратные и прямоугольные? Это не случайно. Глаз человека так устроен, что хорошо различает геометрические формы. Кроме того знаки различаются по цвету, что также способствует их восприятию. В зависимости от формы и цвета дорожного знака меняется и его назначение.
Назначение дорожных знаков легко запомнить.
Если знак имеет треугольную форму с красной каймой - он относится к группе предупреждающих знаков. Эти знаки информируют водителей о том, что впереди опасный участок дороги, а значит надо быть внимательным и снизить скорость.
Круглые знаки с красной каймой и белым, а некоторые - с голубым фоном относятся к группе запрещающих знаков. Запрещающие знаки всегда с красной каймой (это, как красный сигнал светофора, красный - значит опасный). Название этой группы знаков говорит само за себя. Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.
Если знаки имеют круглую форму голубого цвета и окантованы белой полосой - это предписывающие знаки, которые указывают направление движения, минимальную скорость и т.д.
Знаки особых предписанийвводят или отменяют определенные режимы движения. Они имеют квадратную или прямоугольную форму синего, зеленого, а в некоторых случаях белого цвета.
Все знаки сервиса имеют прямоугольную форму синего цвета.
Сервис - это услуга. Знаки сервиса сообщают о необходимых в пути объектах.
Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми группами дорожных знаков. Для того, чтобы лучше их запомнить, понять их назначение и основные отличия мы поочередно изготовим: один знак из бумаги и пенопласта в технике торцевания, два знака с помощью конструктора «Лего» и дидактический материал для конструирования дорожных знаков при помощи шаблонов геометрических форм, деталей и символов.
педагог объединения
«Художественное конструирование из бумаги»
Ребята, сейчас я познакомлю вас с интересной техникой работы с бумагой, которая называется торцевание. При помощи этой техники можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики и панно.
Различают несколько видов выполнения работ в этой технике: -контурное(торцовки выкладываются по контуру изображения); -плоскостное(торцовки располагаются по вертикали плотно друг к другу по всей поверхности рисунка); -объёмное(торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение; -многослойное (торцовки вклеивают друг в друга). Сейчас с помощью этой техники мы с вами сделаем объемный дорожный знак «Светофорное регулирование», который относится к группе предупреждающих знаков.
Для изготовления дорожного знака, нам понадобятся: - однотонная гофрированная бумага разного цвета; - пенопласт;
заготовку для изготовления объемного изделия, на которой уже нанесен контур дорожного знака;
нарезанные квадраты из гофрированной бумаги необходимых цветов
(1х1кв. см).
А сейчас, ребята, берем торцовочный инструмент, ставим его на бумажный квадратик, сминаем бумагу и прокатываем стержень между пальцами, после чего вставляем «торцовочку» в заготовку и вынимаем стержень.
Таким образом, мы будем оформлять дорожный знак в соответствии с предложенным образцом.
Педагог объединения «Лего-конструирование»
Сейчас мы будем изготавливать дорожные знаки из конструктора «Лего».
- Скажите, что означает слово «конструктор»?
Конструктор - игра, представляющая собой набор деталей, из которых можно собирать различные предметы, сооружения.
- Как вы думаете, что можно назвать главной особенностью конструктора? (Главной особенностью конструктора можно назвать то, что собранную поделку можно разобрать и снова собрать по-другому).
- Какие виды конструктора вам знакомы? (металлический, деревянный, пластмассовый)
- А «Лего» это какой конструктор, из чего он сделан? (пластмассовый)
- Кто из вас занимался с конструктором «Лего»?
Педагог предлагает образцы знаков
- Ребята, кто знает, как называются эти знаки («Пункт первой медицинской помощи» и «Въезд запрещен»).
- Рассмотрите знак «Пункт первой медицинской помощи». Он выполнен на плоскости в технике «мозаика».
- Какие цвета деталей конструктора понадобятся для изготовления знака? (синий, белый, красный)
- Рассмотрите знак «Въезд запрещен».
- Какой он формы? (круглый)
- Как сделать круглую форму при помощи деталей конструктора?
Педагог объясняет последовательность изготовления знака.
- Какие цвета деталей конструктора понадобятся для изготовления знака? (белый, красный)
- Итак, вам нужно выбрать один из этих знаков и изготовить его по образцу.
Ребята, сейчас мы изготовим с вами геометрические, формы, детали и символы для конструирования дорожных знаков.
Давайте разделим несколько основных дорожных знаков на составляющие: геометрическая форма, окантовка, и рисунок-символ.
Например: знак пешеходный переход состоит из голубого квадрата, белой окантовки и белого внутреннего треугольника, на котором расположен шагающий человек рисунок-символ черного цвета.
Для усложнения задания при конструировании дорожных знаков изготовим геометрические формы, детали и символы в различной цветовой гамме, правильные и неправильные. Вполне достаточно 3-4 цветов для каждого знака, например: красный, желтый, белый и голубой.
1.При помощи шаблонов изготавливаем геометрические формы (треугольные, квадратные, прямоугольные) – фон знаков.
2. При помощи шаблонов изготавливаем окантовку знаков (треугольной, квадратной, прямоугольной формы).
При помощи шаблонов изготавливаем необходимые рисунки-символы
разного цвета.
Из полученных деталей конструируем правильный дорожный знак.
Изготовленный нами материал можно использовать для закрепления пройденной темы в процессе занятия, как задание для команды или её капитанов во время конкурса, при путешествии по станциям ПДД и просто, как игру на сообразительность во время школьной переменки.
Ребята, а сейчас каждый из вас должен собрать 2 или 3 дорожных знака. Для этого необходимо выбрать форму определенного цвета, а также сориентироваться по цвету окантовки и символа. После того, как знак собран, будьте готовы сказать его название, группу, к которой он относится, и объяснить предназначение группы и собранного знака. Правильность выполнения задания можно проверить по брошюре Правила дорожного движения.
Заключительная часть:
Подведение итогов. Ответы на вопросы. Обмен опытом. Демонстрация готового материала.
Педагог объединения «Юный инспектор движения»
Рефлексия (общие вопросы для всех детей)
- Ребята, вам понравилось делать дорожные знаки?
- Какую новую технику вы освоили сегодня?
- Что нового узнали о дорожных знаках?
- Какие группы дорожных знаков запомнились вам наиболее всего?
Дети представляют свои работы, небольшая фотосессия с изготовленными знаками.
Литература:
1. Правила дорожного движения Российской Федерации: [Электронный ресурс] http://www.auto-piter.net. 2016.
2. Безопасность на дорогах [Текст]: методическое пособие для учителя 5-9 классов/ – М.: Учприбор, 2009. – 160 с.