Методическая разработка интегрированного урока по окружающему миру и математике в начальной школе
Методическая разработка интегрированного урока по окружающему миру и математике в начальной школе
В данной методической разработке интегрированного урока выделяется: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
На уроке ведущей дисциплиной является предмет «Окружающий мир» интегрированный с предметом «Математика». Благодаря такой смежности дисциплин дети самостоятельно приходят к выводу урока, с помощью математических подсчетов, анализа, синтеза, собранных на экскурсии материалов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока по окружающему миру и математике в начальной школе»
КГКОУ
«Алтайская общеобразовательная школа №2»
Название работы: «Методическая разработка интегрированного урока по окружающему миру и математике в начальной школе»
Автор:
учитель начальных классов
Миллер Наталья Ивановна Место выполнения работы:
город Рубцовск
Алтайский край
2015г.
Методическая разработка интегрированного урока по окружающему миру и математике в начальной школе
Аннотация:
В данной методической разработке интегрированного урока выделяется: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
На уроке ведущей дисциплиной является предмет «Окружающий мир» интегрированный с предметом «Математика». Благодаря такой смежности дисциплин дети самостоятельно приходят к выводу урока, с помощью математических подсчетов, анализа, синтеза, собранных на экскурсии материалов.
Тема урока: «Воздух нашего города». Интегрированный урок охватывает разные аспекты человеческой жизнедеятельности, принципы и законы, разнообразие взглядов на окружающий мир. Так же присутствует демонстрация более широкого поля проявления изучаемого явления, как загазованность и загрязнение окружающей среды, воздуха которым мы дышим. Через поставленную проблему, взаимодействие дисциплин, анализируя, дети самостоятельно делают вывод и представляют предложение по улучшению экологического состояния города, в частности воздуха.
Некоторые шаги по подготовке и проведению интегрированного урока.
Мотив побудивший сделать именно такой урок, определился теми противоречиями, которые обнаружены были в учебном процессе, и осознанность потребности их расширения. Узкий кругозор предметных знаний учеников и отсутствие у них способности применять учебные знания при анализе глобальных или просто жизненных явлений. Исходя из этого, возникла необходимость использования знаний и умений из одного предмета, в другой учебной дисциплине.
Была поставлена и сформулирована цель урока, далее происходил отбор материала, что бы объединить его в одном уроке.
Отбору материала и подготовке предшествовала работа учителя с детьми в 3 этапа. На этих этапах отбирались лишь учебные темы и их отдельные части, которые составляли содержательную основу интеграции. Здесь достигли взаимного согласия участвующие в интеграции учителя.
Далее оба учителя проанализировали предварительно отобранный материал и разделили его на основной и вспомогательный. Основной материал стал системообразующим компонентом урока.
Системообразующей может быть та часть интегрируемого содержания, которая определяется целью занятия. Таким компонентом стали на уроке отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения.
Выделение системообразующего компонента стало обязательным, именно он определял, какой материал надо интегрировать в урок, что бы его полнее раскрыть, точнее, объяснить или найти причины его появления.
Определение формы интегрирования и системообразующего компонента, вокруг чего будет, проводится интеграция, рассматривалось от цели урока.
После этого сформировали интегрируемые блоки знаний, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, рассмотрели связи, которые установились между интегрируемыми блоками знаний.
В данном интегративном уроке использовались связи управления, где знания по математике помогли раскрытию смысла другой науки об окружающем мире.
Интегративный урок в силу своей сложности потребовал сценария, а не простого плана или конспекта.
Данный урок приблизил процесс обучения к жизни, натурализовал его, оживил духом времени, наполнил смыслами.
Этап 1
а) «Погружение» в проблему. На этом этапе учащиеся знакомятся с одной из глобальных экологических проблем - загрязнением атмосферы угарным газом. Возросшее количество автомобилей на улицах города привело к увеличению заболеваний у людей. Ребятам зачитывается письмо от ТЭСИ с просьбой провести оценку выбросов автотранспорта. Распределяются задания между всеми учениками класса.
б) Подготовить фотографии выявляющие проблему загрязнения атмосферы и провести тематический монтаж в защиту окружающей среды.
(см. Приложение 5)
Этап 2. Подсчитать количество машин, проезжающих в час по ул. Гагарина и ул. Советская, разделив их на следующие типы: легковые; грузовые; автобусы, работающие на газе. Подсчет вести два раза за день: с 10 до 11 часов (время затишья) и с 17 до 18 (час пик). (Видеоролик: движение автотранспорта по улице Гагарина, улице Советской. Дети ведут подсчет автотранспорта, проезжающего в час пик и время затишья).
(Видеоролик прилагается)
Этап 3. Сбор данных. Учащиеся ведут подсчет различных видов автотранспорта, проезжающих по вышеуказанным улицам в указанное время. Предварительная обработка данных. На этом этапе учащиеся просчитывают среднее количество машин разных типов, проходящих за один час по ул. Гагарина, ул. Советская, в рабочем листе выполняются задания №1, №2,№3.
(Видеоролик прилагается)
Этап 4. Заключительный этап расследования проводится в форме межпредметного интегративного урока («Окружающий мир», «Математика») в ходе которого учащиеся завершают выполнение заданий в рабочем листе, формулируют выводы, заполняют экспертную справку по результатам исследований (см. Приложение1-4) . Все ученики класса делятся на рабочие группы. В течение урока, между группами, происходит соревнование за право подписи экспертной справки: за каждый правильный ответ на вопрос учителя, правильно отгаданное слово кроссворда группа получает цветной жетон-«ум». Группа, набравшая большее количество « умов», получает право подписи экспертной справки.
Используется презентация «Воздух нашего города» с темой урока и фотографии выявляющие проблему загрязнения атмосферы.
Разработала урок: учитель начальных классов Миллер Наталья Ивановна
Класс:4
Время:40мин.
Тема урока: «Воздух нашего города»
Тип урока: интегративный
Вид интеграции: межпредметный
Форма урока: экологическое расследование
Цель: формирование экологического сознания и здоровьесберегающих знаний у школьников.
Задачи:
образовательные - изучить влияние транспортных нагрузок на город, их воздействие на организм человека, его здоровье, самостоятельно выявить способы улучшения воздушной среды, закрепить навыков действий с дробными выражениями, применение этих действий при решении практических задач;
развивающие -развитие общеучебных умений и навыков (исследовать, описывать, сравнивать, классифицировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи) для развития ключевых компетенций, развитие коммуникативно-деятельностных способностей обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
воспитательные -формирование осознанной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих через знание процессов, происходящих в окружающей среде, формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Оборудование:
1)видеосюжет: движение автотранспорта по ул. Советская, ул. Гагарина, ТСО (на диске).
2)тематические плакаты и рисунки, выполненные ребятами.
3)аудиозапись симфонии №40 В.А.Моцарта в исполнении инструментального ансамбля П.Мориа.
4) Диаграмма «Газовый состав воздуха»
5)Комплект кроссвордов по числу групп
6)Комплект рабочих листов по числу учеников класса
7)Жетоны - «умы» для организации соревнования.
8)Экспертная справка ТЭСИ
9)Презентация «Воздух нашего города» с темой урока и фотографии выявляющие проблему загрязнения атмосферы.
Тематический монтаж в защиту окружающей среды.
Конспект урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
I.Организационный момент.
Психологический тренинг.
Контроль осанки
II.Введение в тему урока
Дыхательная
разминка.
III.Словарная
работа
IV. Работа над пройденным материалом.
V.Работа в группах
Тестирование
VI.Практическая работа
Подготовка экспертной справки
VII.Итог
Релаксация с аромотерапией.
VIII.Домашнее
задание.
Начать урок с «кругарукопожатий».
- Обратите внимание на схему как правильно сидеть за партой. (Схематично указано как правильно сидеть за партой)
-Отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
(Слайд1)
Экологическое расследование
«Воздух нашего города»
-Сейчас, ребята, мы за счет дыхательной разминки постараемся улучшить функции дыхания и кровообращения. Обогатим мозг кислородом.
Пилка дров
Погреться на морозе
Листья шелестят
Покатай карандаш
Экология - «экос» - дом
«логос» - наука о взаимодействии человека и природы.
Модернизация-преобразование (слова на плакате)
Дана нам возможность исследователями стать,
Проблемы экологические решать.
Природа дарит людям чудеса,
Мы навечно стали должниками.
Долг природе мы обязаны отдать,
Ведь иначе мы не сможем выжить сами.
-Почти каждый день вы слышите слово «воздух».
Опыт.
(Слайд 2)
Можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки.
(Приложение1)
-Из каких газов состоит воздух?
(Слайд3) Диаграмма «Газовый состав воздуха»
Вывод:
(Слайд 4)
Задание для 1 группы: разгадайте кроссворд .
Газы, входящие в состав воздуха.
Впишите правильный ответ. Кроссворд.
Задание для 2 группы: Выбери правильный ответ.
(Приложение 2)
Тест.
1. Атмосфера - это:
а) водная оболочка Земли
б) каменная оболочка Земли
в) воздушная оболочка Земли
г) все живые организмы, населяющие Землю
2. Воздух - смесь газов:
а) голубого цвета
б) белого цвета
в) бесцветная
г) серого цвета
3. Газ, входящий в состав воздуха и необходимый для дыхания
а) азот
б) углекислый газ
в) озон
г) кислород
-Ребята, теперь вы знаете, какой воздух можно считать чистым, какой газ нам необходим для дыхания. Сейчас я проведу тест и узнаю, правильно ли вы выбираете место для прогулок.
Опыт Джозефа Пристли
(Слайд 5)
С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты).
– О каком газе идет речь?
– Почему воздух полей и лесов чище городского?
– Для чего человеку и другим животным нужен кислород?
(Слайд6)
-Вот такая история произошла с бароном Мюнхгаузеном.
-Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался».
- Могла ли произойти эта история? Почему?
«Как выбрать для прогулок безопасный участок».
1. Как часто вы гуляете после занятий?
а) каждый день (сколько по времени)
б) по выходным дням
в) другие варианты
2. Чаще всего вы гуляете:
а) в парке (сквере), (укажите, каких)
б) во дворе
в) в других местах
3. Вспомните, есть ли недалеко от мест ваших прогулок:
а) автомобильная дорога
б) гаражи
в) автостоянки
г) свалки
д) предприятия
4. Много ли зелени в таких местах:
а) много деревьев, кустарников
б) есть отдельные деревья
в) растения практически отсутствуют
5. Назовите растения, которые вы видели в местах прогулок. Знаете ли вы, как они влияют на состояние воздуха?
6. Слышен ли какой-нибудь шум на этой территории?
а) сильный
б) слабый
в) отсутствует
г) постоянный
в) бывает изредка
7. Как вы сами оцениваете состояние воздуха в местах ваших прогулок.
а) чистый
б) загрязненный
8. Как вы себя чувствуете после прогулок.
а) самочувствие очень хорошее
б) иногда болит голова, тошнит
в) часто болит голова, чувствую недомогание.
-Сегодня мы с вами подведем итог нашему расследованию и докажем математическим путем, что на улице Советской необходимо принимать меры, так как воздух на этой улице нельзя назвать чистым и это грозит здоровью людей которые там постоянно живут. С результатами расследования и своими предложениями
обратимся ТЭСИ.
4 этап расследования.
(Приложение 3-4)
-Подсчитали количество машин, проезжающих за 30 минут по ул. Советской и ул. Гагарина, разделили их на следующие типы: легковые, грузовые, автобусы, работающие на бензине, автобусы, работающие на газе. Подсчет вели 2 раза в день: с 10часов до 11часов (время затишья) и с 17часов до 18 часов (час пик).
Произвели обработку данных:
m-количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем(г/км)
n- среднее количество автомобилей определенного типа, проехавшие за 30минут.
M-масса угарного газа.
Сделали вывод:
-По построенной диаграмме сделайте вывод.
-Какой тип автомобилей выбрасывает в окружающую среду наибольшее количество угарного газа?
(С опорой на построенную диаграмму)
-Какой тип автомобилей выбрасывает в окружающую среду наименьшее количество угарного газа?
(С опорой на построеннуюдиаграмму)
-На какой из обследованных улиц меньше проходит транспорт, а также соответственно меньше угарного газа выходит в атмосферу?
-Какие будут предложения по улучшению экологии улице Советской?
-Используя данные рабочей таблицы, заполните «Экспертную справку о состоянии воздушной среды по улице Гагарина и улице Советская», начертите сравнительные диаграмму выбросов угарного газа после модернизации двигателей, сделайте вывод, запишите предложения.
Оценка ответов и работ учеников.
Группа, набравшая большее количество «умов», получает право подписи экспертной справки.
«Экспертная справка о состоянии воздушной среды улице Гагарина и улице Советской» отдается представителю ТЭСИ для рассмотрения материалов экологического расследования и принятия решения.
Тематическая подборка стихов «В защиту воздуха» (задание №2)в сопровождении
Аудиозаписи, симфонии №40 В.А.Моцарта в исполнении
инструментального ансамбля П.Мориа.
(Приложение 5.2)
-А сейчас, ребята, обратитесь к природе. Вдохните ее аромат, послушайте ее голос, постарайтесь расслабиться.
1 группа
-Подобрать из периодической печати, интернета, как в других регионах идет борьба за чистоту воздуха, за здоровье человека.
2 группа
-Подготовить заметку в местную газету, об исследовании уровня загрязненности, воздуха нашего города.
Дети с учителем становятся в круг и берутся за руки. Учитель здоровается с детьми, желает им хорошего дня и «отправляет» свое дружеское пожелание- «заряд»- пожатием руки соседям справа и слева. «Заряды» проходят по кругу и возвращаются учителю.
Дети правильно садятся за парты, обращают внимание на схему.
Дети отгадывают загадку. Ответ–воздух.
Читают название темы урока.
Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.
Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая его через рот, как бы согревая руки.
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы отклонились и шелестели.
Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
Дети читают вслух хором словарные слова, отвечают, что они обозначают.
Класс делится на две группы исследователей.
За каждый правильный ответ дети получают цветной жетон «ум».
Нет нельзя.
Воздух - газообразное тело, не имеет постоянной формы. Воздух легкий, прозрачный, бесцветный.
Воздух-смесь газов и примесей.
Азота- 78%
Кислород- 21%
Другие газы- 1%
Дети читают по диаграмме «Газовый состав воздуха»
Дети делают вывод:
« Состав воздуха»
Дети разгадывают кроссворд «Газы, входящие в состав воздуха», вписывают правильный ответ.
Дети 2 группы выбирают правильный ответ
на вопрос теста.
Взаимопроверка.
-О кислороде.
-Потому что, там где много зеленых насаждений много кислорода.
-Для того что бы жить и дышать.
Дети отвечают.
Дети выбирают ответы на вопросы теста, делают вывод. Чтобы быть здоровым, нужно дышать чистым воздухом.
(Видеоролик)
Учащиеся заполнили таблицу и посчитали массу газа, выбрасываемого автомобилями определенного типа на протяжении одного километра пути .
Дети делают вывод по диаграмме (задание №1).
Вывод: грузовые автомобили работающие на бензине, выбрасывают в окружающую среду наибольшее количество угарного газа.
Вывод: автобусы, работающие на газе, выбрасывают в окружающую среду наименьшее количество угарного газа.
Вывод: на улице Гагарина меньше проходит транспорта, соответственно меньше угарного газа.
Ребята внесли предложения, модернизировать все типы автомобилей, значит перевести их на более экологически чистый вид топлива, на газ.
Дети заполняют
«Экспертную справку о состоянии воздушной среды по ул. Гагарина и ул. Советская».Чертят сравнительную диаграмму выбросов угарного газа после модернизации двигателей, если в среднем 25 г /км (сравнительная диаграмма).
Делают вывод и записывают
предложения по улучшению качества воздушной среды, это модернизация двигателей автомобилей.
Дети подсчитывают жетоны «умы», говорят учителю. Подписывают
«Экспертную справку о состоянии воздушной среды по улице Гагарина и улице Советской».
Дети наизусть читают стихотворение «В защиту воздуха», тем самым подводят итограсследования, для чего необходимо беречь воздух, чтобы не погубить самого себя, сохранить здоровье.
Дети, закрыв глаза, расслабляются. Слушают по записи звуки природы (шелест листвы, пение птиц, шум воды) , вдыхают аромат можжевельника через аромолампу. (звуки природы оказывают успокаивающее действие на организм, а аромат можжевельника
оздоравливает его).
Дети записывают домашнее задание по группам.
Приложения
Приложение 1. Газовый состав воздуха.
-
-Азот 78%
-Кислород 21%
-Другие газы 1%
Приложение 2.
Кроссворд «Состав воздуха». Впишите название газов, входящих в состав воздуха
в
к
и
с
л
о
р
о
д
а
з
о
т
в
о
д
а
у
г
л
е
к
и
с
л
ы
й
х
Приложение 3.
Задание №1.Заполнили таблицу, используя рабочую формулу.
Рабочая формула: M =m *n
m- количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем определенного типа (г/км)
n- среднее количество автомобилей определенного типа, проехавших за один час.
m
ул. Советская
ул. Гагарина
n
M
n
M
Грузовые автомобили
89
25
2225
7
623
Легковые автомобили
24,7
93
2297,1
16
395,2
Автобусы с бензиновыми двигателями
82,6
11
908,6
3
247,8
Автобусы, работающие на газе
25
10
250
2
100
Всего:
5680,7
Всего: 1366
Дети обрабатывают данные, подсчитывают среднее количество машин разных типов, проходящих за один час по ул. Гагарина и ул. Советская, сведения заносят в таблицу. Высчитывают по рабочей формуле количество угарного газа (г /км) выбрасываемого автомобилями на данных улицах.
Задание №2. Используя данные рабочей таблицы в задании №1, нарисовали сравнительные диаграммы.
Выброс угарного газа автомобилями разных типов.
Выброс
угарного газа ( г /км)
ул. Советская
ул. Гагарина
автомобили автобусы
грузовые легковые газовые бензиновые
Выброс угарного газа на разных улицах.
Выброс угарного газа на разных улицах (г /км)
ул.Советская ул.Гагарина
Задание №3. Используя диаграммы, ответь на вопросы.
1.На какой из обследованных улиц состояние воздушной среды наиболее благоприятно и почему?
3. Если модернизировать все автобусы, работающие на бензине и перевести их на более экологический вид топлива - сжатый газ, то во сколько раз уменьшится выброс угарного газа на каждой из улиц?
4. Предположи, что весь автотранспорт перевели на газ и любой тип автомобиля выбрасывает в среднем 25 г/км угарного газа. Как изменится состояние воздушной среды? Рассмотри на примере наиболее загрязненной улицы. Составь сравнительную диаграмму.
Выброс угарного газа на улице Советской (г /км)
до модернизации после модернизации
Сделай выводы об использовании сжатого газа в виде топлива и внеси свои предложения.
Провели обследование состояния воздушной среды по ул. Советска я( от ул. Советской до ул. Димитрова), ул. Гагарина(от ул. Гагарина до ул. Молодежной)и получили следующие результаты:
n- количество автомобилей определенного типа;
m- выброс угарного газа одним автомобилем определенного типа;
M=m*n
m
ул.Советская
ул.Гагарина
n
M
n
M
Грузовые автомобили
89
25
222,5
7
623
Легковые автомобили
24,7
93
2297,1
16
395,2
Автобусы с бензиновыми двигателями
82,6
11
908,6
3
247,8
Автобусы, работающие на газе
25
10
250
2
100
Всего-5680,7
Всего-1366
Сравнительная диаграмма выбросов угарного газа ( г /км)
ул. Советская ул. Гагарина
Количество автомобилей всех типов
Ул. Советская- 139 Ул. Гагарина- 28
Предложения по улучшению качества воздушной среды:
Сравнительная диаграмма выбросов при условии модернизации двигателей.
Выброс угарного газа (г/км)
до модернизации после модернизации
Дата заполнения: _______ Ф.И.О. заполняющих:_______________________
Приложение 5.
Задание: 1. Подготовили плакат и презентацию с темой урока и фотографиями, иллюстрирующими проблему загрязнения атмосферы.
2. Тематический монтаж в защиту окружающей среды.
В защиту воздуха
Мы здесь сегодня говорим
О том, что всем знакомо:
Что очень часто мы сорим
На улице и дома.
Что все отходы за порог
Бросаем, как попало
И до тех пор, пока здоров.
Забот об этом мало
Очистка воздуха, похоже,
Всегда обходится дороже,
Чем серый ядовитый дым,
Но ведь дышать-то нужно им!
Где засыхают сосны, ели
И нам недолго до постели.
Так что дешевле заплатить,
Чем всем в больницу угодить.
Итак, ресурсы и здоровье,
Наш отдых, красоту земли
Бездумно ставят по угрозу
Природы славные сыны,
Которых гордость ослепила,
Которым все подай сейчас
И для которых , мощь и сила
Важнее воздуха в сто раз.
В
Вот как дела-то обстоят
На шарике земном.
И надо срочно мир спасать,
В котором мы живем!
Список литературы:
1. Анкина М.А. «Интегрированные уроки в современной школе» //Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. -2012г.-№8.
2. Браже Т.Г. «Интеграция предметов в современной школе //Литература в школе.-2004г.-№5
3. Дик Ю.И. «Интеграция учебных предметов» //Современная педагогика. -2008г.-№9
4. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1996. - №1.
5.Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1999. - №9.
6.Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2012.