kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Язык искусства" проект учителя ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа № 2 курса переподготовки учителя ИЗО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Язык искусства" проект учителя ИЗО»

Федчикова Наталья Петровна

Практическая работа №2

Задание 2.1

Определите единицы художественного языка разных видов искусств. Для этого воспользуйтесь предложенными методическими материалами (Язык искусства, Художественный язык) и заполните таблицу.

В выводе определите, какие средства выразительности объединяют пластические виды искусств.


Особенности художественных языков


Виды искусств

Единицы художественного языка

словесные

язык искусства слова

жестомимические

язык танца, пантомимы, актерского искусства

звукоинтонационные

музыкальный язык

пластические

языки живописи, графики, скульптуры и языки архитектуры, прикладных искусств, дизайна








Вывод: пластические виды искусства - это произведения которые существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются путём обработки вещественного материала, особенности формообразования которого существенно определяют характер их образного строя. Искусства пластические делятся на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность. К неизобразительным искусствам пластическим относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, в которых зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности.

Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, родственные изобразительному творчеству (например, сосуды в виде фигур людей и животных). В зодчестве иногда воспроизводятся органические и растительные формы (Индия, Древний Египет); в архитектурном декоре употребляются растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы. Изобразительные искусства иногда прибегают к отвлеченным образам и сюжетам (например, книжная графика, плакат, монументальная живопись и скульптура). Такая область искусств пластических, как орнамент, включает как изобразительные, так и неизобразительные формы.         

От других родов художественной деятельности произведения искусств пластических отличаются также и тем, что они воспринимаются зрением, а иногда с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Для полноценного эстетического осмысления архитектурного образа, а в известных случаях и монументальной живописи и скульптуры необходимо также двигательно-моторное восприятие, процесс которого требует определенной длительности.         

Искусства пластические включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, кино). Существуют также попытки объединения средств живописи с музыкой (так называемая цветомузыка, впервые осуществлённая русским композитором А. Н. Скрябиным). В структуру образа искусств пластических может входить материал языка (слово, буква, надпись). Литературный текст, неотъемлемый элемент в плакате и карикатуре, в отдельных случаях является одним из средств создания художественного образа (каллиграфия в средневековом искусстве Китая и Японии). Но в основном образная структура произведений искусств пластических строится зрительно- пластическими средствами (пространство, объём, цвет, ритм и т. д.).        

Задание 2.2


Воспользовавшись предложенным материалом «Методический анализ произведений изобразительного искусства», выполните следующее задание:

- проанализируйте программное произведение искусства (любой класс, любой УМК) и составьте план анализа произведения искусства, который был бы понятен школьнику.

Письменно представьте полученный анализ произведения искусства и план.

В выводе, проанализируйте, какие затруднения могут возникнуть у учащихся, на каком этапе и каковы способы их преодоления.


План:



1.Каков размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный)?

2.Каков формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник, квадрат, круг, овал?
3. В какой технике (темпера, масло, акварель) и на какой основе (дерево, холст) выполнена картина?

4. С какого расстояния они лучше всего воспринимается?

5. Внимательно вглядитесь в картины и определите сюжет картин, что изображено и в какой среде располагаются изображённые персонажи?

6. Из каких составляющих складывается композиция картин? Каково соотношение объекта изображения и пространства на полотне картин? Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?

7. Как определена художниками позиция зрителя? Вовлекаетесь вы во взаимодействие с изображенным на картине или отстраненно созерцаете картину?

8. Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено? Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, создано глубокое пространство)?

9. Какую роль в картинах играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический). Прочитывается ли источник, направление света?

10. Какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная? Различимы ли отдельные мазки? Если да, то, какие они - мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены?

11. В картинах преобладают локальные цвета или тональный колорит? Различимы ли границы цветовых пятен? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов? Является ли цвет оптически достоверным или экспрессивным? Есть ли доминирующий цвет или сочетание цветов?

12. Как написаны теплые и холодные цвета, пользуются ли художники сочетанием дополнительных цветов? Для чего они это делают? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места? Есть ли блики, рефлексы?


Анализ произведения русских художников: картина «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля. Картина - это плоскость, на которой живописными средствами создана иллюзия пространства. Размер картины станковый.

Формат картины «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля - вытянутый по вертикали прямоугольник.
Картины «Царевна-Лебедь» Врубеля Михаила выполнена в технике живописи маслом на холсте.

Картины воспринимаются лучше с дальнего расстояния.

На картине «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля изображена красивая девушка с длинными, чёрными волосами, обрамляющими бледное лицо. У неё печальный взгляд и тонкие черты лица. Она повернулась к нам будто в последний раз – подарить свою необыкновенную красоту. Белые, пушистые крылья царевны поднимаются из воды вверх, кажется, что она хочет сейчас улететь и скрыться ото всех. Изображена Царевна- Лебедь на фоне спускающихся над моремсумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города. На заднем плане картине тёмное неспокойное море, которое почти сливается с таким же тёмным небом.

На картине «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.

Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари...

Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте.

Картину «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля я созерцаю отстраненно.

В картине «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля нет действия, жеста. Царит покой.  В ней нет движения. Все замерло в каком-то тревожном ожидании: то ли сгущающиеся сумерки несут в себе тревогу, то ли расставание с прекрасной девушкой, которая вот-вот растает в ночной темноте, уплывая в неведомую даль.  Композиционные построения его картин рождают ощущение отрыва от земли, фигуры словно парят над миром. Динамичность пространственных связей соединяется с благородной инерцией персонажей, погруженных в глубокое созерцание. 
В картине «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля пространство светлых тонов занимает почти всю картину, в то время как темные тона занимают лишь ее треть. Однако важно отметить, что темное пространство окружает светлую фигуру – оно находится по сторонам от нее, а также снизу. Важно также оговорить и то, что наиболее светлая часть холста располагается в центральной и нижней части, наиболее темное – в левом верхнем и в левом нижнем углах, а также в центральной части. Наиболее темное пространство составляет одну пятую 10 часть всей картины, наиболее светлое – три четвертых. В целом, произведении свойственна графичность одновременно с живописностью – первое можно доказать за счет легкого разбития форм на три тона – темный, серый и светлый. Соотношение тонов также привносит визуальное понятие замкнутости – светлое замкнуто темным в пространстве произведения. Фантастические и литературные образы, воплощенные Врубелем в карти­нах, немыслимы без изображения природы. Она гармонирует с обликом персо­нажей, раскрывая их сущность. Вдалеке багряными отсветами горит замок на волшебном чудо-острове. Морской пейзаж в густых сине-лиловых сумерках на картине «Царевна-Лебедь» тоже проникнут волшебством. Светлая полоска неба над горизонтом бросает отблеск на морскую гладь. Розовым светом вечерней зари окрашены гребни волн и полувоздушное оперенье Царевны-Лебеди. Эти отблески призрачным светом словно окутывают тонкие черты бледного лица сказочной героини.

В произведении «Царевна-Лебедь» размер и направление, а также форма всех мазков не одинаковы. Центральная часть данного произведения отличается сложной системой корпусно-положенных пастозных мазков красок, которая отличается от более лессировочной техники в решении правой и левой стороны холста. Нижняя часть выделятся за счет очень крупных, равномерных мазков мастихином

В Картине «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля говоря о тональном соотношении, оно практически одинаково с соотношением форм. Пространство светлых тонов занимает почти всю картину, в то время как темные тона занимают лишь ее треть. Однако важно отметить, что темное пространство окружает светлую фигуру – оно находится по сторонам от нее, а также снизу. Важно также оговорить и то, что наиболее светлая часть холста располагается в центральной и нижней части, наиболее темное – в левом верхнем и в левом нижнем углах, а также в центральной части. Наиболее темное пространство составляет одну пятую 10 часть всей картины, наиболее светлое – три четвертых. В целом, произведении свойственна графичность одновременно с живописностью – первое можно доказать за счет легкого разбития форм на три тона – темный, серый и светлый. Соотношение тонов также привносит визуальное понятие замкнутости – светлое замкнуто темным в пространстве произведения.

На картине «Царевна-Лебедь» много светлых и темных цветов. Это сочетание позволяет прочувствовать образ царицы, понять ее печаль и грусть. На мой взгляд, художник использовал холодные оттенки, за счет которых получилось отобразить водную гладь и нежность царицы, что так похожа на лебедя.

В картине «Царевна-Лебедь» чувствуется какая-то скрытая тревога, которая заставляет смотреть на картину без доли равнодушия. Картина настолько жива, что складывается впечатление будто бы прекрасная девушка, изображённая на ней, вот-вот исчезнет. В глазах Царевны-Лебедь затаилась печаль, заставляющая включить воображение и задуматься, откуда она, о чём грустит, что произошло? На фоне надвигающейся темноты Царевна-Лебедь выглядит прекрасно, в своём белоснежном одеянии. Рядом с ней бушует море, и зритель картины Врубеля сам невольно начинает ощущать шум морских волн. Михаилу Врубелю удалось написать необычайную, удивительную картину «Царевна-Лебедь». Девушка, изображённая на полотне – это образ красоты, таинственности и величия героинь русского фольклора.

Глядя на картину можно задуматься о традиционных ценностях обыденной жизни и поверить, что в ней все-таки имеет место быть удивительное чудо!


Вывод: Самое сложное в работе над анализом картины определить из каких составляющих складывается композиция картин? Каково соотношение объекта изображения и пространства на полотне картин? Тук как каждый человек видит в художественное произведение по своему.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
" Язык искусства" проект учителя ИЗО

Автор: Федчикова Наталья Петровна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 377932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Создание видеообраза стихотворения как один из путей постижения лирического текста "
    ["seo_title"] => string(95) "sozdaniie-vidieoobraza-stikhotvorieniia-kak-odin-iz-putiei-postizhieniia-lirichieskogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "193475"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427641992"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Практико- ориентированный проект "Проблемы экологии языком искусства""
    ["seo_title"] => string(71) "praktiko-oriientirovannyi-proiekt-probliemy-ekologhii-iazykom-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "269734"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893944"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка интегрированного урока ИЗО и истории в 7 классе на тему "Символика государства""
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-izo-i-istorii-v-7-klassie-na-tiemu-simvolika-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "248848"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446797174"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока по теме " Проект «Семья слов»". "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-tiemie-proiekt-siem-ia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "139771"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417791430"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства