kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание видеообраза стихотворения как один из путей постижения лирического текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                          Создание видеообраза стихотворения

                                 как один из путей постижения лирического текста

                                                                                  Иванова Людмила Григорьевна,     

                                                                                  учитель русского языка и  литературы

                                                                                  Нюрбинского технического лицея

Как известно, работа над поэтическими произведениями является одной из самых сложных.

При работе с лирическим произведением учитель должен научить детей проникать в подтекст, исследовать языковые средства создания смысла, воспитать чуткого и внимательного читателя.

М. Цветаева писала: «Что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов».

Чтобы решить эти проблемы мы предложили учащимся принять участие в создании компьютерных презентаций стихотворений Пушкина.

В работе над проектом перед учащимися была поставлена проблемная ситуация: им было предложено создать видеообраз стихотворений, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность заговорить, воспроизвести музыку их взаимоотношений.

Задача учащихся как художников – сделать построчные иллюстрации поэтического текста, чтобы фон рисунков представлял собой цветовое воплощение мелодики и настроения стихотворения, а картинка делал акцент на ключевом образе стихотворения. Для выполнения этой работы ученики проходят сначала теоретическую подготовку: даются сведения из теории литературы о цветописи и звукописи. Устанавливаются звуко-цветовые соотношения гласных. Исследования современных ученых выявили, что звуки вызывают вполне определенные представления и впечатления. В своем анализе мы опирались на результаты исследований профессора Журавлева, который выявил звукоцветовые соответствия гласных звуков.

Кроме того, в качестве дополнительного материала приводится теория художника Серебряного века В.Кандинского о языке форм и красок. Особое внимание уделяется ассоциативному значению цвета.

Хотя, не обязательно брать за основу мысли Кандинского, можно предложить и собственное цветовое видение.

Параллельно ведётся работа с чтецами и подбор музыки. Чтецам необходимо найти нужную интонацию, выбрать теип, скорость и громкость чтения, но и создать речевой художественный образ персонажей, показать их внутреннее состояние.

После завершения работы художников и чтецов начинается работа по анимации и подбору музыкального фона.

Изучая любовную лирику А.С. Пушкина в девятом классе, мы ставили перед собой задачи:

  • узнать об адресатах  поэта;
  • провести углубленный анализ стихотворений о любви;
  • показать богатство и разнообразие в постижении темы любви;
  • дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова.

Создавая видеообразы стихотворений Пушкина, мы придерживались принципа абсолютной достоверности и реалистичности, так как они имеют реальных адресатов.  Иллюстрации, фотографии были взяты из Интернета, мультимедийных энциклопедий или отсканированы.

Учащиеся разделились на 4 группы:

1группа – «Сожженное письмо»

2группа – «Признание»

3группа – «Я помню чудное мгновение»

4группа – «Я вас любил».

Выступления учащихся по защите своих проектов строились по следующей схеме: выразительное чтение стихотворения с одновременным показом слайдов, затем вступительное слово об адресате стихотворения, предваряющее анализ произведения, и в заключение - рассказ о технологии создания презентации.

Наиболее удачными и интересными оказались работы двух групп, которые более или менее справились со своей задачей.

1 группа работала над стихотворением «Сожженное письмо». В своем выступлении они рассказали о графине Воронцовой, которой адресовано стихотворение. В анализе выделили центральные образы стихотворения – Он и Она. Отметили особенности композиции, разделили стихотворение на 3 части. Нашли образы-символы: письмо как символ любви, пепел как синоним слова «воспоминание». Разобрались в ритмике стихотворения, которая передает  чувства  лирического героя, его внутреннее состояние.

Зрительные образы оформили в виде таких слайдов: 1 слайд – Пушкин читает письмо; 2 слайд – свеча; 3 слайд – горящее письмо; 4 слайд – портрет Воронцовой. Цветовой фон выбран тоже удачно, исходя из собственного видения и опираясь на  ключевые слова «пламя» - красный цвет; «провиденье» - светлые оттенки; «пепел» - серый, дымчатый цвет.

2 группа  работала над созданием видеообраза стихотворения «Признание». У них был свой подход к решению проблемы. Фоном слайда служат картины, передающие настроение стихотворения, можно сказать, что это ассоциативные иллюстрации.

Первые два слайда – об истории создания стихотворения.

Четыре последующие - посвящены восприятию и истолкованию поэтического текста.

Стихотворение начинается с признания «ангелу» - возникает возвышенный образ любимой, поэтому на 1 слайде на фоне гор фотография А. Осиповой.

2-й слайд – синий цветовой фон – внезапное появление возлюбленной – затем муки любви – и награда – движение лирического сюжета воспринимается как гроза.

3-й слайд – фоновый рисунок реки отражает спокойное течение жизни – любование возлюбленной, нежные чувства к ней.

Последний слайд показывает, что  в заключении стихотворения наступает развязка любовных отношений – отсюда вечерний образ, красивый закат, преобладает мотив воспоминания о счастливых мгновениях любви.

 В процессе работы над проектом учащиеся смогли реализовать собственный подход в постижении лирического текста, свое видение и создать зримые образы стихотворений, что было для них ново и интересно.

Данные презентации могут быть использованы при проведении литературных вечеров, а также как иллюстративный материал к урокам.

Положительные результаты подобной работы мы видим в том, что:

- повышается  интерес к чтению поэзии;

- развивается ассоциативное мышление учащихся;

-  совершенствуются умения литературоведческого анализа;

- происходит интеграция 2-х предметов: литературы и информатики;

- расширяется поле познавательной деятельности учащихся;

- реализуется деятельностный  подход в преподавании литературы, когда «ученики становятся соавторами учителя».

Использованная литература.

1. Жерготова В.Е. Фонологический уровень поэтического текста. – «Народное образование Якутии», 2001, №4.

2. Марутина И. Методика создания мультимедийных проектов по литературе. – «Литература», 2005, №1

3. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.

4. Сидоренков В. А. Углубленное изучение русского языка: Кн. Для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание видеообраза стихотворения как один из путей постижения лирического текста »

Создание видеообраза стихотворения

как один из путей постижения лирического текста

Иванова Людмила Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

Нюрбинского технического лицея

Как известно, работа над поэтическими произведениями является одной из самых сложных.

При работе с лирическим произведением учитель должен научить детей проникать в подтекст, исследовать языковые средства создания смысла, воспитать чуткого и внимательного читателя.

М. Цветаева писала: «Что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов».

Чтобы решить эти проблемы мы предложили учащимся принять участие в создании компьютерных презентаций стихотворений Пушкина.

В работе над проектом перед учащимися была поставлена проблемная ситуация: им было предложено создать видеообраз стихотворений, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность заговорить, воспроизвести музыку их взаимоотношений.

Задача учащихся как художников – сделать построчные иллюстрации поэтического текста, чтобы фон рисунков представлял собой цветовое воплощение мелодики и настроения стихотворения, а картинка делал акцент на ключевом образе стихотворения. Для выполнения этой работы ученики проходят сначала теоретическую подготовку: даются сведения из теории литературы о цветописи и звукописи. Устанавливаются звуко-цветовые соотношения гласных. Исследования современных ученых выявили, что звуки вызывают вполне определенные представления и впечатления. В своем анализе мы опирались на результаты исследований профессора Журавлева, который выявил звукоцветовые соответствия гласных звуков.

Кроме того, в качестве дополнительного материала приводится теория художника Серебряного века В.Кандинского о языке форм и красок. Особое внимание уделяется ассоциативному значению цвета.

Хотя, не обязательно брать за основу мысли Кандинского, можно предложить и собственное цветовое видение.

Параллельно ведётся работа с чтецами и подбор музыки. Чтецам необходимо найти нужную интонацию, выбрать теип, скорость и громкость чтения, но и создать речевой художественный образ персонажей, показать их внутреннее состояние.

После завершения работы художников и чтецов начинается работа по анимации и подбору музыкального фона.

Изучая любовную лирику А.С. Пушкина в девятом классе, мы ставили перед собой задачи:

    • узнать об адресатах поэта;

    • провести углубленный анализ стихотворений о любви;

    • показать богатство и разнообразие в постижении темы любви;

    • дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова.

Создавая видеообразы стихотворений Пушкина, мы придерживались принципа абсолютной достоверности и реалистичности, так как они имеют реальных адресатов. Иллюстрации, фотографии были взяты из Интернета, мультимедийных энциклопедий или отсканированы.

Учащиеся разделились на 4 группы:

  1. группа – «Сожженное письмо»

  2. группа – «Признание»

  3. группа – «Я помню чудное мгновение»

  4. группа – «Я вас любил».

Выступления учащихся по защите своих проектов строились по следующей схеме: выразительное чтение стихотворения с одновременным показом слайдов, затем вступительное слово об адресате стихотворения, предваряющее анализ произведения, и в заключение - рассказ о технологии создания презентации.

Наиболее удачными и интересными оказались работы двух групп, которые более или менее справились со своей задачей.

1 группа работала над стихотворением «Сожженное письмо». В своем выступлении они рассказали о графине Воронцовой, которой адресовано стихотворение. В анализе выделили центральные образы стихотворения – Он и Она. Отметили особенности композиции, разделили стихотворение на 3 части. Нашли образы-символы: письмо как символ любви, пепел как синоним слова «воспоминание». Разобрались в ритмике стихотворения, которая передает чувства лирического героя, его внутреннее состояние.

Зрительные образы оформили в виде таких слайдов: 1 слайд – Пушкин читает письмо; 2 слайд – свеча; 3 слайд – горящее письмо; 4 слайд – портрет Воронцовой. Цветовой фон выбран тоже удачно, исходя из собственного видения и опираясь на ключевые слова «пламя» - красный цвет; «провиденье» - светлые оттенки; «пепел» - серый, дымчатый цвет.

2 группа работала над созданием видеообраза стихотворения «Признание». У них был свой подход к решению проблемы. Фоном слайда служат картины, передающие настроение стихотворения, можно сказать, что это ассоциативные иллюстрации.

Первые два слайда – об истории создания стихотворения.

Четыре последующие - посвящены восприятию и истолкованию поэтического текста.

Стихотворение начинается с признания «ангелу» - возникает возвышенный образ любимой, поэтому на 1 слайде на фоне гор фотография А. Осиповой.

2-й слайд – синий цветовой фон – внезапное появление возлюбленной – затем муки любви – и награда – движение лирического сюжета воспринимается как гроза.

3-й слайд – фоновый рисунок реки отражает спокойное течение жизни – любование возлюбленной, нежные чувства к ней.

Последний слайд показывает, что в заключении стихотворения наступает развязка любовных отношений – отсюда вечерний образ, красивый закат, преобладает мотив воспоминания о счастливых мгновениях любви.

В процессе работы над проектом учащиеся смогли реализовать собственный подход в постижении лирического текста, свое видение и создать зримые образы стихотворений, что было для них ново и интересно.

Данные презентации могут быть использованы при проведении литературных вечеров, а также как иллюстративный материал к урокам.

Положительные результаты подобной работы мы видим в том, что:

- повышается интерес к чтению поэзии;

- развивается ассоциативное мышление учащихся;

- совершенствуются умения литературоведческого анализа;

- происходит интеграция 2-х предметов: литературы и информатики;

- расширяется поле познавательной деятельности учащихся;

- реализуется деятельностный подход в преподавании литературы, когда «ученики становятся соавторами учителя».

Использованная литература.

1. Жерготова В.Е. Фонологический уровень поэтического текста. – «Народное образование Якутии», 2001, №4.

2. Марутина И. Методика создания мультимедийных проектов по литературе. – «Литература», 2005, №1

3. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.

4. Сидоренков В. А. Углубленное изучение русского языка: Кн. Для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Создание видеообраза стихотворения как один из путей постижения лирического текста

Автор: Иванова Людмила Григорьевна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства