kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практико- ориентированный проект "Проблемы экологии языком искусства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированный проект

«Проблемы экологии языком искусства»

 

 

 

Выполнила

Напиральская Елена Ивановна,

учитель русского языка, литературы и МХК

МОУ «СОШ №12 с УИОП».

ТЕМА 1

ГАРМОНИЯ В ПРИРОДЕ

Урок 1 (в литературе)

Сотри случайные черты,

и ты увидишь: мир прекрасен…

А.Блок

 

Учебные цели: 1. Показать, как искусство отражает равновесие и разумность устройства окружающего мира, целесообразность и гармоничность процессов и явлений мироздания.

                          2. Дать представление о целостности мира и о человеке как одном из его элементов.

                          3. Используя произведения старооскольских поэтов, показать видение человеком природы как единого целого, как основы возникновения.

         Среда обитания человека – это тысячелетиями складывавшийся целостный организм. Творения природы -  это наше культурное наследие. Природа вдохновляет поэтов, художников, композиторов. Очевидно, что духовные богатства природы не менее важны для развития цивилизации, чем уголь, нефть, древесина. Это нашло в свое отражение в верованиях древних, которые неотделимы от природы, их окружающей. В них отражено таинство вечно возобновляющейся самотворящейся жизни. Примером тому могут служить египетский, греческий и римский пантеоны (Осирис, Деметра–Персефона, Флора-Церера), религиозные культы славян, других земледельческих и скотоводческих племен, прославляющие плодородие и щедрость природы, обряды и праздники различных народов более поздних времен как отражение древних верований.

Природа центральной России – благодатная почва, на которой в значительной мере выросла русская культура. Прекрасны строки о родной природе А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, И.С.Никитина и Я.Полонского, А.А.Блока  и А.С.Есенина и других поэтов.

Старооскольские поэты с любовью пишут о природе родной земли.

Величественна природа в творчестве Александра Вениаминовича Машкары. Поэт сознает недоступность, неподвластность ее процессов человеку («Дремлют наши аисты на крыше…», «О снеге пишу о пушистом и легком…», «Не брызнуло солнце покуда…» «Родное поле»: с.5, 7, 18-19, 23).

Ясна и кристально чиста природа в поэзии Лиры Султановны Абдуллиной («Новогоднее», «Глина красная вчера», «Отшумели белые метели…»: 1, с. 3, 11, 25, 79-80).

Трогательна любовь Владимира Михалева к родной природе. Одушевленной предстает она в его стихах («Тропа проселочная, отчая…», «Первый снег», «Листья»: 5, с. 14, 17, 29). Спокойна и тверда уверенность народного поэта в животворящей силе природы, обращающей даже распад и тлен во благо всему живому. Именно такое понимание гармонии окружающего мира В.Михалев пытается донести до читателя – собеседника.

Богата образами творческая палитра Татьяны Ивановны Олейниковой. Природа-родник, питающий  поэтессу, источник вдохновения и радости («Темные ночи тоскуют уже по зиме…», «Волшебное дерево», «Глоток воды»: 8, с. 19, 44, 52).

Необычайно сложен и многомерен мир в стихах  Петра Яковлевича Рощупкина. Понимая невозможность объяснить жизнь природы на рациональном уровне, поэт пытается постичь ее тайны посредством эмоционального восприятия («Декабрьские этюды», «Весна ручьями отшумела», «Я слушал оперу лесную», «Клены в желтых ладонях»: 10, с. 24, 28, 30, 36).

Все происходящее в мире закономерно – таков лейтмотив поэзии Михаила Матвеевича Рудакова. В тоже время  его стихам чужд фатализм в изображении природы, когда за расцветом неизбежно следует увядание («Трещал сверчок прерывисто…», «Дожди идут ли…», «Зимнее», «Майским утром»: 11, с. 16-17, 29, 35, 47).

Стихотворения Веры Котеневой – отражение свойственного природе диалектического единства – неделимости и фрагментарности. Отображая мир как единое целое, поэтесса умеет видеть целостность в деталях, через фрагмент показать гармонию («Иду по дороге», «Весеннее утро», «Словно белые кувшинки…», «Вокруг такая тишина»: 2, с. 5, 9, 12, 24-25, 37).

Сдержанны, мужественны и в то же время щемяще лиричны стихи о природе Владимира Вячеславовича Нешумова. В них отражена глубинная связь человека с природой. Эта поэзия точно увиденного факта, неведомо как ставшего образом («Земляничная пора», «Длинное лето», «Невесомое облако реет…»: 7, с. 19, 31, 50).

Стихотворения Владимира Петрова – гимн вечно обновляющейся природе. Поэт испытывает трепет перед таинством полноты жизни, восторженность от ощущения полноты бытия. Это преклонение перед природой помогает ему увидеть обычные вещи через магический кристалл необычного, романтичного («Ласточка», «Что же вы глухо колышетесь, ветры…», «Свет», «Село родное»: с. 34, 37, 61, 79).

Поэт и журналист Сергей Леонтьев тонко чувствует и истово любит родную природу. Для его стихов характерна простота и доступность, стремление запечатлеть и передать все краски окружающего мира, самые неуловимые оттенки своих ощущений, нюансы душевного состояния, возникающего в результате общения с природой («Мой лес», «Полянка», «Родник», «Подарок»: 3, с. 34-35, 44, 52).

Равновеликими и равнозначными предстают все части сущего в поэзии Михаила Александровича Машкары. Для него гармония – неотъемлемое качество бытия, присущее всем его проявлениям. Участливой и доброй, открытой и доверчивой по отношению к человеку – именно такой видит поэт природу («Дождь медленно идет», «Половодье», «Снежок неповторимый…»: 5, с. 4, 11, 16).

Природа в восприятии художников слова родного края выступает могучей силой вечного обновления жизни. Поэзия призывает человека благодарно склониться перед природой – матерью. Она показывает гармоничность устройства мира, взывает к душе человека, ибо гармония уязвима.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

СОДЕРЖАЩЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТ

  1. Абдуллина Л.С. Пока горит пресветлая звезда. Стихотворения. М. Современник. 1986.

  2. Котенева В. Деревенские сны. Воронеж. 1998.

  3. Леонтьев С. Прошедшее время. М. 2000.

  4. Машкара А.В. Возращение. М. 1998.

  5. Машкара М.А. В разведку. Стихи. Воронеж. 2000

  6. Михалев В. Весенний свет. Стихотворения. М. 1983.

  7. Нешумов В.В. Ощущения Ст.Оскол. 1992.

  8. Олейникова Т.И. Глоток воды. Стихи Воронеж.1987

  9. Петров В. Прощание с летом. Лирика. Белгород. 2000

  10. Рощупкин П.Я. Похеренный век. Стихотворения, баллады, поэмы. Белгород. 1993.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практико- ориентированный проект "Проблемы экологии языком искусства"»


Практико-ориентированный проект

«Проблемы экологии языком искусства»




Выполнила

Напиральская Елена Ивановна,

учитель русского языка, литературы и МХК

МОУ «СОШ №12 с УИОП».



ТЕМА 1

ГАРМОНИЯ В ПРИРОДЕ

Урок 1 (в литературе)

Сотри случайные черты,

и ты увидишь: мир прекрасен…

А.Блок


Учебные цели: 1. Показать, как искусство отражает равновесие и разумность устройства окружающего мира, целесообразность и гармоничность процессов и явлений мироздания.

2. Дать представление о целостности мира и о человеке как одном из его элементов.

3. Используя произведения старооскольских поэтов, показать видение человеком природы как единого целого, как основы возникновения.

Среда обитания человека – это тысячелетиями складывавшийся целостный организм. Творения природы - это наше культурное наследие. Природа вдохновляет поэтов, художников, композиторов. Очевидно, что духовные богатства природы не менее важны для развития цивилизации, чем уголь, нефть, древесина. Это нашло в свое отражение в верованиях древних, которые неотделимы от природы, их окружающей. В них отражено таинство вечно возобновляющейся самотворящейся жизни. Примером тому могут служить египетский, греческий и римский пантеоны (Осирис, Деметра–Персефона, Флора-Церера), религиозные культы славян, других земледельческих и скотоводческих племен, прославляющие плодородие и щедрость природы, обряды и праздники различных народов более поздних времен как отражение древних верований.

Природа центральной России – благодатная почва, на которой в значительной мере выросла русская культура. Прекрасны строки о родной природе А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, И.С.Никитина и Я.Полонского, А.А.Блока и А.С.Есенина и других поэтов.

Старооскольские поэты с любовью пишут о природе родной земли.

Величественна природа в творчестве Александра Вениаминовича Машкары. Поэт сознает недоступность, неподвластность ее процессов человеку («Дремлют наши аисты на крыше…», «О снеге пишу о пушистом и легком…», «Не брызнуло солнце покуда…» «Родное поле»: с.5, 7, 18-19, 23).

Ясна и кристально чиста природа в поэзии Лиры Султановны Абдуллиной («Новогоднее», «Глина красная вчера», «Отшумели белые метели…»: 1, с. 3, 11, 25, 79-80).

Трогательна любовь Владимира Михалева к родной природе. Одушевленной предстает она в его стихах («Тропа проселочная, отчая…», «Первый снег», «Листья»: 5, с. 14, 17, 29). Спокойна и тверда уверенность народного поэта в животворящей силе природы, обращающей даже распад и тлен во благо всему живому. Именно такое понимание гармонии окружающего мира В.Михалев пытается донести до читателя – собеседника.

Богата образами творческая палитра Татьяны Ивановны Олейниковой. Природа-родник, питающий поэтессу, источник вдохновения и радости («Темные ночи тоскуют уже по зиме…», «Волшебное дерево», «Глоток воды»: 8, с. 19, 44, 52).

Необычайно сложен и многомерен мир в стихах Петра Яковлевича Рощупкина. Понимая невозможность объяснить жизнь природы на рациональном уровне, поэт пытается постичь ее тайны посредством эмоционального восприятия («Декабрьские этюды», «Весна ручьями отшумела», «Я слушал оперу лесную», «Клены в желтых ладонях»: 10, с. 24, 28, 30, 36).

Все происходящее в мире закономерно – таков лейтмотив поэзии Михаила Матвеевича Рудакова. В тоже время его стихам чужд фатализм в изображении природы, когда за расцветом неизбежно следует увядание («Трещал сверчок прерывисто…», «Дожди идут ли…», «Зимнее», «Майским утром»: 11, с. 16-17, 29, 35, 47).

Стихотворения Веры Котеневой – отражение свойственного природе диалектического единства – неделимости и фрагментарности. Отображая мир как единое целое, поэтесса умеет видеть целостность в деталях, через фрагмент показать гармонию («Иду по дороге», «Весеннее утро», «Словно белые кувшинки…», «Вокруг такая тишина»: 2, с. 5, 9, 12, 24-25, 37).

Сдержанны, мужественны и в то же время щемяще лиричны стихи о природе Владимира Вячеславовича Нешумова. В них отражена глубинная связь человека с природой. Эта поэзия точно увиденного факта, неведомо как ставшего образом («Земляничная пора», «Длинное лето», «Невесомое облако реет…»: 7, с. 19, 31, 50).

Стихотворения Владимира Петрова – гимн вечно обновляющейся природе. Поэт испытывает трепет перед таинством полноты жизни, восторженность от ощущения полноты бытия. Это преклонение перед природой помогает ему увидеть обычные вещи через магический кристалл необычного, романтичного («Ласточка», «Что же вы глухо колышетесь, ветры…», «Свет», «Село родное»: с. 34, 37, 61, 79).

Поэт и журналист Сергей Леонтьев тонко чувствует и истово любит родную природу. Для его стихов характерна простота и доступность, стремление запечатлеть и передать все краски окружающего мира, самые неуловимые оттенки своих ощущений, нюансы душевного состояния, возникающего в результате общения с природой («Мой лес», «Полянка», «Родник», «Подарок»: 3, с. 34-35, 44, 52).

Равновеликими и равнозначными предстают все части сущего в поэзии Михаила Александровича Машкары. Для него гармония – неотъемлемое качество бытия, присущее всем его проявлениям. Участливой и доброй, открытой и доверчивой по отношению к человеку – именно такой видит поэт природу («Дождь медленно идет», «Половодье», «Снежок неповторимый…»: 5, с. 4, 11, 16).

Природа в восприятии художников слова родного края выступает могучей силой вечного обновления жизни. Поэзия призывает человека благодарно склониться перед природой – матерью. Она показывает гармоничность устройства мира, взывает к душе человека, ибо гармония уязвима.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

СОДЕРЖАЩЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ


  1. Абдуллина Л.С. Пока горит пресветлая звезда. Стихотворения. М. Современник. 1986.

  2. Котенева В. Деревенские сны. Воронеж. 1998.

  3. Леонтьев С. Прошедшее время. М. 2000.

  4. Машкара А.В. Возращение. М. 1998.

  5. Машкара М.А. В разведку. Стихи. Воронеж. 2000

  6. Михалев В. Весенний свет. Стихотворения. М. 1983.

  7. Нешумов В.В. Ощущения Ст.Оскол. 1992.

  8. Олейникова Т.И. Глоток воды. Стихи Воронеж.1987

  9. Петров В. Прощание с летом. Лирика. Белгород. 2000

  10. Рощупкин П.Я. Похеренный век. Стихотворения, баллады, поэмы. Белгород. 1993.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Практико- ориентированный проект "Проблемы экологии языком искусства"

Автор: Напиральская Елена Ивановна

Дата: 23.12.2015

Номер свидетельства: 269734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepotiekhnologhii3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства