Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход при организации уроков ИЗО как ресурс повышения качества образования в рамках ФГОС.»
Деятельностный подход при организации уроков ИЗО как ресурс повышения качества образования в рамках ФГОС.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования четко определено, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Современная школа призвана создавать все условия для личностного роста учащихся. В учебной деятельности у ребёнка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки — создаёт необходимую базу для всего своего последующего обучения. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения.
Неоценимое значение в формировании личности ребенка имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из бумаги, природных материалов и т.д. Данные виды деятельности формируют у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, синтез, обобщение, обеспечивают развитие таких сторон личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. У детей развиваются наблюдательность, образное, пространственное и логическое мышление, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие средствами уроков изобразительного искусства, необходимо строить свою работу на основе следующих принципов и подходов:
ребёнка надо принимать таким, каков он есть, уважать его индивидуальность, мысли, чувства, ожидания.
ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и возрастным особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая.
необходима интеграция урочной и внеурочной деятельности.
На уроках, где интегрируются изобразительное искусство с другими предметами, особое внимание уделяется народному творчеству, традициям, промыслам.
Самоопределение обучающихся формируется в различных видах и формах проектной деятельности. Для индивидуально-личностного развития школьников организуется теоретическая и практическая работа, построенная по принципу проблемности, а именно через разработку и постановку перед учащимися или отдельным учеником конкретной проблемной ситуации, требующей актуализации всех имеющихся у них знаний. В связи с этим очень важно дать нужное направление творческому мышлению учащихся, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы.
Проектная деятельность обучающихся успешно интегрируется в образовательном процессе. Наш город многонационален, находится в среднем Поволжье, поэтому на уроках мы изучаем культуру русского, чувашского, татарского и мордовского народов. В городе много памятных мест, связанных с Н. Карамзиным, И. Гончаровым, В. Ульяновым и др.
Дети работают над проектами об историческом прошлом нашего города, о замечательных архитекторах, которые создавали облик Симбирска.
Метод проекта используется как в классно-урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся. Привитие интереса к преподаваемому предмету и повышение мотивации обучения у учащихся – цель внеурочной деятельности, организованной учителем изобразительного искусства. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации его познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.
Позволяет формировать исследовательские умения детей, раскрывать их индивидуальные способности, воспитывать самостоятельность, способствовать саморазвитию и самореализации, социализации личности в современных условиях и сетевое взаимодействие с различными организациями: с детскими школами искусств, детскими городскими библиотеками, с городскими музеями.
Проектная деятельность позволяет заменить традиционный урок уроком по созданию индивидуального или коллективного проекта.
Главная цель занятия – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и применять новые способы рукотворческой деятельности, создавать вполне реальный продукт, оформленный по своему желанию и имеющий практическое применение.
Виды работы, используемые на уроке, направлены на поддержание познавательной активности учащихся во время выполнения на протяжении всего урока самостоятельной работы, являющейся эффективным видом учебной деятельности. С воспитательной точки зрения такие проекты способствуют формированию у детей положительного отношения к людям и желание дарить радость.
Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка происходит посредством приобщения его к красоте, полученной в результате индивидуальной творческой деятельности.