Конспект открытого урока
изобразительного искусства в 5 классе,
Учитель: Токарева М.А.
Тема: «Искусство Гжель».
Цели урока:
Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.
Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование:
Для учащихся: гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка, палитра.
Для учителя: открытки, репродукции, плакат «Гжель», презентации «Гжель»
Музыкальный ряд:
1. Оркестр народных инструментов ( народные песни).
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, а теперь поздороваемся с нашими гостями.
Садитесь, улыбнитесь друг другу. А теперь давайте проверим, все ли готовы к уроку?
2.Проверка готовности к уроку:
- Прежде чем начать наш урок рисования, нам необходимо будет выполнить одно задание -
- в каждой цепочке слов есть одно лишнее, постарайтесь найти его и объяснить свой выбор:
деревья, кустарники, краски, травы
кисти, красивые, красные, короткие
вор, воз, вода, вал
фломастеры, мелки, карандаши, гуашь
гном, гулять, палитра, голубой
красный, розовый, малиновый, голубой.
- Какие слова остались? Прочитай!
(краски, кисти, вода, гуашь, палитра,)
- Всё это сегодня на уроке будет вам необходимо.
- Проверьте, пожалуйста, глазками готовность к уроку.
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Что ж давайте по порядку:
Загадаю вам загадку,
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым тему нашего урока назовёт.
Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … (Ответы учащихся: Гжель). Верно,ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Искусство гжель». На прошлом уроке мы с вами уже познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи и заготовили орнамент на блюдце.
Поэтому цель нашего сегодняшнего урока: формировать практические умения и навыки рисования с образца. Совершенствовать навыки работы с красками.
А задача урока: выполнить орнамент блюдца в цвете.
3. Обратите пожалуйста внимание что у нас сегодня на уроке присутствует еще одни гости- это гжельские мастера. Они сейчас вам напомнят основные моменты искусства гжели и добавят еще немного интересной информации по нашей теме. Давайте же их послушаем.
1 МАСТЕР:
А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем.
Глину месим и поем.
Родина гжели – подмосковный регион. «Гжельский куст»-это обширный район, состоящий из 27 деревень. Он расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы .Сейчас существует современное объединение «Гжель»-это огромное предприятие,где работают свыше 1500 человек.
2 МАСТЕР:
Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь.
Первые гжельские изделия – из глины. Это произошло очень давно – ещё в 14 веке.Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливали крестьяне необходимые предметы быта. Слово «Гжель» – родственник слова «жечь».
Каждое изделие обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы, второй – после росписи изделия. Современные же изделия изготавливают из фарфора и фаянса.Жидкую фарфоровую массу – шликер литейщики заливают в получившиеся формы. Гипс впитывает влагу, шликер затвердевает. Росписью гжель украшали очень много разнообразных предметов, таких как квасник, вазы, блюда, шкатулки, чайные сервизы, статуэтки и многое другое…
3 МАСТЕР:
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим. используя в своих работах образы окружающей действительности, гжельские мастера создали своеобразный художественный стиль, отличающийся реалистичностью.
4 МАСТЕР:
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
А теперь давайте мы тоже побудем гжельскими мастерами и выполним в цвете наши заготовки блюдца с прошлого занятия. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении работы в цвете?
- а) аккуратность.
- б) красочность
- в) выразительность.
- Гжельские мастера всегда соблюдали порядок на рабочем месте, чтобы их изделия были красивыми и аккуратными.
- Мне бы хотелось, чтобы и вы стремились быть похожими, выполняя вашу работу, на настоящих гжельских мастеров.
Приступаем к работе.
4. Работа детей.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка.
5. Физминутка в процессе творческой деятельности детей
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
6. Выставка работ учащихся.
- По окончании своей работы, учащиеся самостоятельно прикрепляют свои изделия на доску – образуют выставку работ.
- Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась, наши гости-мастера приготовили сюрприз, полюбуйтесь своими работами и послушайте ребят.
(дети читают наизусть стихотворение о Гжели)
Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветёшь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
Древний край в обличье новом
Как шекспировский сонет,
Ты звучишь высоким словом –
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой бело-синий,
Сине-белый свой букет!
7.Рефлексия.
- Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.
Посмотрите пожалуйста на доску и выберите цвет который вы считаете вам подходит в данный момент.
Спасибо за урок!