План-конспект урока изобразительного искусства.
Тема урока: «Посуда в твоем доме»
Дидактическая цель урока:
Помочь детям осознать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет и познакомить с разнообразием посуды, техникой выполнения гжельской росписи.
Задачи урока.
Личностные:
-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.
- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метапредметные:
-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.
-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
- Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.
-Формирование регулятивных компетенций – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.
Предметные:
Сравнивать форму и украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды.
-Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.
Осваивать приемы выполнения техники гжельской росписи посуды.
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
Характеристика видов деятельности учащихся:
В ходе урока обучающиеся получат возможность:
-Рассуждать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет, в том числе и посуда.
-Приобретать представления, что конструкция, форма и украшение посуды зависят от её назначения и от материала.
-Овладевать навыками и техникой гжельской росписи.
-Импровизировать по мотивам гжельской росписи посуды.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Образовательные ресурсы:
-компьютер, проектор, экран, презентация к уроку «Посуда у тебя в доме», музыкальный центр;
- гжельская посуда, таблицы с изображением предметов посуды, таблицы с элементами росписи «под Гжель»;
- детские работы на тему;
- кисти, синяя и белая гуашь, палитры, карандаш, альбом для рисования, вода, трафареты посуды;
- стихи «Чудо – наша Гжель», загадка.
Практическая работа: Изобразить и украсить по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая.
Ход урока.
Эпиграф к уроку.
«Создание каждой вещи – это большая работа.
Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,
как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».
Б.М.Неменский.
1.Организационный этап (1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку:
- наличие инструментов и материалов (альбомы, карандаш, ластик, вода, синяя краска, 2 кисти).
2. Этап мотивации и актуализации знаний.
Слайд 1.
Мы продолжаем с вами изучать тему 1 четверти «Искусство в твоём доме».
Русский художник Б.М. Неменский говорил:
«Создание каждой вещи – это большая работа.
Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,
как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».
Слайд 2
Посмотрите на предметы зрительного ряда.
Учитель.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Сообщение темы и цели урока.
Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и тему урока назовёт.
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжель)
- Кто догадался, о чем пойдет речь?
3. Постановка учебной задачи. (3мин.)
- Как вы думаете, что вам предстоит узнать о посуде?
Сообщение темы и цели урока.
У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились художники. И сегодня мы поговорим с вами о посуде. Тема нашего урока так и называется «Посуда у тебя в доме».
(Слайд №3).
4.Открытие обучающимися нового знания. (16 мин.)
Слайд 4
- Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме.
-Рассматриваются предметы посуды, выставленные для обозрения на выставочном столике. Посуда бывает разной.
Слайд 4
- А из каких материалов делают посуду? (Ученики называют - дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.)
- Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют Братья – Мастера.
- Назовите их (Мастер Изображения, Украшения, Постройки).
Слайд 5
-Кто придумает рассказ, как был создан чайник?
-Мастер Изображения помогает увидеть природный мотив.
- Мастер Постройки помогает создать форму.
- Мастер украшения придумывает узор (демонстрируется чайник в форме арбуза).
Слайд 6
- Ребята, как вы думаете, где производят посуду?
Есть много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают посуду. А мы сегодня познакомимся с посудой из города Гжель.
Стихи о Гжели.
Используется видеоролик «Сувенир- посуда Гжель
Слайд 7
Рассмотрим гжельскую посуду.
Посуда Гжели кажется воздушной – в ней синь рек и неба с облаками. Она лепится из глины и поэтому бывает неожиданной формы и с украшениями.
Слайд №8
Гжелью исстари называлась местность богатая залежами глин, из которых народные умельцы лепили то, что нужно было в быту и мило душе.
Вначале посуду расписывали синим, зелёным и жёлтым цветом. Постепенно мастера пришли к росписи изделий только кобальтом – это синий цвет и его оттенки.
Слайд №9
Рассмотрим технику гжельской росписи. Вначале художник придумывает форму предмета посуды, делает эскиз на бумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу делает роспись на глиняном изделии.
Видеоролик Гжель. Приёмы росписи.
Слайд №10
-Что является излюбленными мотивами росписи у мастеров Гжели? (цветы, травы, птицы).
Слайд №11
Цветы можно изобразить, используя оттенки синего цвета, можно использовать технику «капелька» (демонстрируются приемы)
Слайд№12.
Элементы гжельской росписи – «точки и прямые линии» (демонстрируются приемы).
Слайд№13
Элементы гжельской росписи – «бордюры».
- Где лучше нарисовать бордюры, что бы завершить композицию?
(демонстрируются приемы)
Слайд № 14
4.Первичное закрепление материала.
- Гжельская посуда будничная или праздничная?
-Назовите предметы чайного сервиза
Физминутка «Самовар»
(Видеоролик «Самовар пых-пых»)
5. Творческая практическая деятельность. (16 мин).
Слайд №15
Изобразить и украсить
по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая.
а) Перед учениками право выбора:
Можно воспользоваться шаблоном, можно форму чайной посуды придумать и нарисовать самостоятельно. Затем украсить синей краской без предварительной прорисовки карандашом.
в) Индивидуальная работа с учениками.
-Контроль правильности выполнения рисунка.
-Контроль организации рабочего места.
- Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.
Фоном звучит песня в исполнении Леонида Утесова «У самовара» и «Самовар пых-пых» (Слайд №16)
6. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия деятельности.(3мин)
А) Выставка работ учащихся с рассказом о своей композиции с самоанализом ошибок построения.
Б) Рефлексия.
-Какие 3 мастера участвуют в создании посуды?
-Как называют полный набор посуды?
- Назовите город, где изготавливают бело-синюю глиняную посуду.
- Как называются элементы гжельской росписи?
Слайд 17
Закончите фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю….
-Для меня было открытием…
-Мне понравилось…
В) Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. А без участия наших Братьев Мастеров не создается никакая посуда, будь то праздничная или повседневная.
Слайд 18
Г) Выставление оценок.
Д) Домашнее задание. Рассмотреть дома посуду.
Придумать форму вазы для цветов.