Сказочная Гжель
Цель: познакомить учащихся с народным промыслом России – Гжель, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка соблюдая цветовую гамму.
Задачи урока:
· познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.
· Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
· Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.
Методы: демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.
Оборудование: альбом, акварельные краски, кисточки, непроливашка с водой.
План урока
1. Организационная часть.
2. Вступление.
3. Объяснение последовательности выполнения задания с помощью презентации.
4. Самостоятельная работа учащихся «Сказочная птица».
5. Подведение итогов работы.
6. Домашнее задание.
Ход урока
Урок начинаю с проверки готовности класса к работе.
Давайте мысленно перенесёмся навек назад и поразмышляем, почему появились промыслы, зачем люди им предавали большое значение в своей жизни? Оказывается промысел, обретал своё направление от природного материала данной местности. Например, недалеко от Москвы в деревне Гжель были большие залежи глины, поэтому здесь славилось гончарное дело. Гончарное дело было прибыльное и приносило хороший доход. Но просто глиняная посуда ничем не привлекательна, а на праздник хотелось нарядной и красивой посуды для застолья. По сказаниям в один прекрасный зимний день на белом фоне появились цветы да птицы красоты неописуемой цвета синего как небо в разные времена года синего-синего. Назвали такую диковинную роспись по названию села – гжель. И с тех пор чтят и помнят роспись и передают из поколения поколению. Изделия Гжельских мастеров полюбились людям так, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только по нашей стране, но далеко за её пределами.
Расписывалась посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становиться пронзительно синим или голубым. Давайте посмотрим на посуду, расписанную мастерами Гжели (Слайды 1, 2, 3). Вы увидели, что посуда разнообразна по форме и назначению: чашки, чайники, декоративные доски, декоративные скульптурки людей, квасники, кумган, маслёнки, кувшины, блюда, тарелки.
Декоративно оформляются все части предмета, каждый элемент росписи имеет своё название: гжельская роза, бордюр, капелька, мазок с тенью, точка и прямые линии и т.д. замкнутым орнаментом расписывают основание и горлышко. Ручку и носик украшают узором точка и прямые линии, или закрашивают голубым цветом. Мастера часто используют широкий мазок, он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенью», наносится мазок круговым движением. В нем виден переход от светлого синего к тёмно синему цвету.
Сейчас и мы познакомимся с техникой росписи Гжель. У каждого из вас на парте лежит конверт, в нём находятся три каточки для работы. Достаньте карточку №1 и положите перед собой. Посмотрите на экран(Слайд 4) давайте, и мы выполним несколько наклонных линий в секторе блюда сначала в одну сторону затем в противоположную сторону. В заключении мы соединим линии там, где они пересекаются точками либо снежинками кому как больше нравиться. Элемент росписи, который мы с вами выполнили, называется «точка и прямая линия»
Следующим нашим шагом в постижении росписи будет карточка №2, внимание на экран (Слайд 5) перед вами элемент росписи «бордюр» их существует более двенадцати видов. Выберите любой из предложенных, и укрась фрагмент блюдца бордюром.
Задача усложняется (Слайд 6) нам необходимо в центре блюдца изобразить цветок, но не простой, а необыкновенный который состоит из элемента росписи «капелька». С помощью примакания можно составить множество вариантов цветов несколько из них вы видите. Попробуйте придумать свой цветок, а завершите композицию листочком техникой «капелька». И с этим заданием вы справились, молодцы!
Мы с вами познакомились с техникой росписи: бордюр, капелька, точка с прямой, а сейчас настало время увидеть «мазок с тенью» (Слайд 7). С помощью незамысловатых линий можно получить замечательный пейзаж «Терем» но написание этой техникой представляет особую трудность. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от светлого к тёмному. Для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю её должно быть больше, а к середине меньше
Мазковая роспись «гжельская роза» (Слайд 8) один из главных мотивов гжельской керамики. Рассмотрите внимательно репродукцию основой изображения служит, как правило, мазок с тенью или тонированный мазок, ещё этот элемент называют «агашка». Мазок сначала наносят в одну сторону, потом в другую широкой кистью. Роспись цветка начинается с середины, затем наносят два мазка сверху вниз справа и слева заканчивают маленькими лепестками (мазками) внизу.
Наши пальчики отдохнули пора им снова приняться за работу. Из конверта достанем карточку под цифрой три. Смотрим на экран. (Слайд 9). Перед вами последовательность росписи «синяя птица». Птица на Руси один из любимых персонажей в росписи, так как она несла в себе символ счастья. Мастера гжели тоже придумали свою «синюю птицу» которая украсила керамику гжельских мастеров. Давайте и мы попробуем изобразить сказочную птицу счастья. (Слайд 10).
Подведение итога: У каждого из вас получилась действительно птица счастья, вы замечательно сегодня поработали. Давайте подведем итог нашей деятельности на уроке, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
· С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? Как называется роспись и почему у неё такое название?
· Из каких элементов состоит данная роспись?
· Как называются изделия?
Домашнее задание: (Слайд 11) выполнить роспись маслёнки росписью гжель, используя карточки-подсказки, выполненные вами на уроке изобразительного искусства. Раздаточный материал для домашнего задания раздадут дежурные по классу. Урок закончен, до свидания.
Литература:
1. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Сказочная Гжель», Межуева Ю.А., Москва-Синтез, 2007 год
2. Учебно-наглядное пособие для детей «Детям о народном искусстве», Грибовская А.А., Москва «Просвещение», 2002 год
3. Учебник изобразительное искусство «Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс», Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М., Москва «Просвещение», 2008 год