Презентация. Обобщение педагогического опыта "Технология группового - коллективного обучения на уроках ИЗО"
Презентация. Обобщение педагогического опыта "Технология группового - коллективного обучения на уроках ИЗО"
Презентация. Обобщение педагогического опыта "Технология группового - коллективного обучения на уроках ИЗО"
Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.Коллективная творческая деятельность - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ТЕМА:«Технология группового -коллективного обучения на уроках ИЗО.»
(средствами декоративно – прикладного творчества)
Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Коллективная творческая деятельность
- это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.
- является важнейшим структурным компонентом, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.
- в процессе ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире
Для понимания и приятия чужого эстетического опыта, для адаптации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, то есть способностью к общению, в том числе и эстетической деятельности.
Использование технологии коллективного обучения на уроках изобразительного искусства имеет следующие цели:
1.Развитие коммуникативных способностей учащихся и потребности эстетического общения.
2.Активизация познавательного процесса и расширение возможностей реализации знаний.
3.Активизация изобразительного творчества на уроках.
4.Упрощение процесса систематизации и закрепления знаний, умений и навыков.
Художественно - творческая деятельность в коллективе способствует учиться видеть других, видеть себя и преодолевать себя в общении, открыть красоту окружающего мира, развить способности к эстетическому восприятию и творчеству.
Задачи воспитательной деятельности педагога
Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.
Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого ученика.
Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты на уроке.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАШИХСЯ
Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий. К.Маркс
Основные компоненты коллективной деятельности учащихся как дидактического метода:
- класс воспринимает данное учителем задание, как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку; - организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя; - действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; - есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой
Условиядля успешного решения педагогических задач
Первое условие - общая забота. Воспитывать - значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе.
Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности. Учитель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к ученику как младшему товарищу.
Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств. Развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно - мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную
Четвертое условие - единый коллектив. Учитель влияет на учеников, которые в свою очередь воздействуют друг на друга.
Пятое условие - творчество, а не шаблон. Не допускать унылого формализма и убивающего однообразия.
Формы коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО
Совместно-индивидуальная - каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции.
Совместно-последовательная – выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого.
Совместно-взаимодействующая - одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.
Новизна и практическая значимость
Урок ИЗО позволяет трудиться и познавать играя, что является эффективным методом обучения.
Во-первых, игра доставляет ребенку радость.
Во-вторых, в игре есть такая же большая ответственность, как и в работе.
Прикладная
Ролевая
Творческая
Поисковая
Исследовательская
И другая
Методические аспекты использования коллективной деятельности, применяемой на уроках изобразительного искусства
Групповая
работа
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
3. Заключительная часть.
а) Сообщение о результатах работы в группах.
б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
1. Подготовка к выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам
. 2. Групповая работа.
а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
б) Распределение заданий внутри группы.
в) Индивидуальное выполнение задания.
г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
е) Подведения итогов группового задания.
.
Содержание опыта.
Коллективная работа
По содержанию коллективная работаучащихся может быть :монопредметнойимежпредметной
По продолжительностивыполнения работы бываюткраткосрочными,средней продолжительностиидолгосрочными.
Работаможет быть
в парах
в малых группах
всем классом
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ -три уровня познавательной активности:
Первый уровень — воспроизводящая активность — характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, овладеть его применением по образцу.
Второй уровень — интерпретирующая активность — характеризуется стремлением ученика осмыслить изучаемое, связать его с уже известными понятиями, овладеть способами применения знаний в новых условиях.
Третий уровень — творческий уровень активности — характеризуется интересом и стремлением ученика к нахождению нового способа решения задачи
Групповая, коллективная изобразительная деятельность в которой осуществляются следующие функции:
- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
- контактная– готовность к приёму и передачи информации;
- координационная– согласование действий и организация взаимодействий;
- перцептивная– восприятие и понимание друг друга;
- развивающая– изменение личностных качеств участников деятельности.
Условия, от которых зависит успех и качество результата коллективной работы:
1.Педагог должен подробно продумать композицию коллективной работы, подобрать цвета, определить размер и положение общей плоскости.
2.Педагогу необходимо выбрать художественный материал для работы и технику её исполнения.
3.Педагог должен определить размеры деталей, их соразмерность в общей композиции относительно общего размера листа или пространства.
4.Он может выбрать помощников для составления общей композиции.
Классификация коллективных работ
Фронтальные- соединение индивидуальных рисунков, сделанных с учетом поставленной перед ребятами задачи;на уроках в 5классе : - «Древние образы в народном искусстве»; - «Единство конструкции и декора в народном жилище»; - «Народные промыслы их истоки и современное развитие»; - «Современное выставочное искусство» и др.
Классификация коллективных работ
-комплексная (групповая)- каждый учащийся делает свою часть задания, заранее предвидя общий результат и согласовывая свою деятельность с работой других учащихся;
-
-«Греческая вазопись»
Классификация коллективных работ
-коллективно-производственная - каждый ученик делает только одну определенную операцию.
«Города Русской земли» - макет
Народные праздники «Масленица»
«Космос»
.
Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к изобразительной деятельности, улучшить отношения в коллективе, достигнуть эффективности обучения. Полученные результаты могут быть разными, но при этом качество художественной деятельности детей повыситься, несомненно, так как коллективно-творческая деятельность эффективна в процессе обучения и позволяет педагогу выйти на новый уровень исследования или эксперимента.
Коллективные работы ребят
Коллективная работа монопредметная, средней продолжительности, выполненная малыми парами
Коллективные работы межпредметные, краткосрочные, выполненные в парах
Объединение дополнительного образования «Юный художник»
Уровеньуспеваемости и качество обученияза последние 3 года учащихсяв 5 классах по теме«Древние корни народного искусства»
Анализ диаграммы показывает, что уровень знаний и их качество составляют в среднем 100% и 90%
Заключение
В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, использование коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.
При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности, все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Банников В. Развивающее обучение в рамках этнохудожественной системы поствузовского дополнительного профессионального образования // Искусство в школе. - 2007. - №3.
- Буланова И. Коллективная изобразительная деятельность // Искусство в школе. - 2007. - №4. - С. 17
Изобразительное искусство в школе / Под ред. В.В. Колокольникова. -М.: «Педагогика», 1975
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.1: Общие основы, процесс воспитания.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.2: Процесс воспитания.