Просмотр содержимого документа
«Основы цветоведения»
Красота ФОРМЫ КАК ФИЛОСОВСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Форма
Гармония
Полнота
Симметрия
Контраст
Единство
Равновесие
Баланс
Г.Ф. Гегель называл форму законом явления и утверждал, что в природе не существует бесформенного содержания, точно так же, как не существует бесформенного вещества
Форма-это так же и внешнее материальное проявление содержания, утверждал Платон
Античная культура
Древнегреческие философы размышляли не только о том, что красота способна оказывать огромное воздействие на людей, но и о том, что есть красота, каковы сущность, критерий и свойства ее формы
Новое учение о красоте было сформулировано Гераклитом. Он пологая, что основу прекрасного составляет гармония.
При всех достижениях и успехах античной эстетики отметим ее ограниченность: для понимания красоты в искусстве был использован в основном математический подход, гармония проверялась алгеброй, а художественная форма сводилась к пропорциям и симметрий
Средние века
Учения о красоте, необходимо отметить следующие моменты: средневековые философы считали одним из главных условий и составных элементов красоты гармонию, сбалансированность, пропорциональность, всех элементов вещи или произведения искусства. Они рассматривали красоту двояко: с одной стороны, красота понималась чисто математически, как определённое соответствие, пропорция частей друг друга, а с другой- включала представление о назначении и функций предмета, соответствий формы и материй, понимание качественной структуры вещи. Средневековые авторы сознавали, что красота- это создание Бога, она является отражением божественного начала, поэтому ее законы носят абсолютный и непоколебимый характер.
Эпоха возрождения
Выдвинули свою трактовку эстетических категорий на основе нового понимания мира, возникшего в результате величайшего прогрессивного переворота из всех пережитых до того времени человечеством. Грация позволила художникам возрождения развернуть тесные рамки ортодоксальных канонов эпохи Средневековья и создать «неправильную красоту», т.е. красоту, которую невозможно заключить в правила и вычислить как пропорцию. Гармония понимается не как формальный принцип, а как внутреннее содержание красоты. Эпоха Ренессанса утвердила эстетический способ понимания гармоний.
Эпоха классицизма
Классицизм провозгласил разум в качестве универсальной эстетической меры красоты, а гармонию определил как регулирующий принцип позволяющий избежать безмерность и крайность
Эпоха просвещения
Формула «Единство и многообразие» употреблялась в эстетике, как синоним гармоний и красоты на протяжений всего 18 века
Немецкая классическая эстетика
Философ находит прямые аналоги между мерой в сфере социально- экономической жизни и мерой в собственно эстетическом смысле слова, опираясь на представление, что чистая форма какой стороны жизни есть строго исходящая из ее качества и точно ограниченная мера отношений. Эту меру переходит возвышенное, оно выхолит в бесконечное, но должно одновременно удержать форму или ограниченную еру.
Западная эстетика ХХ в
Таким образом исторический обзор подходов красоты и формы демонстрирует нам важные отправные вехи, необходимые для понимания подлинного прекрасного, которые выработало человечество на протяжений многовековой историй искусства, эстетики и философий. Анализ философских и эстетических трудов показал, что под красотой формы архитектурного сооружения, живописного полотна, скульптуры понимают гармонию.
О непреходящем знаний этих принципов свидетельствует, практика их широкого применения как в народно- прикладном творчестве, так и в искусстве дизайна