ОРДЕР - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка.
Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент).
Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным
в развитии греческой архитектуры.
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале
6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
трёхступенчатого основания — стереобата; несущей колонны.
По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными желобками) с острыми гранями.
Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и абака
(четырехгранной плиты.) несомой части — антаблемента, включающего архитрав
(горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися триглифами
(плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из камня
или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.
Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в западных
районах греческого мира (Сицилия).
На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура .
Ионический ордер
Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей .
Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.
Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.
Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).
Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.
-Символизирует образ прекрасной девушки, выражение её нежности и чистоты.
-В многоэтажных постройках лёгкий коринфский ордер занимает верхнюю позицию.
-Применяют для торжественных музейных зданий, концертных залов, театров и т. д.
Коринфский ордер .
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический.
Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим.
Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями
листьев анакфа – ядовитого растения.
В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры
с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя высшей гармонии.
В капители композитного ордера присутствует некоторое соединение коринфского и ионического ордеров. Он символизирует лёгкость, изящность.
Применяют для украшения залов дворцов, выражения пышности, богатства, нарядности.