МБОУ ДО «Бугульминская детская школа искусств»
Бугульминского муниципального района РТ
Открытый урок по рисунку в 4 классе
«Рисунок капители дорического ордера»
Выполнил:
Преподаватель
Нурутдинова А. Х.
Проведен:
5 марта 2019 г.
2019 год.
Тема урока «Рисунок капители дорического ордера».
(12 уроков).
Цель урока : построение линейно-конструктивного рисунка капители и тональной моделировки формы.
Задачи:
Обучающие: получить первичное представление о капители, закрепить навыки
перспективного построения предмета и тональной моделировки формы.
Развивающие: развитие пространственного воображения, зрительного восприятия.
Воспитывающие: воспитание культуры труда и профессионального отношения к работе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока.
У учителя: капитель на темном фоне, доска, мел, работы студентов и учащихся.
У учащихся: бумага, карандаши разной мягкости и ластик.
План урока.
Организационный момент (1-2 мин.)
Повторение пройденного материала( 10-15 мин.)
Изложение нового материала по теме урока (20-30 мин.)
Практическая работа (390 мин.). Обобщение (30 мин.)
Индивидуальная работа с учащимися.
Подведение итогов ( 5 мин.)
Уборка рабочего места (5 мин.)
Содержание и ход урока.
Организационный момент:
приветствие класса, проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала:
Повторение перспективного построения призмы и цилиндра.
Изложение нового материала:
Ордерная система возникла в античные времена и получила широкое развитие в дальнейшей мировой архитектурной практике.
Вопрос: «Скажите, где именно на изображении мы можем видеть ордерную систему?»
Ответы учеников: «В деталях архитектуры».
Поэтому, наиболее интересными моделями для рисования являются, детали архитектуры – классические ордера.
Ордером называют архитектурный элемент стоечно–балочной системы, приведенный в определенный конструктивно – художественный порядок.
Один из важнейших элементов ордера является колонна, т. е. несущий элемент.
Вопрос: «Скажите. Из каких деталей состоит колонна?»
Ответы учеников: «Имеет ствол, капитель и т.д.»
Простая колонна состоит только из ствола…. Но более сложная колонна имеет капитель.
Капитель – промежуточное звено между колонной и конструкцией балки. Существует несколько видов капители:
- дорического ордера;
- ионического ордера;
- коринфского ордера.
Под колонной, в ее нижнем основании, находится плита, называемая базой, выполняющая функцию распределения основной нагрузки на его поверхность основания.
В различные исторические эпохи разрабатывались свои системы декорирования ордерных конструкций, и в капителях любого ордера можно обнаружить соответствующие конструктивные и орнаментальные элементы.
И,
Вопрос: «Что такое капитель? Какие формы капители бывают? Чем капитель дорического ордера отличается от конструкции ионической капители и капители коринфского ордера?» (Ответы учеников ).
Целеполагание
Цель нашего урока: построение линейно-конструктивного рисунка капители.
Осмысление, осознание учебного материала
Чтобы нарисовать капитель, нужно (алгоритм выполнения работы):
- Проанализировать общую форму капители.
- Выявить основные геометрические формы, из которых состоит капитель.
- Вести работу последовательно.
Капитель дорического ордера состоит: из квадратной в плане абаки, круглого эхина, поясков шейки, астрагала.
Т. е. верхняя часть абака имеет геометрическую объемную форму квадрата, нижняя – форму цилиндра.
Применение знаний и умений на практике
А сейчас приступим к выполнению работы, на которую отводиться 20 минут. (Ученики работают последовательно по этапам вместе с преподавателем)
Первый этап.
Композиционно расположить изображение на листе бумаги.
- Определить точные пропорции. Найти пропорциональные соотношения ширины капители к высоте с учетом перспективных сокращений. Определить абаку (квадратную плиту), низ капители, оси капители.
2. Второй этап.
- Разместить основные части капители по вертикальным и горизонтальным направлениям, прорисовать их с учетом перспективных сокращений.
Третий этап.
- Определить толщину колонны и наметить ее на рисунке.
- Прорисовать эллипс эхина, который примыкает к нижней части абаки.
Четвертый этап.
- Проанализировать объемные и линейные отношения конструктивного строения, перспективы и внести исправления в рисунок.
- Прорисовать детали капители.
- Наметить на форме капители светотень.
5. Пятый этап.
- Выявить в рисунке плановость.
- Обобщить рисунок.
Подведение итогов работы
Время на выполнение работы заканчивается. Я предлагаю мольберты с рисунками поставить в ряд (ученики выставляют мольберты и садятся на свои места).
- Посмотрите на работы. Мы построили линейно – конструктивный рисунок капители дорического ордера.
- Какая работа получилась лучше всего? Почему вы оценили так эту работу?( ученики анализируют и оценивают работы)
- Где вы будете использовать полученные на уроке знания?
Вывод: Каждый из вас выполнил поставленную цель, нарисовал и построил линейно – конструктивный рисунок капители. На мой взгляд, работы получились. Считаю, что информацию, которую сегодня получили, пригодиться вам в будущем.
Список используемой литературы:
1. Аксенов К.Н. Рисунок. (В помощь начинающему художнику – оформителю). – М.: Плакат, 1987.
2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. Пособие. – М.: ИНФА-М, 2006.
3.Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд – во Эксмо, 2006.