kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект

Нажмите, чтобы узнать подробности


Исследовательский проект:
«Дымковская игрушка»

 

 

Выполнила: обучающаяся 6б класса 
Матренина Алина


 Руководитель: Коробова Р.Н.

 

Моршанск
2013
Цель: Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
 Задачи:
 1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству. 
Объект  исследования: дымковская игрушка   
Предмет  исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки. 
План:
1.Введение. Дымковская игрушка.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2.Самые старые игрушки
2.3.Второй этап развития дымковской игрушки
2.4. Третий период жизни дымковской игрушки
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации
Введение: 
 Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка». 
 Это – самая известная глиняная игрушка.  Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки  широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.  
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки. 
Почему я выбрала эту тему? Выполняя проект, я ответила на различные вопросы о дымковской игрушке и узнала много полезного и интересного. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.
В Дымково, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина, 

Пароходный движется дымок,

На столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит, … нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно – светла,

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

 

 

История возникновения дымковской игрушки:
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) 
 Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».  
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки  оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.  
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители  Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей". 
Самые старые игрушки. 
 Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития. 
 Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.  
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.  
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
Второй этап развития дымковской игрушки:
Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.  
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой,  Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек. 

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.
Технология изготовления игрушки.
1. Для производства Дымковской игрушки используется местная глина.  Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе – сложное дело. Ее заливают водой, тщательно перемешивают несколько раз . Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. 
2. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой  для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку  несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.
3. Следующий этап работы, характерный только для Дымково - "обеливание".
Игрушки погружали в раствор мелкого молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Я  использовала белую гуашь.
4. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Украшали игрушки в самых разных сочетаниях.  Начинали расписывать игрушки с  самой светлой краски, а заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица.  
Узоры на игрушках выполняли  традиционные,  которые относятся  к древним истокам.  Мастерицы знали много различных вариантов выполнения этих узоров. Они  умели заставить звучать краски на  белом фоне.  И в завершении всего  украшали игрушки  сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.
Элементы росписи:
В орнаменте встречаются в основном простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета – яркие. А известно ли Вам, что означают элементы росписи на дымковской игрушке? 
Каждый элемент Дымковской росписи что-нибудь означает: 
круг – символ солнца, каравай – хлеба, точка – звезды, 
волнистая линия – вода, прямая линия – дорога. 
Роспись передает характер одежды с довольно скромной орнаментацией, но декоративная роль ее заметно возросла. Краски обрели большую яркость и многообразие, а их сочетания стали контрастнее.
Исполнялась роспись по меловому грунту (мел в Дымково разводили на снятом молоке), отчего краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть звучности своего цвета.
Третий период жизни дымковской игрушки:
Третий период жизни дымковских игрушек начинается после Великого Октября расцветом таланта Анны Афанасьевны Мезриной. Ее творчество открыло новую страницу в истории Дымково. Она по существу создала новый тип игрушки, по-своему выполняла  традиционные образы, обогатив их новыми темами, приемами лепки, усилив декоративность росписи.
Однако в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые литые статуэтки, нередко скопированные с фарфоровых образцов. Легким способом производства, а отсюда своим количеством и дешевизной, они составили серьезную конкуренцию лепной расписной дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали исконное народное ремесло. К 1917 году в Дымково оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - Анна Афанасьевна Мезрина. 
Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа.  
Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.
Заключение
Изучив материал для данного проекта, я узнала, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова) Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.
Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится она из глины, обжигается в печи и по белому фону ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото.  
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, пластической формой, яркой орнаментной росписью. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.  
Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.  
Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.  
Сегодня дымковскую  игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом, а так же любимые дымковские игрушки: барыня и свистульки, которые я сделала сама.
Мой проект можно использовать на уроках изобразительного искусства, технологии  и внеклассного чтения. Я буду рада, если взрослые и дети прочитав мой проект, узнают много нового из истории нашего русского промысла.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект »

  Проект-исследование на тему:   « Дымковская игрушка» Проект выполнила: учащаяся 6 «Б» класса МБОУ « СОШ№1» Матренина Алина Руководитель: Коробова Раиса Николаевна

  Проект-исследование на тему:

« Дымковская игрушка»

Проект выполнила:

учащаяся 6 «Б» класса

МБОУ « СОШ№1»

Матренина Алина

Руководитель:

Коробова Раиса Николаевна

Цель:  Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.

Цель:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.

Задачи:

Задачи:

  • Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
  • Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
  • Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
  • Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка. Предмет исследования: процесс ее изготовления, роспись игрушки.

Объект исследования: дымковская игрушка.

Предмет исследования: процесс ее изготовления, роспись игрушки.

План

План

  • 1. Введение. Дымковская игрушка.
  •   2. Основная часть.
  • 2.1 История возникновения дымковской игрушки.
  • 2.2 Самые старые игрушки
  • 2.3 Второй этап развития дымковской игрушки
  • 2.4 Третий период жизни дымковской игрушки
  • 3.Заключение
  • 4. Приложения
  • 5. Источники информации
Введение Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка.  Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками.

Введение

Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка.  Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками.

В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Мастерицы славные живут. Красная за окнами калина, Пароходный движется дымок, на столе еще сырая глина, Грубый, неоформленный комок. За своей работою старушка На скамейке низенькой сидит. Глиняную вятскую игрушку Лепит,…, нет, не лепит, а творит! Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростно - светла, И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок,

на столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит,…, нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно - светла,

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

История возникновения дымковской игрушки В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и игрушечниц.

История возникновения дымковской игрушки

В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и игрушечниц.

Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитров описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжались в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
  • Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитров описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжались в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
Самые старые игрушки

Самые старые игрушки

  • Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
  • Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково. По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами. у них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам композициям, тонкости деталей, даже самими сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике
Фигурки из собрания Кировского художественного музея

Фигурки из собрания Кировского художественного музея

Второй этап развития дымковской игрушки. Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина. Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года.Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

Второй этап развития дымковской игрушки.

Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина. Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года.Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепки и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.
  • В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепки и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.
Элементы росписи:    В орнаменте встречаются в основном простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета - яркие.

Элементы росписи: В орнаменте встречаются в основном простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета - яркие.

Каждый элемент Дымковской росписи что-нибудь означает: круг – символ солнца, каравай – хлеба, точка – звезды, волнистая линия – вода, прямая линия – дорога.

Каждый элемент Дымковской росписи что-нибудь означает:

круг – символ солнца, каравай – хлеба, точка – звезды,

волнистая линия – вода, прямая линия – дорога.

Роспись передает характер одежды с довольно скромной орнаментацией, но декоративная роль ее заметно возросла. Краски обрели большую яркость и многообразие, а их сочетания стали контрастнее. Исполнялась роспись по меловому грунту (мел в Дымково разводили на снятом молоке), отчего краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть звучности своего цвета.

Роспись передает характер одежды с довольно скромной орнаментацией, но декоративная роль ее заметно возросла. Краски обрели большую яркость и многообразие, а их сочетания стали контрастнее.

Исполнялась роспись по меловому грунту (мел в Дымково разводили на снятом молоке), отчего краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть звучности своего цвета.

Третий период жизни дымковской игрушки

Третий период жизни дымковской игрушки

  • Третий период жизни дымковских игрушек начинается после Великого Октября расцветом таланта Анны Афанасьевны Мезриной. Ее творчество открыло новую страницу в истории Дымково. Она по существу создала новый тип игрушки, по-своему интерпретировав традиционные образы, обогатив их новыми темами, приемами лепки, усилив декоративность росписи.
  • Однако в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые литые статуэтки, нередко скопированные с фарфоровых образцов. Легким способом производства, а отсюда своим количеством и дешевизной, они составили серьезную конкуренцию лепной расписной дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали исконное народное ремесло. К 1917 году в Дымково оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - Анна Афанасьевна Мезрина
  • Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.
Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.

Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.

Заключение Каждая дымковская игрушка-это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Заключение

Каждая дымковская игрушка-это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Разнообразие дымковских игрушек

Разнообразие дымковских игрушек

Приложения

Приложения

Приложения

Приложения

Приложения

Приложения

За работой

За работой

Мои работы

Мои работы

Мои работы

Мои работы

Источники информации : Большая энциклопедия Кирилла и Мефодий 2008 http://ru.wikipedia.org Дымковская игрушка. Богуславский И.Я. Издательство: Художник РСФСР. 1988г. В дымковской слободе. Владимир Куприн. Издательство: Малыш. 1989г. Дымковская игрушка. Лыкова. Издательство: Карапуз. 2002г Дымковская игрушка на рубеже столетий. Генриетта Георгиевна Киселева .Киров( Вятка), ООО» Форекс».2007г Народная игрушка: [Электронный ресурс]:  http://www.pskovedu.ru/?project_id=1842&pagenum=4693

Источники информации :

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодий 2008
  • http://ru.wikipedia.org
  • Дымковская игрушка. Богуславский И.Я. Издательство: Художник РСФСР. 1988г.
  • В дымковской слободе. Владимир Куприн. Издательство: Малыш. 1989г.
  • Дымковская игрушка. Лыкова. Издательство: Карапуз. 2002г
  • Дымковская игрушка на рубеже столетий. Генриетта Георгиевна Киселева .Киров( Вятка), ООО» Форекс».2007г
  • Народная игрушка: [Электронный ресурс]:

http://www.pskovedu.ru/?project_id=1842&pagenum=4693


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Исследовательский проект

Автор: Коробова Раиса Николаевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 168069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Презентация исследовательского проекта "Была ли альтернатива Ливонской войне?" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-issliedovatiel-skogho-proiekta-byla-li-al-tiernativa-livonskoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "191310"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427292039"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Информационно -исследовательский проект "Дети блокады Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionno_issliedovatiel_skii_proiekt_dieti_blokady_lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "365780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480873418"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Внеурочное занятие. Создание коллективного исследовательского проекта на тему: "Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли". "
    ["seo_title"] => string(166) "vnieurochnoie-zaniatiie-sozdaniie-kolliektivnogho-issliedovatiel-skogho-proiekta-na-tiemu-vliianiie-uslovii-okruzhaiushchiei-sriedy-na-prorashchivaniie-siemian-fasoli"
    ["file_id"] => string(6) "124310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414680380"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Исследовательский проект "Моя малая родина" "
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "124003"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414608822"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Познавательно- исследовательский проект " Домашние животные""
    ["seo_title"] => string(56) "poznavatelno_issledovatelskii_proekt_domashnie_zhivotnye"
    ["file_id"] => string(6) "475468"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1533113217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства