Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа XXI века
Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа XXI века
Основной целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с программой «Изобразительное искусство» - концепция «Начальная школа 21 века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова, примерной программой начального общего образования.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 4 классе 1 час в неделю (34 ч. в год).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа XXI века »
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с программой «Изобразительное искусство» - концепция «Начальная школа 21 века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова. примерной программой начального общего образования.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 4 классе 1 час в неделю (34 ч. в год).
2. Общая характеристика учебного предмета.
Основной целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи курса:
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, спсобности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а так же формирование художественных и эстетических предпочтений;
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
иметь представление о роли природных условий в характере культурных традиций разных народов мира;
иметь представления о красоте человека(внешней и внутренней), отраженной в искусстве;
иметь представление об образах персонажей, вызывающих гнев, радость, раздражение, презрение;
иметь представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального положения.
уметь различать изображение природы в разное время года, суток, в различную погоду;
уметь устанавливать связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;
уметь использовать различные художественные материалы для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Опыт художественно-творческой деятельности
иметь представления об основе рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
иметь возможность выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла;
иметь возможность участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства.
принимать участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной, художественно-конструкторской деятельности;
овладеть элементарными навыками лепки и бумаго-пластики;
уметь передавать настроение в собственной работе.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В каждом классе урок изо проводится 1 раз в неделю. 34 урока в год.
1 класс – 33 часов (33 учебные недели)
2-4 класс – 34 часов (34 учебные недели)
Контроль и оценка деятельности учащихся по предмету «Изобразительное искусство» осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке, его творческим находка в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
1. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Рассмотрение конкретного, единичного в природе и жизни.
2. Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие интереса к окружающим предметам. Знакомство с разнообразием форм в природе и жизни. Формирование индивидуального чувства формы.
3. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Цвет и краски в природе (вода, воздух, радуга, солнце, огонь, растения, животные). Цвет и форма, цвет и настроение в окружающей действительности и искусстве. Формирование индивидуальности чувства цвета.
4. Освоение композиционных задач в искусстве. Развитие основ проектного мышления через освоение поверхности листа, художественных и композиционных задач в искусстве. Развитие чувства связи между композицией и настроением в произведениях изобразительного искусства
5. Содержание учебного предмета.
1 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).
1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.
1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в
действительности.
1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.
1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.
1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
1.12. Развитие индивидуального чувства формы.
1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики
1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
II. Развитие фантазии и воображения Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.
2.4. Изображение движения.
2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.
2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.
2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
2.10. Форма и украшение в народном искусстве.
2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика
3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).
3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.
2 класс
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 часов)
Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура, цвет, динамика, настроение.
Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, делаемый вследствие наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе, в интерьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.
Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
Освоение изобразительной плоскости.Представление о соразмерности изображенных объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты, в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
Архитектура в открытом прродном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
Освещение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
Освоение пространства предметной среды в архитектуре (Замкнутое пространство).
Архитектрный проект. Знакомтсво с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.Образцов и его кукольный театр в Москве.
Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
Развитие фантазии и воображения (11 часов) Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различное в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии; линия, пятно, ритм в живописи).
Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение – условие развития фантазии и воображения.
Выполнение композиций на передачу настрения, впечатлений, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.
Формирование представлений об обюъемно-пространственном изображении.Создание коллективных обёмно-пространственных композиций.. Передача характера героя по описани. В тексте.
Тематические композиции – передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.
Выполнение коллективной объёмно-пространственнолй композиции.
Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образцово-цветовых описаний в зрительные образы.
Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
Восприятие настроений, заложенных в произведениях народного искусства.
Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, в художественном слове и народной речи.
Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.
Художественно- образное восприятие изобразительного искусства (6 часов)
Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.
Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержания картины.
Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображениемира природы в искусстве.
Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
Выразительность народной глиняной игрушки разных регионов России.
Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.
3 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
1.1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
1.2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, прос транс тво. Величие природы языком изобразительногоискусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
1.3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространс тво; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).
1.4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и другие).
1.5. Композиционное размещение предметов на лис те при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
1.6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
1.7. Образы, построенные на контрас те формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
1.8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
1.9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
1.10. Передача объёма в живописи и графике.
1.11. Понятие стилизации. Использование приёма с тилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект.
1.12. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала).
1.13. Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении.
1.14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
1.15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа.
1.16. Равновесие в изображении и выразительнос ть формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт.
1.17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
1.18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».
II. Развитие фантазии и воображения
2.1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатс тво оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
2.2. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
2.3. Самостоятельно решать пос тавленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
2.4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
2.5. Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
2.6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.
2.7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространс тва (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для
проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешес твие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
2.8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
2.9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особеннос тями растительного иживотного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
2.10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
2.11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
III. Восприятие искусства (музейная педагогика)
1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельнос ти и восприятия произведений искусства.
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музей, находящиеся в регионе.
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.
4 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму Художник — творец и природа. Искусство в окружающей предметно-пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство.
1.1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени.Развитие представления о пространс тве окружающего мира: природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Вос ток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
1.2. Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.
1.3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.
1.4. Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.
1.5. Содержание и художественный образ в произведениях разных
художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
1.6. Пространс твенные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
1.7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешнее сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
1.8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.
1.9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народнос тей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношениями (черно-белое изображение). Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.
1.10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Обращать внимание на описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства.
1.11. Коллективные исследования по материалам народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общее и отличие одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.
1.12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.
1.13. Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма с регионом и головного убора климатическими условиями.
1.14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно-пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.
1.15. Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
1.16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей,
выразительнос ти изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.
1.17. Изображение замкнутого прос транства Предс тавление о трехмерном пространстве помещения и его изображения на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей природе (растительном и животном мире).
II. Развитие фантазии и воображения Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок, чудотворной силы, используемых народами в сказках; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.
2.1. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
2.2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.
2.3. Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды, его отображение изобразительном искусстве.
2.4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции
настроения, динамики, колорита, исторического времени.
2.5. «Путешествия» на «машине времени» (перемещение в другие Миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе «музыкальные»). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельнос ти на другую.
2.6. Изучение особеннос тей формы народных игрушек, взаимодействия: материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традициионной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
2.7. Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особеннос ти традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимостьнародного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
2.8. Символика народного орнамента узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали:
как они предс тавляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и даже чем занимались.
2.9. Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое — прикладное — значение).
2.10. Подготовка одного большого художественного события на темы
сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет».
«Космическая музыка».
2.11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
3.1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
3.2. Народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская) росписи (жостово, городец, хохлома). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, вы живёте. Какие природные материалы мас тера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?
3.3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
3.4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
3.5.Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динами, смылового содержания.
3.6. Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение
накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
7. Примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
Количество часов в неделю: 1
Годовое количество часов: 34
Реквизиты программы: «Изобразительное искусство», автор Савенкова Л.Г.
Программа четырехлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» - М.: Вентана – Граф, 2012 год. – 144 с.
УМК учащихся:
1. Савенкова Л.Г. Учебник «Изобразительное искусство», 4 класс / Савенкова Л.Г. – М.: Вентана – Граф, 2013 год.
УМК учителя:
1. Савенкова Л.Г. Учебник «Изобразительное искусство», 4 класс / Савенкова Л.Г. – М.: Вентана – Граф, 2013 год.
№ п/п
Наименование раздела
программы
Тема урока
Количество часов
Дата
проведения
Примечание
Лаборатор
ные
Вид
контроля
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовленности учащихся. Характеристика деятельности учащихся
1
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изо и окружающий мир)
Графические зарисовки, пленэрные работы. Изображение с натуры природных объектов с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна
1
Развитие представлений о пространстве окружающего мира – природном пространстве разных народов
Выполнять графические зарисовки, этюды. Понимать, что такое пространственное окружение. Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов
Текущий
2
Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. Проведение коллективных исследований по былинам и сказкам мира
1
Развивать понятия об особенностях окружающей природы. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом.
Понимать и представлять природные пространства разных народов. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами.
Текущий
3
Архитектура разных народов. Изображение музыки природы с помощью нужной цветовой гаммы. Колорит – средство выразительности изобр. искусства
1
Освоение разными народами своего природного пространства. Развитие понимания того, что каждый народ живет в своем природном пространстве.
Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов. Участвовать в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества. Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики.
Текущий
4
Самост. работа: нахождение мотивов изображения, материалов для выполнения композиции. Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж.
1
Организация или проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур.
Использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества. Передавать с помощью цвета нужное настроение, музыку своей родной природы. Создавать проект своего дома в природной среде. Передавать цветом настроение в работе.
5
Сходство и различие картин, произведений декоративно-прикладного искусства разных художников.
1
Сравнение худож. образов в произведениях разных видов искусства для понимания того,как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения.
Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразит. средств художника. Передавать цветом настроение в работе.
Текущий
6
Пейзажные и сюжетные композиции. Передача художником своего впечатления от увиденного. Создание работ по материалам наблюдений и зарисовок «цветущий луг», «Перед грозой».
1
Формирование представлений об ахроматической и хроматической гамме.
Создавать свои «Путевые зарисовки». Передавать воздушную перспективу,1,2 и 3 планы, пространственные отношения между предметами.
Текущий
7
Сюжетная композиция и смысловые взаимоотношения изображаемых предметов и объектов на картине (базары, причалы, площади). Работа с репродукциями картин в электронном виде.
1
Сюжетно- смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Развитие у учащихся стремления самост. решать творческие задачи.
Создавать сюжетные композиции, передавать в работе цветом, линиями смысловые связи между объектами. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы, отделять главное от второстепенного.
текущий
8
Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении.
1
Знакомство с основными пропорциями тела человека. Использование графических средств в набросках и зарисовках. Изображение человека по наблюдению.
Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Выполнять наброски с фигур одноклассников. Контролировать и устранять недочеты в работе.
Текущий
9
Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения с определением связи этих предметов с конкретным народом. Передача объема предметов: соблюдение соотношения целого и частей.
1
Рисование с натуры предмета в разной цветовой гамме. Передача на плоскости особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы.
Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов. Передавать в нем смысловую зависимость между предметами и их принадлежность к конкретному народу. Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы.
Текущий
10
Создание коллективной объемно-пространственной композиции: «Посиделки». Знакомство с колыбельными песнями разных народов.
1
Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства.
Показывать умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии.
Текущий
11
Исследование: изучение традиций народа. Тема композиции «Чайная церемония в Китае». Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов. Создание декоративных композиций по результатам исследования. Гуашь, акварель, белила.
1
Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов, их народное творчество.
Передавать в композиции смысловую связь объектов изображения, индивидуальную характеристику персонажа. Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.
Текущий
12
Работа с литературой: народные традиции в сказках. Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок.
1
Знакомство с народными праздниками, их оформление и разыгрывание. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции
Работа в объеме и пространстве. Создавать небольшие этюды. Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения.
Текущий
13
Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определенным видом деятельности
1
Пропорции человека и их отображение в объеме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма с региональными традициями.
Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу позы и характера человека. Лепить человека по наблюдению.
Текущий
14
Создание коллективной объемно- пространственной композиции в природном пространстве по мотивам народной сказки или былины. Применение техники бумажной пластики. Смятая бумага, клей
1
Литературно-сказочные сюжеты в изобр. творчестве. Создание коллективной объемно- пространственной композиции в природном пространстве по мотивам народной сказки или былины с использованием народной архитектуры в природной среде.
Работать по памяти и наблюдению. Создавать объемно-пространственные композиции с учетом кругового распределения фигур в пространстве. Уметь грамотно перемещать детали композиции с учетом ее темы и рельефа.
Текущий
15
Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в 2 цвета. Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата «Деревенская улица»
1
Декоративное убранство жилищ народной архитектуры. Узорная резьба Наличников, крыльца, ворот.
Декоративно-прикладная деятельность. Иметь представление о народном декоративном орнаменте., уметь создавать свой орнамент. Сотрудничать с учащимися в процессе совместной творческой работы.
Текущий
16
Изучение флоры и фауны региона. Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в 2 цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений.
1
Симметрия и ассиметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача в плоскости и объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте.
Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме. Передавать на плоскости и объеме характерных особенностей предмета.
Текущий
17
Создание проекта интерьера (закрытого пространства) Ремесла и виды народного творчества данного региона.
1
Изображение замкнутого пространства. Формирование понятия о трехмерном пространстве помещения. Передача изображения на плоскости.
Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях. Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции.
Текущий
18
Развитие фантазии и воображения
Слушаем музыку и фантазируем: Песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства. Самост. исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов»
1
Самост. вычленять творческую задачу. Связь уроков изо с историей нашей Родины. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная сказка».
Уметь работать с разными худ. материалами и инструментами. Самост. размышлять на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента». Раскрывать понятия «устное народное творчество» и «литературная сказка». Использовать поисковые системы интернета.
Текущий
19
Заочная экскурсия, знакомящая с искусством разных эпох и народов. Изучение жизни разных этнических и социальных групп. Композиция «Рисуем песню»
1
Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках литературы, окр. мира.
Обмениваться мнениями об отображении ист. времени в изо, литературе, театре. Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения.
Текущий
20
Создание сюжетной композиции по мотивам народных, колыбельных песен на темы: костюм, предметы быта, украшения. Аппликация, коллаж.
1
Выражение ист. времени в изо, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды.
Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Выполнять цветовые и графические композиции на тему, создавать их них коллективную композицию.
Текущий
21
Выполнение цветовых, графических и объемных композиций без конкретного изображения.Создание композиции по мотивам «образной хореографии»: «Хоровод», «Барыня»
1
Формирование представления о композиции без конкретного изображения ( абстрактная композиция). Передача в ней настроения, динамики, колорита, исторического времени.
Распределять сюжеты среди учащихся в группе. Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку.
Текущий
22
Организация коллективных путешествий на «машине времени» в прошлое, будущее, космос. Создание объемно-пространственных коллективныхкомпозиций (космических зданий, предметов быта, одежды)
1
«Путешествия на машине времени». Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок.
Работа в объеме и пространстве: глина, пластилин, бумажная пластика. Создавать необычную, фантастическую среду. Участвовать в коллективной творческой работе. Переключаться с одной деятельности на другую
Текущий
23
Творческое исследованиеЗарисовки деталей украшений народной игрушки. Создание декоративных композиций «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение».
1
Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке
Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно- прикладного искусства. Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Определять цветовой и средовой характер композиции.
Текущий
24
Проведение коллективного исследования- изучение символов, встречающихся в русских узорах. Создание своих узоров для крестьянской одежды. (сарафан, рубашка)
1
Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция.
Декоративно- прикладная деятельность. Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок. Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта по мотивам народных орнаментов.
Текущий
25
Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента.
1
Символика узоров народного орнамента. Что можно рассказать через орнамент.
Уметь объяснять, чем похожи и в чем различны традиции каждого из народов
Текущий
26
Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей- героев народных сказок. Создание композиций по мотивам народных промыслов – Жостова, Городца, Хохломы, матрешки: «Новый год», «Масленица»
1
Народные промыслы- часть декоративно- прикладного искусства. Каждый из них самобытен.
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам декоративно- прикладного промысла.
Текущий
27
Организация и проведение «художественного события», посвященного народному искусству своего региона.
1
Подготовка «художественного события» на темы сказок или «Космическая музыка».
Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.
Текущий
28
Организация и проведение индивидуальных и групповых исследований окружающей флоры и фауны, отображение ее объектов в местных народных росписях.
1
Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
Знакомиться с особенностями народного искусства своего региона. Участвовать в коллективных проектах. Создавать творческий продукт.
Текущий
29
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Активизация интереса к миру природы и ее отображению в разных видах изобр. искусства.
1
Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись,графика, роспись
Иметь представление об особенностях композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции.
Текущий
30
Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Формирование способности самостоятельно сопоставлять, сравнивать, анализировать произведения народных промыслов России. Развитие умения находить образы природных объектов в элементах украшения
Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство. Выполнять самостоятельно эскизы предметов – изделий народного искусства. Уметь работать в сотворчестве с другими детьми.
31
Формирование понятий «природные условия» и «рельеф местности». Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры
1
Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение
Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия» и «рельеф местности». Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности
Текущий
32
Формирование понятий о солярных (солнечных ) знаках. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента.
1
Легенды и мифы в изобр. искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов. Понимать, что такое сакральное искусство. Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте.
Текущий
33
Знакомство с творчеством художников, создавших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А.Серов, В.А.Ватагин,П.В. Митурич)
1
Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве.
Уметь передавать форму, динамику, характер и повадки животных в объеме, графике, живописи.
Текущий
34
Знакомство с разными видами изобр. искусства, в которых изображение человека – один из главных элементов композиции. Самостоятельные творческие рассуждения на эту тему.
1
Изображение человека средствами разных видов изобр. искусства : живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладного искусства.(И.Е.Репин, В.И.Суриков, В. М. Васнецов и др.)
Представлять и называть разные виды изобр. искусства, в которых изображение человека – один из главных элементов композиции. Создавать свои небольшие композиции, подражая манере того или иного художника.
Текущий
8. Описание материально-технической базы предмета «Изобразительное искусство»
Репродукции картин
Портреты русских и зарубежных художников
Схемы рисования предметов, растений, животных, птиц, человека