Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Композиция"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружка «Композиция»
Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю) в год
Педагог – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись. Все выше перечисленное является актуальным для создания кружка «Композиция»
Программа кружка «Композиция» открывает ребенку широкое поле, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе.
Педагогическая целесообразность: обучение построено «от простого к сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень знаний и совершенствует мастерство. Он самостоятельно может организовать свой досуг, помочь маме, занявшись с младшим братом или сестрой, изготовить самостоятельно подарки для близких, родных и друзей.
Целью является:
Создание условий для развития творческого потенциала детей и подростков и их потребностям самореализации средствами изобразительной деятельности.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
Познакомить с истоками возникновения и развития разных видов декоративно-прикладного искусства, тесно связанных с природой, традициями, историей края. Научить выразительному изображению предметов и явлений через форму, цвет, пространство и композицию, планирование будущего рисунка и самоконтролю в процессе выполнения работ.
Развивать творческую фантазию, художественные способности, развивать эстетический и художественный вкус.
Отличительные особенности и новизна программы.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Данная программа ориентирована на то, чтобы дать детям базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории
и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.
Тем самым программа «Основы изобразительного искусства» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения.
В соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы либо примерные программы дополнительного образования.
Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий.;
Вся программа построена на широком использовании оригинальных методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.
Цель и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачипрограммы
Обучающие(связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
знакомство с жанрами изобразительного искусства;
знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие(связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
развитие колористического видения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Объём учебных часов -68.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие– подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора иподготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся: один раз в неделю по 2 часа
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу года обучения дети будут знать:
основные и дополнительные цвета;
цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
понятие симметрии;
контрасты форм;
свойства красок и графических материалов;
азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
уметь:
смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
трудолюбие;
самостоятельность;
уверенность в своих силах.
Специфическое сопровождение (оборудование):
индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, дощечки для работы пластилином, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти красками, материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, нетрадиционные материалы.
Уютное эстетическое пространство для занятий (правильное освещение, доска демонстраций, экран для выставления творческих работ).
Компьютер, выход в интернет, принтер, сканер, экспозиционный экран, мультимедийный проектор.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока
Тема
Кол-во часов
Характеристика основных видов учебной деятельности
Дата
Примечания (фактически проведено)
1
Живопись. Свойства красок
2
Композиция в живописи .Умение находить дополнительные цвета.
2
Королева Кисточка и волшебные превращения красок
2
Абстрактная композиция Спорт .Осенний пейзаж.
3
Праздник тёплых и холодных цветов
2
Огонь и вода
.
4
Серо-чёрный мир красок
2
Красота черно-белого цвета в графике, тональная растяжка. Композиция Изображение черного и белого лебедя на Чебоксарском заливе. Дождливое туманное утро.
5
Красочное настроение
2
Осень в природе
.
6-7
Рисунок
4
Основа ИЗО – рисунок. Линейный, тональный Виды графики. Отличие рисунка от графики. Линейный рисунок птицы дерева.
8
Волшебная линия
2
Умение работать с простым карандашом. Широкая и тонкая линия
9
Точка
2
Точка –как модуль. Создание картины при помощи точки. Художники импрессионисты Сера, Синьяк
10
Пятно
2
Пятно-одно из составных элементов композиции картины. Абстрактная композиция «Сон» ..
11
Форма
2
Простейшие геометрические формы, лежащие в основе любого предмета .Композиция из различных типов национальных кувшинов. Как с помощью средств живописи и графики изобразить форму предмета, объем.
12
Контраст форм
2
Пабло Пикассо « Девочка на шаре». .Композиция из больших и маленьких животных.
13-14
Декоративное рисование
4
Цветовой круг. Законы гармонии. Декоративное рисование условное, большими массами цвета. Композиция. Ритм декоративных оттенков в теплой или холодной гамме.
15
Симметрия
2
Построение симметричной композиции. Линия смметрии. Композиция из архитектурных сооружений.
16
Стилизация
2
Упрощение формы .Композиция, где лавные герои животные-басня.
5.ШпикаловаТ.Я.Изобразительное искусство. Тетрадь: М.: Просвещение.-2014 год;
6. Изобразительное искусство. 1–4 классы : программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2014.
7. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2013.
8. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2013.