Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с разными видами декоративно - прикладного искусства (бисероплетение, канзаши, макраме), а также материалами, инструментами и техникой изготовления. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный, эстетический вкус. Практические работы позволяют проследить технологический процесс изготовления различных изделий, которые объединены смысловым и логическим единством.
Кружок «Hand made», что в переводе с английского «Своими руками», развивает творческие способности. Это одна из возможностей выразить свою индивидуальность, найти себе увлечение по душе. Создавая подделки собственноручно, ребенок учится не только определенному виду мастерства, но еще и развивает фантазию, чувство стиля, вырабатывает творческий подход к решению проблем.
Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития творческих способностей.
Научить делать своими руками подделки в технике бисероплетения, канзаши, макраме, бумагопластике.
Познакомить с историей, материалами и инструментами.
Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями.
Учить: французской технике бисероплетения; технике создания цветов из атласных лент «Канзаши»; плетению браслетов, брелков в технике макраме, создание «Топиария» из бросового материала .
Пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
Развивать творческий потенциал учащихся, инициативу, уверенность в свои силы.
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Воспитывать профессиональные качества, навыки: аккуратность, усидчивость, творческий подход к работе
Программа кружка «Hand made» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
1. Исторический аспект
2. Связь с современностью
3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
4. Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по инструкционным картам.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Программа работы кружка рассчитана на год обучение. Кружок комплектуется из учащихся 5-8 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-12 человек.
Режим работы кружка – 3 занятие в неделю по 2 часа.
№ занятия | Содержание раздела, тем | Практическая работа | Кол-во часов | Дата |
Бисероплетение |
1 | Вводное занятие История бисеропления. Виды бисера. Материалы, инструменты, приспособления. Основные этапы подготовки к работе. | Изучить работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Овладевать безопасными приёмами труда. Организовывать рабочее место. | 2 | |
Плетение на проволоке. Виды плетения. Техника петельного плетения | Ознакомиться с различными видами плетения. Осваивать приёмы пользования инструментами и приспособлениями. Выполнять петельное плетение. | 2 | |
Изготовление дерева |
Техника петельного плетения | Плетение веточек для дерева | 2 | |
2 | Техника петельного плетения | Плетение веточек для дерева | 2 | |
Правила сборки основных веток | Сборка основных веток | 2 | |
Правила сборки ствола и посадка дерева в горшок | Сборка ствола и посадка дерева в горшок | 2 | |
Изготовление декоративной бабочки |
3 | Техника параллельного плетения. Композиция. Композиционное решение. | Подбирать материал для выполнения работы с учётом размера и композиционного решения. Освоение приемов параллельного плетения | 2 | |
Выполнение декоративной бабочки. | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение декоративной бабочки. | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
4 | Выполнение декоративной бабочки. Соединение элементов. | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. | 2 | |
Бисерная флористика: Изготовление фиалки |
Техника кругового плетения. | Читать схему изделия. Выполнять элементы плетения в соответствии с предложенной схемой. Освоение приемов кругового плетения | 2 | |
Схема плетения. Подбор материала и цветовой гаммы. Выполнение элементов. Тычинки. | Овладевать умениями по выполнению технологических операций. Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
5 | Выполнение элементов. Цветочки | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение элементов. Цветочки | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение элементов. Листики. | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 3 | |
6 | Выполнение декоративного цветка «Фиалка». Соединение элементов | Выполнить сборку цветка с предложенной схемой. | 2 | |
Выбор вариантов оформления горшка. Подбор необходимых материалов. | Выполнить оформление горшка. | 2 | |
Правила посадки цветка в горшок. | Выполнить посадку цветка в горшок. Оформить . Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. | 2 | |
Изготовление орхидеи |
7 | Изучение схемы плетения. Подбор материала и цветовой гаммы. Выполнение остроконечных лепестков. | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение полукруглых больших лепестков | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение полукруглых больших лепестков | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
8 | Выполнение треугольного лепестка с усиками и маленьких лепестков. | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение бутонов. | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение листьев. | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 3 | |
9 | Выполнение листьев. | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение декоративного цветка «Орхидея». Соединение элементов. | Выполнить сборку цветка с предложенной схемой | 2 | |
Оформление горшка. Посадка в горшок. | Оформить горшок. Выполнить посадку цветка. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. | 2 | |
Уральская роза |
10 | Изучение схемы плетения. Подбор материала и цветовой гаммы. Выполнение первого круга лепестков с одной осью (5 пар дуг) | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение второго круга лепестков с одной осью (9 пар дуг) | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение третьего круга лепестков с одной осями (10 пар дуг) | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
11 | Выполнение четвертого круга лепестков с двумя осями (13кругов дуг) | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение пятого круга лепестков с тремя осями (15 кругов дуг) | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение пятого круга лепестков с тремя осями (15 кругов дуг) | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
12 | Выполнение чашелистиков | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение листьев (9 пар дуг) | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение листьев (11 пар дуг) | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
13 | Выполнение обмотки и сборки листьев | Выполнить обмотку и сборку листьев | 2 | |
Выполнение сборки розы | Выполнить сборку розы по предложенной схеме | 2 | |
Оформление горшка. Посадка в горшок. | Оформить горшок. Выполнить посадку цветка. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. | 2 | |
Цветок «Сердце» |
14 | Изучение схемы плетения. Подбор материала и цветовой гаммы. Выполнение элементов. Плетение первого сердечка. | Выполнить элементы в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение элементов. Плетение второго сердечка. | Выполнить элементы в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Соединение двух деталей сердца. | Выполнить соединение сердца в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
15 | Выполнение элементов. Листики. | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Соединение элементов. | Выполнить соединение в соответствии со схемой | 2 | |
Окончательное оформление изделия. | Нанизывание бисера на обмотку стебля. Оформить изделие | 2 | |
Елочка |
16 | Изучение схемы плетения. Подбор материала и цветовой гаммы. Выполнение элементов. плетение 1,2,3 яруса. | Выполнить элементы в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение элементов. Плетение 4,5,6 яруса. | Выполнить элементы в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение элементов. Плетение 7,8 яруса. | Выполнить элементы в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
17 | Выполнение элементов. Плетение 9,10 яруса. | Выполнить элементы в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Выполнение сборки. | Выполнить сборку по предложенной схеме | 2 | |
Оформление горшка. Посадка в горшок. | Оформить горшок. Выполнить посадку елочки. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. | 2 | |
Пасхальное яйцо |
18 | Оплетение пасхального яйца. Изучение схемы плетения «Сетка». Подбор материала и цветовой гаммы. | Выполнить образец изделия в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Оплетение пасхального яйца. Плетение основы по рисунку. | Выполнить плетение основы в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Оплетение пасхального яйца. Плетение основы по рисунку. | Выполнить плетение основы в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
19 | Оплетение пасхального яйца. Верхушка. | Выполнить плетение основы в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Оплетение пасхального яйца. Низ. | Выполнить плетение основы в соответствии с предложенной схемой. | 2 | |
Окончательная отделка изделия. | Оформить. Осуществить самоконтроль. | 2 | |
Канзаши |
20 | Вводное занятие История канзаши. Материалы, инструменты, приспособления. Основные этапы подготовки к работе. | Овладевать безопасными приёмами труда. Организовывать рабочее место. | 2 | |
Виды лепестков. | Выполнить элементы с предложенной схемой | 2 | |
Выполнение цветка канзаши из острых лепестков. | Выполнить лепестки по предложенной схеме | 2 | |
21 | Выполнение цветка канзаши из острых лепестков. Соединение элементов. | Выполнить соединение элементов | 2 | |
Выполнение цветка из круглых лепестков | Выполнить лепестки по предложенной схеме | 2 | |
Выполнение цветка из круглых лепестков. Соединение элементов. | Выполнить соединение элементов | 2 | |
22 | Выполнение ободка и цветка канзаши «Лепестки с завитушками». | Выполнить ободок по предложенной схеме | 2 | |
Выполнение ободка и цветка канзаши «Лепестки с завитушками». | Выполнить лепестки по предложенной схеме | 2 | |
Соединение элементов. | Выполнить соединение элементов | 2 | |
23 | Оплетение ободка в технике зубчиками | Выполнить оплетение ободка по предложенной схеме. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. | 2 | |
Выполнение заколки «Канзаши-бабочка». | Выполненить элементов по предложенной схеме | 2 | |
Выполнение заколки «Канзаши-бабочка». Соединение элементов. | Выполнить сборку по предложенной схеме. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. | 2 | |
24 | Выполнение украшения канзаши роза. Выполнение лепестков. | Выполнить лепестки по предложенной схеме | 2 | |
Выполнение украшения канзаши роза. Выполнение лепестков. | Выполнить лепестки по предложенной схеме | 2 | |
Выполнение украшения канзаши роза. Соединение элементов. | Выполнить сборку по предложенной схеме. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. | 2 | |
25 | Выполнение двухуровневого банта (заколка, брошь, ободок, резинка). Выполнение первого уровня лепестков. | Выполнить лепестки по предложенной схеме | 2 | |
Выполнение двухуровневого банта (заколка, брошь, ободок, резинка). Выполнение второго уровня лепестков. | Выполнить лепестки по предложенной схеме | 2 | |
Соединение элементов. | Выполнить сборку по предложенной схеме. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. | 2 | |
Бумагапластика: Топиарий- «Дерево-счастья» |
26 | «Топиарий». История, виды. Материалы, инструменты, приспособления. Основные этапы подготовки к работе. | Изучить работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Овладевать безопасными приёмами труда. Организовывать рабочее место. | 2 | |
Плетение основы для «Топиария». Кручение газетных трубочек. | Кручение газетных трубочек | 2 | |
Плетение основы из газетных трубочек | Выполнить плетение по предложенной схеме | 2 | |
27 | Закрепление основы клеем Подготовка шара. | Выполнить покрытие основы клеем ПВА. Подготовить шар из газеты, пенопласта. | 2 | |
Покраска основы краской. | Выполнить покраску основы. | 2 | |
Выполнение цветов из салфеток, гофрированной бумаги. | Выполнить цветы из салфеток или гофрированной бумаги | 3 | |
28 | Выполнение цветов из салфеток, гофрированной бумаги. | Выполнить цветы из салфеток или гофрированной бумаги | 2 | |
Закрепление шара к основе. Приклеивание цветов. | Выполнит закрепление шара к основе, приклеить цветы. | 2 | |
Окончательное оформление изделия | Оформить изделие. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия | 2 | |
Квиллинг |
29 | История возникновения техники «Квиллинг». Материалы, инструменты, приспособления. Основные этапы подготовки к работе. | Изучить работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Овладевать безопасными приёмами труда. Организовывать рабочее место. | 2 | |
Основные формы в технике «Квиллинг» | Выполнить образцы форм согласно предложенной схеме | 2 | |
Выполнение открытки. Зарисовка эскиза открытки. Подбор основы, материала и цветовой гаммы. | Выполнить зарисовку эскиза. Подобрать цвет. | 2 | |
30 | Выполнение элементов открытки. | Выполнить элементы открытки, согласно эскизу. | 2 | |
Выполнение элементов открытки. Закрепление элементов на основе. | Выполнить элементы открытки, согласно эскизу. Закрепить на основе. | 2 | |
Окончательное оформление открытки. | Оформить открытку. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия | 2 | |
Макраме |
31 | История возникновения техники «Макраме». Материалы, инструменты, приспособления. Основные этапы подготовки к работе. | Изучить работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Овладевать безопасными приёмами труда. Организовывать рабочее место. | 2 | |
Виды узлов. Крепление нити на основе. | Выполнить крепление нити на основе. Овладеть приемами «Квадратного узла» | 2 | |
Выполнение сетки из квадратных узлов. | Выполнить плетение по предложенной схеме. | 2 | |
32 | Выполнение узла «Фриволите». | Выполнить плетение по предложенной схеме. | 2 | |
браслет «Шамбала» |
Подбор материала и цветовой гаммы. Выполнение браслета «Шамбала» в три ряда | Выполнить плетение по предложенной схеме. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия | 2 | |
Брелок «Сова» |
Подбор материала и цветовой гаммы. Плетение «Совы» с применением квадратного узла и узла фриволите | Выполнить плетение по предложенной схеме. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия | 2 | |
33 | Пояс «Шахматка» |
Подбор материала и цветовой гаммы. Выполнение образца в технике «Шахматка» | Выполнить образец по предложенной схеме | 2 | |
Выполнение ремня в технике «Шахматка» из двойного плоского узла | Выполнить плетение по предложенной схеме | 2 | |
Выполнение ремня в технике «Шахматка» из двойного плоского узла. Оформление изделия. | Закончить плетение. Оформить изделие, осуществить самоконтроль. | 2 | |
34 | Корзинка «Сердце» |
Подбор материала. Выполнение заготовки. | Выполнить заготовку по шаблону. | 2 | |
Плетение корзинки. | Выполнить плетение корзинки по предложенной схеме | 2 | |
Плетение корзинки. Окончательное оформление. Выставка работ учащихся. | Закончить плетение. Оформить изделие, осуществить самоконтроль. | 2 | |
ИТОГО: | | 204 | |