Программа Внеурочной деятельности "Для тех, кто любит рисовать"
Программа Внеурочной деятельности "Для тех, кто любит рисовать"
Программа «Волшебный карандаш» разработана в соответствии с ФГОС и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности. Она дифференцирована по возрасту (1-2 класс) и предметным областям «Изобразительное искусство» и «Технология»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа Внеурочной деятельности "Для тех, кто любит рисовать"»
Пояснительная записка
Программа «Волшебный карандаш» разработана в соответствии с ФГОС и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности. Она дифференцирована по возрасту (1-2 класс) и предметным областям («Изобразительное искусство» и «Технология»), направлена на формирование у детей личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД и начальных представлений о живописи и путях ее развития.
Цели программы:
Создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся.
Становление и развитие личности.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости о прекрасном и безобразном в жизни и в искусстве.
Осуществить знакомство с традициями и художественной культурой в искусстве России.
Сформировать представление о совместной работе во всех видах художественной деятельности.
Задачи программы:
Развить художественные навыки выражения в изображении предметов окружающего мира.
Развить художественный вкус и уважение к творческим произведениям.
Развить навыки декоративной работы и выражения отношения к миру искусства через собственные работы.
Развивать способности детей воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
Формы работы:
Процесс обучения строится в форме игры, в результате которой у детей развивается желание конструировать, создавать что-то новое, то есть творить.
Методы:
Метод сравненияпроизведений искусства является очень эффективным на протяжении всего периода обучения детей. Данный метод направлен на развитие у детей установки на запоминание или точнее – разглядывание произведений искусства, как правило, в репродукциях. Ассоциативная реакция детей находит выражение в вербальной форме, т. е. дети вспоминают собственные впечатления о лете, о природе, которые им самим удалось наблюдать. Реакция на увиденное находит своё отражение в их собственных работах, в их выразительности: дети смело сочетают цвета, не боятся контрастов, энергично работают материалами. Метод сравнения позволяет надеяться на визуальное запоминание детьми имён художников и их работ.
В основе метода подвижной структуры лежит обсуждение «домашних» заданий, наблюдений, которые ведут ребята дома, на прогулке. Например, сложно включить ребёнка в активную деятельность, а в обсуждение собственных работ они, как правило, включаются активно. Коллективное рассмотрение работ является хорошим воспитательным моментом, и в то же время и методом проверки знаний детей.
Возрастной состав: дети от 6.6 до 8 лет.
Дети 6,6 - 8 лет способны на начальном этапе выполнять предлагаемые задания самостоятельно, т. к. инициативность у детей высокая. На этом этапе важно выявить интересы ребёнка. Первые навыки по освоению художественные материалов должны проявиться в течение 1 четверти.
Во второй четверти насыщаются задания цветовыми решениями. Идёт развитие наблюдательности. Осваиваются новые виды техники и художественные материалы.
В третьей четверти появляются разные задания, связанные с конструкцией предметов. Игровой характер заданий позволит активно усвоить новые задания. Проведение выставок и конкурсов подытожит результаты.
Много игровых моментов. Продолжительность периодов является приблизительной. Она определяется не временем, а результатами.
Занятия изобразительной деятельностью являются художественно- эстетическими, объединяющими в себе художественные и социальные задачи. Приоритетной целью художественного образования личности является духовно-нравственное развитие ребёнка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлению об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Художественная деятельность детей находит разные формы выражения; изображения на плоскости и в объёме, декоративная и конструктивная работа, освоение разных способов и приёмов работы с красками, пластилином, карандашами; обсуждение работ товарищей, результатов индивидуальной и коллективной работ на занятиях; изучение творческого наследия; прослушивание музыкальных произведений.
Актуальность и перспективность курса обусловлена тем, что современное школа формирует новую личность, готовую решать жизненные проблемы на новом витке развития общества. Потребность детей и их родителей в дополнительных занятиях рисованием и другими видами изобразительной деятельности в рамках данной программы является основой для творчества, нестандартного решения поставленных творческих задач.
Программа учитывает становление и развитие ребёнка, с которым он приходит в кружок. Как правило, он уже владеет карандашом, рисует, лепит и т. д., в нём уже заложены основы и навыки художественной творческой деятельности. Внеурочная деятельность целенаправленно осуществляет развитие восприятия детей, в процессе которого ребята выделят основные свойства предметов: форму, цвет, фактуру. У них острее проявляется наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма, необходимые для творческого выразительного решения изобразительных задач, развития художественных способностей.
Программа представляет собой целостную модель творческого процесса, где действует алгоритм: «Обращаю внимание – рассматриваю – думаю, как сделать – делаю – получаю результат».
Усвоив эту модель с юных лет, в дальнейшем ребёнок сможет использовать её в различных видах творческой деятельности. Это поможет проявить свою индивидуальность, и в дальнейшем выразить своё отношение к миру.
Форма и режим занятий.
Форма организации занятий предполагает занятия в группе продлённого дня. Продолжительность занятий в группе 1 раз в неделю по 30минут. Курс рассчитан на 33 часа.
Форма подведения итогов.
Работа по «образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой прикладной деятельности, но при этом ставится задача развития творческого потенциала ребёнка и самостоятельного выполнения работ.
Работа по подведению итогов строится на практической деятельности, в виде рисунков, изделий, творческих проектов.
Выявление результатов традиционно осуществляется с помощью конкурсов, выставок и обсуждения работ.
Обучающие будут знать: термины из словаря по изобразительному искусству;
- обучающиеся будут уметь: рисовать, лепить, делать аппликации, составлять композицию листа;
- смогут соблюдать технику безопасности рабочем месте, оценивать значимость собственных работ, участвовать в выставках и конкурсах, быть активным членом коллектива.
Содержание курса занятий первого года обучения.
1 занятие. Вводное занятие. Знакомство. Правила поведения в кабинете дополнительного образования. Форма занятия – беседа.
Практическая часть: рисование на тему «Осень за окном».
Первое задание – диагностическое.
2 занятие. Тема: «Невиданные звери».
Форма занятия: практикум – рисование по теме.
Беседа о рисовании по представлению. Первое знакомство с материалами. Правила организации процесса рисования.
Практическое задание: рисовать то, что представляешь. Работа красками без предварительной прорисовки карандашом.
Оборудование: бумага, краски, кисти, баночка с водой, клеёнка.
Итоги: анализ рисунков, оценка собственного труда.
3 занятие. Тема: «Город в котором мы живем».
Теоретическая часть: с помощью беседы развиваем сюжетно-игровой замысел, обогащающий содержание рисунка.
Теоретическая часть: Беседа о новом понятии - натюрморт. Правила построения натюрморта. Способ рисование цветными карандашами. Линия поможет изобразить мир вокруг нас.
Практическая часть: рисунок на тему «Осенний букет».
Материал: лист белой бумаги, цветные карандаши, простой карандаш.
Зрительный ряд: букет осенних цветов в вазе.
6 занятие. Тема: «Лукошко грибника». Лепка из пластилина.
Теоретическая часть: Осенние изменения в природе. Наблюдаем, запоминаем, изображаем. Знакомимся с палитрой осени.
Практическая часть: лепка грибов и корзинки.
Материал: пластилин, стек, клеенчатой скатерти.
Зрительный ряд: иллюстрация грибов.
7 занятие. Тема: «Дождливый день».
Теоретическая часть: познакомить детей со свойствами акварельных красок и способом работы по «сырому».
Практическая часть: изображаем морской пейзаж, гроза
Материал: бумага, карандаши.
Зрительный ряд: Картины И. К. Айвазовского «Девятый вал», «Буря», «Радуга».
8 занятие. Тема: Конструирование из подручных материалов «Лунопарк».
Теоретическая часть: Показать ребенку, что из бросового материала, имеющегося под рукой, можно собирать и конструировать игрушки.
Теоретическая часть: Создание объёмных фигур из бумаги. Развивать объемно-пространственное мышление.
Практическая часть: практические приемы работы с бумагой (сгибание, складывание в несколько раз, закручивание бумаги для придание объема), познакомить с приемами вырезания частей и декоративных элементов.
Материал: Бумага, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, простой карандаш.
15 занятие. Тема: Новая люстра.
Теоретическая часть: бумагопластика, работа с гуашью. Понятие дизайн.
Практическая часть: заготовка деталей и сборка изделия.
Теоретическая часть: алгоритм работы над созданием объемной открытки-коллажа.
Практическая часть: с помощью техники коллажа научить детей делать оригинальные поздравления.
Материал: цветной картон, акварель, бумага разнофактурная, ножницы, клей ПВА, коробки из-под конфет с изображением цветов, степлер.
Зрительный ряд: различные образцы картин из орнамента.
27 занятие. Тема: «Золотые рыбки». Лепка из глины.
Теоретическая часть: глина, как основной материал в народно-прикладном творчестве. Её свойства, виды.
Практическая часть: совершенствовать навыки лепки из глины. Учить лепке малых объемных форм с последующей обработкой поверхности изделий, дополнять фигуру деталями.
Материал: глина, стек. Спички, баночка с водой, гуашь.
Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Участие в коллективных творческих делах.
Информационно-методическое обеспечение:
Анистратова А. А. Гришина Н. И.Поделки из пластилина и солёного теста. Институт инноваций в образовании им. Занкова Л. В. ОНИКС М, 2008
Алёхин А.Д. Основы изобразительной грамоты. М. 1989
Борытко Н. М. Теория обучения. Учебник. Волгоград, 2006
Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. Книга первая. М. ОНИКС 2006
Волков Н. Н.Цвет в живописи. М. 1965
Каменева Е. А.Какого цвета радуга. М. 1971
Корнилова С., Галанов А. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. Айрис –пресс. Рольф М., 2000
Молотоборова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Пособие для руководителей кружков. М. Просвещение, 1990
Неменский Б. М. Изобразительное искусство 1 – 4 классы. Методическое пособие. Просвещение, 2008
Сержантова Т. Б.«Оригами». Лучшие модели. 2-е издание. М. АЙРИС - ПРЕСС 2004
Соня Шухова Поделки из всякой всячины. 4- издание. М. АЙРИС – ПРЕСС 2007
Степанова И. В.Весёлые фантазии. М. ЭКСИМО 2006
Усова А. П. Русское народное творчество Издание 3-е. М. «Просвещение» 1972