Программа по изобразительной деятельности "Основы рисунка"
Программа по изобразительной деятельности "Основы рисунка"
В настоящей программе особое внимание уделяется развитию у учащихся понятия декоративности цвета, стилизации формы, организации изобразительной плоскости, «единства» и цельности на основе соподчиненности и гармонии, взаимосвязи всех законов и средств подхода к выполнению творческих работ по декоративному искусству, по графике, по живописи, по памяти, по представлению и воображению.
Учебный план построен по принципу усложнения задач: каждое задание является ступенью в понимании и решении определенной изобразительной задачи. Задания охватывают все жанры изобразительного искусства – натюрморт, интерьер, пейзаж, изображение человека, сюжетную картину. Это позволяет при решении каждой учебно-творческой задачи полнее раскрыть характер дарование и поможет развитию образного подхода к познанию действительности. Само содержание тем - задание наталкивает начинающего рисовальщика с первых же шагов в искусстве на активное наблюдение окружающей жизни, стимулирует восприятие реальной действительности в ее живописно пластических качествах.
Начало обучения- начало творческого пути ребенка, пути изучения натуры и средств ее художественного отображения на основе овладения методом сопереживания на основе овладения методом сопереживания и развития воображения.
Последовательность изложения заданий в учебном плане основана на усложнения и углублении творческих задач. Характер и содержание заданий определяются изобразительной задачей, которую необходимо научиться осознавать, ставить перед собой и стараться практически решать средствами рисунка и живописи на основе композиционного решения.
Цель программы: создать условия полноценного развития и социальной адаптации личности учащегося в условиях школы путем обучения навыка рисования, а также умению пользоваться различными техниками рисования в целях дальнейшего самообразования и профессионального самоопределения. Создания возможностей творческого развития детей, приобщения детей к культурным ценностям. Для достижения главной цели необходимо решить ряд задач.
Изобразительная задача - композиционное решение творческого замысла.
Способствовать формированию практических навыков в графике и живописи.
Формировать основы художественного и профессионального отношения в сфере изобразительной деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Программа по изобразительной деятельности "Основы рисунка" »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30
Основы рисунка
Программа по изобразительной деятельности автор Ефремова Е.Ю.
Пояснительная записка
В настоящей программе особое внимание уделяется развитию у учащихся понятия декоративности цвета, стилизации формы, организации изобразительной плоскости, «единства» и цельности на основе соподчиненности и гармонии, взаимосвязи всех законов и средств подхода к выполнению творческих работ по декоративному искусству, по графике, по живописи, по памяти, по представлению и воображению.
Учебный план построен по принципу усложнения задач: каждое задание является ступенью в понимании и решении определенной изобразительной задачи. Задания охватывают все жанры изобразительного искусства – натюрморт, интерьер, пейзаж, изображение человека, сюжетную картину. Это позволяет при решении каждой учебно-творческой задачи полнее раскрыть характер дарование и поможет развитию образного подхода к познанию действительности. Само содержание тем - задание наталкивает начинающего рисовальщика с первых же шагов в искусстве на активное наблюдение окружающей жизни, стимулирует восприятие реальной действительности в ее живописно пластических качествах.
Программа «Основы рисунка» написана на основании программ:
«Композиция декоративно-прикладного искусства», (методические рекомендации для преподавателей), г. Челябинск 1979г
Программа занятий по изобразительной деятельности (методические рекомендации для преподавателей)
Программа заочного университета искусств «Станковая живопись и графика», г Москва, 1977 года
Начало обучения - начало творческого пути ребенка, пути изучения натуры и средств ее художественного отображения на основе овладения методом сопереживания на основе овладения методом сопереживания и развития воображения.
Последовательность изложения заданий в учебном плане основана на усложнения и углублении творческих задач. Характер и содержание заданий определяются изобразительной задачей, которую необходимо научиться осознавать, ставить перед собой и стараться практически решать средствами рисунка и живописи на основе композиционного решения.
Важно понять, что художник не только и не просто исполнитель сюжета, «живописец» натуры, но подлинный творец, «композитор» и «режиссер» одновременно, какой бы замысел он не воплощал, и с первых шагов в творчестве. А только так и надо понимать предстоящие занятия, любую работу. Даже набросок, надо связывать с решением определенных композиционных задач.
Главная цель программы
Создать условия полноценного развития и социальной адаптации личности учащегося в условиях школы путем обучения навыка рисования, а также умению пользоваться различными техниками рисования в целях дальнейшего самообразования и профессионального самоопределения. Создания возможностей творческого развития детей, приобщения детей к культурным ценностям. Для достижения главной цели необходимо решить ряд задач.
Задачи
Изобразительная задача - композиционное решение творческого замысла.
Способствовать формированию практических навыков в графике и живописи.
Формировать основы художественного и профессионального отношения в сфере изобразительной деятельности.
Вовлечение в коллектив новых учащихся и принятие мер по сохранности коллектива.
Пополнение наглядно-дидактического материала в дополнение к уже имеющемуся.
Методы работы
В программе поднята как важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости. Цель программы – решение проблемы формирования «зоркости души» ребенка, воспитание художественного вкуса и принятия в жизни форм добра и красоты, гармонии окружающего мира.
Методы:
Сравнение как основной путь активизации мышления.
Сознательно – целенаправленная деятельность.
Деловые игры на уроке(игра в художника и зрителя)
Обсуждение работ учащихся
Домашние задания.
Восприятие и запоминание работ художников.
Сочетание изобразительного искусства с музыкой и литературой
Сочетание восприятия и созидания.
Выставка работ.
10.Коллективное творчество.
Организационные условия реализации программы:
Учебный материал «Композиция живописно-графического искусства» можно условно разделить на четыре части.
1 часть – теоретический материал, который сопровождается беседами и просмотром иллюстративного материала и знакомит учащихся с соответствующими образцами живописно-графического искусства.
2 часть – подготовительный материал, который состоит из композиционных поисков, цветовых разработок и разного рода целевых упражнений.
3 часть – знакомство учащихся с видами материалов, их возможностями и свойствами, обучение целому ряду приемов, помогающих в практической работе.
4 часть – воспитательная работа, которая должна строиться на выработке последовательного и вдумчивого отношения в заданиях учащихся.
Весьма важен учет педагогом возрастных особенностей детей при подборе материала для бесед.
Программа подразумевает наличие у учащихся первоначальных навыков рисовании, а также минимальных знаний в анатомии.
По окончании изучении каждого из разделов программы учащиеся должны предоставить преподавателю на выставку несколько интересных работ.
В конце учебного года учащиеся демонстрируют свои работы на выставке, которая устраивается для знакомых и родственников учащихся, а так же для всех желающих.
По способу организации программа поэтапная, по характеру образовательной деятельности – обучающая.
Возраст учащихся, который охватывает данная программа на первоначальном этапе составляет от 7 до 15 лет, теоретический материал дифференцирован с учетом возрастных особенностей детей.
Основные направления деятельности.
Информационное. В течение всего времени обучения проведение тематических занятий в соответствии с тематическим планом
Эстетическое и нравственное. Включает в себя рассмотрение вопросов: истории изобразительного искусства, что такое живопись и ее средства, в сочетании со смежными науками и формировании единого представления о предмете и его взаимосвязи в окружающем мире.
Формирование интереса к профессиям, связанным с миром искусства и культуры.
Образовательное(для преподавателя). Учеба на курсах повышения квалификации, посещение семинаров и выставочных залов.
Организация образовательного процесса
Возраст детей
Сроки реализации
Курсы
Этапы реализации программы
7-9 лет
1 год
(1 год обучения)
«Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя»
Обзорный, окружающий мир в рисунке
10-15 лет
1 год
(2 год обучения)
«Композиция декоративно-прикладного искусства»
Стилизация формы, декоративное творчество.
12-15 лет
1 год
(3 год обучения)
«Художественное слово»
Синтез художественного творчество.
Распределение учебного времени по годам обучения
Год обучения
Продолжительность занятий(количество часов)
Периодичность в неделю
(количество раз)
Количество часов в неделю
Количество часов в год (35 недель)
1 год обучения
1
2
2
70
2 год обучения
2
2
4
140
3 год обучения
2
2
4
140
Мероприятийный блок.
Организационные мероприятия
№
Мероприятие
Сроки
Ожидаемый результат
1
Проведение рекламной компании
С 26.09 по 28.09
Заполняемость коллектива
2
Организационное собрание
С 1.10 по 3.10
Комплектование группы
3
Знакомство с коллективом
октябрь
Комплектование группы
4
Беседы по технике безопасности
В течении учебного года
Отсутствие травматизма в школе
5
Пополнение библиотеки специальной литературой, создание аудио и видеотеки
В течение учебного года и других лет
Самообразование и возможность использования этого материала в процессе работы.
6
Посещение семинаров по новым технологиями повышения квалификации
В течение нескольких лет
Повышение профессионального уровня преподавателя.
Образовательные мероприятия
№
Мероприятие
Сроки исполнения
Ожидаемый результат
Формы контроля
1
Изучение техники изобразительной деятельности
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Готовые альбомы с образцами, художественная техника исполнения работ(живопись, графика)
Зачет со сдачей альбома с выбором лучших работ на выставку
2
Изготовление масок, праздничных плакатов
Декабрь, январь
Оформление школы готовыми работами
Декор праздничного и учебно-театр. Интерьера помещений школы
3
Изготовление художественных работ декоративно-прикладного направления
Январь-апрель
Выполнения эскиза расписки, кухонной доски или подноса в материале(дерево)
Сдача работ в фонд кружка для реализации в качестве подарков, оформления
4
Изготовление работ станковой живописи и графики
Апрель, май
Выполнение разноплановых работ в акварели, пастели и карандаше
Сдача работ на заключительную выставку. Подведение итогов года.
Воспитательные мероприятия
№
Мероприятия
Сроки исполнения
Ожидаемый результат
1
Индивидуальные консультации по всем темам программы
В течении всего года
Лучшее усвоение материала учащимися
2
Проведение выставки детского рисунка
Ноябрь
Мотивированный интерес учащихся к изобразительной деятельности, творческий подход к работе над каждым изделием, рисунком, событием.
3
Проведение показа лучших масок, плакатов к новогоднему празднику
Декабрь
Стремление учащихся к изготовлению творческих работ, интересных для окружающих. Привлечение в коллектив новых учащихся
4
Проведение чаепитий, посвященных различным праздникам
В течении всего года
Более тесное сотрудничество учащихся друг с другом, проведение досуга
5
Проведение пленэрных работ – выход на природу
В течении всего года
Формирование духовных ценностей, совершенствование техники работы с натурами
6
Просмотр журналов, альбомов с репродукциями лучших детских работ в изобразительном творчестве(разных худ.кружков, студий, оформ.школ)
В течении всего года
Расширение кругозора в области живописи, формирование основ эстетического и профессионального вкуса учащихся
Учебно-тематический план
1 года обучения детей 7 – 9 лет
по курсу
«Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя »
№ тема
Наименование темы
Тема 1. Сентябрь ,октябрь
Наблюдаем и изображаем осень
17 подтем
Тема 2. Ноябрь, декабрь, январь
В чем красота зимы
26 подтем
Тема 3. Февраль, март
Мы и наши друзья
17 подтем
Тема 4. Апрель, май
Какого цвета весна и лето
12 подтем
№
Наименование темы
Общее кол-во часов
Кол-во часов
Сро
ки
теория
практика
Тема 1
Наблюдаем и изображаем осень
1
Мы знакомимся с волшебными красками
2
Какого цвета осенняя листва
3
Собираем красивые листья
4
Как живут деревья
5
Какой бывает дождик
6
Изображение фантастических деревьев
7
Самый большой праздник осенью
8
Изображение декоративных цветов и листьев
9
Изображение салюта
10
Изображение природных стихий
11
Коллективная работа: коврик «осенняя земля с опавшими листьями»
12
Изображение животных родного края
13
Изображение птиц родного края
14
Изображение человека в движении
15
Изображение сказочных несуществующих животных
16
Изображение сказочных птиц
17
Обобщение темы. Выставка работ
Тема 2
В чем красота зимы
1
«Первый снег».Зимний пейзаж
2
Изображение зверей в зимнем лесу
3
Изображение птиц в зимнем лесу
4
Наши зимние забавы:
а)подмалевок, выполненный в холодной высветленной гамме;
б)изображение детских зимних игр
5
Узоры на стекле
6
«Уголь или тушь, палочка». Изображение зимнего леса линией на небольших белых листах бумаги
7
Машины на улицах города
8
Изображение зимнего города
9
«День», «Ночь» - два этюда
10
Северное сияние
11
Рисование северных оленей
12
Зоопарк зимой
13
Кормим птиц
14
Изображение сказочного фантастического зимнего сюжета (про Деда Мороза)
15
Изображение новогоднего праздника
16
Складывание и вырезание из бумаги новогодних снежинок
Изображение животных в разных выразительных движениях
23
Изображение характера зверя: злой тигр, умный медведь, хитрая лиса
24
Образ человека и его характер(женский образ)
25
Образ человека и его характер(мужской образ)
26
Выставка детских работ. Беседа о художниках: В.Васнецове, М.Врубеле, И.Билибине
Тема 3
Мы и наши друзья
1
«Мы в цирке», композиция, изображающая цирковое представление
2
«Мы в театре», композиция, изображающая театральное представление
3
Композиция на темы, связанные с жизнью двора (тушь, палочка)
4
Изображение героев-воинов ко Дню Защитников отечества-портреты на большом формате листа(это могут быть и герои далекого прошлого и герои-воины наших дней)
5
Выполнение открытки к празднику с декоративным оформлением
6
Композиция на темы выступления школьного хора или танцевального ансамбля – «Нарисуем наш школьный праздник»
7
Мы рисуем своих друзей(графический портрет друга)
8
Рисуем наших мам, бабушек
9
Рисуем наших учителей, сестер(портреты, поздравительных открыток)
10
Учимся делать из бумаги собачку. Вырезание из бумаги с применением складывания и с последующим расписыванием поделки
11
Мир нашего аквариума. Изображение морских растений и рыб в подводном мире
12
Изображение контрастных состояний природы(море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д). Сказка о рыбаке и рыбке. А.С.Пушкин
13
Учимся делать из бумаги кораблик. Складывание из бумаги с последующим расписыванием поделки
14
«Мы ждем весну. Какого цвета весна». Изображение гуашевыми красками весеннего сказочного пейзажа.
15
Птицы прилетели
16
Обобщение темы четверти. Беседа с детьми о художниках В.Горяеве, В. Васнецове, Н.Рерихе. Выставка детских работ.
Тема 4
Какого цвета весна и лето
1
«Какого цвета небо». Изображение весеннего неба в различных состояниях
2
«Деревья проснулись»
3
Создание коллективного панно по теме «Весна. Щебет птиц»
4
Изображение весеннего пейзажа
5
«Мы делаем цветы». Вырезание и конструирование из бумаги цветов и листьев
6
«Какого цвета первомай». Изображение детей разных национальностей крупным планом
7
«Мы изображаем праздничные цветы». Изображение ярких декоративных цветов на вытянутых по вертикали форматах бумаги
8
«Украшаем класс к празднику». Монтаж и декоративное оформление работ, выполненных на уроках 5-7
9
Рисование на тему «День Победы». Изображение портрета воина или боевых действий или салюта на праздничной площади
10
«Наша мечта о лете». Изображение на предварительно прописанном подмалевке яркого по цветовой гамме летнего пейзажа
11
«Что мы любим делать летом». Изображение различных игр и развлечений
12
Активная беседа. Экскурсия по выставке собственных работ. Игра-беседа привлечением детских работ, работ художников.
Учебно-тематический план
2 года обучения детей 10-15 лет
по курсу «Композиция декоративно-прикладного искусства»
Задача обучения: дальнейшее развитие у учащихся понятия декоративности цвета, стилизации формы, организации изобразительной плоскости, «единства» и цельности на основе соподчиненности и гармонии, взаимосвязи всех законов и средств композиции, без знания которых не может быть сознательного подхода к выполнению творческих работ по декоративно прикладному искусству.
Учебный материал данного курса можно условно разделить на четыре части:
1 – теоретический материал, который сопровождается беседами т просмотрам иллюстративного материала и знакомит учащихся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.
2- подготовительный материал, который состоит из композиционных поисков, цветковых разработок и разного рода целевых упражнений.
3 – знакомство с видами материалов, их свойствами, обучение целому ряду приемов, помогающих в практической работе.
4 – воспитательная работа, которая должна строиться на выработке последовательного и вдумчивого отношения к предмету, с целью активного применения теории композиции в заданиях учащихся.
Важен учет педагогом возрастных особенностей детей при подборе материала для бесед. Разработанный учебный план занятий дает практические навыки в художественно-оформительской работе.
2 год обучения основам изодеятельности составлен по курсу рекомендации педагога Челябинской художественной школы И.И.Боркуна(1979), который в течении ряда лет вел интересную работу по курсу «Композиция декоративно-прикладного искусства». Эта работа хорошо сочеталась с другими учебными дисциплинами: с материалом по рисунку, живописи, станковой композицией, скульптуре и истории искусства.
В декоративно-прикладной направленности практические задания рассчитаны на освоение хорошей техникой рисования.
1 год обучения был обзорным и направленным на выявление творческих возможностей учащихся. 2 год направлен на стилизацию формы, развитие понятия декоративности цвета.
Учебно-тематический план 2 года обучения детей 10-15 лет по курсу «Композиция декоративно-прикладного искусства»
№
Наименование темы
Тема 1
Сентябрь – Октябрь
Знакомство с симметрией, ритмом и метром в композиции. Понятие стилизации форм. Что такое «Раппорт». Цвет в декоративно-прикладном искусстве.
Тема 2
Ноябрь
Соотношение и равновесие изобразительных элементов, конфигураций и их соразмерность и согласованность. Понятие асимметрии и статики как состояния относительного покоя. Цвет и его роль в композиции
Тема 3
Декабрь
Соразмерность и соподчиненность частей и произведения искусства. Знакомство с видами контрастов и нюансов
Тема 4
Январь
Шрифт, его роль и значение. Эмблема, ее роль и значение
Тема 5
Февраль -Март
Сюжетно-композиционный центр и выполнение главного в произведении. Плакат, его роль и назначение
Тема 6
Март – Апрель
Понятие единства и цельности на основе соподчинения и гармонии
Тема 7
Май
Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания.
№
Наименование темы
материалы
Примеча
ние
Общее кол-во часов
Кол-во часов
Сроки
теория
практика
Вводная беседа
1.Общее знакомство с
предметом композиции
декоративно-
прикладного искусства
2.Специфика и разница в решении композиции
3.Понятие о единстве формы и содержания.
иллюстрация
Схемы орнаментов, эскизы и модели
Тема 1
1
2
Знакомство с симметрией, ритмом и метром в композиции. Понятие стилизации форм. Что такое «Раппорт». Цвет в декоративно-прикладном искусстве.
Выполнение орнаментальной полосы(620*200)
Беседа
Зарисовка форм растительного и животного мира
Стилизация форм природы
Композиционные поиски орнаментальной полосы
Прорисовка «рапорта» и решение его в цвете
Выполнение эскиза орнаментальной полосы на формате размером 620*200 мм
Выполнение росписи орнаментальной полосы в материале(дерево)
Подготовка для работы деревянной рейки размером (620*65*30)мм
Перенос при помощи кальки рисунка орнаментальной полосы
Выполнение росписи, покрытие лаком, роспись рейки, крепление в торец рейки крючков.
Ватман
Гуашь
Карандаш
Калька
Кисти круглые
Деревянная рейка(620*65*30)мм
Крючки шурупные светлые 2-3 мм
Лак масляный (ниро)
Бронзовая пудра
Крючки монтируются на расстоянии 10 мм от лицевой поверхности, что связано с функциональным назначением этого изделия. Работа в материале
Тема 2
Соотношение и равновесие изобразительных элементов, конфигураций и их соразмерность и согласованность. Понятие асимметрии и статики как состояния относительного покоя. Цвет и его роль в композиции
Выполнение эскиза росписи кухонной доски или подноса в материале (дерево)
Беседа
Зарисовка форм растительного и животного мира
стилизация форм природы
композиционные поиски росписи
проработка рисунка композиции
выполнение эскиза
Выполнение росписи кухонной доски
Подготовка для работы кухонной доски
Перенос при помощи кальки на кухонную доску рисунка
Выполнение росписи кухонной доски
Покрытие доски лаком
Ватман
Гуашь
Карандаш
Калька
Кисти круглые
Кухонная доска
Лак масляный
Бронзовая пудра
Тема 3
Соразмерность и соподчиненность частей и произведения искусства. Знакомство с видами контрастов и нюансов
Выполнение четырех эскизов фантиков
Два эскиза фантиков с замкнутой экспозицией
Два эскиза фантиков с композицией раппорт
Выполнение двух эскизов оберточной бумаги
Беседа
Композиционные поиски эскизов фантиков и оберточной бумаги
Ватман
Гуашь
Карандаш
Кисти круглые
Можно использовать групповой подход к выполнению работ по данной теме(одна группа выполняет фантик другая оберточную бумагу по одной теме)
Тема 4
Шрифт, его роль и значение. Эмблема, ее роль и значение
Выполнение эскиза шрифтового плаката с введением эмблемы.
Беседа
Знакомство с видами шрифтов
Изучение одного вида шрифта
Тренировочные упражнения по написанию отдельных элементов букв
Определение в тексте к шрифтовому плакату(выставка работ учащихся)
Композиционные поиски эмблемы с учетом текста
Композиционные поиски шрифтового плаката с введением эмблемы
Выполнение эскиза шрифтового плаката с эмблемой на чистовой
Ватман
Гуашь
Карандаш
Кисти
Линейка
Плакатные перья
Тушь
Эскиз шрифтового плаката с эмблемой выполняется на размер 1 листа ватмана. Написание шрифта и упражнения по написанию отдельных элементов букв выполняется на ½ бумаги ватмана. Желательно конечный вариант выполнять на бумаге, натянутой на планшет
Тема 5
Сюжетно-композиционный центр и выполнение главного в произведении. Плакат, его роль и назначение
Выполнение эскиза иллюстративного плаката по теме «Цирк» и к одному из спектаклей кукольного театра или ТЮЗа
Беседа
Композиционные поиски плаката в карандаше
Просмотр одного из спектаклей, ТЮЗ или цирк
Композиционные поиски плаката в цвете
Выполнение эскиза иллюстративного плаката с эмблемой на чистовой
Ватман
Гуашь
Карандаш
Кисти круглые
Композиционные поиски желательно делать сразу по терм темам. Желательно конечный вариант выполнять на бумаге, натянутой на планшет
Тема 6
Понятие единства
и цельности на основе соподчинения и гармонии
Декоративный натюрморт
Беседа
Упражнение в написание этюдов отдельных предметов, через стилизацию формы и цвета предмета
Упражнение в написании этюдов отдельных предметов 2-3 красками с начала в темной гамме, потом в холодной, затем на контрастных отношениях
Рисование с натуры натюрморта и определение на каждом предмете количества цвета, полутени, тени, рефлекса и блеска.
Выполнение декоративного натюрморта на чистовой, при этом необходимо ориентироваться учащихся на гармоничные отношения цвета предмета к другому.
Ватман
Гуашь
Карандаш
Кисти круглые
Желательно конечный вариант выполнять на бумаге, натянутой на планшет
Тема 7
Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания.
Творческий натюрморт
Беседа
Композиционные поиски натюрморта
Поиски светового решения натюрморта
Выполнение творческого натюрморта на чистовой
Ватман
Гуашь
Карандаш
Кисти круглые
Необходимо, чтобы за каждым учащимся была закреплена тема.
Необходимо объяснить что всякое изменение предмета в рисунке и цвете по отношению обычного понимания рисунка и цвета должно быть оправдано образным восприятием темы.
Учебно-тематический план
3 года обучения детей 12-15 лет
по курсу «Художественное творчество»
Задачи обучения:
Обобщение и синтез в художественно-практической деятельности учащихся, усиление образного решения творческого замысла
Учебный материал курса «Художественное творчество»можно условно разделить на шесть частей:
1 – станковая живопись и графика - основа изобразительного искусства
2 – Театральное искусство
3 – оформительское искусство
4 – декоративно- прикладное искусство
5 – композиция
6 – Пленэр
Разработанный таким образом учебный план на основе рисунка закрепляет ранее полученные знания по деятельности и улучшающей в целом технику рисунка, развивает образную память.
1 год обучения – обзорный, окружающий мир в рисунке.
2 год обучения – систематизация формы, декоративное творчество
3 год обучения – синтез, художественное творчество.
Учебно-тематический план 3 года обучения детей 12 -15 лет
по курсу «Художественное творчество»
№
Наименование темы
Тема 1
Сентябрь – ноябрь
Станковая живопись и графика – основа изобразительного искусства
Тема 2
Декабрь, январь
Театр – формирование души начинающего художника – мастерство, понятие – добро и зло – отражение духовных ценностей в творчестве каждого художника, его отношения к окружающему миру.
Тема 3
январь
Плакат, его роль и назначение. Шрифт, его роль и назначение
Тема 4
Февраль-март
Декоративно-прикладное искусство
Тема 5
Март – апрель
Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания
Тема 6
Апрель-май
Тон, как средство композиции
Тема 7
Май - июнь
Пленэр
Тематическое планирование
Тема 1. Станковая живопись и графика – основа изобразительного искусства
Теоретические сведения: виды искусства, жанры искусства, понятие композиции, понятие цвета и линии. Ключевые слова: композиция, рисунок, живопись, штрих, подчерк, грунт, подмалевок, спектр, хроматические и ахроматические цвета, теплые и холодные тона.
Практические сведения: выполнение этюдов акварелью, карандашом в разно-жанровом направлении. Выполнение работ по представлению, памяти, воображении.
Тема 2. Театр – формирование души начинающего художника – мастерство, понятие – добро и зло – отражение духовных ценностей в творчестве каждого художника, его отношения к окружающему миру.
Теоретические сведения: театр кукол, театральный занавес, афиша, цирк, образ. Ключевые слова: афиша, театральный занавес, декорации, перчаточные и тростевые куклы.
Практические сведения: театральные маски, изготовление масок, кукол, театрального занавеса, работа над образом – рисунок.
Тема 3. Плакат, его роль и назначение. Шрифт, его роль и назначение.
Теоретические сведения: сюжетно-композиционный центр и выполнение главного в произведении. Ключевые слова: плакат, шрифт, эскиз, эмблема.
Практические сведения: выполнение оформительских работ: плакат, шрифт, фантики и т.д.
Тема 4. Декоративно-прикладное искусство
Теоретические сведения: цвет в декоративно-прикладном искусстве: соотношение и равновесие изобразительных элементов, конфигурации и их соразмерность и согласованность. Ключевые слова: декор, орнамент, рапорт.
Практические сведения: роспись по дереву
Тема 5. Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания
Теоретические сведения: понятие «единства» и цельности на основе соподчинения и гармонии. Ключевые слова: натюрморт, поиск, модель, предмет.
Теоретические сведения: понятие «тона» как средства композиции, дающего возможность передать различное настроение, состояние освещения, природы и усиливающее образное решение творческого замысла. Ключевые слова: тон, композиция, колорит, рисунок, живопись
Практические сведения: композиция натюрморта в живописи и рисунке. Живопись и рисунок пейзажа. Живопись головы человека. Живопись и рисунок интерьера. Композиция сюжетной сценки. Выставка детских работ
Тема 7. Пленэр
Формы контроля обученности
Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Результат
Срок
Участие в городской выставке: «Наш город»
Участие в выставке: «Рождественская сказка»
Участие в оформлении школы к новогодним праздникам – изготовление масок, праздничных плакатов.
Посещение выставочного зала и музея.
Посещение художественной школы и училища.
Участие в городской выставке: «Город мастеров»(прикладное).
Творческий отчет перед родителями, педагогами, детьми в школе – организации выставки, где будут собраны все детские работы.
Общение, чаепитие, обговаривание планов, новых проектов на будущее.
Формирование собственного почерка в изобразительной деятельности, отношения, раскрытие своего творческого потенциала.
Умение проектировать и использовать в работе разные техники для решения своих замыслов.
Формирование интереса к изобразительной деятельности – живое общение детей и художников. Возможность сравнивать и оценивать.
Свободное представление и рекламирование своего творчества.
Дети проявляют себя, свое отношение к миру и возможности зарисовать все, что их интересует в жизни.
Декабрь
Январь
Декабрь
Январь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май
Конечный результат
Начало обучения – начало творческого пути ребенка. За год проведенных занятий по живописи и графики в детях должны упрочниться и углубиться творческие качества, оригинальность, знание материала, т.е к концу занятий выявятся склонности к форме решения творческих замыслов к жанру. Теоретически ребенок должен понять взаимосвязь всех законов и средств композиции и применять их для раскрытия любой идеи. Овладеть различными техниками. Знать лучше произведения искусства. Знать термины: «живопись», «скульптура», «натюрморт», «пейзаж», «портрет»; чувствовать и находить нужную композицию в любой работе, придерживаясь правил любого жанра. Знать художников: В. Серова, И.Репина, В.Ватагина. Знать разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи –мемориальные. У детей должен сформироваться интерес к живописи.
Ресурсное обеспечение
Финансовое обеспечение. Обучение осуществляется бесплатно.
Материально-техническое обеспечение.
Для осуществления учебного процесса используется класс(столы, стулья, мольберты, доска, фонд- краски , кисти, карандаши, бумага, ватманы, калька, бросовый материал) и зал со световым и музыкальным обеспечением. Фотоаппарат и видеокамера.
Дидактическое обеспечение. Для подготовки и проведения занятий используют специальную литературу, журналы, видеокассеты, телевизор.
Литература для детей
Василенко В.М. Искусство Хохломы. МСХ 1959г
Вишневская В.М., Каплан Н. И., Буранов С.Ю. «Русская народная резьба и роспись по дереву». М., КОИЗ, 1956г.
Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. «Просвещение», 1968
Школа изобразительного искусства. Т. 10 экз. Академии художеств, СССР. М., 1963г.
***
Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. «Высшая школа», 1982г
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие.М. «Высшая школа», 1992г
***
Отрывки из литературных произведений, где дано описание персонажей с гротесковым характером внешности. Н.Гоголь «Мертвые души» или «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович и Иваном Никифоровичем»
Сказки для инсценировки.
***
Зрительный ряд: слайды карнавального действия, античных масок, масок народов Востока и т.д. Рисунки на доске лиц (в виде схем) с остро выраженным характером; слайды с примерами выразительных персонажей кукольного театра; слайды с примерами театральных занавесов; примеры разнообразной рекламы театральных представлений; выставка работ, выполненных в течение определенного срока, слайды, диафильмы.
Литература
Вибер Ж. Живопись и ее средства. М.1991г
Вишневская В.М., Каплан Н. И., Буранов С.Ю. «Русская народная резьба и роспись по дереву». М., КОИЗ, 1956г.
Журнал «Декоративное искусство СССР»
Журнал «Зеленый крест»
Журнал « Средства изобразительного искусства»
Разина Т.М, Русское народное творчество. М., «Изобразительное творчество», 1970г.
Организация техники безопасности учащихся на занятиях
В начале учебного года с учащимися проводит инструктаж по технике безопасности. Он включает в себя информацию о правильном использовании технических средств, а так же рекомендации об организации технических средств, а так же рекомендации об организации рабочего места у себя дома.
Содержание тематического планирования. Описание тем.
тема
Кол-во часов
Содержание
Задачи
Формы работы
Методы
Тема 1. Станковая живопись и графика – основа изобразительного искусства
а)введение
б) развитие творческого замысла
Вводная часть в курс живописи, которая предусматривает общее знакомство с предметом композиции живописно-графического искусства
Работа над первоначальным композиционным решением творческого замысла. Различные варианты композиции в зарисовках, кратковременных этюдах натюрморта, пейзажа, интерьера, сюжетной сценки.
Дать представление о нескольких видах искусства, определить специфику и разницу в решении композиции;
Учить детей находить пропорциональное соответствие между характером, натюрмортной постановки натуры и листа. Определить ритмическую структуру композиции
Лекции, практические занятия, индивидуальная работа
Беседы, практические занятия, пленэрные занятия, зарисовки с натуры.
Информационно-иллюстрационные
Репродуктивное творчестве на уроке, продуктивное дома.
Театр
«Художник и зрелище»
Театральные маски
Образ театрального героя
Театр кукол(голова, куклы, театральный костюм)
Театральный занавес
Афиша
Художник и цирк
Обобщение темы четверти
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости. Учить овладевать навыками росписи, делать декорации. Знать термины, художников, раз ные типы музеев
Лекции, практические занятия, театр игры с изготовленными работами, оформление выставки и праздника
Соразмерность и соподчиненность частей произведение искусства. Знакомство с видами контрастов и нюансов.
Цвет в декоративно-прикладном искусстве
Соотношение и равновесие изобразительных элементов, конфигурация и их соразмерность и согласованность. Понятие асимметрии и статики как состояния относительного покоя. Цвет и его роль в композиции.
Выполнение орнаментальной полосы(620*200)
Разработка фантиков по теме: «сказка об Урале»
Выполнение эскиза росписи кухонной доски или подноса и роспись готового изделия(в материала)
Лекции, просмотр выставочных изделий, практические занятия, роспись изделий по дереву.
Информационно-репродуктивный
Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания
а) декоративный натюрморт
Понятие единства и цельности на основе соподчинения и гармонии. Декоративный натюрморт
Беседа
Упражнение в написание этюдов отдельных предметов, через стилизацию формы и цвета предмета
Упражнение в написании этюдов отдельных предметов 2-3 красками с начала в темной гамме, потом в холодной, затем на контрастных отношениях
Выполнение декоративного натюрморта с натуры по памяти
Рисование с натуры
Репродуктивное творчество
тема
Кол-во часов
Содержание
Задачи
Формы работы
Методы
б)композиция в натюрморте
в) творческий натюрморт
Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания
Беседа по теме
Композиционные поиски натюрморта
Поиски цветового решения натюрморта
Выполнение творческого натюрморта на чистовой
Работа над композицией
объяснить что всякое изменение предмета в рисунке и цвете по отношению обычного понимания рисунка и цвета должно быть оправдано образным восприятием темы.
Тон, как средство композиции
а)основы рисунка
б)пленэр
в)создание сложной картины.
Композиция натюрморта в рисунке. Рисунок интерьера в тоне. Рисунок пейзажа. Композиция портрета в рисунке, живопись человеческой головы. Композиция сюжетной сценки. Живопись пейзажа.
Живопись интерьера, живопись фигуры человека, головы человека. Живопись пейзажа.
Тон как средство композиции, дающее возможность передать различное настроение, состояние освещения, природы и усиливающее образное решение творческого замысла.
Живопись.
Создание сюжетной картины
Рисование с натуры, беседы, игры, выставки детских работ, пленэр, выставка детских работ. Обобщение тем года.