kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по изобразительной деятельности "Основы рисунка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящей программе особое внимание уделяется развитию у учащихся понятия декоративности цвета, стилизации формы, организации изобразительной плоскости, «единства» и цельности на основе соподчиненности и гармонии, взаимосвязи всех законов и средств подхода к выполнению творческих работ по декоративному искусству, по графике, по живописи, по памяти, по представлению и воображению.

Учебный план построен по принципу усложнения задач: каждое задание является ступенью в понимании и решении определенной изобразительной задачи. Задания охватывают все жанры изобразительного искусства – натюрморт, интерьер, пейзаж, изображение человека, сюжетную картину. Это позволяет при решении каждой учебно-творческой задачи полнее раскрыть характер дарование и поможет развитию образного подхода к познанию действительности. Само содержание тем  - задание наталкивает начинающего рисовальщика с первых же шагов в искусстве на активное наблюдение окружающей жизни, стимулирует восприятие реальной действительности в ее живописно пластических качествах.

Начало обучения- начало творческого пути ребенка, пути изучения натуры и средств ее художественного отображения на основе овладения методом сопереживания на основе овладения методом сопереживания и развития воображения.

Последовательность изложения заданий в учебном плане основана на усложнения и углублении творческих задач. Характер и содержание заданий определяются изобразительной задачей, которую необходимо научиться осознавать, ставить перед собой и стараться практически решать средствами рисунка и живописи на основе композиционного решения.

Цель программы: создать условия полноценного развития и социальной адаптации личности учащегося в условиях школы путем обучения навыка рисования, а также умению пользоваться различными техниками рисования в целях дальнейшего самообразования и профессионального самоопределения. Создания возможностей творческого развития детей, приобщения детей к культурным ценностям. Для достижения главной цели необходимо решить ряд задач.

  1. Изобразительная задача -  композиционное решение творческого замысла.
  2. Способствовать формированию практических навыков в графике и живописи.
  3. Формировать основы художественного и профессионального отношения в сфере изобразительной деятельности.
  4. Способствовать становлению профессиональной ориентации учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по изобразительной деятельности "Основы рисунка" »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30

Основы рисунка

Программа по изобразительной деятельности автор Ефремова Е.Ю.








Пояснительная записка

В настоящей программе особое внимание уделяется развитию у учащихся понятия декоративности цвета, стилизации формы, организации изобразительной плоскости, «единства» и цельности на основе соподчиненности и гармонии, взаимосвязи всех законов и средств подхода к выполнению творческих работ по декоративному искусству, по графике, по живописи, по памяти, по представлению и воображению.

Учебный план построен по принципу усложнения задач: каждое задание является ступенью в понимании и решении определенной изобразительной задачи. Задания охватывают все жанры изобразительного искусства – натюрморт, интерьер, пейзаж, изображение человека, сюжетную картину. Это позволяет при решении каждой учебно-творческой задачи полнее раскрыть характер дарование и поможет развитию образного подхода к познанию действительности. Само содержание тем - задание наталкивает начинающего рисовальщика с первых же шагов в искусстве на активное наблюдение окружающей жизни, стимулирует восприятие реальной действительности в ее живописно пластических качествах.

Программа «Основы рисунка» написана на основании программ:

  1. «Композиция декоративно-прикладного искусства», (методические рекомендации для преподавателей), г. Челябинск 1979г

  2. Программа занятий по изобразительной деятельности (методические рекомендации для преподавателей)

  3. Программа заочного университета искусств «Станковая живопись и графика», г Москва, 1977 года

Начало обучения - начало творческого пути ребенка, пути изучения натуры и средств ее художественного отображения на основе овладения методом сопереживания на основе овладения методом сопереживания и развития воображения.

Последовательность изложения заданий в учебном плане основана на усложнения и углублении творческих задач. Характер и содержание заданий определяются изобразительной задачей, которую необходимо научиться осознавать, ставить перед собой и стараться практически решать средствами рисунка и живописи на основе композиционного решения.

Важно понять, что художник не только и не просто исполнитель сюжета, «живописец» натуры, но подлинный творец, «композитор» и «режиссер» одновременно, какой бы замысел он не воплощал, и с первых шагов в творчестве. А только так и надо понимать предстоящие занятия, любую работу. Даже набросок, надо связывать с решением определенных композиционных задач.



Главная цель программы

Создать условия полноценного развития и социальной адаптации личности учащегося в условиях школы путем обучения навыка рисования, а также умению пользоваться различными техниками рисования в целях дальнейшего самообразования и профессионального самоопределения. Создания возможностей творческого развития детей, приобщения детей к культурным ценностям. Для достижения главной цели необходимо решить ряд задач.



Задачи

  1. Изобразительная задача - композиционное решение творческого замысла.

  2. Способствовать формированию практических навыков в графике и живописи.

  3. Формировать основы художественного и профессионального отношения в сфере изобразительной деятельности.

  4. Способствовать становлению профессиональной ориентации учащихся.

Организационные задачи



  1. Вовлечение в коллектив новых учащихся и принятие мер по сохранности коллектива.

  2. Пополнение наглядно-дидактического материала в дополнение к уже имеющемуся.





Методы работы

В программе поднята как важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости. Цель программы – решение проблемы формирования «зоркости души» ребенка, воспитание художественного вкуса и принятия в жизни форм добра и красоты, гармонии окружающего мира.



Методы:

  1. Сравнение как основной путь активизации мышления.

  2. Сознательно – целенаправленная деятельность.

  3. Деловые игры на уроке(игра в художника и зрителя)

  4. Обсуждение работ учащихся

  5. Домашние задания.

  6. Восприятие и запоминание работ художников.

  7. Сочетание изобразительного искусства с музыкой и литературой

  8. Сочетание восприятия и созидания.

  9. Выставка работ.

10.Коллективное творчество.



Организационные условия реализации программы:

Учебный материал «Композиция живописно-графического искусства» можно условно разделить на четыре части.

1 часть – теоретический материал, который сопровождается беседами и просмотром иллюстративного материала и знакомит учащихся с соответствующими образцами живописно-графического искусства.

2 часть – подготовительный материал, который состоит из композиционных поисков, цветовых разработок и разного рода целевых упражнений.

3 часть – знакомство учащихся с видами материалов, их возможностями и свойствами, обучение целому ряду приемов, помогающих в практической работе.

4 часть – воспитательная работа, которая должна строиться на выработке последовательного и вдумчивого отношения в заданиях учащихся.

Весьма важен учет педагогом возрастных особенностей детей при подборе материала для бесед.

Программа подразумевает наличие у учащихся первоначальных навыков рисовании, а также минимальных знаний в анатомии.

По окончании изучении каждого из разделов программы учащиеся должны предоставить преподавателю на выставку несколько интересных работ.

В конце учебного года учащиеся демонстрируют свои работы на выставке, которая устраивается для знакомых и родственников учащихся, а так же для всех желающих.

По способу организации программа поэтапная, по характеру образовательной деятельности – обучающая.

Возраст учащихся, который охватывает данная программа на первоначальном этапе составляет от 7 до 15 лет, теоретический материал дифференцирован с учетом возрастных особенностей детей.



Основные направления деятельности.



  1. Информационное. В течение всего времени обучения проведение тематических занятий в соответствии с тематическим планом

  2. Эстетическое и нравственное. Включает в себя рассмотрение вопросов: истории изобразительного искусства, что такое живопись и ее средства, в сочетании со смежными науками и формировании единого представления о предмете и его взаимосвязи в окружающем мире.

  3. Формирование интереса к профессиям, связанным с миром искусства и культуры.

  4. Образовательное(для преподавателя). Учеба на курсах повышения квалификации, посещение семинаров и выставочных залов.



Организация образовательного процесса



Возраст детей

Сроки реализации

Курсы

Этапы реализации программы

7-9 лет

1 год

(1 год обучения)

«Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя»

Обзорный, окружающий мир в рисунке

10-15 лет

1 год

(2 год обучения)

«Композиция декоративно-прикладного искусства»

Стилизация формы, декоративное творчество.

12-15 лет

1 год

(3 год обучения)

«Художественное слово»

Синтез художественного творчество.



Распределение учебного времени по годам обучения



Год обучения

Продолжительность занятий(количество часов)

Периодичность в неделю

(количество раз)

Количество часов в неделю

Количество часов в год (35 недель)

1 год обучения

1

2

2

70

2 год обучения

2

2

4

140

3 год обучения

2

2

4

140





Мероприятийный блок.

  1. Организационные мероприятия

Мероприятие

Сроки

Ожидаемый результат

1

Проведение рекламной компании

С 26.09 по 28.09

Заполняемость коллектива

2

Организационное собрание

С 1.10 по 3.10

Комплектование группы

3

Знакомство с коллективом

октябрь

Комплектование группы

4

Беседы по технике безопасности

В течении учебного года

Отсутствие травматизма в школе

5

Пополнение библиотеки специальной литературой, создание аудио и видеотеки

В течение учебного года и других лет

Самообразование и возможность использования этого материала в процессе работы.

6

Посещение семинаров по новым технологиями повышения квалификации

В течение нескольких лет

Повышение профессионального уровня преподавателя.



Образовательные мероприятия

Мероприятие

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

Формы контроля

1

Изучение техники изобразительной деятельности

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Готовые альбомы с образцами, художественная техника исполнения работ(живопись, графика)

Зачет со сдачей альбома с выбором лучших работ на выставку

2

Изготовление масок, праздничных плакатов

Декабрь, январь

Оформление школы готовыми работами

Декор праздничного и учебно-театр. Интерьера помещений школы

3

Изготовление художественных работ декоративно-прикладного направления

Январь-апрель

Выполнения эскиза расписки, кухонной доски или подноса в материале(дерево)

Сдача работ в фонд кружка для реализации в качестве подарков, оформления

4

Изготовление работ станковой живописи и графики

Апрель, май

Выполнение разноплановых работ в акварели, пастели и карандаше

Сдача работ на заключительную выставку. Подведение итогов года.





Воспитательные мероприятия

Мероприятия

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

1

Индивидуальные консультации по всем темам программы

В течении всего года

Лучшее усвоение материала учащимися

2

Проведение выставки детского рисунка

Ноябрь

Мотивированный интерес учащихся к изобразительной деятельности, творческий подход к работе над каждым изделием, рисунком, событием.

3

Проведение показа лучших масок, плакатов к новогоднему празднику

Декабрь

Стремление учащихся к изготовлению творческих работ, интересных для окружающих. Привлечение в коллектив новых учащихся

4

Проведение чаепитий, посвященных различным праздникам

В течении всего года

Более тесное сотрудничество учащихся друг с другом, проведение досуга

5

Проведение пленэрных работ – выход на природу

В течении всего года

Формирование духовных ценностей, совершенствование техники работы с натурами

6

Просмотр журналов, альбомов с репродукциями лучших детских работ в изобразительном творчестве(разных худ.кружков, студий, оформ.школ)

В течении всего года

Расширение кругозора в области живописи, формирование основ эстетического и профессионального вкуса учащихся





Учебно-тематический план

1 года обучения детей 7 – 9 лет

по курсу

«Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя »



№ тема

Наименование темы

Тема 1. Сентябрь ,октябрь

Наблюдаем и изображаем осень

17 подтем

Тема 2. Ноябрь, декабрь, январь

В чем красота зимы

26 подтем

Тема 3. Февраль, март

Мы и наши друзья

17 подтем

Тема 4. Апрель, май

Какого цвета весна и лето

12 подтем







Наименование темы

Общее кол-во часов

Кол-во часов

Сро

ки

теория

практика

Тема 1

Наблюдаем и изображаем осень





1

Мы знакомимся с волшебными красками




2

Какого цвета осенняя листва




3

Собираем красивые листья




4

Как живут деревья




5

Какой бывает дождик




6

Изображение фантастических деревьев




7

Самый большой праздник осенью




8

Изображение декоративных цветов и листьев




9

Изображение салюта




10

Изображение природных стихий




11

Коллективная работа: коврик «осенняя земля с опавшими листьями»




12

Изображение животных родного края




13

Изображение птиц родного края




14

Изображение человека в движении




15

Изображение сказочных несуществующих животных




16

Изображение сказочных птиц




17

Обобщение темы. Выставка работ




Тема 2

В чем красота зимы





1

«Первый снег».Зимний пейзаж




2

Изображение зверей в зимнем лесу




3

Изображение птиц в зимнем лесу




4

Наши зимние забавы:

а)подмалевок, выполненный в холодной высветленной гамме;

б)изображение детских зимних игр




5

Узоры на стекле




6

«Уголь или тушь, палочка». Изображение зимнего леса линией на небольших белых листах бумаги




7

Машины на улицах города




8

Изображение зимнего города




9

«День», «Ночь» - два этюда




10

Северное сияние




11

Рисование северных оленей




12

Зоопарк зимой




13

Кормим птиц




14

Изображение сказочного фантастического зимнего сюжета (про Деда Мороза)





15

Изображение новогоднего праздника




16

Складывание и вырезание из бумаги новогодних снежинок




17

«Мы готовим новогодний сюрприз». Изготовление новогодних фонариков




18

Выставка детских работ




19

«Зимой в нашем дворе»




20

Композиция на темы, связанные с жизнью двора




21

Изображение любимых животных




22

Изображение животных в разных выразительных движениях




23

Изображение характера зверя: злой тигр, умный медведь, хитрая лиса




24

Образ человека и его характер(женский образ)




25

Образ человека и его характер(мужской образ)




26

Выставка детских работ. Беседа о художниках: В.Васнецове, М.Врубеле, И.Билибине




Тема 3

Мы и наши друзья





1

«Мы в цирке», композиция, изображающая цирковое представление




2

«Мы в театре», композиция, изображающая театральное представление




3

Композиция на темы, связанные с жизнью двора (тушь, палочка)




4

Изображение героев-воинов ко Дню Защитников отечества-портреты на большом формате листа(это могут быть и герои далекого прошлого и герои-воины наших дней)




5

Выполнение открытки к празднику с декоративным оформлением




6

Композиция на темы выступления школьного хора или танцевального ансамбля – «Нарисуем наш школьный праздник»




7

Мы рисуем своих друзей(графический портрет друга)




8

Рисуем наших мам, бабушек




9

Рисуем наших учителей, сестер(портреты, поздравительных открыток)






10

Учимся делать из бумаги собачку. Вырезание из бумаги с применением складывания и с последующим расписыванием поделки





11

Мир нашего аквариума. Изображение морских растений и рыб в подводном мире




12

Изображение контрастных состояний природы(море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д). Сказка о рыбаке и рыбке. А.С.Пушкин




13

Учимся делать из бумаги кораблик. Складывание из бумаги с последующим расписыванием поделки




14

«Мы ждем весну. Какого цвета весна». Изображение гуашевыми красками весеннего сказочного пейзажа.




15

Птицы прилетели




16

Обобщение темы четверти. Беседа с детьми о художниках В.Горяеве, В. Васнецове, Н.Рерихе. Выставка детских работ.




Тема 4

Какого цвета весна и лето





1

«Какого цвета небо». Изображение весеннего неба в различных состояниях




2

«Деревья проснулись»




3

Создание коллективного панно по теме «Весна. Щебет птиц»




4

Изображение весеннего пейзажа




5

«Мы делаем цветы». Вырезание и конструирование из бумаги цветов и листьев




6

«Какого цвета первомай». Изображение детей разных национальностей крупным планом




7

«Мы изображаем праздничные цветы». Изображение ярких декоративных цветов на вытянутых по вертикали форматах бумаги




8

«Украшаем класс к празднику». Монтаж и декоративное оформление работ, выполненных на уроках 5-7




9

Рисование на тему «День Победы». Изображение портрета воина или боевых действий или салюта на праздничной площади




10

«Наша мечта о лете». Изображение на предварительно прописанном подмалевке яркого по цветовой гамме летнего пейзажа





11

«Что мы любим делать летом». Изображение различных игр и развлечений




12

Активная беседа. Экскурсия по выставке собственных работ. Игра-беседа привлечением детских работ, работ художников.








Учебно-тематический план

2 года обучения детей 10-15 лет

по курсу «Композиция декоративно-прикладного искусства»



Задача обучения: дальнейшее развитие у учащихся понятия декоративности цвета, стилизации формы, организации изобразительной плоскости, «единства» и цельности на основе соподчиненности и гармонии, взаимосвязи всех законов и средств композиции, без знания которых не может быть сознательного подхода к выполнению творческих работ по декоративно прикладному искусству.

Учебный материал данного курса можно условно разделить на четыре части:

1 – теоретический материал, который сопровождается беседами т просмотрам иллюстративного материала и знакомит учащихся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.

2- подготовительный материал, который состоит из композиционных поисков, цветковых разработок и разного рода целевых упражнений.

3 – знакомство с видами материалов, их свойствами, обучение целому ряду приемов, помогающих в практической работе.

4 – воспитательная работа, которая должна строиться на выработке последовательного и вдумчивого отношения к предмету, с целью активного применения теории композиции в заданиях учащихся.

Важен учет педагогом возрастных особенностей детей при подборе материала для бесед. Разработанный учебный план занятий дает практические навыки в художественно-оформительской работе.

2 год обучения основам изодеятельности составлен по курсу рекомендации педагога Челябинской художественной школы И.И.Боркуна(1979), который в течении ряда лет вел интересную работу по курсу «Композиция декоративно-прикладного искусства». Эта работа хорошо сочеталась с другими учебными дисциплинами: с материалом по рисунку, живописи, станковой композицией, скульптуре и истории искусства.

В декоративно-прикладной направленности практические задания рассчитаны на освоение хорошей техникой рисования.

1 год обучения был обзорным и направленным на выявление творческих возможностей учащихся. 2 год направлен на стилизацию формы, развитие понятия декоративности цвета.





Учебно-тематический план 2 года обучения детей 10-15 лет по курсу «Композиция декоративно-прикладного искусства»



Наименование темы

Тема 1

Сентябрь – Октябрь

Знакомство с симметрией, ритмом и метром в композиции. Понятие стилизации форм. Что такое «Раппорт». Цвет в декоративно-прикладном искусстве.

Тема 2

Ноябрь

Соотношение и равновесие изобразительных элементов, конфигураций и их соразмерность и согласованность. Понятие асимметрии и статики как состояния относительного покоя. Цвет и его роль в композиции

Тема 3

Декабрь

Соразмерность и соподчиненность частей и произведения искусства. Знакомство с видами контрастов и нюансов

Тема 4

Январь

Шрифт, его роль и значение. Эмблема, ее роль и значение

Тема 5

Февраль -Март

Сюжетно-композиционный центр и выполнение главного в произведении. Плакат, его роль и назначение

Тема 6

Март – Апрель

Понятие единства и цельности на основе соподчинения и гармонии

Тема 7

Май

Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания.






Наименование темы

материалы

Примеча

ние

Общее кол-во часов

Кол-во часов

Сроки

теория

практика


Вводная беседа

1.Общее знакомство с

предметом композиции

декоративно-

прикладного искусства

2.Специфика и разница в решении композиции

3.Понятие о единстве формы и содержания.

иллюстрация

Схемы орнаментов, эскизы и модели





Тема 1







1



















2

Знакомство с симметрией, ритмом и метром в композиции. Понятие стилизации форм. Что такое «Раппорт». Цвет в декоративно-прикладном искусстве.

Выполнение орнаментальной полосы(620*200)

  • Беседа

  • Зарисовка форм растительного и животного мира

  • Стилизация форм природы

  • Композиционные поиски орнаментальной полосы

  • Прорисовка «рапорта» и решение его в цвете

  • Выполнение эскиза орнаментальной полосы на формате размером 620*200 мм

Выполнение росписи орнаментальной полосы в материале(дерево)

  • Подготовка для работы деревянной рейки размером (620*65*30)мм

  • Перенос при помощи кальки рисунка орнаментальной полосы

  • Выполнение росписи, покрытие лаком, роспись рейки, крепление в торец рейки крючков.

  • Ватман

  • Гуашь

  • Карандаш

  • Калька

  • Кисти круглые

  • Деревянная рейка(620*65*30)мм

  • Крючки шурупные светлые 2-3 мм

  • Лак масляный (ниро)

  • Бронзовая пудра


Крючки монтируются на расстоянии 10 мм от лицевой поверхности, что связано с функциональным назначением этого изделия. Работа в материале





Тема 2

Соотношение и равновесие изобразительных элементов, конфигураций и их соразмерность и согласованность. Понятие асимметрии и статики как состояния относительного покоя. Цвет и его роль в композиции

Выполнение эскиза росписи кухонной доски или подноса в материале (дерево)

  • Беседа

  • Зарисовка форм растительного и животного мира

  • стилизация форм природы

  • композиционные поиски росписи

  • проработка рисунка композиции

  • выполнение эскиза

Выполнение росписи кухонной доски

  • Подготовка для работы кухонной доски

  • Перенос при помощи кальки на кухонную доску рисунка

  • Выполнение росписи кухонной доски

  • Покрытие доски лаком

  • Ватман

  • Гуашь

  • Карандаш

  • Калька

  • Кисти круглые

  • Кухонная доска

  • Лак масляный

  • Бронзовая пудра







Тема 3

Соразмерность и соподчиненность частей и произведения искусства. Знакомство с видами контрастов и нюансов

Выполнение четырех эскизов фантиков

Два эскиза фантиков с замкнутой экспозицией

Два эскиза фантиков с композицией раппорт

Выполнение двух эскизов оберточной бумаги

Беседа

Композиционные поиски эскизов фантиков и оберточной бумаги

  • Ватман

  • Гуашь

  • Карандаш

  • Кисти круглые



Можно использовать групповой подход к выполнению работ по данной теме(одна группа выполняет фантик другая оберточную бумагу по одной теме)





Тема 4

Шрифт, его роль и значение. Эмблема, ее роль и значение

Выполнение эскиза шрифтового плаката с введением эмблемы.

Беседа

Знакомство с видами шрифтов

Изучение одного вида шрифта

Тренировочные упражнения по написанию отдельных элементов букв

Определение в тексте к шрифтовому плакату(выставка работ учащихся)

Композиционные поиски эмблемы с учетом текста

Композиционные поиски шрифтового плаката с введением эмблемы

Выполнение эскиза шрифтового плаката с эмблемой на чистовой

  • Ватман

  • Гуашь

  • Карандаш

  • Кисти

  • Линейка

  • Плакатные перья

  • Тушь



Эскиз шрифтового плаката с эмблемой выполняется на размер 1 листа ватмана. Написание шрифта и упражнения по написанию отдельных элементов букв выполняется на ½ бумаги ватмана. Желательно конечный вариант выполнять на бумаге, натянутой на планшет





Тема 5

Сюжетно-композиционный центр и выполнение главного в произведении. Плакат, его роль и назначение

Выполнение эскиза иллюстративного плаката по теме «Цирк» и к одному из спектаклей кукольного театра или ТЮЗа

Беседа

Композиционные поиски плаката в карандаше

Просмотр одного из спектаклей, ТЮЗ или цирк

Композиционные поиски плаката в цвете

Выполнение эскиза иллюстративного плаката с эмблемой на чистовой

  • Ватман

  • Гуашь

  • Карандаш

  • Кисти круглые


Композиционные поиски желательно делать сразу по терм темам. Желательно конечный вариант выполнять на бумаге, натянутой на планшет





Тема 6

Понятие единства

и цельности на основе соподчинения и гармонии

Декоративный натюрморт

Беседа

Упражнение в написание этюдов отдельных предметов, через стилизацию формы и цвета предмета

Упражнение в написании этюдов отдельных предметов 2-3 красками с начала в темной гамме, потом в холодной, затем на контрастных отношениях

Рисование с натуры натюрморта и определение на каждом предмете количества цвета, полутени, тени, рефлекса и блеска.

Выполнение декоративного натюрморта на чистовой, при этом необходимо ориентироваться учащихся на гармоничные отношения цвета предмета к другому.

  • Ватман

  • Гуашь

  • Карандаш

  • Кисти круглые


Желательно конечный вариант выполнять на бумаге, натянутой на планшет





Тема 7

Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания.

Творческий натюрморт

Беседа

Композиционные поиски натюрморта

Поиски светового решения натюрморта

Выполнение творческого натюрморта на чистовой

  • Ватман

  • Гуашь

  • Карандаш

  • Кисти круглые


Необходимо, чтобы за каждым учащимся была закреплена тема.

Необходимо объяснить что всякое изменение предмета в рисунке и цвете по отношению обычного понимания рисунка и цвета должно быть оправдано образным восприятием темы.









Учебно-тематический план

3 года обучения детей 12-15 лет

по курсу «Художественное творчество»



Задачи обучения:

Обобщение и синтез в художественно-практической деятельности учащихся, усиление образного решения творческого замысла

Учебный материал курса «Художественное творчество»можно условно разделить на шесть частей:

1 – станковая живопись и графика - основа изобразительного искусства

2 – Театральное искусство

3 – оформительское искусство

4 – декоративно- прикладное искусство

5 – композиция

6 – Пленэр

Разработанный таким образом учебный план на основе рисунка закрепляет ранее полученные знания по деятельности и улучшающей в целом технику рисунка, развивает образную память.

1 год обучения – обзорный, окружающий мир в рисунке.

2 год обучения – систематизация формы, декоративное творчество

3 год обучения – синтез, художественное творчество.



Учебно-тематический план 3 года обучения детей 12 -15 лет

по курсу «Художественное творчество»

Наименование темы

Тема 1

Сентябрь – ноябрь

Станковая живопись и графика – основа изобразительного искусства

Тема 2

Декабрь, январь

Театр – формирование души начинающего художника – мастерство, понятие – добро и зло – отражение духовных ценностей в творчестве каждого художника, его отношения к окружающему миру.

Тема 3

январь

Плакат, его роль и назначение. Шрифт, его роль и назначение

Тема 4

Февраль-март

Декоративно-прикладное искусство

Тема 5

Март – апрель

Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания

Тема 6

Апрель-май

Тон, как средство композиции

Тема 7

Май - июнь

Пленэр





Тематическое планирование

Тема 1. Станковая живопись и графика – основа изобразительного искусства

Теоретические сведения: виды искусства, жанры искусства, понятие композиции, понятие цвета и линии. Ключевые слова: композиция, рисунок, живопись, штрих, подчерк, грунт, подмалевок, спектр, хроматические и ахроматические цвета, теплые и холодные тона.

Практические сведения: выполнение этюдов акварелью, карандашом в разно-жанровом направлении. Выполнение работ по представлению, памяти, воображении.

Тема 2. Театр – формирование души начинающего художника – мастерство, понятие – добро и зло – отражение духовных ценностей в творчестве каждого художника, его отношения к окружающему миру.

Теоретические сведения: театр кукол, театральный занавес, афиша, цирк, образ. Ключевые слова: афиша, театральный занавес, декорации, перчаточные и тростевые куклы.

Практические сведения: театральные маски, изготовление масок, кукол, театрального занавеса, работа над образом – рисунок.

Тема 3. Плакат, его роль и назначение. Шрифт, его роль и назначение.

Теоретические сведения: сюжетно-композиционный центр и выполнение главного в произведении. Ключевые слова: плакат, шрифт, эскиз, эмблема.

Практические сведения: выполнение оформительских работ: плакат, шрифт, фантики и т.д.

Тема 4. Декоративно-прикладное искусство

Теоретические сведения: цвет в декоративно-прикладном искусстве: соотношение и равновесие изобразительных элементов, конфигурации и их соразмерность и согласованность. Ключевые слова: декор, орнамент, рапорт.

Практические сведения: роспись по дереву

Тема 5. Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания

Теоретические сведения: понятие «единства» и цельности на основе соподчинения и гармонии. Ключевые слова: натюрморт, поиск, модель, предмет.

Практические сведения: декоративный натюрморт, творческий натюрморт.

Тема 6. Тон, как средство композиции

Теоретические сведения: понятие «тона» как средства композиции, дающего возможность передать различное настроение, состояние освещения, природы и усиливающее образное решение творческого замысла. Ключевые слова: тон, композиция, колорит, рисунок, живопись

Практические сведения: композиция натюрморта в живописи и рисунке. Живопись и рисунок пейзажа. Живопись головы человека. Живопись и рисунок интерьера. Композиция сюжетной сценки. Выставка детских работ

Тема 7. Пленэр



Формы контроля обученности

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Результат

Срок

  1. Участие в городской выставке: «Наш город»

  2. Участие в выставке: «Рождественская сказка»



  1. Участие в оформлении школы к новогодним праздникам – изготовление масок, праздничных плакатов.

  2. Посещение выставочного зала и музея.

  3. Посещение художественной школы и училища.

  4. Участие в городской выставке: «Город мастеров»(прикладное).




  1. Творческий отчет перед родителями, педагогами, детьми в школе – организации выставки, где будут собраны все детские работы.

  2. Общение, чаепитие, обговаривание планов, новых проектов на будущее.

Формирование собственного почерка в изобразительной деятельности, отношения, раскрытие своего творческого потенциала.


Умение проектировать и использовать в работе разные техники для решения своих замыслов.

Формирование интереса к изобразительной деятельности – живое общение детей и художников. Возможность сравнивать и оценивать.


Свободное представление и рекламирование своего творчества.


Дети проявляют себя, свое отношение к миру и возможности зарисовать все, что их интересует в жизни.

Декабрь

Январь


Декабрь

Январь


Декабрь




Февраль



Март






Апрель




Май







Конечный результат

Начало обучения – начало творческого пути ребенка. За год проведенных занятий по живописи и графики в детях должны упрочниться и углубиться творческие качества, оригинальность, знание материала, т.е к концу занятий выявятся склонности к форме решения творческих замыслов к жанру. Теоретически ребенок должен понять взаимосвязь всех законов и средств композиции и применять их для раскрытия любой идеи. Овладеть различными техниками. Знать лучше произведения искусства. Знать термины: «живопись», «скульптура», «натюрморт», «пейзаж», «портрет»; чувствовать и находить нужную композицию в любой работе, придерживаясь правил любого жанра. Знать художников: В. Серова, И.Репина, В.Ватагина. Знать разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи –мемориальные. У детей должен сформироваться интерес к живописи.



Ресурсное обеспечение

  1. Финансовое обеспечение. Обучение осуществляется бесплатно.

  2. Материально-техническое обеспечение.

Для осуществления учебного процесса используется класс(столы, стулья, мольберты, доска, фонд- краски , кисти, карандаши, бумага, ватманы, калька, бросовый материал) и зал со световым и музыкальным обеспечением. Фотоаппарат и видеокамера.

  1. Дидактическое обеспечение. Для подготовки и проведения занятий используют специальную литературу, журналы, видеокассеты, телевизор.

Литература для детей

  1. Василенко В.М. Искусство Хохломы. МСХ 1959г

  2. Вишневская В.М., Каплан Н. И., Буранов С.Ю. «Русская народная резьба и роспись по дереву». М., КОИЗ, 1956г.

  3. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. «Просвещение», 1968

  4. Школа изобразительного искусства. Т. 10 экз. Академии художеств, СССР. М., 1963г.

***

  1. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. «Высшая школа», 1982г

  2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие.М. «Высшая школа», 1992г

***

Отрывки из литературных произведений, где дано описание персонажей с гротесковым характером внешности. Н.Гоголь «Мертвые души» или «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович и Иваном Никифоровичем»

Сказки для инсценировки.

***

Зрительный ряд: слайды карнавального действия, античных масок, масок народов Востока и т.д. Рисунки на доске лиц (в виде схем) с остро выраженным характером; слайды с примерами выразительных персонажей кукольного театра; слайды с примерами театральных занавесов; примеры разнообразной рекламы театральных представлений; выставка работ, выполненных в течение определенного срока, слайды, диафильмы.

Литература

  1. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М.1991г

  2. Вишневская В.М., Каплан Н. И., Буранов С.Ю. «Русская народная резьба и роспись по дереву». М., КОИЗ, 1956г.

  3. Журнал «Декоративное искусство СССР»

  4. Журнал «Зеленый крест»

  5. Журнал « Средства изобразительного искусства»

  6. Разина Т.М, Русское народное творчество. М., «Изобразительное творчество», 1970г.

Организация техники безопасности учащихся на занятиях

В начале учебного года с учащимися проводит инструктаж по технике безопасности. Он включает в себя информацию о правильном использовании технических средств, а так же рекомендации об организации технических средств, а так же рекомендации об организации рабочего места у себя дома.

Содержание тематического планирования. Описание тем.

тема

Кол-во часов

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы

Тема 1. Станковая живопись и графика – основа изобразительного искусства

а)введение



б) развитие творческого замысла



Вводная часть в курс живописи, которая предусматривает общее знакомство с предметом композиции живописно-графического искусства



Работа над первоначальным композиционным решением творческого замысла. Различные варианты композиции в зарисовках, кратковременных этюдах натюрморта, пейзажа, интерьера, сюжетной сценки.

Дать представление о нескольких видах искусства, определить специфику и разницу в решении композиции;

Учить детей находить пропорциональное соответствие между характером, натюрмортной постановки натуры и листа. Определить ритмическую структуру композиции

Лекции, практические занятия, индивидуальная работа




Беседы, практические занятия, пленэрные занятия, зарисовки с натуры.

Информационно-иллюстрационные







Репродуктивное творчестве на уроке, продуктивное дома.

Театр


«Художник и зрелище»

Театральные маски

Образ театрального героя

Театр кукол(голова, куклы, театральный костюм)

Театральный занавес

Афиша

Художник и цирк

Обобщение темы четверти


Формирование нравственно-эстетической отзывчивости. Учить овладевать навыками росписи, делать декорации. Знать термины, художников, раз ные типы музеев



Лекции, практические занятия, театр игры с изготовленными работами, оформление выставки и праздника

Импровизационно-творческие, художественно-иллюстративные

тема

Кол-во часов

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы

Плакат, его роль и назначение.










Шрифт, его роль и назначение


Беседа по данной теме;

Композиционные поиски плаката в карандаше;

Просмотр спектакля ТЮЗ или цирк;

Композиционные поиски плаката в цвете;

Выполнение эскиза иллюстративного плаката на чистовой бумаге


Беседа

Знакомство с видами шрифтов

Изучение одного вида шрифта

Тренировочные упражнения по написанию отдельных элементов букв

Определение в тексте к шрифтовому плакату(выставка работ учащихся)

Композиционные поиски эмблемы с учетом текста

Композиционные поиски шрифтового плаката с введением эмблемы

Выполнение эскиза шрифтового плаката с эмблемой на чистовой

Выполнить эскиз иллюстративного плаката по теме цирк и к одному из спектаклей.







Выполнить эскиз шрифтового плаката с введением эмблемы.

Выполнить четыре эскиза фантиков. Знакомство с симметрией, ритмом и метром в композиции. Понятие стилизации форм, раппорт

Лекции, образцы заданий, практические занятия, лабораторно-практическая работа, индивидуальные консультации, самостоятельная работа учащихся

Информационные, репродуктивные.

тема

Кол-во часов

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы

Декоративно-прикладное искусство

а)эскиз орнаментальной полосы

б) разработка фантиков

в) роспись изделий по дереву


Соразмерность и соподчиненность частей произведение искусства. Знакомство с видами контрастов и нюансов.

Цвет в декоративно-прикладном искусстве

Соотношение и равновесие изобразительных элементов, конфигурация и их соразмерность и согласованность. Понятие асимметрии и статики как состояния относительного покоя. Цвет и его роль в композиции.

Выполнение орнаментальной полосы(620*200)

Разработка фантиков по теме: «сказка об Урале»


Выполнение эскиза росписи кухонной доски или подноса и роспись готового изделия(в материала)

Лекции, просмотр выставочных изделий, практические занятия, роспись изделий по дереву.

Информационно-репродуктивный

Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания

а) декоративный натюрморт


Понятие единства и цельности на основе соподчинения и гармонии. Декоративный натюрморт

Беседа

Упражнение в написание этюдов отдельных предметов, через стилизацию формы и цвета предмета

Упражнение в написании этюдов отдельных предметов 2-3 красками с начала в темной гамме, потом в холодной, затем на контрастных отношениях

Выполнение декоративного натюрморта с натуры по памяти

Рисование с натуры

Репродуктивное творчество

тема

Кол-во часов

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы

б)композиция в натюрморте



в) творческий натюрморт


Взаимосвязь всех законов и средств композиции и их применение для раскрытия идейного содержания

Беседа по теме

Композиционные поиски натюрморта

Поиски цветового решения натюрморта

Выполнение творческого натюрморта на чистовой

Работа над композицией



объяснить что всякое изменение предмета в рисунке и цвете по отношению обычного понимания рисунка и цвета должно быть оправдано образным восприятием темы.



Тон, как средство композиции

а)основы рисунка

б)пленэр

в)создание сложной картины.


Композиция натюрморта в рисунке. Рисунок интерьера в тоне. Рисунок пейзажа. Композиция портрета в рисунке, живопись человеческой головы. Композиция сюжетной сценки. Живопись пейзажа.

Живопись интерьера, живопись фигуры человека, головы человека. Живопись пейзажа.

Тон как средство композиции, дающее возможность передать различное настроение, состояние освещения, природы и усиливающее образное решение творческого замысла.

Живопись.

Создание сюжетной картины

Рисование с натуры, беседы, игры, выставки детских работ, пленэр, выставка детских работ. Обобщение тем года.

Импровизированное творчество.







Карта творческого потенциала воспитанников

Дата

Мероприятие

Ф.И.О. воспитанников

Результативность

Внутри учреждения

Район

Город

Регион

Федерация
















































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа по изобразительной деятельности "Основы рисунка"

Автор: Ефремова Елена Юрьевна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227127

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству в начальной школе "Компьютерная азбука" "
    ["seo_title"] => string(114) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-nachal-noi-shkolie-komp-iutiernaia-azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "109540"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404728165"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Программа по теме " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность""
    ["seo_title"] => string(122) "proghramma-po-tiemie-razvitiie-mielkoi-motoriki-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-izobrazitiel-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "256713"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448202323"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(91) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo-i-dizain-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250650"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447096333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Программа изобразительное искусство 1 год обучения "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-izobrazitiel-noie-iskusstvo-1-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111594"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407667648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства