kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ознакомление дошкольников с народно - прикладным творчеством"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект поможет познакомить детей средней группы с Филимоновскими мастерами, с филимоновской игрушкой.

Просмотр содержимого документа
«"Ознакомление дошкольников с народно - прикладным творчеством"»


Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 19 г. Кузнецка









Конспект ОД по ознакомлению дошкольников


с декоративно-прикладным творчеством


в средней группе.







Составил воспитатель высшей

квалификационной категории Есенина Е.В.

















Тема: «Филимоновская игрушка»


Цель: Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; создать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях филимоновской росписи в декоративном рисовании; развивать эстетический вкус.



Интеграция образовательных областей:


« Речевое развитие»: формировать умение слушать сказку, отвечать на поставленные вопросы.


« Художественно – эстетическое развитие»: продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, историей её создания, закрепить представления об основных элементах филимоновской росписи, их значении, используемых цветах; закреплять умение рисовать гуашевыми красками, используя приемы: концом кисти, плашмя, формировать умение ритмично располагать узор на форме.

Продолжать формировать умение лепить филимоновские игрушки.


« Социально – коммуникативное развитие»: воспитывать уважение к труду народных мастеров.


Материалы и оборудование: схема с филимоновскими узорами, кисти, краски, подставки по количеству детей, глиняные изделия, силуэты филимоновских игрушек, раскраски, глина, доски для лепки.


Предварительная работа: изготовление изделий из глины, теста.


Ход занятия.


Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Хотите одну из них послушать?


В самом центре России, на высоком берегу реки стоит деревня.

Однажды пришел в эту деревню человек, которого звали Филимон. Он обнаружил в этих местах отличную глину. Ребята, что можно делать с глиной, как её применять

Правильно, из глины можно лепить. Вот и Филимон стал лепить из глины горшки и других научил. В честь него эту деревню назвали Филимоново.

Мужчины в Филимоново лепили посуду, а женщины - игрушки-свистульки. Это были петушки, козлики, барыни, кони. Дети помогали взрослым. Долгими зимними вечерами собирались все вместе и изготавливали различные изделия. Весной в огромной печи, которую специально для этого возводили, обжигали и игрушки и посуду. Это было зрелище необычной красоты. Игрушки получались белые, так как местная глина при обжиге белеет.

Ребята! Сегодня у нас выставка игрушек. Посмотрите на них какие они яркие, нарядные. Может кто-то знает, как они называются?

По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.

Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.



Нас лепили мастера,


Нас расписывать пора


Кони, барышни, барашки –


Все высоки и стройны


Сине-красные полоски


На боках у нас видны.


Посмотрите на них внимательно и скажите, какого цвета краски использовали умельцы? (Желтую, зеленую, синюю, красную). Украшали фигурки разными элементами. Чаще всего использовали чередующиеся полоски 2-х цветов, круги, которые обозначали солнце, звездочки, елочки, которые обозначали растительность, треугольники , которые обозначали землю.


Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек.


- У филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая?

- Может, кто из вас догадался?

Д: Длинные шеи.


В: Молодцы. Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки.


- Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.


Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции.

Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.


В-ль: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек.

Ребята, а как мы можем добраться до Филимоново?

Дети: На машине, поезде и т.д.

В-ль: Ребята, слышите, какие красивые звуки доносятся, что же это может быть? (включается аудиозапись).


Дети: Свистульки.


В-ль: Правильно это свистульки, может быть это филимоновские игрушки. Давайте пойдем туда, откуда доносятся звуки. (дети идут на звук и подходят к столу с игрушками).


В-ль: Посмотрите ребята, сколько здесь игрушек, мы добрались с вами до деревни Филимоново. Филимоновские мастера нам устроили выставку народных игрушек. А вы знаете, что означает слово выставка? (ответы детей)


В-ль: Ребята, как вы думаете, на выставке все игрушки филимоновские? Назовите какие еще есть?


Д/игра «Третий лишний» - дети находят на каждой полке лишнюю - дымковскую или каргопольскую. (ответы детей)


В-ль: Вы заметили, что одна полка осталась свободной, я думаю что ее оставили для игрушек которые вы слепите. Чтобы у вас все получилось произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения.


Физминутка.


Раз, два, раз, два


Спали дети мастера


Сели встали, сели встали


Мы работать не устали


Ручки хлоп хлоп хлоп


Ножки топ топ топ


Раз, два, раз, два


Наши дети мастера


В-ль: Вот вы и превратились в мастеров, предлагаю пройти в мастерскую и занять свои места за столами (дети садятся).


Мы с вами сегодня будем лепить, расписывать, украшать филимоновскую игрушку.

Предлагаю детям приступить к работе.

В процессе работы детей помогаю тем, кто затрудняется.

В конце занятия предлагаю отправиться на выставку.


В-ль: Ребята, теперь нам нужно взять свои работы и вернуться на выставку (предлагаю детям расставить свои работы на свободную полочку).


В-ль: Ребята, посмотрите какие у вас получились игрушки (предлагаю 2-3 детям выбрать понравившуюся работу и рассказать почему понравилась).


В-ль: Саша какая игрушка тебе понравился больше? Почему? (ответ ребенка)


Отмечаю какие работы сделаны правильно, в каких есть неточности, и говорю, что в следующий раз нужно постараться и все получится.


Ребята вам понравилось наше путешествие? Помните у каких мастеров мы были в гостях? (филимоновских)


А теперь нам пора возвращаться в д/сад, закрывайте глаза, а я буду говорить волшебные слова:



- Ах как славно потрудились, ай да чудо - мастера!

Раз, два, три, четыре, пять

Вот мы в садике опять.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Ознакомление дошкольников с народно - прикладным творчеством"

Автор: Есенина Елена Викторовна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников""
    ["seo_title"] => string(100) "stat_ia_diekorativno_prikladnoie_iskusstvo_kak_sriedstvo_estietichieskogho_vospitaniia_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "349777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476645682"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками "
    ["seo_title"] => string(98) "samoobrazovaniie-piedaghoghov-kak-odin-iz-faktorov-povyshieniia-kachiestva-raboty-s-doshkol-nikami"
    ["file_id"] => string(6) "185725"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426234195"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Воспитание этнокультурной компетентности у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "vospitaniie-etnokul-turnoi-kompietientnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "198671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428429996"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Доклад на тему: "История и наследие русского народа в жизни ребенка"."
    ["seo_title"] => string(73) "doklad-na-tiemu-istoriia-i-nasliediie-russkogho-naroda-v-zhizni-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "318409"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460569323"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях  детского сада "
    ["seo_title"] => string(80) "priobshchieniie-dietiei-k-istokam-narodnoi-kul-tury-v-usloviiakh-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "208043"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430731723"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства