Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников
Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения которого, выполняя определенную утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало.
Декоративное искусство – это один из видов пластического искусства. С.В.Погодина и Н.М.Сокольникова делят декоративное искусство на: монументально-декоративное (витражи, мозаика, росписи); народное декоративно-прикладное (бытовые хозяйственные изделия); оформительское искусство (оформление выставок, экспозиций).
Красота и художественный образ в произведениях декоративно-прикладного искусства соединяются с практической полезностью. Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности.
Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства: утилитарность, практическая принадлежность; нерасчлененность различных сторон культуры народа (взаимоотношений между миром и человеком, закрепляющей нравственно-эстетические принципы как творчества, так и поведения), сущность которой создавалась и передавалась на протяжении многих тысячелетий; коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства; традиционность, характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности; реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.
Народное декоративно-прикладное искусство должно найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы.
Д.С.Лихачев писал, что если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства – как некоей радости, самостоятельной ценности…Народное творчество учит понимать условность творчества.
По образному выражению К. Д. Ушинского, ребёнок мыслит формами, красками, звуками и ощущениями. Благодаря средствам декоративно-прикладного искусства человек учится видеть красоту. Но это не означает, что ребёнок в будущем должен быть художником или искусствоведом, он просто получить некоторый объём сведений из теории и истории декоративно-прикладного искусства.
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий.
Когда говорят об использовании произведений декоративно-прикладном искусства в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев: резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка,— это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа.
Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Преобладание растительных форм – особенность русского народного искусства. «Напевность и ритмичность русского орнамента срони российским просторам и плавным ритмам народных песен», - отмечает Н.М.Сокольникова.
Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее:
-
народное искусство - своеобразный катализатор детского творчества;
-
народном искусстве собран традиционный художественный опыт поколений;
-
произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
С.В.Погодина выделяет фазы ознакомления дошкольников с народным искусством:
-
подготовительная - накопление ребенком художественно-эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать произведения народных умельцев;
-
аналитическая - активное восприятие произведения, формирование эстетической оценки воспринимаемого образа;
-
творческая - самостоятельное включение декоративного образа в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества;
-
оценочная - сравнение и оценка произведений изобразительного искусства, вычленение общих и отличительных черт.
При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Всякое ознакомление включает в себя:
-
двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании);
-
аналитико-синтетическую деятельность, которая предполагает анализ и синтез выразительных средств декоративного образа;
-
субъективность оценки (каждый ребенок воспринимает произведения
-
народных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей).
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развитие его художественно-творческих способностей. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осуществляется в несколько стадий:
-
стадия целостного изучения - дети воспринимают целостный образ произведения;
-
стадия константности - дети воспринимают произведение как относительно постоянные по форме, цвету, величине;
-
стадия структурности - дети учатся выделять структуру образа, его выразительные средства;
-
стадия осмысленности - дети осознают зависимость выразительности образов от материала, техник и средств, используемых автором;
-
стадия избирательности -каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.
При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства находит отражение использования методов, таких как: методы воспитания (показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого) и методы обучения (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций).
В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники, посвященные народным традициям, народного искусства, с исполнением фольклорных старинных песен, хороводов. Организуются ярмарки с самодельными товарами. В таких праздниках принимают активное участие все — и стар и мал. Похожие праздники и развлечения организуются и в детских учреждениях. Педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.
Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности. Затем привлекаются виды с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово). Игра как форма ознакомления доступна и многофункциональна: сюжетно-ролевые игры; дидактические игры (игры-вкладыши, игры с карточками, игры с игровым полем, игры-пазлы, игры-конструкторы); подвижные и малоподвижные игры.
Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного декоративного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а следовательно вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Народное декоративно-прикладное искусство – сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и в то же время самое демократичное и доступное человеку с детства.