№ п/п | Тема. | Кол-во час | Дата | Оборудование | УУД |
План. | Факт. |
1 | Изображения всюду вокруг нас-1ч. Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. | 1 | | | | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Изображать то, что каждый хочет, Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. |
2 | Мастер Изображения учит видеть-1ч Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных). | 1 | | | Цветная бумага (для аппликации), клей, ножницы или цветные карандаши, фломастеры. | Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях)природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать,изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). |
3 | Изображать можно пятном-1ч Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. | 1 | | | Одноцветная краска ( гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). |
4 | Изображать можно в объеме-1ч Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы. Лепка птиц и зверей. | 1 | | | Пластилин, стеки, дощечка. | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). |
5 | Изображать можно линией-1ч Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). | 1 | | | Черный фломастер или карандаш, бумага. | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. |
6 | Разноцветные краски-1ч Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). | 1 | | | Гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага. | Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение)-1ч. Выражение настроения в изображении. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.) | 1 | | | Гуашь, кисти, бумага. | Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). |
8 | Художники и зрители-2ч. Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. накомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей | | | | |
9 | Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. накомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей | | | | | |
10 | Ты украшаешь. (8 ч) Мир полон украшений -1ч Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. | 1 | | | | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. |
11 | Цветы. Цветы — украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. | | | | Гуашь, кисти, цветная бумага. | Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). |
12 | Красоту надо уметь замечать. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.. | 1 | | | | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. |
13 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). | 1 | | | Гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага (возможна работа графи-ческими материа-лами). | Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
14 | Красивые рыбы. Монотипия-1ч Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии | 1 | | | Гуашь (аква-рель) фломастер или тушь, палочка, бумага. | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Освоить простые приемы техники монотипии. |
15 | Украшение птиц. Объёмная аппликация.-1ч Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики. Предлагаемые сюжеты заданий: «Узоры на крыльях бабочек», «Красивые рыбы», «Украшения птиц».Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. | 1 | | | Разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей. | Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материалов. Видеть характер формы декоратино понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы о объемной аппликации и коллаже. |
16 | Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. | 1 | | | Гуашь, кисти, листы цветной бумаги | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник -1ч Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. | 1 | | | Гуашь, кисти, листы цветной бумаги | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений |
18 | Ты строишь. (11 ч) Постройки в нашей жизни-1ч Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. | 1 | | | | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. |
19 | Дома бывают разными. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. | 1 | | | Разведенная на блюдце гуашь (акварель) одного цвета, коробок, ластик, колпачок от ручки( в качестве печатки), шероховатая бумага. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток(кирпичиков). |
20-21 | Домики, которые построила природа. Формы и конструкции природных домиков-1ч Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. | 2 | | | Пластилин, стеки, тряпочка, дощечки или гуашь. | Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки), анализировать их форму, конструкцию пропорции. Изображать (или лепить ) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. д., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей. |
22-23 | Дом снаружи и внутри 1 час Внутреннее устройство дома 1 час Соотношение форм и их пропорций. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. | 2 | | | Мелки, цветные карандаши или фломастер, бумага. | Принимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде алфавита, различных бытовых предметов), их вид снаружи и внутри. |
24 | Строим город. Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. | 2 | | | Цветная бумага, ножницы, клей. | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. |
25 | Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. | 1 | | | Цветная бумага, ножницы, клей. | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы и конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических фигур изображения животных в технике аппликации. |
26 | Строим вещи. Конструирование предметов быта. Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Как наши вещи становятся красивыми и удобными? | 1 | | | Цветная бумага, ножницы, клей. | Понимать, что в создании форм предметов быта принимает участие художник- дизайнер. Конструировать из бумаги различные простые бытовые предметы, а затем украшать их. |
27-28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) 1 час Прогулка по родному городу 1 час Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). | 2 | | | Склеенный большой лист бумаги (тонированная или обои) в качестве фона для панно, цветная бумага (для создания построек с наклеенными деталями в технике аппликации), гуашь (для изображения жителей и машин). | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно, коллажей. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. |
29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе-1ч Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки. | 1 | | | | Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания . |
30 | Праздник весны.-1ч Праздник птиц. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм. | 1 | | | Цветная бумага, ножницы, клей. | Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений. |
31 | Сказочная страна-1ч Создание коллективного панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа | 1 | | | Цветная бумага, фольга, , ножницы, клей, гуашь, кисти, бумага. | Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы |
32 | Времена года-1ч Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объёмного изображения в единой композиции. Навыки овладения различными приёмами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетание цвета и линии. | | | | Гуашь, кисти или графические материалы, бумага | Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Овладевать навыками создания коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования. |
33 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы) Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. | 1 | | | гуашь | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). |