Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 26.11.2010 г. № 1241 (далее ФГОС НОО), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по русскому языку для учащихся 4-го класса Е. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В. Прониной (М.: Баласс, 2012), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».
Рабочая программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 4го класса.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, который представлен пособиями для учащихся:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В основе реализации основной рабочей программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает включение детей в разные виды деятельности, приводящим к конкретным результатам.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Текущий обучающий контроль реализуется как через систему заданий учебника под рубрикой «Это ты можешь».так и через задания в тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (авт. Е.В. Бунеева).
Тематический контроль реализуется через задания в тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (авт. Е.В. Бунеева).
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Учебный предмет «Русский язык» является обязательным в БУПе. Программа курса «Русский язык» рассчитана на 170 часов (5часов в неделю).
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
№ урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Дата |
Предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
| | Повторение (19 ч) | |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке | Знакомство с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. | Вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки и оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. | 1.09 |
2 | Контрольное списывание №1 | Списывание печатного текста. Выделение изученных орфограмм, графическое обозначение выбора написания | Без ошибок списывать текст, находить «опасные места» в слове, находить корень в слове, подбирать однокоренные слова, графически обозначать орфограммы | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание | 2.09 |
3 | Повторение фонетики и графики | Проведение фонетического разбора слов. Группировка звуков по их характеристикам. Соотношение количества звуков и букв в слове, объяснение причины расхождения количества звуков и букв. Группировка слов с изученными орфограммами, графическое объяснение выбора написания. Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов | произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; | Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Познавательные УУД: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. | Личностными результатами являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | 3.09 |
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 4.09 |
5 | Что такое графика | произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; правильно писать слова с изученными орфограммами; видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; | 5.09 |
6 | Фонетический разбор слова | 8.09 |
7 | Повторение орфографии | 9.09 |
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 10.09 |
9 | Входная диагностическая работа. Орфография. | | 11.09 |
12.09 |
10 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов |
11 | Повторение состава слова | Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания | запись слов с изученными орфограммами; разбор слов по составу, соотнесение слова и его схемы; пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; читать тексты учебника, художественные и учебно-научные самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. | 15.09 |
12 | Повторение изученного о частях слова | Запись слов с изученными орфограммами. Наблюдение над способами образования слов | 16.09 |
13 | Повторение изученного по синтаксису | Выразительное чтение предложений, различных по цели высказывания и по интонации. Выделение словосочетаний из предложения | 17.09 |
14-15 | Обучающее изложение «Золотой рубль» | Письмо текста-повествования с предварительной подготовкой. Воспроизведение прочитанного текста. Запись текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. | Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания. Составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи; письменно отвечать на вопросы по тексту, передавая его содержание; на практике применять изученные орфографические правила | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе | 18.09 19.09 |
16 | Что мы знаем о пунктуации | Постановка знаков препинания в предложениях. Запись предложений под диктовку и с комментированием | Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически; устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать | 22.09 |
17 | Что мы знаем о пунктуации | 23.09 |
18 | Обобщение по разделу «Повторение» | 24.09 |
19 | Контрольный диктант №1 по теме: "Повторение изученного в 3-м классе". | Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов | Записывать по диктовку учителя текст с соблюдением всех изученных правил; разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 25.09 |
20 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками допущенными в нём. Фонетический разбор слова. | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов | Находить свои ошибки и объяснять правильное написание слов. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | 26.09 |
21 | Как отличить простое предложение от сложного | Упражнение в написании простых и сложных предложений; Различие простого и сложного предложений на слух и в письменном тексте. Характеристика (на основе коллективного анализа) основных признаков текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. | Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. | Личностными результатами являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | 29.09 |
22 | Однородные члены без союзов и с союзом и. предложения с однородными членами в художественном тексте | 30.09 |
23 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. |
1.10 |
24-25 | Обучающее изложение «Что я люблю» (учебник, упр. 64) | Воспроизведение прочитанного текста. Запись текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Использовать параметры текста при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. | 2.10 |
26 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | Письмо предложений с однородными членами предложения. Подбор и составление предложений по схемам | Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью | 3.10 |
27 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но | Письмо предложений с однородными членами, соединёнными союзами и,а,но. Составление предложений по схемам и схем к предложениям | Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), | 6.10 |
28-29 | Обучающее сочинение «Что я люблю» (учебник, упр. 65) | Запись составленного текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | Познавательные УУД: – вычитывать все виды текстовой информации; – пользоваться разными видами чтения; – извлекать информацию, представленную в разных формах; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. | 7.10 |
30 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | Письмо предложений с однородными членами, соединёнными союзами и,а,но. Составление предложений по схемам и схем к предложениям | Ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но) | 8.10 |
31 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 | Упражнение в написании простых предложений; Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Составление предложений по схемам и схем к предложениям | Ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но) | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание | 9.10 |
32 | Развитие пунктуационных умений | Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму | 10.10 |
33 | Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами». | Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов | Записывать по диктовку учителя текст с соблюдением всех изученных правил; разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 13.10 |
34 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками допущенными в нем. Запятая в предложениях с однородными членами | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов | Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | 14.10 |
35 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | Сравнивать простое и сложное предложение. Нахождение грамматических основ в предложенных учителем предложениях | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Правильно ставить знаки препинания в сложном предложении; различать в тексте сложные и простые предложения | Выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности | 15.10 |
36 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | Упражнение в постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но, составление схем предложений | Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности | 16.10 |
37 | Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант (упр. 80) | Составление устного рассказа на грамматическую тему по совместно составленному по плану. | Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом | Уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | 17.10 |
38 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но | Упражнение в постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, нои в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но, составление схем предложений | Различать простое и сложное предложения. Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Испытывать интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка | 20.10 |
39 | Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» (упр.82) | Запись составленного текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Испытывать интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка | 21.10 |
40 | Запятая в сложном и простом предложении. | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | Различать предложения несложные и простые, уметь правильно ставить знаки препинания; давать общую характеристику предложения; | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание | 22.10 |
41 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №2 | 23.10 |
42 | Запятая в сложном предложении. | Упражнение в постановке знаков препинания в сложных предложениях, составление схем предложений | Правильно ставить знаки препинания в сложном предложении; различать в тексте сложные и простые предложения | Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности | 24.10 |
43 | Контрольный диктант №3 по теме «Предложение». | Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов | Записывать по диктовку учителя текст с соблюдением всех изученных правил; разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 27.10 |
44 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками допущенными в нём. Запятая в сложном предложении. | Запись слов с изученными орфограммами и предложений. Объяснение выбора написания слов | Находить свои ошибки и объяснять правильное написание слов. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | 28.10 |
45 | Повторение. Контрольный словарный диктант №1 | Запись слов с непроверяемым написанием под диктовку, выделение орфограмм. | Записывать по диктовку учителя слов с непроверяемым написанием, выполнять фонетический разбор слова | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Оценивать свою работу на уроке | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 29.10 |
46 | Повторение. Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | Упражнение в постановке знаков препинания в сложных и простых предложениях, составление схем предложений | Различать предложения несложные и простые, уметь правильно ставить знаки препинания; давать общую характеристику предложения; | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия | 30.10 |
47 | Повторение. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами | Отличать простое предложение от сложного используя алгоритм; ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью и с союзами и, а, но | Устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; | Составлять план решения учебной проблемы; работа по плану, сверяя свои действия с целью | Стремиться к совершенствованию собственной речи; мотивация; | 31.10 |
48 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | Различать предложения по интонации и по цели высказывания; выполнять разбор простого и сложного предложения; давать общую характеристику предложения; конструировать предложения по схемам | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Оценивать свою работу на уроке | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия | 10.11 |
49 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | Письмо предложений с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора Составление схем к предложениям | Оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Испытывать интерес к изучению языка; осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово. | 11.11 |
50 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. | Письмо предложений с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора Составление схем к предложениям. | 12.11 |
51 | Обучающее сочинение «Что сказала мама»(упр. 93). Использование в тексте предложений с прямой речью | Запись составленного текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Испытывать интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка | 13.11 |
52 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | Упражнение в оформлении цитаты в виде предложения с прямой речью; нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок на изученные правила | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе | 14.11 |
53 | Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» (учебник, упр.100) | Воспроизведение прочитанного текста. Запись текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | 17.11 |
54 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | Составление и запись простых предложений, простых предложений с однородными членами, сложных предложений, предложений с прямой речью; | Оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); простые предложения с однородными членами, сложные предложения | Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности | 18.11 |
55 | Контрольный диктант №4 по теме: "Предложения с прямой речью". | Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов | Записывать по диктовку учителя текст с соблюдением всех изученных правил; разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 19.11 |
56 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками допущенными в нём. Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами и после слов автора. | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. Составление и запись простых предложений, простых предложений с однородными членами, сложных предложений, предложений с прямой речью; | Оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | 20.11 |
57 | Повторение изученного материала. Предложения с прямой речью. | Оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); простые предложения с однородными членами, сложные предложения | 21.11 |
58 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных | Наблюдение за использованием имён существительных в речи. Группировка слов по заданному признаку. Упражнение по выявлению грамматических признаки имён существительных, определению постоянных и непостоянных признаков, умения ставить и определять начальную форму. | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач | Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком | 24.11 |
59 | Постоянные и непостоянные признаки имён существительных | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | 25.11 |
60 | Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» (упр. 108) | Запись составленного текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи | Испытывать интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка | 26.11 |
61 | Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы | Наблюдение за использованием имён существительных в предложении и в речи. Группировка слов по заданному признаку. | Накапливать опыт употребления имён существительных в речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности | 27.11 |
62 | Роль имён существительных в предложении и в речи. | Запись слов с изученными орфограммами. Составление текста с именами существительными | Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | 28.11 |
63 | Наблюдение за словоизменением имён существительных | Упражнение в изменении имен существительных по числам и падежам. Знакомство с падежами, упражнение в постановке имен существительных в разные падежные формы | Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму, определять падеж. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Воспринимать учебное задание. Выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения | Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося | 1.12 |
64 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму, определять падеж. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи. Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание | 2.12 |
65-66 | Изменение по падежам имён существительных в единственном и множественном числе | Упражнение в изменении имен существительных по числам и падежам, упражнение в постановке имен существительных в разные падежные формы | Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Познавательные УУД: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | 3.12 4.12 |
67 68 | Именительный и винительный падежи. Словарный диктант. | Упражнение в изменении имен существительных по числам и падежам, упражнение в постановке имен существительных в именительный и винительный падежи | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 5.12 8.12 |
69 | Родительный падеж | Упражнение в изменении имен существительных по числам и падежам, упражнение в постановке имен существительных в родительный падеж | Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | 9.12 |
70 | Дательный падеж | Упражнение в изменении имен существительных по числам и падежам, упражнение в постановке имен существительных в дательный падеж | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности | 10.12 |
71 | Творительный падеж | Упражнение в изменении имен существительных по числам и падежам, упражнение в постановке имен существительных в творительный падеж | Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | 12.12 |
72 | Предложный падеж | Упражнение в изменении имен существительных по числам и падежам, упражнение в постановке имен существительных в предложный падеж | 15.12 |
73 | Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам» (упр. 157) | Упражнение в изменении имен существительных по числам и падежам, упражнение в постановке имен существительных в разные падежные формы. Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. Составление и запись простых предложений, простых предложений с однородными членами, сложных предложений, предложений с прямой речью; | Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). | Испытывать интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка | 16.12 |
74 | Обобщение знаний о падежах | Накапливать опыт употребления имён существительных в речи. Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Уметь определять падеж имени существительного и ставить в нужную падежную форму | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | 17.12 |
75 | Упражнение на повторение. Проверочная работа №3 | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание | 18.12 |
76 | Упражнение на повторение изменение имён существительных по падежам. | 19.12 |
77 | Что такое склонение? Три склонения имён существительных | Работа с текстом; поиск слов на заданное условие (склонение, падеж, число и т. д.) | Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Определять грамматические признаки имён существительных Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи.Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | Работать по плану, корректировать свою деятельность; составлять план решения учебной проблемы; вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Понимать причины успеха и неудач в учебе | 22.12 |
78 | Развитие умения определять склонение имён существительных. | Упражнение в определении склонения имен существительных | 23.12 |
79-80 | Развитие умения опр6еделять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного | Упражнение на определение вывода сформулированного правила, алгоритма определения склонения имен существительных | Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности | 24.12 25.12 |
81 | Рубежная диагностическая работа. Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | Упражнение в определении склонения имен существительных, определении несклоняемых существительных. Выполнение морфологического разбора имени существительного | Извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; определять степень успешности своей работы; составлять план решения учебной проблемы; | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 26.12 |
82 | Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» (упр. 172). Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами | Запись составленного текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание | 29.12 |
83 | Повторение о склонении имён существительных | Упражнение в определении склонения имен существительных, определении несклоняемых существительных. Выполнение морфологического разбора имени существительного | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Воспринимать учебное задание. Выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения | Развивать интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов. | 30.12 |
84 | Мягкий знак после шипящих у существительных женского рода | Упражнение в нахождении в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решение орфографических задачи с опорой на алгоритм. | Знать орфографическое правило. Уметь использовать правило на практике. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме ь знака на конце имен существительных | Осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; | Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | 31.12 |
85 86 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в конце имён существительных», графически обозначать выбор написания | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности | 12.01.15 13.01 |
87 | Упражнения на повторение | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание | 14.01 |
88 | Проверочная работа №4 Морфологический разбор имени существительного | 15.01 |
89 | Развитие орфографических умений | Упражнение в нахождении в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решение орфографических задачи с опорой на алгоритм. | Стремиться к совершенствованию собственной речи, определение степени успешности совей работы; | 16.01 |
90 | Контрольный диктант №5 по теме: "Правописание мягкого знака в имёнах существительных". | Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов | Записывать по диктовку учителя текст с соблюдением всех изученных правил; разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 19.01 |
91 | Анализ диктанта и работа над ошибками допущенными в нём. Буква ь после букв шипящих в конце имён существительных | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов | Находить свои ошибки и объяснять правильное написание слов. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | 20.01 |
92 | Упражнения на повторение | 21.01 |
93 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных | Устные и письменные упражнения на выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных | Знать правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь применять правила на практике, графически обозначать выбор написания. | Работать по плану, корректировать свои действия; строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез; уметь корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; | Осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; интерес к письму, к созданию собственных текстов. | 23.01 |
94 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму | Упражнение в развитии умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности | 26.01 |
95 | Обучающее изложение «Первая газета» (учебник, упр. 198) | Воспроизведение прочитанного текста. Запись текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе | 27.01 |
96-97 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант №2 | Запись слов с непроверяемым написанием под диктовку, выделение орфограмм. | Записывать по диктовку учителя слов с непроверяемым написанием, выполнять фонетический разбор слова | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Оценивать свою работу на уроке | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 28.01 29.01 |
98 | Обучающее сочинение-описание «Прогулка» (учебник, упр. 199) | Запись составленного текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Испытывать интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка | 30.01 |
99 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Редактирование текстов творческих работ. | Упражнение в развитии умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных | Знать правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности | 2.02 |
100 | Упражнения на повторение правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Проверочная работа №5 | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | Проверка знаний и умений учащихся: на знание основных правил орфографии русского языка и умение: применять правила на практике. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание | 3.02 |
101 | Развитие орфографических умений, повторение | Устные и письменные упражнения на правописание безударных падежных окончаний имён существительных | Знать основные правила орфографии русского языка, правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь находить и корректировать свои ошибки, уметь применять правила на практике. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; работать по плану, корректировать свои действия; строить рассуждения; | Определение степени успешности совей работы; интерес к изучению языка; | 4.02 |
102 | Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных» | Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов | Записывать по диктовку учителя текст с соблюдением всех изученных правил; разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 5.02 |
103 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками допущенными в нём. Буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных. | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов | Находить свои ошибки и объяснять правильное написание слов. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | 6.02 |
104 | Упражнения на повторение | Упражнение в развитии умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных | Знать правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности | 9.02 |
105 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи | Устные и письменные упражнения в различии текстов (повествование и описание), характеристика текстов двух типов речи – повествования и описания. Наблюдать за ролью прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. | Знать типы текстов, их признаки, понятие «антонимы», грамматические признаки имен прилагательных; порядок морфологического разбора имени прилагательного. Уметь определять признаки двух типов текстов, объяснять роль имен прилагательных в текстах-описаниях, уточнять роль имен прилагательных-антонимов в речи, выполнять разбор имен прилагательных по алгоритму. | Составлять план решения учебной проблемы; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить рассуждения. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; определение степени успешности совей работы; | 10.02 |
106 | Роль прилагательных-антонимов в речи | Мотивация; определять степень успешности своей работы, интерес к письму, к созданию собственных текстов; | 11.02 |
107 | Морфологический разбор имени прилагательного | Уточнение роли имен прилагательных-антонимов в речи, выполнение разбора имен прилагательных по алгоритму | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; работать по плану, корректировать свою деятельность. | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 12.02 |
108 | Изменение имён прилагательных по падежам | Упражнение в изменении имен существительных по числам и падежам. Знакомство с падежами, упражнение в постановке имен существительных в разные падежные формы | Знать как изменяются имена прилагательные. Уметь изменять имена прилагательные по падежам | Выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Воспринимать учебное задание. Выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения | Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося | 13.02 |
109 110 | Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам. | Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму, определять падеж. Знать понятие «словосочетание», именное словосочетание. Уметь определять главное и зависимое слова в словосочетаниях. | 16.02 17.02 |
18.02 |
111 | Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в слово- сочетании |
112 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных | Устные и письменные упражнения на выведение правила правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных | Знать правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь применять правила на практике, графически обозначать выбор написания. | Работать по плану, корректировать свои действия; строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез; уметь корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; | Осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; интерес к письму, к созданию собственных текстов. | 19.02 |
113 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант | Упражнение в развитии умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных, действовать по алгоритму | Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму – букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Оценивать свою работу на уроке | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 20.02 |
114 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | Упражнение в развитии умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных, действовать по алгоритму | Осуществлять анализ и синтез; высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; | Мотивация; определять степень успешности своей работы, интерес к письму, к созданию собственных текстов; | 23.02 |
115-116 | Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» | Воспроизведение прочитанного текста. Запись текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе | 24.02 25.02 |
117 | Редактирование творческих работ. Развитие орфографических умений | Упражнение в развитии умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных | Обнаруживать орфограмму – букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. | Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. | 26.02 |
118 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | Запись составленного текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Испытывать интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка | 27.02 |
119 | Упражнения на повторение .Проверочная работа № 6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Упражнения на закрепление и повторение изученного материала | Проверка знаний и умений учащихся. Знать основные правила орфографии русского языка. Уметь применять правила на практике. | Устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию, представленную разными видами текста; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать | Стремиться к совершенствованию собственной речи; определение степени успешности совей работы; | 2.03 |
120 | Развитие орфографических умений, подготовка к диктанту. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося | 3.03 |
121 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» | Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов | Записывать по диктовку учителя текст с соблюдением всех изученных правил; разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | 4.03 |
122 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками допущенными в нём. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. | Обнаруживать орфограмму – букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Чувствовать красоту и стремиться к совершенствованию собственной речи выразительность речи, | 5.03 |
123 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | Упражнение в нахождении в предложении и тексте глаголов; умении правильно писать глаголы с частицей НЕ | Знать роль глаголов в нашей речи; постоянные и непостоянные признаки глаголов, понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив». Уметьправильно писать глаголы с частицей НЕ, определять время, число и род глаголов. составлять научный текст о глаголе, выполнять морфологический разбор глаголов. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; | 6.03 |
124 125 | Значение и грамматические признаки глагола | Определение постоянных и непостоянных признаков глагола | 16.03 |
126 127 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | Упражнение в правильном написании глаголов с частицей НЕ, определение времени, числа и рода глаголов; выполнение морфологического разбора глаголов. | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово | 17.03 18.03 |
128 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения | Через устные и письменные упражнения ввести понятие спряжение, знакомство с личными окончаниями глаголов I и II спряжения | Знать понятие «спряжение глаголов», глаголы-исключения, алгоритм определения спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глаголов, используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах | Составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; извлекать информацию, представленную в разных формах; | Определять степень успешности своей работы | |
129 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | Упражнения по отработке алгоритма | Интерес к письму, к созданию собственных текстов; определять степень успешности своей работы. | |
130 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | Упражнение на вывод правила определения спряжения глагола, если окончание безударное | Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Составлять задания в группе по изученному материалу. Совместно составлять алгоритм спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. | Составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; самостоятельно формулировать тему и цели урока; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения с учетом речевой ситуации; строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную в разных формах; устанавливать причинно-следственные связи; | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе | |
131-132 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | Упражнения по отработке алгоритма | Стремиться к совершенствованию собственной речи; определение степени успешности совей работы; | |
133 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | Упражнение в определении спряжения глаголов, используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах. Определение спряжения у глаголов-исключений | Знать понятие «спряжение глаголов», глаголы-исключения, алгоритм определения спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глаголов, используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах. | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | |
134-135 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | Чувствовать красоту и стремиться к совершенствованию собственной речи выразительность речи, | |
136 | Р/р Обучающее сочинение по картинкам (картинки весны) | Запись составленного текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Испытывать интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка | |
137 | Разбор глагола как части речи | Упражнения в определении постоянных и непостоянных признаков глаголов; В выполнении морфологического разбора глагола, соблюдая алгоритм | Знать постоянные и непостоянные признаки глаголов. Уметь выполнять морфологический разбор глагола, соблюдая алгоритм | Устанавливать причинно-следственные связи; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; работать по плану, корректировать свою деятельность; | Определять степень успешности своей работы | |
138 | Контрольный диктант № 8 по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов". | Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов | Записывать по диктовку учителя текст с соблюдением всех изученных правил; разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | |
139 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться | Упражнения в определении глаголов в нашей речи; постоянных и непостоянных признаков глаголов, понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив». | Знать понятие «постфикс». Уметь использовать в устной и письменной речи глаголы с изученными орфограммами | Осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную разными видами текста; устанавливать причинно-следственные связи; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; работать по плану, корректировать свою деятельность. | Определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи; | |
140 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом | Упражнения в написании глаголов 2-го лица единственного числа в соответствии с правилом. Нахождение глаголов в тексте, определение их спряжения | Знать правила правописания глаголов с безударными личными окончаниями, правописание буквы Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа Уметь определять спряжения глагола, используя алгоритм действий, правильно записывать окончание, пользоваться орфографическим правилом о правописании буквы Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | Определять степень успешности своей работы | |
141-142 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание | Устные и письменные упражнения в написании букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | Вычитывать все виды текстовой информации: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком | |
143 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями Словарный диктант. | Устные и письменные упражнения в написании букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | |
144-145 | Р/р Обучающее изложение «Первые школы» | Воспроизведение прочитанного текста. Запись текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе | |
146 | Развитие орфографических умений. Редактирование творческих работ. Контрольное списывание. | Устные и письменные упражнения в написании букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Типичные ошибки, допущенные в изложении | Обнаруживать изученные орфограммы, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | |
147 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | - коллективная работа; -работа с информационными источниками (учебник); - тестовые задания; - работа в парах; -самостоятельная работа. - творческая работа. -выполнение индивидуальных заданий. - дидактические игры; - устный опрос; - работа в группах; | Знать алгоритм разбора глагола по составу Уметь выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной речи глаголов с изученными орфограммами, самостоятельно составлять план сочинения, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте. | Строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; | Мотивация; определять степень успешности своей работы; интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи; | |
148-149 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов | Определять степень успешности своей работы | |
150 | Р/р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени | Запись составленного текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Испытывать интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка | |
151 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении | Устные и письменные упражнения на развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов | Обнаруживать изученные орфограммы, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Чувствовать красоту и стремиться к совершенствованию собственной речи выразительность речи, | |
152 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. | выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной речи глаголов с изученными орфограммами, самостоятельно составлять план сочинения, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте. | Строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; | Составлять план решения учебной проблемы; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач | Определять степень успешности своей работы; интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи; | |
153 | Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» | Запись составленного текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Испытывать интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка | |
154 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Контрольный словарный диктант. | Упражнения на закрепление изученного материала по теме «Глагол» | Знать основные правила орфографии русского языка. Уметь применять правила на практике. | Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком | |
155 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 по теме: «Глагол» | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | Знать основные правила орфографии русского языка. Уметь применять правила на практике. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание | |
156 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту | Упражнения на закрепление изученного материала по теме «Глагол» | Знать основные правила орфографии русского языка. Уметь применять правила на практике. | Строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; работать по плану, корректировать свою деятельность; | Мотивация; определять степень успешности своей работы; интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи | |
157 | Контрольный диктант № 9 по теме: «Глагол» | Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов | Записывать по диктовку учителя текст с соблюдением всех изученных правил; разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Испытывать интерес к письму, письменной форме общения; интерес к изучению языка | |
158 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками допущенными в нём. Разбор глагола по составу | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. | Обнаруживать изученные орфограммы, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Чувствовать красоту и стремиться к совершенствованию собственной речи выразительность речи, | |
159 | Повторение по теме: «Слово». | -работа с информационными источниками (учебник); - дидактическая игра; -устный опрос; - тестовые задания - самостоятельная работа; - письменный опрос; -работа в парах; - творческая работа. - работа в группах; - индивидуальная работа по карточкам; - словарный диктант. - коллективная работа | Знать основные правила орфографии русского языка. Уметь применять правила на практике. | Устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; работать по плану, корректировать свою деятельность. | Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком | |
160 | Повторение по теме: «Предложение. Текст». |
161 162 | Повторение по теме: «Части речи» |
163 | Итоговая диагностическая работа. |
164 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение» «Текст» | Воспроизведение прочитанного текста. Запись текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе | |
165 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» | |
166 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | Запись составленного текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Испытывать интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка | |
167 | Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово». | |
168 | Комплексная работа | |
169 | Комплексное повторение изученного материала. |
|
170 | Урок-игра «Части речи и члены предложения». | | | | | |