ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Радуга»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Радуга»
Рисовать любят все дети: они берутся за карандаш даже тогда, когда их никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира. Поэтому развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Данная программа предусматривает занятия с детьми с 5-ти лет. Очень важно «подхватить» ребёнка в младшем возрасте, когда он ещё не разочаровался в своих изобразительных возможностях. Художника и ребёнка роднит острая эмоциональная отзывчивость на всё, что непосредственно познаваемо чувствами, на те неповторимые внешние признаки явлений, к которым взрослеющий человек обычно теряет интерес, а с ним и способность замечать и различать. На эти особенности детской психики необходимо опираться при развитии эстетического отношения к миру. Развитие именно этого основного качества художника и является главной задачей эстетического развития детей. При таком подходе ребенка учат ценить собственный уникальный взгляд на мир, а формирование конкретных умений и технических навыков — лишь подчиненный момент художественного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Радуга» »
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ХАБАРОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ г. ХАБАРОВСКА
«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
«ОТРАДА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«Радуга»
Для детей и подростков 7-15 лет
срок реализации- 4 года
Педагог дополнительного образования
Аверина А.Н.
Педагогический стаж:
г. Хабаровск, 2014 г.
Пояснительная записка.
Направление программы - художественно- эстетическое. Программа рассчитана на детей 5- 16 лет, обучающихся в изобразительной студии «Радуга».
Данная программа является модифицированной, разработанной на основе типовой программы по изобразительному искусству для художественных школ (Рисунок, сост. Г.А. Морозова. Живопись, рец. И.Л.Бибикова. Композиция, сост. Е.А. Афанасьева.). Реализация программы совершается в два этапа: подготовительный (срок обучения- 1 год) и основной (срок обучения-3 года). На подготовительном этапе детям даётся представление о возможностях изобразительного искусства. На основном этапе - непосредственно обучение детей основам изобразительного искусства.
Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится всё изобразительное искусство. Рисунок и в целом умение рисовать являются весьма полезными в жизни каждого человека, способствуют лучшему овладению множеством профессий.
Рисовать любят все дети: они берутся за карандаш даже тогда, когда их никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира. Поэтому развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Данная программа предусматривает занятия с детьми с 5-ти лет. Очень важно «подхватить» ребёнка в младшем возрасте, когда он ещё не разочаровался в своих изобразительных возможностях.
Художника и ребёнка роднит острая эмоциональная отзывчивость на всё, что непосредственно познаваемо чувствами, на те неповторимые внешние признаки явлений, к которым взрослеющий человек обычно теряет интерес, а с ним и способность замечать и различать. На эти особенности детской психики необходимо опираться при развитии эстетического отношения к миру. Развитие именно этого основного качества художника и является главной задачей эстетического развития детей. При таком подходе ребенка учат ценить собственный уникальный взгляд на мир, а формирование конкретных умений и технических навыков — лишь подчиненный момент художественного образования.
Для детей младшего возраста в данной программе предусмотрены занятия, на которых поощряется, поддерживается первоначальная познавательная активность. Дети на занятиях по программе осваивают техники, не требующие кропотливых, однообразных движений, которые «гасят» в душах людей творчество. Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребёнка, проявить творческое воображение.
Ближе к переходному возрасту дети, не посещавшие изобразительные студии, кружки часто разочаровываются в своих изобразительных возможностях, часто они навсегда откладывают в сторону это занятие. В данной программе для детей, подростков (7-15лет), пришедших впервые, предусмотрены занятия, где изучаются самые основы изобразительной деятельности - рисунка, живописи, декоративно- прикладного искусства.
Новизна данной программы в том, что основываясь на программе художественной школы, она даёт большую вариативность в выполнении заданий, способствует поддержанию интереса к изобразительной деятельности. Детям практически с подготовительного этапа даётся возможность участия в выставочной деятельности эстетического Центра.
Программа «Радуга» позволяет детям и подросткам развить и реализовать свои творческие способности.
Цель данной программы - углублённое овладение знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности, развитие творческих способностей детей.
Общие педагогические задачи программы.
Развить художественно- творческие способности и склонности, художественный вкус, фантазию, зрительную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, сформировать творческую индивидуальность;
Развить цветоощущение, зрительную память;
Воспитать детей эстетически, сформировать их духовную культуру и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитать уважительное отношение к труду художников;
Обучить основам рисования с натуры, по памяти и воображению, обратить особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объёма, перспективы, светотени, композиции;
Обучить приёмам передачи выразительности через линию, пятно;
Обучить основам цветоведения, теории и практики рисования живописными материалами;
Обучить пользованию художественно- выразительными средствами композиции в соответствии с замыслом;
Приобщить детей к наследию отечественного и мирового искусства.
Методологическое обоснование программы
Проблема природы человеческих способностей, их структуры и механизма развития вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида, Эмпедокла, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные линии взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что мы теперь называем "индивидуальными различиями" и "способностями", еще не знали таких понятий.
Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие, божественное наитие. Творить творец может тогда, когда сделается вдохновенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок, он не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в одной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма.
Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства. С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека. Несмотря на некоторые отличия, большинство философов выделяют три основные составляющие творчества: опыт человека, "божественное наитие" (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание и творчество не сопоставимы, противоположны.
Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Высокая ступень развития способностей называется талантом.
По мнению В.В, Богословского, талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.
Высший уровень развития способностей – гениальность. Однако же, нельзя сказать, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность имеет свой «профиль», какая-то сторона доминирует, какие-то способности проявляются в его творчестве.
Авторы книги «Психология»: И. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан высказывают мнение о двух уровнях развития способностей. Они выделяют репродуктивный уровень и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, т.е. репродуктивном, обнаруживает высокую способность овладевать, высокую способность умением вести деятельность и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей – творческом, человек создает новое, оригинальное.
В процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Значительные трудности в определении понятий творческих способностей и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности творческих способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре отсутствует. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.
Из сказанного можно сделать вывод, что творческие способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о творческих способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и творческие способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М.Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию - успешности деятельности. Творческие способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание творческих способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.
Иногда творческие способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а творческие способности являются результатом развития задатков.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития творческих способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных творческих способностей. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие творческие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые творческие способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
Основными особенностями интуитивного решения являются наличие чувственного образа, целостность восприятия и неосознанность способа получения результата.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом:
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Анализируя специальную литературу по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
Развитие воображения.
Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности. Креативность – способность порождать новые идеи (беглость, четкость, гибкость, оригинальность).
Организационно- педагогические основы обучения
Программа рассчитана на детей и подростков 5-15 лет, обучающихся в изобразительной студии.
Срок обучения:
1 этап(для детей 5-6 лет) - подготовительный: 1 год-72 часа. Занятия 1 раз в неделю по 2 часа (1 час- 25 мин).
2 этап(для детей 7- 15 лет)- основной:
1год- 144 часа; занятия 2 раза в неделю по 2 часа (1 час- 40 мин.);
2,3 год - по 216 часов; занятия 3 раза в неделю по 2 часа (1 час- 40 мин.).
Количество человек:
1 этап - подготовительный, группа 10-12 человек;
2 этап - основной, 1 год обучения-12- 16 человек;
2 год обучения -10- 12человек;
3 год обучения- 8- 10 человек.
Форма занятий – индивидуально- групповая.
Методика организации занятий
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Форма занятий - групповая. Методы организации занятий, которые должны быть использованы педагогом:
метод игры (для дошкольников)
наглядный
работа с книгой
наблюдения
проектный и проектно- конструкторский
исследовательский
практика - ориентированной деятельности
На занятиях в студии дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Для работы в области живописи предлагается использовать такие материалы, как гуашь, акварель, пастель масляную и сухую. В области графики - карандаш, тушь, перо, палочку, чёрный и цветные маркеры, уголь, соус, сепию. Техники, которые очень интересны детям - монотипия, граттаж (воскография). Для работы в области скульптуры детям предлагается пластилин, глина, солёное тесто, пластика.
Работая с детьми 5 - 6 лет, педагогу нужно учитывать психолого-педагогические особенности детей данного возраста. Детям не следует давать слишком объёмных заданий, рассчитанных на большое количество занятий; в течение одного занятия можно менять рабочее место (например, предложить ребёнку пересесть от стола к мольберту, изменить положение тела, просто подойти к окну и посмотреть вдаль). Педагогу следует проводить физкультминутки каждые 15 минут. Если у ребёнка пропадает интерес к своей работе (например, рисунку), можно предложить ему другой вид деятельности (например, лепку), но потом педагогу всё же следует мягко настоять на том, чтобы работа была завершена. Это формирует у детей хорошую привычку доводить начатое дело до конца, воспитывает целеустремлённость, настойчивость и терпение.
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Можно перед занятиями на тему давать им «домашнее задание»: понаблюдать, например, за домашними животными, птицами, окружающими детьми и взрослыми. Эти наблюдения они используют в своих работах. Используя на занятии литературное произведение ( короткий рассказ, сказку), педагог может побеседовать с детьми, чтобы понять, какими они представляют себе персонажей, как они выглядят. Это будит воображение детей, развивает их речь и память.
В группе первого года обучения 2 этапа (основного) педагогу следует обратить внимание на включение в свои занятия выполнение коллективной работы, например, создание панно. Очень часто в такой группе обучаются дети 1, 2 класса общеобразовательной школы. В этом возрасте дети очень сильно соревнуются между собой за право быть лучшим в глазах педагога. Часто это даже приводит их к агрессии по отношению к остальным детям. Коллективная работа над созданием композиции может заметно сплотить группу.
Для выполнения заданий по рисунку, когда материалом служит простой карандаш или тушь с пером, детям лучше предлагать бумагу небольшого формата, так как монотонность при выполнении штриховки может отбить у детей интерес к занятию.
Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен раскрыть выразительные возможности, которыми обладает тот или иной вид деятельности. Так, например, в живописи это цвет и колорит, фактура и форма; в графике - точка и линия, плоскость и пространство, в скульптуре- форма и пропорции. По мере усложнения задач, как в композиционной деятельности, так и при работе с натурой, детей на примере их собственного творчества подводят к следующим понятиям: композиционный ритм, цельность, пластическая выразительность, обобщённость. Это им поможет в дальнейшем воспринимать произведения искусства в музеях и на выставках. Задания, предлагаемые данной программой, направлены на изучение и практическое освоение различных художественных техник и материалов.
В течение учебного года студийцы могут принимать активное участие в подготовке оформления эстетического Центра к различным мероприятиям.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в форме коллективного обсуждения, а также индивидуальной консультации, беседы с ребёнком. При коллективном обсуждении можно проводить блиц- выставки, когда работы детей по конкретной теме развешиваются на мольбертах в ряд или раскладываются на полу. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных художественных решений. В конце учебного года готовится большая выставка творческих работ.
1 этап
Учебно-тематический план подготовительной группы (дошкольников)
№ п.п.
Вид деятельности
Кол-во часов
Теория
Практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Введение.
Рисование на темы. Живопись.
Рисование на темы. Графика.
Лепка.
Аппликация.
Бумагопластика, оригами.
Орнаменты, роспись.
Работа с тканью, нитками.
Внеклассная работа.
2
26
8
8
8
10
4
4
2
1
4
2
1
1
2
1
1
-
1
22
6
7
7
8
3
3
-
Итого
72
13
57
Содержание программы. 1 этап (подготовительный).
1
«Введение»
Теория:
Знакомство с материалами и инструментами.
Техника безопасности.
2
«Рисование на темы. Живопись».
Теория:
Основы цветоведения.
Работа гуашью, акварелью, масляной пастелью.
Возможности материалов.
Компоновка листа.
Практика:
Рисование животных, людей, природы в разные времена года.
Искусство иллюстрирования литературных произведений.
3
«Рисование на темы. Графика».
Теория:
Специфика работы с графическими материалами.
Выразительные возможности линии, пятна (теория).
Компоновка листа.
Практика:
Работа маркерами, фломастерами, углём, сепией.
Воскография.
Изображение людей, животных, животных, насекомых.
4
«Лепка».
Теория:
Формообразующие движения.
Работа с пластилином, глиной.
Пропорции.
Практика:
Лепка животных, сказочных персонажей.
5
«Аппликация».
Теория:
Цветоведение.
Понятие симметрии и асимметрии
Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика:
Вырезание геометрических фигур, составление композиций на их основе.
Традиционные русские художественные промыслы: глиняные игрушки разных областей России; посуда из дерева, глины.
Практика:
Элементы росписи. Роспись игрушек из глины.
8
«Работа с тканью, нитками».
Теория:
Техника безопасности при работе с иглами, ножницами.
Практика:
Виды швов.
Пришивание пуговиц.
Куколки из ниток.
9
«Внеклассная работа»
Посещение праздников, утренников в эстетическом Центре.
По окончании 1 этапа обучения (подготовительного), предусмотренного данной программой, обучающиеся должны:
Знать:
три основных цвета (синий, красный, жёлтый) и способы получения на их основе дополнительных цветов (зелёного, оранжевого, фиолетового);
иметь представление о «звонких» и «глухих» цветах;
понимать профессиональные термины «контур», «пятно», «тёмное - светлое», «вспомогательная линия», «иллюстрация», «композиция», «художник»; знать названия художественных принадлежностей и материалов;
иметь представление о стилизации форм, фигур, работая в различных техниках.
Уметь
смешивать краски;
размещать изображение на бумаге, выбирать её положение в зависимости от основных пропорций изображаемого предмета (предметов);
получить начальные навыки в работе карандашом, кистью, красками (гуашью, акварелью);
наблюдать, вспоминать, как выглядят предметы и как они размещены в природе, стараться использовать это в рисунках на темы;
составлять орнамент для декоративной работы;
выполнять несложные работы в технике «оригами», бумагопластике; иметь навык работы в выполнении несложных аппликаций
изображать лицо, фигуру человека в несложных ракурсах;
знать и соблюдать правила техники безопасности в кабинете ИЗО.
В течение учебного года детские работы участвуют в выставках, посвящённых различным темам. В середине и конце учебного года педагог проводит в игровой форме тесты на усвоение теоретических знаний у детей. На итоговую выставку в конце учебного года приглашаются родители. Дети с помощью педагога должны уметь рассказать о своих работах. Им предлагается составить маленький рассказ о персонажах, изображённых на рисунках.
2 этап (основной)
Учебно-тематический план 1 года обучения
№п.п.
Вид деятельности
Кол-во часов
Теория
Практика
1
2
3
4
5
Введение.
Живопись.
Рисунок.
Декоративно-прикладное искусство.
Внеклассная работа.
2
70
40
30
3
2
10
8
5
-
-
60
32
25
-
Итого
144
25
117
Содержание программы 1 года обучения
1
«Введение».
Теория:
Знакомство с предметом «Изобразительное искусство».
Виды и жанры изобразительного искусства.
Беседа об истории возникновения изобразительного искусства.
2
«Живопись».
Теория:
Цветоведение.
Композиция.
Основные и дополнительные цвета.
«Звонкие» и «глухие» цвета.
Особенности передачи перспективы пространства через цвет
Рисование тематических композиций; рисование с натуры, по памяти, представлению.
4
«Декоративно- прикладное искусство».
Теория:
Традиции русских народных промыслов.
Техника безопасности при работе с иглами, ножницами.
Практика:
Аппликация.
Бумагопластика, оригами.
Виды швов.
Мягкая игрушка.
Лепка из пластилина и глины.
5
«Внеклассная работа».
Экскурсии в музеи и выставочные залы города, посещение мероприятий внутри эстетического Центра (концерты, праздники).
По окончании 1 года обучения, обучающиеся должны:
Знать
виды и жанры изобразительного искусства;
основы цветоведения (уметь рассказать о цветах, глядя на цветовой круг);
знать особенности передачи объёма простых геометрических тел;
знать и соблюдать основные пропорции в изображении лица, фигуры человека, уметь изображать его в несложных позах;
иметь представление о различных техниках работы в изобразительном искусстве;
знать и соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами, правила поведения в кабинете ИЗО.
Уметь
иметь простейшие навыки работы с гуашью, акварелью, масляной пастелью, а также с графическими материалами (простым карандашом, углём, сепией и т. д.);
создавать плановость в композициях, применять закономерности перспективного изображения, используя наблюдательную перспективу;
получать дополнительные и «глухие» цвета, иметь представление о сближенной цветовой гамме;
компоновать изображения в своих работах, передавать динамику движения, иметь представление об уравновешенных и неуравновешенных композициях;
через линию, пятно, цвет передавать своё отношение к изображаемому;
выполнять несложные работы в технике «оригами», бумагопластике, аппликации, применяя законы цветоведения;
вылепливать из глины игрушки (несложной формы) в традиционном русском стиле, а также создавать работы по своему замыслу.
Формой контроля над усвоением программы являются тестовые задания, участие детей в выставочной деятельности. В конце учебного года дети выполняют контрольные задания по рисунку и живописи, устраивается итоговая выставка в эстетическом Центре.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п.п.
Вид деятельности
Кол-во часов
Теория
Практика
1.
2.
3.
4.
5.
Введение.
Живопись.
Рисунок.
Декоративно- прикладное искусство.
Внеклассная работа
1
108
67
36
4
-
15
11
4
-
-
93
56
32
-
Итого
216
30
181
Содержание программы 2 года обучения
1.
«Введение».
Теория:
Краткое содержание курса.
2.
«Живопись».
Теория:
Композиция.
Передача световоздушной среды.
Рефлексы.
Эмоциональное восприятие цвета.
Локальный цвет. Тоновое решение.
Выявление фактуры.
Цветовые нюансы.
Силуэт.
Практика:
Натюрморты.
Декоративная работа.
Этюды с натуры фигуры, головы человека.
Рисование на темы для различных конкурсов (городских, краевых и т. д.).
Упражнения с цветом.
3.
«Рисунок».
Теория:
Приёмы работы графическими материалами.
Живописный рисунок.
Передача фактуры, материальности.
Техника моделировки.
Перспектива круга и прямоугольных предметов.
Тональное рисование без чётких контуров.
Светотеневое построение формы в пространстве.
Выразительность силуэта.
Практика:
Рисование с натуры (натюрморты, этюды), на темы.
Графические упражнения.
Плакаты на заданные темы.
4.
«Декоративно-прикладное искусство».
Теория:
Дымковская и филимоновская игрушка.
Техника безопасности при работе с иглами, ножницами, резаком.
Практика:
Бумагопластика, оригами.
Коллаж.
Лепка из глины, солёного теста.
Мягкая игрушка.
Бумажная вырезка.
5.
«Внеклассная работа».
Экскурсии на выставки, посещение мероприятий внутри эстетического Центра.
По окончании 2 года обучения (основного этапа), обучающиеся должны:
Знать
иметь понятие о локальном цвете, цветовых нюансах;
уметь передавать в рисунке и живописи объём и пространственное положение предметов средствами наблюдательной перспективы;
традиционные народные промыслы России;
знать и соблюдать технику безопасности при работе с художественными инструментами;
Уметь
делать наброски разными материалами, инструментами (карандаш, тушь, кисть и др.);
передавать движение человеческой фигуры в зарисовках и сюжетных работах;
грамотно компоновать изображение;
передавать фактурность материалов;
в графике создавать композиции на основе выразительной линии (линии разной толщины и нажима), штриха, цвета;
определять характер составных форм предметов и изображать их в конструктивной связи;
создавать коллажи, плакаты на основе своих знаний по цветоведению, композиции;
выполнять несложные работы в технике бумажной вырезки.
В середине и в конце учебного года в группе 2 года обучения педагог проводит диагностические мероприятия (анкетирование, тестирование), где выявляются теоретические знания по предмету. В течение учебного года дети принимают участие в выставках (городских, краевых и др.), участвуют в конкурсах.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№п.п.
Вид деятельности
Кол-во часов
Теория
Практика
1.
2.
3.
4.
5.
Введение.
Живопись.
Рисунок.
Декоративно- прикладное искусство.
Внеклассная работа.
1
104
70
36
5
-
17
13
5
-
-
87
57
31
-
Итого
216
35
175
Содержание программы 3 года обучения
1.
«Введение».
Теория:
Краткое содержание курса.
2.
«Живопись».
Теория:
Лепка формы цветом.
Связь с окружающей средой.
Цвет в тенях. Цветовой рефлекс.
Перспектива интерьера.
Пространственность и цвет.
Свойства цветов («выступающие» и «отступающие»).
Практика:
Натюрморты и этюды в интерьере.
Фигура человека в интерьере.
Пейзажи, передающие состояние природы.
Работы на заданные темы к выставкам и конкурсам.
3.
«Рисунок».
Теория:
Компоновка рисунка.
Передача материальности объёма.
Рисунок с резким боковым освещением.
Передача глубины пространства.
Тональное рисование без контуров предметов.
Практика:
Тематические натюрморты.
Геометрические формы.
Драпировка.
Фигуры человека.
Гипсовая голова.
Плакаты на заданные темы.
4.
«Декоративно- прикладное искусство».
Теория:
Приёмы складывания бумаги.
Приёмы работы с солёным тестом.
Традиционные бумажные вырезки народов Дальнего Востока.
Практика:
Бумагопластика.
Бумажная вырезка.
Коллаж.
Сувениры из глины, пластики, солёного теста.
Макетирование.
5.
«Внеклассная работа».
Посещение мероприятий внутри эстетического Центра, экскурсии на выставки, музеи города.
По окончании 3 года обучения (основного этапа), учащиеся должны:
Знать
закономерности в изображении лица и фигуры человека;
знать местонахождение выставочных залов, художественного музея города.
Уметь
грамотно компоновать изображение на листе, используя законы композиции;
изображать фигуру человека, соблюдая пропорции;
передавать фактурность, материальность предметов в рисунке и живописи, лепить форму тоном и цветом;
создавать изображение на основе конструктивного построения;
последовательно вести работу по рисунку, живописи, декоративно- прикладному искусству;
изображать предметы, фигуру человека в связи с окружающей средой;
использовать свойства цвета («выступающий» - «отступающий», «звонкий»- «глухой») для передачи состояния природы, пространственности;
выполнять коллажи, композиции в технике бумагопластики, бумажной вырезки.
В течение учебного года дети участвуют в различных конкурсах, выставках, помогают в оформлении мероприятий внутри эстетического Центра.
В конце учебного года дети последнего года обучения проводят итоговую выставку, где должны быть представлены работы, выполненные в различных техниках, стилях и жанрах. Каждый выпускник представляет итоговую длительную работу, выполненную в графике или живописи. Это может быть серия небольших работ в технике, полюбившейся автором. Свои работы дети должны уметь защитить: рассказать об идее, композиции, почему был выбран тот или иной материал, цвет, техника исполнения.
Методическое обеспечение
Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому важное условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Одним из важнейших направлений формирования творческих способностей дошкольников является развитие воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.
Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта.
В старшем дошкольном возрасте, когда проявляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер.
Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное.
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.
Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей и для того, чтобы они эффективно развивались, взрослые в свою очередь должны сделать все от себя зависящее, стимулируя детей на творчество.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Наиболее эффективным видом занятий для развития творческих способностей, по мнению ученых, является рисование.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Педагог постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание. Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.
У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям - осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.
Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Педагог должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.
Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Педагогу необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы - компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.
Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Необходимо проводить не только занятия на тему, предложенную воспитателем, но и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Этот вид наиболее творческий из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению (по воображению). Его разновидностью является занятие на свободную тему с ограниченной тематикой. Педагог определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными. В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.
Также сохранить устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности у детей помогают занятия с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нестандартной техники рисования. Ведь изобразительный материал может быть одним и тем же - например, гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, в пальцевой технике, ниткой, с помощью оттиска.
Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить - детям будет сложно чему-то у него научиться. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Искусства в развитии младшего школьника.
Основной целью образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой -изобразительное искусство.
На начальном этапе решаются следующие задачи:
- формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к
явлениям действительности и искусства;
- формирование художественно-образного мышления как основы
развития творческой личности;
- развитие у школьников способности воспринимать произведения
искусства как проявление духовной деятельности человека;
- формирование целостного представления о национальной
художественной культуре и его месте в мировой
художественной культуре.
У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний
предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста.
Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область
«Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед начальным образованием, - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира.
В начальной школе у младших школьников формируется художественная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиции, формы, пропорции, пространства, цвета. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это- залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.
В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в народном костюме, утвари, архитектуре и т.д.
Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на
личностно-значимом для него художественном материале его родного края. Учителю следует учитывать возрастные особенности младших школьников и на уроках искусства использовать в большей мере активно- творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей – словесно-информативные.
Еще одна важная задача изобразительного искусства - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.
Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия
художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка.
Материально- техническое оснащение программы
Помещение (не менее 2 кв. м на человека).
Освещение (общее).
Оборудование, инструменты, приспособления.
Мольберты
Столы и стулья
Учебная доска
Софит
Натурный фонд (муляжи, драпировки, гипсовые или картонные геометрические тела и др.)
Магниты
Палитры и стаканы для воды
Кисти для гуаши и акварели
Стеки, ножницы, резаки для бумаги
Материалы:
Бумага формата А1, А2, А3, А4 (ватман, полуватман)
Цветная бумага, картон
Тонированная бумага
Гофрированная бумага
Клей ПВА, клеящий карандаш
Гуашь, акварель
Пастель сухая, масляная
Уголь, сангина, соус, сепия
Карандаши простые разной мягкости, ластики
Цветные маркеры, фломастеры, гелиевые ручки
Цветной пластилин, глина
Природные материалы (палочки, ракушки др.)
Лоскуты ткани
Нитки, иголки
Лоскуты ткани
Тушь
Для проведения занятий также необходимы наглядные пособия, выполненные самим педагогом или приобретённые в продаже, репродукции картин художников, книги для детского творчества.
Наличие перечисленных инструментов, материалов, оборудования позволит детям освоить как можно больше разнообразных техник, способов изображения, разовьёт их творческие способности, фантазию, умения и навыки в изобразительной деятельности.