Рабочая программа творческого объединения
«Пластилиновая живопись»
Старший дошкольный возраст
Составитель
Николаева Алла Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
1. Федерального закона от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) от 17.10.2013 №1155.
Общая характеристика
Пластилиновая живопись в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем, в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук, зрительное восприятие, а также такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, речь. Овладение техникой пластилиновой живописи способствует развитию детского изобразительного творчества, последовательного, целенаправленного художественного восприятия произведений искусства, сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов (объектов), разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе с натуры, с репродукцией, художественного восприятия детей как мотива создания творческих работ, устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.
Цель: вовлечение детей в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды, формирование потребности создавать самим продукты эстетической значимости, развитие мелкой моторики пальцев рук для подготовки руки к письму.
Задачи:
- Совершенствовать умение достигать выразительности образа не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз.
- Формировать различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, различные налепы.
- Учить видеть прекрасное вокруг.
- Формировать образное мышление при восприятии цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы.
- Развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы; активизировать художественный словарь дошкольников.
- Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Рабочая программа «Пластилиновая живопись» рассчитана на 4 часа в неделю, всего 144 часа – 2 раза в неделю по 2 занятия с перерывами 10 минут.
Предполагаемые результаты освоения курса
- воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности, цветовую гамму, понимать единство содержания, смысла и языка художественного образа;
- видеть общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, явлений окружающего мира, их эстетическое проявление;
- передавать характерные признаки, пропорции, сочетания; добиваться определенного сходства с реальным объектом при рисовании с натуры;
- выделять композиционный центр;
- выполнять рисунок детально, используя горельеф, барельеф, налепы;
- получать различные оттенки путем смешивания, скатывания или раскатывания кусочков пластилина, использовать их в своих работах;
- различать и систематизировать теплые и холодные гаммы цветов; передавать особенности цветовой гаммы, соответствующей цвету наблюдаемого объекта или явления;
- использовать цвет как средство выразительности в передаче настроения, состояния, отношения к изображаемому объекту или выделения в картине главного;
- изображать предметы близкого, среднего, дальнего плана;
- знать основные закономерности линейной перспективы;
- владеть техникой пластилиновой живописи, навыками работы с различными изоматериалами и инструментами;
- создавать свой сюжет и проявлять желание самостоятельно разнообразить средства художественной выразительности и изобразительный материал;
- давать эстетическую оценку наблюдаемых предметов, объектов, явлений, эмоционально откликаться на красоту природы, картин, репродукций, произведений искусства.
Календарно-тематическое планирование материала
№ занятия
Тема
Кол-во
часов
Примерные сроки
1-2
Облака
2
3-4
Выше неба только небо
2
5-6
Назад на землю
2
7-8
Желтые листья летят
2
9-12
Сказочное дерево
4
13-16
Любимая птичка
4
17-18
Во саду ли, в огороде
2
19-22
Что такое натюрморт?
4
23-26
Корзина с грибами
4
27-30
Осенний лес
4
31-32
Ветка рябины
2
33-36
Горы и лес зимой
4
37-38
Лыжник
2
39-40
С праздником
2
41-42
Зверята-снегурята
2
43-46
В гостях у сказки: Баба-Яга
4
47-50
В гостях у сказки: Серебряное копытце
4
51-54
Ледяное царство в голубой сказке
4
55-58
Рождественский плакат
4
59-60
Сказочная избушка
2
61-64
Матрешки-модницы
4
65-68
Хлебная лакомка
4
69-72
В гостях у сказки: Под грибом
4
73-76
Украшение головного убора
4
77-82
Пластилиновый Голливуд
6
83-84
Автопортрет
2
85-86
Подарим цветы маме
2
87-90
Здравствуй, весна-красна!
4
91-92
Весняночка
2
93-94
Космический корабль в космосе
2
95-98
Тайны театра
4
99-102
Рассвет
4
103-104
Пасхальное яичко
2
105-108
Водный пейзаж
4
109-112
Подводный мир
4
113-114
Здравствуй лето!
2
115-116
Бабочки, жуки летают на лугу
2
117-118
В стране радуги
2
119-122
Фантастическая птица
4
123-126
Русское поле
4
127-130
Заинька
4
131-132-
Улицы нашего города
2
133-134
Транспорт нашего города
2
135-140
Веселая деревня
6
141-144
Цветы на лугу
4