Образовательная программа охватывает все основные стороны жизнедеятельности детей дошкольного возраста, обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – дошкольника: физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно- речевое.
Образовательный процесс в ДОУ строится на основе комплексной образовательной программы «Радуга» В настоящее время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.
Цель программы – сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения.
Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Дети в нашем детском саду – это наша радость и большая надежда. Мы всегда помним о том, что дошкольное детство – это уникальный период человеческой жизни. Поэтому мы, заботясь о каждом ребенке, поддерживая его любознательность и свежесть ощущений, воспитывая в нем доброту и искренность, ценим его право на самостоятельные открытия, личностное проявление и счастливое детство.
Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в Интернете.
Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус "читающего человека".
В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Приобщение дошкольников к книге и чтению возможно главным образом в семье и в дошкольных учреждениях. Но, согласно данным исследования нашего дошкольного учреждения, посвященного изучению чтения, в семьях с детьми дошкольного возраста преобладает категория родителей (67%), которые не заботятся о приобщении ребенка к чтению. В семьях (43%), как правило, культивируется ежедневный просмотр телепередач и видео, 75% родителей хотели бы приобщить детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная категория родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда устраивает совместные семейные чтения. Большинство родителей (75%) отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Репертуар книг для семейного чтения недостаточно разнообразен, зачастую случаен, поэтическая подготовка дошкольников пребывает в плачевном состоянии.
К сожалению, детский сад не в состоянии компенсировать проблемы семьи. Даже в тех воспитательных учреждениях, где в программу обучения и воспитания входит приобщение детей к литературе, используются обычно небольшие по объему или сокращенные произведения разных жанров, с помощью которых невозможно привить любовь к книге. Все это приводит к тому, что наблюдается ежегодное увеличение показателя низкого уровня сформированности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений на 4%.
Программа кружковой работы «Книжкина страна» составлена на основе комплексной образовательной программы «Радуга», которая интегрирована с технологиями "Пришли мне чтения доброго", (З. А. Гриценко), «Ознакомление с художественной литературой» (О.А.Иванова), «Ознакомление детей с книжной графикой (Н.А.Курочкина)
Работу по воспитанию интереса к художественной литературе целесообразно проводить, используя разные формы организации совместной деятельности:
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности в библиотеке ДОУ воспитателем высшей квалификационной категории с детьми старшего дошкольного возраста.
Итоги предоставления дополнительной услуги кружка «Книжкина страна» предоставляются на открытых занятиях, результативных участиях в интеллектуальных конкурсах, участиях в викторинах.
№ | Тема | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1. | Открытие библиотеки детского сада | 1 | 25 минут |
2. | «Я учусь слушать сказки» | 1 | 25 минут |
3. | «Как создается книга» | 1 | 25 минут |
4. | «Откуда пришла книга» | 1 | 25 минут |
5. | «Как создается детская книга» | 1 | 25 минут |
6. | «Дорога к письменности» | 1 | 25 минут |
7. | Знакомство с книгой | 1 | 25 минут |
8. | Подбор материала и оформление выставки «Наши любимые книги» | 1 | 25 минут |
9. | «Из чего состоит книга» | 1 | 25 минут |
10. | «Что такое стихи?» | 1 | 25 минут |
11. | «Путешествие в литературию» | 1 | 25 минут |
12. | «Уж небо осенью дышало» | 1 | 25 минут |
13. | «Уж небо осенью дышало» | 1 | 25 минут |
14. | Весёлые стихи Б. Заходера. | 1 | 25 минут |
15. | Беседа о том, как Карлсон открыл для себя новое искусство | 1 | 25 минут |
16. | Подбор материала и оформление выставки «Книги разные важны…» | 1 | 25 минут |
17. | «Как рождается книга?» | 1 | 25 минут |
18. | Путешествие в литературию | 1 | 25 минут |
19. | Мы любим Маршака (литературная викторина) | 1 | 25 минут |
20. | Тема. «Улыбнись на счастье». Читаем стихи А.Барто. | 1 | 25 минут |
21. | «Рассказ об истории создания книги» | 1 | 25 минут |
22. | «Как надо относиться к книге» | 1 | 25 минут |
23. | «Кто и как создает рисунки в книгах» | 1 | 25 минут |
24. | Подбор материала и оформление выставки «Здравствуй, Зимушка – зима!» | 1 | 25 минут |
25. | Книжная графика «Угадай по рисунку сказочное животное» | 1 | 25 минут |
26. | Здравствуй, гостья-зима! Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. | 1 | 25 минут |
27. | «Знакомство с художниками. Е.И. Чарушин» | 1 | 25 минут |
28. | Рисунки Конашевича к сказкам А.С. Пушкина | 1 | 25 минут |
29. | Викторина «Любимые произведения» Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | 1 | 25 минут |
30. | Просмотр видеофильма «12 месяцев» | 1 | 25 минут |
31. | Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | 25 минут |
32. | Подбор материала и оформление выставки «Научная литература» | 1 | 25 минут |
33. | «В сказку за знаниями» | 1 | 25 минут |
34. | Дидактическая игра «Волшебный телевизор» | 1 | 25 минут |
35. | «Путешествие в сказку» | 1 | 25 минут |
36. | Тема: чтение сказки К. И. Чуковского «Тараканище» | 1 | 25 минут |
37. | Сказка за сказкой (дидактическая игра) | 1 | 25 минут |
38. | Сказки А. Толстого для детей. Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения | 1 | 25 минут |
39. | Использование жидких красителей, красок художниками – графиками, иллюстраторами. | 1 | 25 минут |
40. | Подбор материала и оформление выставки «Зимние забавы» | 1 | 25 минут |
41. | Книги Е. Чарушина Чтение рассказов. Составление выставки. | 1 | 25 минут |
42. | Рассказы Б. Житкова о животных Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. | 1 | 25 минут |
43. | Рассказы о природе. «Лес не школа, а всему учит» Выбор и чтение книг. | 1 | 25 минут |
44. | Стихи А.Л. Барто. Произведения об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | 1 | 25 минут |
45. | С. Михалков и его творчество Чтение стихов С. Михалкова. Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | 1 | 25 минут |
46. | Художник Пахомов «Рассказ о неизвестном герое» | 1 | 25 минут |
47. | Певучая контурная линия | 1 | 25 минут |
48. | Подбор материала и оформление выставки «День защитника Отечества» | 1 | 25 минут |
49. | Чтение докучных сказок | 1 | 25 минут |
50. | Изучаем космос. | 1 | 25 минут |
51. | Творческая работа «Продолжи рассказ по началу». Составление рассказов. | 1 | 25 минут |
52. | Произведения М. Пришвина Чтение и перечитывание любимых произведение М. Пришвина. Рассказ от лица героя | 1 | 25 минут |
53. | «В некотором Царстве...» | 1 | 25 минут |
54. | «Доброе слово сказать – что дождь в засуху» | 1 | 25 минут |
55. | «Что на что похоже?» | 1 | 25 минут |
56. | Подбор материала и оформление выставки «Весенняя песенка для мамы» | 1 | 25 минут |
57. | Сказки дружной семьи. Проба пера. Составление сказок в семье. | 1 | 25 минут |
58. | Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка Чтение и анализ рассказов и сказок Е. Пермяка по выбору | 1 | 25 минут |
59. | Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена Чтение и анализ сказок. | 1 | 25 минут |
60. | Рассказы Н. Носова Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. | 1 | 25 минут |
61. | Проба пера. Составление загадок и сказок. Сочинение загадок и сказок. | 1 | 25 минут |
62. | Сказки – несказки В. Бианки. Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного. | 1 | 25 минут |
63. | Таинственный рисунок | 1 | 25 минут |
64. | Подбор материала и оформление выставки «Произведения Н. Носова» | 1 | 25 минут |
65. | «Заклички как жанр» | 1 | 25 минут |
66. | «Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке – умельце. | 1 | 25 минут |
67. | Рисунки Конашевича к сказкам А.С. Пушкина | 1 | 25 минут |
68. | Викторина «Любимые произведения» Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | 1 | 25 минут |
69. | Книги – самоделки. | 1 | 25 минут |
70. | Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | 25 минут |
71. | Книги в дорогу | 1 | 25 минут |
72. | Подбор материала и оформление выставки «Мужество. Подвиг. Слава…» | 1 | 25 минут |
Итого: | 72 | 1800мин (30час) |
№ | Тема | Цель |
1. | Открытие библиотеки детского сада | Познакомить детей библиотекой. |
2. | «Я учусь слушать сказки» | Выработать модель поведения ребенка во время чтения. |
3. | «Как создается книга» | Познакомить детей с понятиями «автор», «писатель». |
4. | «Откуда пришла книга» | Дать детям знания о том, как делается книга. |
5. | «Как создается детская книга» | Познакомить детей с понятиями «художник детской книги», «иллюстратор». |
6. | «Дорога к письменности» | Рассказать о происхождении славянского алфавита. |
7. | Знакомство с книгой | Показать составные части книги: обложка, заставка, титульный лист, иллюстрации, разворот, концовка |
8. | Подбор материала и оформление выставки «Наши любимые книги» |
9. | «Из чего состоит книга» | Продолжить знакомство с историей создания книги. |
10. | «Что такое стихи?» | Дать первое представление о рифме. |
11. | «Путешествие в литературию» | Продолжать развивать способность чувствовать интонированный текст произведения. |
12. | «Уж небо осенью дышало» | Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина, учить откликаться на поэтичность стихотворных строк. |
13. | «Уж небо осенью дышало» | Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. |
14. | Весёлые стихи Б. Заходера. | Знать творчество Б. Заходера. Уметь: определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. |
15. | Беседа о том, как Карлсон открыл для себя новое искусство | Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика. Познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности. |
16. | Подбор материала и оформление выставки «Книги разные важны…» |
17. | «Как рождается книга?» | Познакомить с историей создания книги; учить устанавливать причинно - следственные связи между явлениями; формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто ее создает. |
18. | Путешествие в литературию | Продолжать развивать способность чувствовать интонированный текст стихотворения; активизировать словарь детей; познакомить с новыми словами через их этимологический анализ; развивать память, внимание, воображение. |
19. | Мы любим Маршака (литературная викторина) | продолжить знакомство с творчеством С.Я. Маршака, закрепить ранее усвоенные знания о его произведениях, развивать интерес к художественной литературе. |
20. | Тема. «Улыбнись на счастье». Читаем стихи А.Барто. | Познакомить детей с жизнью и творчеством А.Барто; вспомнить стихи, знакомые с раннего детства; побуждать детей к выразительному чтению стихов; продолжать знакомство с Москвой посредством стихов А.Барто. |
21. | «Рассказ об истории создания книги» | Познакомить детей с историей создания бумаги. |
22. | «Как надо относиться к книге» | Закрепить знания о бережном и аккуратном отношении к книгам. |
23. | «Кто и как создает рисунки в книгах» | Закрепить представление о графике и таком её виде, как книжная графика, её особенностях и средствах выразительности. |
24. | Подбор материала и оформление выставки «Здравствуй, Зимушка – зима!» |
25. | Книжная графика «Угадай по рисунку сказочное животное» | Закрепить представление об особенностях изображения образов сказочных животных. |
26. | Здравствуй, гостья-зима! Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. | Уметь выбирать произведения по данной теме. |
27. | «Знакомство с художниками. Е.И. Чарушин» | Продолжать знакомить детей с художниками – иллюстраторами |
28. | Рисунки Конашевича к сказкам А.С. Пушкина | Знакомство детей с иллюстрациями В.В. Конашевича к сказкам А.С. Пушкина |
29. | Викторина «Любимые произведения» Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия. |
30. | Просмотр видеофильма «12 месяцев» | Помочь детям запомнить последовательность развития сюжета, заметить смену настроения у персонажей сказки |
31. | Экскурсия в школьную библиотеку | Продолжать знакомить детей со школой, дать знания о библиотеке. |
32. | Подбор материала и оформление выставки «Научная литература» |
33. | «В сказку за знаниями» | Развитие познавательных способностей у детей; развитие речи, сенсорных способностей, мелкой моторики рук; |
34. | Дидактическая игра «Волшебный телевизор» | Развивать логическое мышление, закреплять умение соединять отдельные части высказывания в единое целое. |
35. | «Путешествие в сказку» | Развитие основных психических процессов (внимания, памяти и мышления), мелкой моторики. |
36. | Тема: чтение сказки К. И. Чуковского «Тараканище» | Помочь детям запомнить последовательность развития сюжета, заметить смену настроения у персонажей сказки, отметить пережитые ими чувства радости, страха и тревоги. Обратить внимание на высказывания разных животных о Таракане, выделить наиболее смешные ситуации. Составить модель сюжета сказки. |
37. | Сказка за сказкой (дидактическая игра) | Упражнять детей в правильном употреблении различных грамматических форм, правильно употреблять несклоняемые существительные (антонимы). Активизировать словари и уточнить понимание смысла слов, обозначающих некоторые нравственные категории. |
38. | Сказки А. Толстого для детей. Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведени | Уметь находить нужную книгу, внимательно слушать читаемый текст, отвечать на вопросы. |
39. | Использование жидких красителей, красок художниками – графиками, иллюстраторами. | Продолжать знакомить с изобразительными материалами, которыми пользуются графики. Показать возможности в создании образов разными способами, используя контурные линии, штрихи. |
40. | Подбор материала и оформление выставки «Зимние забавы» |
41. | Книги Е. Чарушина Чтение рассказов. Составление выставки. | Уметь внимательно слушать и анализировать прочитанное. |
42. | Рассказы Б. Житкова о животных Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. | Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение |
43. | Рассказы о природе. «Лес не школа, а всему учит» Выбор и чтение книг. | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы |
44. | Стихи А.Л. Барто. Произведения об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | Уметь выразительно читать стихотворения, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного |
45. | С. Михалков и его творчество Чтение стихов С. Михалкова. Произведения о детях. | Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; |
46. | Художник Пахомов «Рассказ о неизвестном герое» | Продолжать знакомить детей с творчеством художника – иллюстратора А. Пахомова. |
47. | Певучая контурная линия | Вызвать интерес к техническому элементу – контурной линии. Показать возможности её использования. |
48. | Подбор материала и оформление выставки «День защитника Отечества» |
49. | Чтение докучных сказок | Познакомить с новым видом народной сказки – докучной; развивать память, внимание. |
50. | Изучаем космос. | Чтение книг о космосе, о космонавтах. Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту |
51. | Творческая работа «Продолжи рассказ по началу». Составление рассказов. | Уметь составлять устный рассказ по картинкам |
52. | Произведения М. Пришвина Чтение и перечитывание любимых произведение М. Пришвина. Рассказ от лица героя | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы |
53. | «В некотором Царстве...» | Знакомство с творчеством С. Аксакова и беседа по сказке «Аленький цветочек» |
54. | «Доброе слово сказать – что дождь в засуху» | Уточнить представления детей об особенностях рассказа. |
55. | «Что на что похоже?» | Вызвать интерес к контурной линии как средству выразительности в рисунке, к её образным превращениям, видоизменениям. |
56. | Подбор материала и оформление выставки «Весенняя песенка для мамы» |
57. | Сказки дружной семьи. Проба пера. Составление сказок в семье. | Уметь сочинять сказки, фантазировать. |
58. | Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка Чтение и анализ рассказов и сказок Е. Пермяка по выбору | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному |
59. | Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена Чтение и анализ сказок. | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному. |
60. | Рассказы Н. Носова Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. | Уметь инсценировать прочитанное. |
61. | Проба пера. Составление загадок и сказок. Сочинение загадок и сказок. | Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить. |
62. | Сказки – несказки В. Бианки. Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного. | Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку. |
63. | Таинственный рисунок | Развивать у детей наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира. Познакомить их с выразительными особенностями точки как средства графического языка, её декоративным возможностям. |
64. | Подбор материала и оформление выставки «Произведения Н. Носова» |
65. | «Заклички как жанр» | Познакомить детей с новым фольклорным жанром, расширить их представления о народной жизни, научить использовать заклички. |
66. | «Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке – умельце. | Чтение книг и статей из газет, из интернета о человеке-умельце. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. |
67. | Рисунки Конашевича к сказкам А.С. Пушкина | Знакомство детей с иллюстрациями В.В. Конашевича к сказкам А.С. Пушкина |
68. | Викторина «Любимые произведения» Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия. |
69. | Книги – самоделки. | Издание своей книги. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Уметь анализировать чтение, фантазировать. |
70. | Экскурсия в школьную библиотеку | Продолжать знакомить детей со школой, дать знания о библиотеке. |
71. | Книги в дорогу | Уточнить и расширять знания детей о библиотеке. |
72 | Подбор материала и оформление выставки «Мужество. Подвиг. Слава…» |
Данное тематическое планирование представляет собой один из вариантов распределения учебного материала, в который педагог может вносить коррективы.