Цели: способствовать формированию общего представления о средневековом городе, углубить знания о быте и культуре средневековых жителей; продолжить развитие познавательной активности учащихся; коммуникативных навыков
Ход урока
СЛАЙД 1.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.
Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль,
Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь:
Вот и я, листая старый календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад: а куда, послушаете и угадаете сами.
(МУЗЫКА)
СЛАЙД 2
- Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? …
Да, ВЕРНО!
СЛАЙД 3
"Средневековый город"––––––– Это и будет являться темой нашего сегодняшнего урока. Некоторых вопросов мы уже касались на предыдущем уроке, а как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? …
Да, вспомнить то, что уже известно и узнать новое.
ОТКРЫВАЕМ тетради, записываем тему урока «Путешествие в Средневековый город» и сегодняшнее число 23.10.
СЛАЙД 4
Ребята, прежде, чем начать наше путешествие, мы с вами будем исследовать такой важный вопрос - почему же стали появляться новые города. Для этого мы с вами разделимся на группы (по партам) .
1-я группа будут АРХИВАРИУСЫ
2-я РЕДАКТОРЫ.
Давайте поработаем со словарями и узнаем, что же обозначают данные названия ваших групп.
СЛОВАРЬ СТР. -----
МОЛОДЦЫ, справились. А теперь приступаем к основному исследованию. (РАЗДАЧА ЗАДАНИЙ И ТЕКСТОВ).
1 группа.
Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, попробуйте объяснить, почему ремесло отделилось от земледелия?
Текст карточки:
С X в. численность европейцев начинает расти, к XV веку население Европы удвоилось, возможно, из-за прекращения набегов викингов и других варваров или по другим причинам. Распаханных земель уже не хватало, и крестьянским общинам приходилось вырубать леса и расчищать новые участки. На смену легкому плугу, который не мог глубоко вспахать землю, пришел более тяжелыйплуг «с отвалом», переворачивающий пласт земли, что повышало ее плодородие. У некоторых крестьян стали появляться излишки продуктов (на 1 посеянное зерно уже получали 3, а то и 6 зёрен). Мастера-ремесленники перестали заниматься выращиванием хлеба, теперь они могут изготовить больше различных изделий и обменять их у своих соседей-крестьян на продукты питания.
ИТОГ (Учитель) обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу:Появление тяжелого колесного плуга, распашка новых земель позволили увеличить урожайность. Сельские ремесленники перестали заниматься земледелием, они выменивали хлеб и другие продукты у крестьян на сделанные ими изделия. Ремесло отделилось от сельского хозяйства.
2 группа.
Ознакомьтесь с текстом карточки. Обращая внимание на выделенные слова, найдите причины возникновения городов, как поселений ремесленников и торговцев. Почему растет население городов?
Текст карточки:
Часто крестьяне, владевшие каким-либо ремеслом, или мастера-ремесленники, жившие у феодала, уходили от хозяина и селились на местах, удобных для обмена и торговли своими изделиями. На перекрестках дорог, у речных переправ и мостов, около монастырей и военных крепостей возникали новые поселения, куда приходили и крестьяне для продажи своих продуктов и покупки нужных им вещей. Возрождались и города бывшей Римской империи-ремесленники обновляли древние стены, заново строили дома, расчищали рыночные площади. В X-XIII веках сотни новых городов поднимаются над равнинами и холмами Франции, Англии, Германии и других стран Европы.
ИТОГ (Учитель) В X-XI веках «ожили» старые и возникли новые города, в которых жили ремесленники и торговцы. Новые города возникали в местах, удобных для обмена и торговли.
Молодцы ребята, справились! Теперь можно смело отправляться в путешествие !!!
СЛАЙД 5 (ДАТЬ КАРТУ)
- Как вы думаете, куда смотрит каждый путешественник, перед тем как отправиться в путь? …. Совершенно верно, он смотрит на карту.
СЛАЙД 6
- Ребята, что обозначено на карте красными точками?
… города
- Всегда ли в Европе было такое количество городов?
….. нет
Совершенно верно, ребята! Давайте ка сейчас с вами тоже отправимся в далекое путешествие, в один из средневековых городов, а в какой – вы сейчас отгадаете сами.
СЛАЙД 7
(раздаю кроссворд)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
СЛАЙД 8
Отличительный знак рода.
Средневековый конный воин
Жилище – креспость феодала.
Одна из принудительных обязанностей зависимых крестьян.
Пространство между двумя рядами домой для прохода и проезда.
Ежегодно повторяющаяся распродажа товаров.
Вид поселения в Средневековье.
СЛАЙД 9
1.
Г
е
р
б
2.
р
ы
ц
А
р
ь
3.
з
а
М
о
к
4.
о
Б
р
о
к
5.
У
л
и
ц
а
6.
я
Р
м
а
р
к
а
7.
Г
о
р
о
д
Совершенно верно ребята ! Добро пожаловать в средневековый город ГАМБУРГ. Чтобы пройти дальше нам нужно заплатить пошлину. Для этого мы с вами разгадаем ребус.
СЛАЙД 10
Прежде стоит сказать, что Гамбург был не просто городом, а СВОБОДНЫМ городом. А как же назывались свободные города в Средневековье? Этому и посвящен РЕБУС.
Первый слог - кусок земли, второй - мычание коровы, третий – предлог. …
(Коммуна) СТР -
Давайте уточним в словаре точное значение этого слова.
…..
Итак, теперь мы с вами точно знаем, что Гамбург это свободный Средневековый город и я вам вручаю ключик от ворот и мы с вами продолжаем путешествие.
Ну что ж, заходим:
Слайд 11 (КАРТИНКА ГАМБУРГА)
Перед нами средневековый город. Он небольшой. Население обычно не превышало 5-6 тысяч человек, а часто бывало и того меньше - 1-2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей. Лишь немногие города Западной Европы, такие как Лондон, Париж, Константинополь насчитывали до 100-200 тысяч жителей.
Слайд 12.
Перед нами множество маленьких улочек. Давайте зайдем в одну из них. Посмотрите, здесь очень узко. Вряд ли сможет проехать повозка. Дома строили в два - три этажа. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, означавшие занятие владельца.
Слайд 13 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД 14. (РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ)
Вот наконец кривая сделала последний поворот и нашему взору открылась большую людная площадь, где идет бойкая рыночная торговля. Центром городской жизни и единственным просторным местом была рыночная площадь. Давайте –ка с вами узнаем пре нее побольше.
Давайте ответим на вопрос: для чего нужна была рыночная площадь??
СТР 130 ( Работа с учебником).
ВЫВОД (Учитель) Из фонтана на площади горожане брали воду. При большом скоплении жителей на этой площади казнили преступников. Здесь всегда было людно и шумно, делали покупки, обсуждали важные вопросы.
СЛАЙД 15 (ФОТО РАТУШИ)
Пробираясь между торговыми рядами с разными товарами, подходим к самому большому зданию города – городской ратуше.
ДАВАЙТЕ ПРОЧИТАЕМ ПРО НЕЕ ИНФОРМАЦИЮ В УЧЕБНИКЕ: СТР. 131
Что же представляла собой ратуша? ПОРАБОТАЕМ В ГРУППАХ: (чит по группам и делают выводы)
ВЫВОД (Учитель) Ратуша - это здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В здании размещается зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.
Наше представление о средневековом городе было бы не полным, если мы не посмотрим жилище горожан. Давайте оставим шумную площадь и свернем в переулок.
А что за здание изображено у нас в учебничке на стр. 133 ?
Да, это городской собор, что же мы о нем можем с вами узнать ? (ЧИТ по цепочке)
ВЫВОД. Мы можем утверждать, что в средние века религия играла огномную роль в жизни горожанина.
Слайд 16 (ЖИЛИЩЕ ГОРОЖАН)
Здесь нужно быть очень осторожным и смотреть как себе под ноги так и на то, что над головой.
На средневековых улицах нет мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скапливающиеся груды мусора и нечистот выбрасывались в реки и рвы. Сточные канавы и вывоз мусора появился только в 14 веке.
В правилах городского совета было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по клоку травы с низких боковых оград с каждой из сторон.
- Как вы думаете, чем было вызвано это предписание?
ДЕТИ: Власти пытались регулировать ширину улиц.
СЛАЙД 17.
Ну а теперь нам пора торопиться пока не закрылись городские ворота. Последний раз окинем взглядом средневековый город и вернемся в день сегодняшний.
Давайте с вами ,ребята, закрепим наши сегодняшние знания о городе:
Почему появляются средневековые города?
Где они строились?
Основное устройство города?
СЛАЙД 18 ( Картинка)
РАЗДАЮ ТЕСТ
СЛАЙД 19 ( ответы к тесту) ОБМЕНЯЙТЕСЬ ТЕСТРАМИ И ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ У ДРУГА.
СЛАЙД 18
ХОТЕЛИ бы вы жить в Средневековом городе?
Закончите предложение :
Сегодня на уроке мне понравилось..
Мне не понравилось…
Что я сейчас знаю про средневековый город? …
Настроение в ходе урока у меня: (раздаю карточки НАСТРОЕНИЕ).
Д.З. Параграф 16 учить, творческое задание написать мини-сочинение на тему: МОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД.