Этапы урока | Гиперссылка на ресурс, доступ к ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность ученика |
1. Организационная часть. | http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/ class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html (цели) | Приветствует учащихся. Знакомит учащихся с планом, ходом урока, его целями и задачами (демонстрирует цели урока – шаг 1). | Приветствуют учителя. Знакомятся с планом урока. Фиксируют тему урока в тетради. (2 мин.) |
2. Актуализация и мотивация учебной деятельности (введение в тему урока). | http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/e777fedc-16da-4c32-bf11 -e141e25b6b17/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BPD_01%5D.html (рисунок горожан) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/11a52c7d-6307-4eb4-91a9 -0653f8322c64/%5BIS6SV_4-6%5D_%5BPF_01%5D.html (фотография города) | Учитель: на предыдущих уроках вы познакомились с сословиями феодального общества. Вопрос: перечислите эти категории населения? Учитель: сегодня мы познакомимся с горожанами – людьми, которые жили в городах (демонстрирует средневековый рисунок горожан; фотографию средневекового города). | Перечисляют сословия и категории населения феодального общества (духовенство, рыцарство, крестьянство). Знакомятся со средневековым рисунком горожан и фотографией средневекового города. (2 мин.) |
3. Изучение нового материала. | http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc /class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html (что такое город и его признаки) | Вопрос: давайте разберемся, что же такое – город и каковы его признаки? Предлагает учащимся из рассказа учителя и работы с текстом ответить на вопросы (демонстрирует часть презентации – что такое город и его признаки – шаг 2). | Работают с текстом источника и отвечают на вопросы (укрепленное поселение; центр ремесла и торговли, религии и культуры; сообщество граждан, определяющее права и законы городской жизни). (4 мин.) |
| http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/ class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html (жизнь и быт средневековых горожан) | Вопрос: что же способствовало росту городов? Предлагает учащимся по ходу объяснения учителя, работы с учебником и электронными ресурсами составить и заполнить схему об условиях роста городов и местах их возникновения (демонстрирует часть презентации возникновение города в средние века – шаг 3). | Самостоятельная работа учащихся: заполняют в тетрадях схему об условиях роста городов (успехи в хозяйстве; поборы ремесленников феодалами; уход ремесленника из деревни; отделение ремесла от сельского хозяйства) и местах их возникновения (древние поселения; феодальные вотчины; у стен монастырей и замков; пересечение торговых дорог; у берегов рек и морских гаваней). (4 мин.) |
| http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/ class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html (возникновение города в средние века – борьба городов с сеньорами) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/3b83457b-c9bc-41df-bb64- 65e3722aacc8/%5BIS6SV_4-6%5D _%5BTD_02%5D.html (коммуна) | Подводит итог самостоятельной работы учащихся со схемой. Знакомит учащихся с понятием коммуна. Рассказывает о борьбе городов с сеньорами (демонстрирует часть презентации возникновение города в средние века: борьба городов с сеньорами – шаг 3; словарную статью о коммунах). | Чтение статьи в презентации о борьбе городов с сеньорами. Знакомство и фиксация термина коммуна в тетрадях. (4 мин.) |
| http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/ class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html (городское общество) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/56eb1d95-a5bd-49dd-9e98 -1ce93e9aa91b/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BTD_06%5D.html (бюргеры) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/d7a792f1-006a-4930-ac80- 23f4bff4a9d2/%5BIS6SV_4-6%5D _%5BTD_03%5D.html (городской совет) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/7baaeebb-1445-4150-9da2 -3f7e066ea428/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BTD_14%5D.html (ратуша) http://files.school-collection.edu.ru /dlrstore/131c7fdd-a85e-4f36-8547 -88128b970eab/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BTD_05%5D.html (бургомистр) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/f40e8ca0-49ac-429b-9226 -7129493d9428/%5BIS6SV_4-6% 5D_%5BTD_04%5D.html (мэр) | Учитель: рассмотрим положение и управление городским обществом. Знакомит учащихся с городским управлением и понятиями: бюргер, городской совет, ратуша, бургомистр, мэр (демонстрирует фрагмент презентации городское общество – шаг 4; словарные статьи новых терминов). | Изучение материала по управлению средневековым городом и фиксация новых терминов: бюргер, городской совет, ратуша, бургомистр, мэр в тетрадях. (4 мин.) |
| http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc /class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html (ремесло) http://files.school-collection.edu.ru /dlrstore/1ac71b05-8e8e-4d8c-82da -0e69976389d3/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BPD_02%5D.html (печатная мастерская) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/eb5e69ec-2762-4d40-b2df -836db3d9f160/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BTD_10%5D.html (мастер) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/cf6d7c04-7923-4e7a-b156 -c163f217e93f/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BTD_11%5D.html (подмастерье) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/e48a4bc9-e293-4bb8-b7b5 -fab87fd03c15/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BTD_07%5D.html (цех) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/8c8f363d-6d31-4310-8fc4 -3c1eeb1c50e4/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BTD_09%5D.html (старшина) | Учитель: город был центром ремесла и торговли, поэтому основу городской жизни составляло ремесленное производство. Объясняет особенности развития средневекового ремесла. Знакомит с новыми терминами: мастер, подмастерье, ученик, цех, старшина. (демонстрирует фрагмент презентации ремесло – шаг 5; словарные статьи новых терминов; изображение рисунка печатной мастерской). | Знакомятся с особенностями развития средневекового ремесла, изображением печатной мастерской. Фиксируют новые термины: мастер, подмастерье, ученик, цех, старшина в тетрадях. (4 мин.) |
| http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/ class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html (торговля) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/55006726-1c7c-4c29-9507 -3894b19ac86c/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BTD_12%5D.html (купцы) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/dc51cba6-fdbc-408c-bbcd -28ea4ddae65f/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BTD_13%5D.html (гильдии) http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/0d66fded-7a04-4b83-bbfc -d67517ecc6bc/%5BIS6SV_4-6%5 D_%5BPD_03%5D.html (банкиры) | Учитель: торговля также играла немаловажную роль в жизни города. Делит класс на группы. Вопрос: работая с текстом, покажите специфику средневековой торговли (подводя итог групповой работы учащихся, демонстрирует фрагмент презентации торговля – шаг 6 и словарные статьи о купцах и гильдиях, миниатюру “Генуэзские банкиры”). | Групповая работа учащихся: работа с источником и фиксация новых понятий: купцы, гильдии, ярмарки, менялы, банкиры. (10 мин.) |
4. Первичное закрепление знаний. | http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/ mc/class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html (жизнь и быт средневековых горожан) | Организует ролевую игру учащихся по теме: “Я и средневековый город: какую роль вы себе отвели, если бы были жителем средневекового города?” (подводя итоги ролевой игры, демонстрирует часть презентации жизнь и быт средневековых горожан – шаг 7). | Участие в ролевой игре: представляют себя жителями и рассказывают о своих функциях в средневековом городе. (5 мин.) |
| http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc /class/mi/6/hps/10/hp/239/p/page.html (основные понятия) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fa13fa2-c200-4ebf-a372-dd603019db9d/index_listing.html (вопрос 3) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fa13fa2-c200-4ebf-a372-dd603019db9d/index_listing.html (вопрос 4) | Озвучивает основные понятия, изученные на уроке (демонстрирует часть презентации основные понятия – шаг 8). Организует самостоятельную работу учащихся: инструктирует по процедуре выполнения интерактивных тестовых заданий (демонстрирует тестовые задания). | Проверяют основные понятия в тетрадях. Самостоятельная работа учащихся: работа с интерактивными тестовыми заданиями. (2 мин.) |
| | Подводит итог урока совместно с учениками. Комментирование и выставление оценок за работу на уроке. | Подводят итог урока совместно с учителем. Анализируют свою работу на уроке. (2 мин.) |
| | Информирует учащихся о домашнем задании. Комментирует и проводит инструктаж по его выполнению. | Фиксируют домашнее задание в дневниках. Задают вопросы. (2 мин.) |