kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внутренняя политика Александра Первого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть черты личности и политические взгляды молодого императора Александра 1

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Александра Первого»







Класс: 7

Цель урока: Формирование представления о внутренней политике императора Александра I в первые годы правления.


Планируемые результаты:

Личностные:

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков.

Метапредметные:

  • развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);

  • развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации);

  • развитие умения работать в коллективе.

Предметные:

  • формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;

  • формирование умения работать с картой;

  • формирование умения применять полученные знания на практике;

  • развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся

Личностные УУД: осуществление гражданской идентификации личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов. 

· Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; оценка правильности выполнения действий; выполнение учебных действий. ·

 Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений; формулирование собственного мнения; умение задавать вопросы; построение монологического высказывания. · 

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделение существенной информации из текстов разных видов; выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство; формулирование проблемы.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

  • создать образ молодого императора Александра I; раскрыть черты личности и его политические взгляды;

  • сформировать у учащихся представления о внутренней политике Александра I,  причинах создания «Негласного комитета»; показать основные направления реформаторской деятельности Александра I и характере первых преобразований в стране, дать оценку этим преобразованиям.   

2. Развивающие задачи:

  • развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения мыслить историческими категориями;

  • продолжить формирование основных умений учащихся: высказывать собственную точку зрения, анализировать и систематизировать учебный текст, самостоятельно делать выводы, выступать перед аудиторией, активно слушать и развивать монологическую речь

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;

  • умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы;

  • продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными  источниками информации, оценку имеющихся знаний

3. Воспитательные задачи:

  • развитие интереса к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности;

  • через показ и анализ жизни русского народа воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру;

  • заинтересованность в дальнейшем углубленном изучении материала.

Тип урока: комбинированный, «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л, Г, Косулина, компьютер, экран.

Предварительная подготовка: учащиеся находят информацию о Александре 1 , используя дополнительные источники.


ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2. Активизация познавательного интереса.

Россия в начале XIX века была могущественной страной. В ней  развивалась экономика и торговля. Однако дальнейшее развитие страны  задерживалось. -Что являлось тормозом для развития страны?. Назовите положительные и отрицательные черты развития?

Положительные:

– районная специализация

– отходничество

– появление капиталистых крестьян

– развитие товарно-денежных отношений

Отрицательные:

– крепостное право

– экстенсивное землевладение

– медленное развитие промышленности

– натуральное хозяйство

– Как вы думаете от кого зависит дальнейшее развитие страны?  Ну, конечно от императора.

Беседа с классом по вопросам:

1) Какое событие в российской истории произошло 1 марта 1881 года?

2) Кто оказался на престоле в результате этих событий?

3) Что вы знаете о цесаревиче Александре Павловиче?

Итак, сегодня мы поговорим о правлении императора Алекса́ндра I Павловича — императора и самодержца Всероссийского, протектора Мальтийского ордена, великого князя Финляндского, царя Польского .

Что бы вы хотели узнать об этом человеке? Посмотрите на портрет. Как бы вы охарактеризовали изображенного Александра 1?

В политической жизни Х1Х века происходит частая смена либерального курса на реакционно- консервативный. Изучая историю России XIX века, вы должны будете решить главную проблемную задачу: Почему в XIX веке так часто менялось направление политического развития страны

Мне хотелось бы услышать ваше мнение на известное утверждение, что в правлении Александра I выделяются традиционно и современниками, и в научной литературе два основных этапа:

1-й – период либеральных преобразований – 1801-1815 гг.

2-й - период царствования Александра I - 1815-1825 гг., наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, консервативный и, даже, реакционный. Давайте попробуем либо доказать, либо опровергнуть это утверждение.

Александр Сергеевич Пушкин писал о нем:

«Властитель слабый и лукавый

Плешивый щеголь враг труда

Нечаянно пригретый славой

Над нами царствовал тогда

Под Австерлицем он бежал, В двенадцатом году дрожал!

«сущий прельститель» – М.М. Сперанский 

«это истинный византиец… тонкий, притворный, хитрый» – Наполеон
«коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца» – А.И. Герцен.
Так отзывались о нем современники.

Историки, вслед за современниками, стали называть время  его вступления на российский престол так: «Дней Александровых прекрасное начало» А. С. Пушкин. Что дало основание А.С.Пушкину охарактеризовать первые годы правления императора Александра I как «прекрасное начало».

- Какой смысл вкладывает Пушкин в эти строки?   А также нам нужно ответить на вопрос в конце урока   - Удалось ли молодому императору воплотить в жизнь свои 
прекрасные начинания? Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами – счастливая страна? Какие задачи должен решить Александр I для достижения этой цели и как он их решал? Нам и предстоит выяснить. Предположите, какие задачи должен решить Александр I во внутренней политике? (мозговой штурм, кластер на доске).

III. Работа учащихся по группам с историческими источниками. «Современники об императоре Александре I»

На ваших столах находятся отзывы самых разных людей об императоре Александре I.

Прочитайте эти высказывания и с учетом своего мнения, давайте попробуем решить какие положительные или отрицательные черты были наиболее свойственны Александру 1.

1 группа : «Он был красив и добр, но качества, которые можно было заметить в нем тогда и которые должны были обратиться в добродетели, никогда не могли вполне развиться». (Головина В.Н. Мемуары)

«Он имел нрав благородный и великодушный; ему было свойственно не только сострадание, но и откровенность, он оставался чужд коварству и фальши… В России наступил «золотой век». Об этом свидетельствовала любовь и всеобщее восторженное почитание нового императора». (Воспоминание г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг.)

2 группа: «В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский посол в России Лагербильке. ), «Республиканец на словах и самодержец на деле». (А. И. Тургенев).

3 группа :«Царь из тех людей, которые привлекают и, кажется, созданы, чтобы очаровывать тех, кто с ними сталкивается. Если бы я был человеком, поддающимся чисто личным впечатлениям, то мог бы привязаться к нему всем сердцем. Но наряду с выдающимися умственными способностями и умением покорять окружающих в нем есть черты, которые я не могу понять. Это нечто я не смогу лучше объяснить, чем сказав, что во всем ему всегда чего-то не хватает. Самое удивительное в том, что никогда нельзя предугадать, чего ему не будет хватать в том или ином случае или в данных обстоятельствах, потому что это нехватающее разнообразно до бесконечности». (Наполеон, император Франции)


Работа с раздаточным материалом, краткая запись на доске, представители каждой группы вписывают свои данные .

Положительные качества

Отрицательные качества

Какие черты характера Александра Павловича преобладали по мнению его современников?

Подумайте, почему именно эти черты развились в его характере.

Работа с текстом учебника п. 1 «Император Александр I» стр. 7-8

Задания:

1) Как домашняя атмосфера и система воспитания отразились в характере и взглядах императора Александра I?

2) Какую роль в воспитании Александра I сыграл его воспитатель Ф.С.Лагарп?

Обмен мнениями.

Швейцарский политик Ф. С. Лагарп, приверженец либерализма, оказал на будущего императора значительное влияние. Известный писатель Иван Андреевич Крылов о  воспитании императора написал басню «Воспитание льва», в которой орел вызвался воспитывать львенка. Отрывок этой басни  у вас на столах, зачитайте вслух и  ответьте на вопрос: «Чему научил Лагарп Александра?»   «Тут ахнул царь и весь звериный свет;  Повесил головы Совет,  А Лев-старик поздненько спохватился,  Что Львенок пустякам учился  И не добро он говорит;  Что пользы нет большой тому, знать птичий быт,  Кого зверьми владеть поставила природа;  И что важнейшая наука для царей:  Знать свойства своего народа  И выгоды земли своей.»   

-Итак каким же он перед нами предстал? В отличие от Павла I, Александр нередко использовал в речи  либеральные фразы, прибегая к реформам, особенно в  первые годы царствования. Однако Александр всегда оставался на позициях незыблемости самодержавия.  

 

Перед вами логический ряд :Чарторыйский, Строганов, Новосильцев, Кочубей. Кто они? Что их связывает? Это «молодые друзья» Александра I, члены негласного комитета, где обсуждались и прорабатывались планы преобразований, то есть готовились реформы.

в 1801 году он создал Негласный комитет, который осуществлял свою деятельность по май 1802 года. Это было своеобразное «теневое правительство». Целью Негласного комитета являлось создание проектов преобразований, а результатом – должно было стать ограничение самодержавия.

Работа в парах над пунктом «Негласный комитет».

Составление кластера «Первые шаги нового царствования».

Проверка выполнения работы.

используя материалы параграфа 1(страница 6), сформулируйте задачи, требующие решения от Александра I Итак, какие задачи вы определили? Проверяем работу. Учитель выносит задачи на слайд Слайд: - ликвидация самодержавной власти (последствий правления Павла I); - отмена крепостного права; - введение конституции; - усовершенствование государственного аппарата, создание парламента; Ребята, а какие задачи вы считаете первоочередными? Итак, мы вызвали задачи, требующие решения. Теперь давайте выяснять, какие задачи были решены в период с 1801 по 1806 год. Итак, давайте посмотрим, что было сделано в первые годы правления Александра I Каждая группа по очереди зачитывают Классифицируют задачи по степени важности.

Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника.

Пункт «Начало преобразований» Задания:

1) Проанализируйте учебный материал.

2) Составьте таблицу «Реформы начала царствования» (в таблице укажите год проведения реформы, название, основное содержание и результат реформы).

Проверка самостоятельной работы.

Вывод: в первые годы правления Александра Первого проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.



3.Закрепление изученного материала.

Беседа с обучающимися

  • Какие реформы были наиболее последовательны и максимально изменили положение в стране?

  • Можно ли говорить о том, что Александр 1 начинал свое царствование как реформатор и либерал, а закончил как консерватор и крепостник?

  • Почему в 2014 году в Москве был открыт памятник Александру 1 Благословенному?

4.Задание на дом по выбору:

1.Составить синквейн, работа по вопросам.

2. Написать эссе по вопросу: Сделайте прогноз, сможет ли Александр I завершить начатые реформы и почему?

2. Написать 10 строк в ответ А.С. Пушкину на стихотворение «К бюсту завоевателя»

«Напрасно видишь тут ошибку:

Рука искусства навела

На мрамор этих уст улыбку,

А гнев на хладный лоск чела.

Недаром лик сей двуязычен.

Таков и был сей властелин:

К противочувствиям привычен,

В лице и в жизни арлекин»

5.Рефлексия.

  • Подводя итог нашей встречи, я хочу спросить, что показалось вам сегодня сложным?

  • Что нового вы узнали?

  • Какая информация была наиболее интересной?

  • Вам понравился урок?

  • Что бы вы изменили в нем?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внутренняя политика Александра Первого

Автор: Бирагова Евелина Бароновна

Дата: 24.05.2017

Номер свидетельства: 418146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг. "
    ["seo_title"] => string(53) "vnutrienniaia-politika-alieksandra-i-v-1801-1812-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "145191"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418857245"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Тематическое планирование уроков истории России 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-istorii-rossii-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "239402"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444765015"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Материалы для промежуточной аттестации по истории России для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "matierialy-dlia-promiezhutochnoi-attiestatsii-po-istorii-rossii-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "106961"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403123555"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Внутренняя политика Николая 1""
    ["seo_title"] => string(47) "konspekt_uroka_vnutrenniaia_politika_nikolaia_1"
    ["file_id"] => string(6) "552496"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1591197659"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(12) "Павел 1"
    ["seo_title"] => string(8) "paviel-1"
    ["file_id"] => string(6) "254099"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447695260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства