формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков.
Метапредметные:
развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации);
развитие умения работать в коллективе.
Предметные:
формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
формирование умения работать с картой;
формирование умения применять полученные знания на практике;
развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся
Личностные УУД: осуществление гражданской идентификации личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
· Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; оценка правильности выполнения действий; выполнение учебных действий. ·
Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений; формулирование собственного мнения; умение задавать вопросы; построение монологического высказывания. ·
Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделение существенной информации из текстов разных видов; выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство; формулирование проблемы.
Задачи:
Образовательные задачи:
создать образ молодого императора Александра I; раскрыть черты личности и его политические взгляды;
сформировать у учащихся представления о внутренней политике Александра I, причинах создания «Негласного комитета»; показать основные направления реформаторской деятельности Александра I и характере первых преобразований в стране, дать оценку этим преобразованиям.
2. Развивающие задачи:
развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения мыслить историческими категориями;
продолжить формирование основных умений учащихся: высказывать собственную точку зрения, анализировать и систематизировать учебный текст, самостоятельно делать выводы, выступать перед аудиторией, активно слушать и развивать монологическую речь
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;
умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы;
продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний
3. Воспитательные задачи:
развитие интереса к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности;
через показ и анализ жизни русского народа воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру;
заинтересованность в дальнейшем углубленном изучении материала.
Тип урока: комбинированный, «открытия» нового знания.
Предварительная подготовка: учащиеся находят информацию о Александре 1, используя дополнительные источники.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2.Активизация познавательного интереса.
Россия в начале XIX века была могущественной страной. В ней развивалась экономика и торговля. Однако дальнейшее развитие страны задерживалось. -Что являлось тормозом для развития страны?. Назовите положительные и отрицательные черты развития?
Положительные:
– районная специализация
– отходничество
– появление капиталистых крестьян
– развитие товарно-денежных отношений
Отрицательные:
– крепостное право
– экстенсивное землевладение
– медленное развитие промышленности
– натуральное хозяйство
– Как вы думаете от кого зависит дальнейшее развитие страны? Ну, конечно от императора.
Беседа с классом по вопросам:
1) Какое событие в российской истории произошло 1 марта 1881 года?
2) Кто оказался на престоле в результате этих событий?
3) Что вы знаете о цесаревиче Александре Павловиче?
Итак, сегодня мы поговорим о правлении императора Алекса́ндра I Павловича — императора и самодержца Всероссийского, протектора Мальтийского ордена, великого князя Финляндского, царя Польского .
Что бы вы хотели узнать об этом человеке? Посмотрите на портрет. Как бы вы охарактеризовали изображенного Александра 1?
В политической жизни Х1Х века происходит частая смена либерального курса на реакционно- консервативный. Изучая историю России XIX века, вы должны будете решить главную проблемную задачу: Почему в XIX веке так часто менялось направление политического развития страны
Мне хотелось бы услышать ваше мнение на известное утверждение, что в правлении Александра I выделяются традиционно и современниками, и в научной литературе два основных этапа:
1-й – период либеральных преобразований – 1801-1815 гг.
2-й - период царствования Александра I - 1815-1825 гг., наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, консервативный и, даже, реакционный. Давайте попробуем либо доказать, либо опровергнуть это утверждение.
Александр Сергеевич Пушкин писал о нем:
«Властитель слабый и лукавый
Плешивый щеголь враг труда
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда
Под Австерлицем он бежал, В двенадцатом году дрожал!
«сущий прельститель» – М.М. Сперанский
«это истинный византиец… тонкий, притворный, хитрый» – Наполеон «коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца» – А.И. Герцен. Так отзывались о нем современники.
Историки, вслед за современниками, стали называть время его вступления на российский престол так: «Дней Александровых прекрасное начало»А. С. Пушкин. Что дало основание А.С.Пушкину охарактеризовать первые годы правления императора Александра I как «прекрасное начало».
- Какой смысл вкладывает Пушкин в эти строки? А также нам нужно ответить на вопрос в конце урока - Удалось ли молодому императору воплотить в жизнь свои прекрасные начинания? Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами – счастливая страна? Какие задачи должен решить Александр I для достижения этой цели и как он их решал? Нам и предстоит выяснить. Предположите, какие задачи должен решить Александр I во внутренней политике? (мозговой штурм, кластер на доске).
III. Работа учащихся по группам с историческими источниками. «Современники об императоре Александре I»
На ваших столах находятся отзывы самых разных людей об императоре Александре I.
Прочитайте эти высказывания и с учетом своего мнения, давайте попробуем решить какие положительные или отрицательные черты были наиболее свойственны Александру 1.
1 группа : «Он был красив и добр, но качества, которые можно было заметить в нем тогда и которые должны были обратиться в добродетели, никогда не могли вполне развиться». (Головина В.Н. Мемуары)
«Он имел нрав благородный и великодушный; ему было свойственно не только сострадание, но и откровенность, он оставался чужд коварству и фальши… В России наступил «золотой век». Об этом свидетельствовала любовь и всеобщее восторженное почитание нового императора». (Воспоминание г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг.)
2 группа: «В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский посол в России Лагербильке. ), «Республиканец на словах и самодержец на деле». (А. И. Тургенев).
3 группа :«Царь из тех людей, которые привлекают и, кажется, созданы, чтобы очаровывать тех, кто с ними сталкивается. Если бы я был человеком, поддающимся чисто личным впечатлениям, то мог бы привязаться к нему всем сердцем. Но наряду с выдающимися умственными способностями и умением покорять окружающих в нем есть черты, которые я не могу понять. Это нечто я не смогу лучше объяснить, чем сказав, что во всем ему всегда чего-то не хватает. Самое удивительное в том, что никогда нельзя предугадать, чего ему не будет хватать в том или ином случае или в данных обстоятельствах, потому что это нехватающее разнообразно до бесконечности». (Наполеон, император Франции)
Работа с раздаточным материалом, краткая запись на доске, представители каждой группы вписывают свои данные .
Положительные качества
Отрицательные качества
Какие черты характера Александра Павловича преобладали по мнению его современников?
Подумайте, почему именно эти черты развились в его характере.
Работа с текстом учебника п. 1 «Император Александр I» стр. 7-8
Задания:
1) Как домашняя атмосфера и система воспитания отразились в характере и взглядах императора Александра I?
2) Какую роль в воспитании Александра I сыграл его воспитатель Ф.С.Лагарп?
Обмен мнениями.
Швейцарский политик Ф. С. Лагарп, приверженец либерализма, оказал на будущего императора значительное влияние. Известный писатель Иван Андреевич Крылов о воспитании императора написал басню «Воспитание льва», в которой орел вызвался воспитывать львенка. Отрывок этой басни у вас на столах, зачитайте вслух и ответьте на вопрос: «Чему научил Лагарп Александра?» «Тут ахнул царь и весь звериный свет; Повесил головы Совет, А Лев-старик поздненько спохватился, Что Львенок пустякам учился И не добро он говорит; Что пользы нет большой тому, знать птичий быт, Кого зверьми владеть поставила природа; И что важнейшая наука для царей: Знать свойства своего народа И выгоды земли своей.»
-Итак каким же он перед нами предстал? В отличие от Павла I, Александр нередко использовал в речи либеральные фразы, прибегая к реформам, особенно в первые годы царствования. Однако Александр всегда оставался на позициях незыблемости самодержавия.
Перед вами логический ряд :Чарторыйский, Строганов, Новосильцев, Кочубей. Кто они? Что их связывает? Это «молодые друзья» Александра I, члены негласного комитета, где обсуждались и прорабатывались планы преобразований, то есть готовились реформы.
в 1801 году он создал Негласный комитет, который осуществлял свою деятельность по май 1802 года. Это было своеобразное «теневое правительство». Целью Негласного комитета являлось создание проектов преобразований, а результатом – должно было стать ограничение самодержавия.
Работа в парах над пунктом «Негласный комитет».
Составление кластера «Первые шаги нового царствования».
Проверка выполнения работы.
используя материалы параграфа 1(страница 6), сформулируйте задачи, требующие решения от Александра I Итак, какие задачи вы определили? Проверяем работу. Учитель выносит задачи на слайд Слайд: - ликвидация самодержавной власти (последствий правления Павла I); - отмена крепостного права; - введение конституции; - усовершенствование государственного аппарата, создание парламента; Ребята, а какие задачи вы считаете первоочередными? Итак, мы вызвали задачи, требующие решения. Теперь давайте выяснять, какие задачи были решены в период с 1801 по 1806 год. Итак, давайте посмотрим, что было сделано в первые годы правления Александра I Каждая группа по очереди зачитывают Классифицируют задачи по степени важности.
Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника.
Пункт «Начало преобразований» Задания:
1) Проанализируйте учебный материал.
2) Составьте таблицу «Реформы начала царствования» (в таблице укажите год проведения реформы, название, основное содержание и результат реформы).
Проверка самостоятельной работы.
Вывод: в первые годы правления Александра Первого проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.
3.Закрепление изученного материала.
Беседа с обучающимися
Какие реформы были наиболее последовательны и максимально изменили положение в стране?
Можно ли говорить о том, что Александр 1 начинал свое царствование как реформатор и либерал, а закончил как консерватор и крепостник?
Почему в 2014 году в Москве был открыт памятник Александру 1 Благословенному?
4.Задание на дом по выбору:
1.Составить синквейн, работа по вопросам.
2. Написать эссе по вопросу: Сделайте прогноз, сможет ли Александр I завершить начатые реформы и почему?
2. Написать 10 строк в ответ А.С. Пушкину на стихотворение «К бюсту завоевателя»
«Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин»
5.Рефлексия.
Подводя итог нашей встречи, я хочу спросить, что показалось вам сегодня сложным?