kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Внутренняя политика Николая 1"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Личность Николая I.  (сл.5, 6)

Новый император вступил на престол при трагических обстоятельствах, в первый же день своего царствования он отдал приказ стрелять в собственных солдат и офицеров. В России на каждого нового царя возлагались большие надежды.

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни

писал А.С.Пушкин.

Послушайте сообщение, какой человек получил абсолютную власть в России, какое образование получил, какие черты характера были ему присущи.

сообщение 3-4 мин.

Какие события не могли не отразиться на личности императора?

( Убийство отца, восстание декабристов).Восстание декабристов было для власти шоком, от которого та долго не могла оправиться. Первые полгода своего царствования Николай I занимался следствием  по делу декабристов, лично допрашивал многих из них, вникал в показания. Перед ним открылась неприглядная картина российской действительности.

Преобразования начались с реформ государственного управления. Николай I сам стремился вникать в дела государственного управления.

Канцелярия – отдел учреждения.

«Апогей самодержавия» - наиболее полное проявление абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах общественной и политической жизни России»  (сл.7)

2. Основную задачу своего царствования Николай видел в том,  чтобы сохранить и укрепить существующий строй.

- Устройство какой организации было для Николая  Первого идеалом? (Армии)  (сл.8)

- строгая централизация, т.е. подчинение одному центру;

- полное единоначалие на всех уровнях управления;

- безоговорочное подчинение низших высшим.

Вот тот порядок, который должен быть установлен в стране.

Расширила функции Собственная Его Императорского Величества канцелярия, фактически этот орган контролировал исполнительную власть – министерства. Была ограничена роль Государственного Совета и Сената. Т.о. император укрепил свою личную власть. В январе 1826 года царь создал второе отделение Собственной его величества канцелярии во главе с М.М.Сперанским. В ИЮЛЕ 1826 ГОДА БЫЛО СОЗДАНО СПЕЦИАЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ – Третье отделение, во главе с Бенкендорфом А.Х.

 В 1826г. II отделение канцелярии возглавил  М.М.Сперанский. (сл.9)

 Что вы знаете об этом человеке? Сообщение и презентация о Сперанском М.М.  (сл.10)

Ученик: Михаил Михайлович Сперанский происходил из семьи священника, при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден.

Перед М.Сперанским была поставлена задача подготовить единый свод законов, т.е. провести кодификацию. Он выполнил задачу. На заседании Государственного совета Николай I наградил его орденом, сняв с самого себя. В 1832 году было опубликовано Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 – Свод действующих законов. Значение Свода законов состоит в том, что он облегчил жизнь людей, несколько уменьшив произвол чиновников.Сообщение об ордене Святого Андрея Первозванного  (сл.11)

- В чем значение кодификации законов? (Кодификация упорядочила российское законодательство, однако  каких- либо изменений в существующую политическую  систему империи она не внесла)

В декабре 1826 года создал секретный комитет под руководством реформатора Кочубея, которому было поручено составить проект государственной реформы. Сделать это комитету не удалось.

 Кто готовил бумаги, работая во всех органах власти? (Чиновники) При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат, численность выросла с 15 до 90 тысяч, действовал он тяжело, неповоротливо. Чиновники не отвечали за принимаемые решения, брали взятки. Бюрократ, взяточник, стали настоящими символами эпохи. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

3. Попытка решения крестьянского вопроса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Внутренняя политика Николая 1"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Крестищенская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области













«Внутренняя политика

Николая Первого»

( Открытый урок в 8 классе)















Подготовила: Наймушина Светлана Константиновна,

учитель истории и обществознания











С.Крестище 2017 учебный год

Тема: «Внутренняя политика Николая 1».(сл.1)

Цель урока - рассмотрев основные направления политики Николая I, определить характер внутриполитического курса власти в 1825-1855гг. (сл.2)

Задачи урока:

Обучающие: познакомить с личностью Николая I;

рассмотреть основные направления его внутренней политики.

Развивающие:совершенствовать умения работать с учебником;

развивать навыки анализа документов, умения выделять главное, делать выводы;развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие: формировать интерес к истории и историческим личностям.

Тип урока – комбинированный.

План урока: (сл.з)

  1. Личность Николая I.

  2. Укрепление роли государственного аппарата

  3. Попытка решения крестьянского вопроса

  4. Усиление борьбы с революционными настроениями

  5. Русская православная церковь и государство

Новые термины и даты: «апогей самодержавия», цензура, 3 отделение, жандармы, полиция, 1825-1855 – годы правления Николая Первого.

Проблемный вопрос: Николай Первый. Кем он был на российском престоле – либералом или консерватором? (сл.4)

Оборудование урока:

Учебник История России XIX века для 8 класса.

Мультимедийная презентация.

Компьютер и медиапроектор.

Портреты исторических деятелей XIX века в кабинете истории.

Раздаточные материалы.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

У.: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года.Выступление декабристов.).

1. Опрос

1. Династический кризис (развернутый ответ)

2. Работа по карточкам

2. Объявление темы, плана и целей урока

Постановка проблемного вопроса: Николай Первый – либерал или консерватор на российском троне?

3. Объяснение нового материала:

1.Личность Николая I. (сл.5, 6)

Новый император вступил на престол при трагических обстоятельствах, в первый же день своего царствования он отдал приказ стрелять в собственных солдат и офицеров. В России на каждого нового царя возлагались большие надежды.

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни

писал А.С.Пушкин.



Послушайте сообщение, какой человек получил абсолютную власть в России, какое образование получил, какие черты характера были ему присущи.

сообщение 3-4 мин.

Какие события не могли не отразиться на личности императора?

( Убийство отца, восстание декабристов).Восстание декабристов было для власти шоком, от которого та долго не могла оправиться. Первые полгода своего царствования Николай I занимался следствием по делу декабристов, лично допрашивал многих из них, вникал в показания. Перед ним открылась неприглядная картина российской действительности.

Преобразования начались с реформ государственного управления. Николай I сам стремился вникать в дела государственного управления.

Канцелярия – отдел учреждения.

«Апогей самодержавия» - наиболее полное проявление абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах общественной и политической жизни России» (сл.7)

2. Основную задачу своего царствования Николай видел в том, чтобы сохранить и укрепить существующий строй.

- Устройство какой организации было для Николая Первого идеалом? (Армии) (сл.8)

- строгая централизация, т.е. подчинение одному центру;

- полное единоначалие на всех уровнях управления;

- безоговорочное подчинение низших высшим.

Вот тот порядок, который должен быть установлен в стране.

Расширила функции Собственная Его Императорского Величества канцелярия, фактически этот орган контролировал исполнительную власть – министерства. Была ограничена роль Государственного Совета и Сената. Т.о. император укрепил свою личную власть. В январе 1826 года царь создал второе отделение Собственной его величества канцелярии во главе с М.М.Сперанским. В ИЮЛЕ 1826 ГОДА БЫЛО СОЗДАНО СПЕЦИАЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ – Третье отделение, во главе с Бенкендорфом А.Х.

В 1826г. II отделение канцелярии возглавил М.М.Сперанский. (сл.9)

Что вы знаете об этом человеке? Сообщение и презентация о Сперанском М.М. (сл.10)

Ученик: Михаил Михайлович Сперанский происходил из семьи священника, при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден.

Перед М.Сперанским была поставлена задача подготовить единый свод законов, т.е. провести кодификацию. Он выполнил задачу. На заседании Государственного совета Николай I наградил его орденом, сняв с самого себя. В 1832 году было опубликовано Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 – Свод действующих законов. Значение Свода законов состоит в том, что он облегчил жизнь людей, несколько уменьшив произвол чиновников.Сообщение об ордене Святого Андрея Первозванного (сл.11)

- В чем значение кодификации законов? (Кодификация упорядочила российское законодательство, однако каких- либо изменений в существующую политическую систему империи она не внесла)

В декабре 1826 года создал секретный комитет под руководством реформатора Кочубея, которому было поручено составить проект государственной реформы. Сделать это комитету не удалось.

Кто готовил бумаги, работая во всех органах власти? (Чиновники) При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат, численность выросла с 15 до 90 тысяч, действовал он тяжело, неповоротливо. Чиновники не отвечали за принимаемые решения, брали взятки. Бюрократ, взяточник, стали настоящими символами эпохи. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

3. Попытка решения крестьянского вопроса.

Император понимал, что главной проблемой российского общества является крестьянский вопрос. Меры по улучшению положения крестьян он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву. Сообщение о П.Д.Киселеве. (сл.12)

Рассказ ученика: Павел Дмитриевич Киселёв – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.(1837-1841)

Цели реформы: -повысить уровень жизни государственных крестьян

- обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян;

- дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян.

1837-1841гг – введение крестьянского самоуправления.

Попытка решения крестьянского вопроса (сл.13)

1842г. - указ об обязанных крестьянах. В чем суть этого указа?

В 1847 г крестьяне получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. В 1847-1848 гг. в западных губерниях, где помещиками были в основном поляки-католики, а их крепостными – православные, ввели инвентарные правила. Они строго определяли размеры крестьянских наделов и повинности крестьян в пользу помещиков, что улучшало положение крепостных.

Не смотря на эти нововведения крепостное право в России продолжало существовать. Почему Николай 1 окончательно не отменил крепостное право? Документ стр. 69-70.

Из выступления Николая 1 на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 года. Вопросы к документу:

1.Как Николай 1 относился к крепостному праву? (сл.14)

2. Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права?

3. Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы «посягательством на общественное спокойствие?

Понимая, что результатом могли быть как восстания крестьян, так и выступления дворян, император отказался от радикального решения. Для него общественное спокойствие и благо государства были превыше всего.

Физкультминутка

4. Борьба с революционным движением.

Борьба с революционными настроениями, с проявлениями несогласия стали одним из основных направлений внутриполитической деятельности Николая I. Для борьбы с революционными настроениями император в 1826г. создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф.

Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя. (сл.15, 16)

Жандармерия - полиция –имеющая военную организацию и выполняющая охранные задачи внутри страны и армии.

Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.

В 1832 году товарищем министра просвещения графом С.С.Уваровым была сформулирована теория официальной народности, ставшая идеологической основой самодержавия (схема). Составные части ее – самодержавие, православие, народность. Как вы их понимаете? (сл.17)

Эта теория подчеркивала священный характер самодержавия, связывает его с национальным характером русского народа и его глубокой религиозностью. Только православие, только самодержавие необходимы российскому народу.

Николай I стремился контролировать все сферы жизни общества, включая духовную и личную.

  1. Русская православная церковь и государство.

(Самостоятельная работа по вопросу)

-Как назывался высший орган церковного управления?

- Кто являлся руководителем Синода?

- Кто пользовался большим авторитетом сред верующих? (С.Саровский) (сл.18)

- Кто был лидером старообрядцев (раскольников)? (Амвросий) (сл.19)

6. Итоги деятельности Николая I.

Мы рассмотрели и изучили основные мероприятия внутренней политики Николая 1, а теперь вернемся к проблеме озвученной в начале урока.

Николай 1 – либерал или консерватор на российском престоле? (сл.20)

Ученики дают обоснованные ответы.

Перед вами утверждения овнутренней политики Николая I. Выберите те из них, которые ее характеризуют. (сл.21)

Николай I продолжил внутриполитический курс своего брата и провел ряд либеральных реформ.

В период правления Николая I в России фактически произошли преобразования, направленные на укрепление самодержавия.

На протяжении всего правления Николая I наблюдался рост чиновников и бюрократического аппарата.

Реформы Николая I способствовали организации разного рода тайных обществ в России.

Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами, денежная реформа — это основные достижения царствования Николая I.

На основе выбранных утверждений сформулируйте вывод о внутренней политике Николая I.

Раздаю отпечатанный текст «Из указа об учреждении 3- го Отделения Его Императорского величества канцелярии». Что не входило в круг обязанностей нового учреждения? ( Из 10 пунктов нужно выделить только 2)

7. Запись и пояснение домашнего задания. (сл.22)

Домашнее задание: П.10, пересказ, даты и записи учить, подготовить сообщение Е.Ф. Канкрине.

8. Выставление оценок.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Внутренняя политика Николая 1"

Автор: Светлана Константиновна Наймушина

Дата: 03.06.2020

Номер свидетельства: 552496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока: "Внутренняя политика Николая I" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-vnutrienniaia-politika-nikolaia-i"
    ["file_id"] => string(6) "139312"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417697043"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока истории Внутренняя политика Николая I"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_istorii_vnutrienniaia_politika_nikolaia_i"
    ["file_id"] => string(6) "421464"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497274059"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Тема: « Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая »"
    ["seo_title"] => string(79) "tema_reformatorskie_i_konservativnye_tendentsii_vo_vnutrennei_politike_nikolaia"
    ["file_id"] => string(6) "555765"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597405265"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока  истории, 8 класс "Крымская война" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-8-klass-krymskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "130537"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415912892"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему: "В чем трагедия Печорина?" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-chiem-traghiediia-piechorina"
    ["file_id"] => string(6) "176482"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424428400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства