kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Павел 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Император Павел I - в русской истории, одна из до конца неизученных и недооцененных исторических фигур. Относительно объективная оценка его правления и государственной деятельности, появилась только в монографиях последнего времени. В отечественной историографии на протяжении многих лет кочевал миф о сумасбродстве и деспотизме русского императора. По поводу всех измышлений врагов Павла I, изображавших его царствование как сочетание нелепого самодурства и дикого произвола ненормального деспота.

Детство, юность, образование

Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, его родители к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки. В 1761 воспитателем к нему был назначен Н. И. Панин. Сторонник Просвещения, он искренне привязался к великому князю и старался воспитать из него идеального монарха. Павел получил хорошее образование и, по свидетельствам современников, был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости. Первоначально его отношения с матерью после ее восшествия на престол в 1762 были достаточно близкими. Однако со временем их отношения ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. На протяжении нескольких десятилетий имя Павла не раз всплывало в разных политических процессах, по стране распространялись слухи о его воцарении, к нему как к “сыну”, взывал Е. И. Пугачев. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери. В 1773 Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадтской (в православном крещении Наталья Алексеевна) и полюбил ее, но она умерла во время родов в 1776. В 1776 же он женился вновь на принцессе Софии Доротее Вюртембергской, крещенной в православии под именем Марии Федоровны. В 1781-82 супруги совершили путешествие по ряду европейских стран, во время которого Павел открыто критиковал политику матери, о чем ей вскоре стало известно. По возвращении великокняжеской четы в Россию императрица подарила им мызу Гатчина, куда отныне переместился “малый двор” и где Павел, унаследовавший от отца страсть ко всему военному на прусский манер, создал свою небольшую армию, проводя бесконечные маневры и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. Правление матери казалось ему слишком либеральным, он считал, что, дабы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы.

Внутренняя политика

Приход Павла к власти в ноябре 1796 сопровождался милитаризацией жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался как бы зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. В целом в его внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений — преобразования в государственном управлении, сословная политика и военная реформа. По первому из них Павел значительно усилил значение генерал-прокурора Сената, придав ему фактически функции главы правительства, соединив их с функциями министров внутренних дел, юстиции и частично финансов. Был восстановлен ряд ранее ликвидированных коллегий. Одновременно император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. В 1797 было создано министерство уделов, ведавшее земельными владениями царской семьи, а в 1800 — министерство коммерции. Еще более решительно Павел расправился с созданной Екатериной системой местных учреждений: частично было упразднено городское самоуправление, социальное обеспечение, некоторые низшие судебные инстанции и др. Одновременно ряду национальных окраин империи (Прибалтика, Украина) были возвращены некоторые традиционные органы управления, в чем проявилась слабость нового режима, боязнь не удержать в руках всю страну и стремление завоевать популярность в районах, чреватых национально-освободительным движением. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917.

В области сословной политики Павел предпринял ряд шагов по наступлению на “дворянские вольности”. В 1797 был объявлен смотр всем числящимся в полках офицерам, а не явившиеся были уволены в отставку. Были также серьезно ограничены привилегии для неслужащих дворян, а в 1800 велено большинство из них определить в военные. С 1799 вводился порядок перехода с военной службы на гражданскую лишь с разрешения Сената. Не служившим государству дворянам было запрещено участвовать в дворянских выборах и занимать выборные должности; вопреки законодательству Екатерины II в отношении дворян применялись телесные наказания. В то же время Павел старался ограничить приток в ряды дворянства недворян. Его основной целью было превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Столь же противоречивой была и политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тыс. крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше. В 1796 произошло закрепощение крестьян в области войска Донского и в Новороссии, в 1798 отменен введенный Петром III запрет на покупку крестьян владельцами не из дворян. В 1797 Павел издает Манифест о трехдневной барщине, вводивший ограничения на эксплуатацию помещиками крестьянского труда и ограничивавший их владельческие права.

В армии Павел, отвергая достижения русской военной мысли предшествующих десятилетий, стремился ввести прусские военные порядки. Обучение солдат сводилось в основном к шагистике. Император считал, что армия — это машина и главное в ней механическая слаженность войск и исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы. Стремление Павла к мелочной регламентации сказалось и на его вмешательстве в повседневную жизнь подданных. Так, специальными указами были запрещены определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.

Внешняя политика

По вступлении на престол Павел, дабы подчеркнуть контраст с матерью, декларировал миролюбие и невмешательство в европейские дела. Однако, когда в 1798 возникла угроза воссоздания Наполеоном самостоятельного Польского государства, Россия приняла активное участие в организации антифранцузской коалиции. В том же году Павел принял на себя обязанности магистра Мальтийского ордена, бросив таким образом вызов французскому императору, захватившему Мальту. В 1798-1800 русские войска успешно сражались в Италии, а русский флот — на Средиземном море, что вызывало беспокойство со стороны Австрии и Англии. Отношения с этими странами окончательно испортились весной 1800. В это же время началось сближение с Францией, и даже обсуждался план совместного похода на Индию. Не дожидаясь подписания соответствующего соглашения, Павел приказал выступить в поход донским казакам, которые были остановлены уже Александром I.

Заключение

Итак, Павел был заинтересован не только в укреплении своей личной власти, но и в усилении всей державы. Для него было совершенно неприемлемо реформирование государства екатерининскими методами. Император воспринимал либерализм матери как нечто опасное. Естественно, Павел не хотел повторения пугачевщины, а именно политику Екатерины он считал причиной и предпосылкой разрушительного восстания.

Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и одновременно определенной эксцентричностью поведения, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях, но в особенности, в среде дворянства и в армии. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор, в который был вовлечен и его старший сын. В ночь на 11 марта 1801 заговорщики, в основном гвардейские офицеры, ворвались в покои Павла в только что выстроенном Михайловском замке с требованием отречься от престола. Когда же император попытался возразить и даже ударил кого-то из них, один из мятежников стал душить его своим шарфом, а другой ударил в висок массивной табакеркой. Народу было объявлено, что Павел скончался от апоплексического удара.

Список используемой литературы

 Шильдер Н.К.  Император Павел Первый. СПб., 1901; То же. М., 1996.

Эйдельман Н.Я.  Грань веков. М., 1986.

Эйдельман Н.Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVIII - начало XIX столетия. М., 1982.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Павел 1»

1801 11 (23 марта) 1796  6 (17 ноября) Правление Павла I .

1801

11 (23 марта)

1796 

6 (17 ноября)

Правление Павла I .

План. Личность императора. Детство. Внутренняя политика. Реформа в армии .  Внешняя политика Павла I Заговор и смерть

План.

  • Личность императора.
  • Детство.
  • Внутренняя политика.
  • Реформа в армии .
  • Внешняя политика Павла I
  • Заговор и смерть

1. Личность императора. После смерти Екатерины II на престол взошёл её сын Павел I Петрович. Павел I - своеобразная и трагическая фигура на русском престоле. Долгое время исследователи на основании свидетельств современников представляли Павла I неуравновешенным деспотом на троне, всё правление которого сводилось к требованию запретить ношение французских шляп и употребление слова гражданин. В последнее время в исторической науке возник интерес к этой загадочной личности. Были открыты новые документы, сопоставлены противоположные мнения современников о Павле I. Новейшие исследования позволяют предположить, что Павел I и его отец Пётр III - самые оклеветанные фигуры на русском престоле ;

1. Личность императора.

После смерти Екатерины II на престол взошёл её сын Павел I Петрович.

Павел I - своеобразная и трагическая фигура на русском престоле.

Долгое время исследователи на основании свидетельств современников представляли Павла I неуравновешенным деспотом на троне, всё правление которого сводилось к требованию запретить ношение французских шляп и употребление слова гражданин.

В последнее время в исторической науке возник интерес к этой загадочной личности.

Были открыты новые документы, сопоставлены противоположные мнения современников о Павле I. Новейшие исследования позволяют предположить, что Павел I и его отец Пётр III - самые оклеветанные фигуры на русском престоле ;

2. Детство. Павел I - сын императора Петра III и императрицы Екатерины II - родился в 1754 г. С 1760 г. его главным воспитателем стал граф Н.И. Панин. С четырёх лет Павла стали обучать грамоте, истории, географии, математике, иностранным языкам и другим наукам. От природы он был одарённым, добрым, сердечным. Граф Н.И. Панин с детства внушал Павлу мысли о его высоком предназначении и готовил к престолу.

2. Детство.

Павел I - сын императора Петра III и императрицы Екатерины II - родился в 1754 г.

С 1760 г. его главным воспитателем стал граф Н.И. Панин.

С четырёх лет Павла стали обучать грамоте, истории, географии, математике, иностранным языкам и другим наукам.

От природы он был одарённым, добрым, сердечным. Граф Н.И. Панин с детства внушал Павлу мысли о его высоком предназначении и готовил к престолу.

Ещё в детстве Павлу пришлось пережить сильнейшие потрясения: смерть отца Петра III от рук фаворитов матери, восстание Е.И. Пугачёва, выдававшего себя за его отца. Его отец Пётр III был свергнут с престола и задушен, когда Павлу было 7 лет. Екатерина старалась внушить маленькому Павлу, что его отец был пустым, никчёмным человеком. Но ...Павел любил отца таким, каким тот был. Со временем у Павла сложился культ отца - мученика, который он пронесёт через всю свою жизнь. В 1771 г. Павлу исполнилось 17 лет. Он стал совершеннолетним и ждал, что мать передаст ему престол. Екатерина же в 1773 г. женила Павла на гессен-дармштадтской принцессе Вильгельмине, в православии наречённой Натальей Алексеевной

Ещё в детстве Павлу пришлось пережить сильнейшие потрясения: смерть отца Петра III от рук фаворитов матери, восстание Е.И. Пугачёва, выдававшего себя за его отца. Его отец Пётр III был свергнут с престола и задушен, когда Павлу было 7 лет. Екатерина старалась внушить маленькому Павлу, что его отец был пустым, никчёмным человеком. Но ...Павел любил отца таким, каким тот был. Со временем у Павла сложился культ отца - мученика, который он пронесёт через всю свою жизнь. В 1771 г. Павлу исполнилось 17 лет. Он стал совершеннолетним и ждал, что мать передаст ему престол. Екатерина же в 1773 г. женила Павла на гессен-дармштадтской принцессе Вильгельмине, в православии наречённой Натальей Алексеевной

2. Внутренняя политика. Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков екатерининского правления. Во время своей коронации (произошедшей в день Пасхи) Павел объявил ряд указов.  П авлом была восстановлена система коллегий. С ущественно сузил права дворянского сословия по сравнению с теми, что были пожалованы Екатериной II. П редпринимались попытки стабилизировать финансовое положение страны (в том числе знаменитая акция по переплавке дворцовых сервизов в монеты). З апретил помещикам отправление барщины по воскресным дням и более трёх дней в неделю. Р аздал 600 тысяч душ казённых крестьян в частное владение, чем вызвал неприязнь с их стороны. П орядки, заведённые в Гатчине, были перенесены на всю российскую армию.

2. Внутренняя политика.

Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков екатерининского правления. Во время своей коронации (произошедшей в день Пасхи) Павел объявил ряд указов.

  • П авлом была восстановлена система коллегий.
  • С ущественно сузил права дворянского сословия по сравнению с теми, что были пожалованы Екатериной II.
  • П редпринимались попытки стабилизировать финансовое положение страны (в том числе знаменитая акция по переплавке дворцовых сервизов в монеты).
  • З апретил помещикам отправление барщины по воскресным дням и более трёх дней в неделю.
  • Р аздал 600 тысяч душ казённых крестьян в частное владение, чем вызвал неприязнь с их стороны.
  • П орядки, заведённые в Гатчине, были перенесены на всю российскую армию.

Павел отменил петровский указ о назначении самим императором своего преемника на престоле и установил чёткую систему престолонаследия. С того момента престол мог быть наследован только по мужской линии, после смерти императора он переходил к старшему сыну или младшему брату, если детей не было. Женщина могла занимать престол только при пресечении мужской линии.

Павел отменил петровский указ о назначении самим императором своего преемника на престоле и установил чёткую систему престолонаследия.

С того момента престол мог быть наследован только по мужской линии, после смерти императора он переходил к старшему сыну или младшему брату, если детей не было.

Женщина могла занимать престол только при пресечении мужской линии.

Этим указом Павел исключал дворцовые перевороты, когда императоры свергались и возводились силой гвардии, причиной чему было отсутствие чёткой системы престолонаследия (что, впрочем, не помешало дворцовому перевороту 24 марта 1801г, в ходе которого он сам был убит). Сообразно этому указу женщина не могла занимать русский престол, что исключало возможность появления временщиков (которые в XVIII веке сопутствовали императрицам) или повторения ситуации, подобной той, когда Екатерина II не передала Павлу престол после его совершеннолетия.

Этим указом Павел исключал дворцовые перевороты, когда императоры свергались и возводились силой гвардии, причиной чему было отсутствие чёткой системы престолонаследия (что, впрочем, не помешало дворцовому перевороту 24 марта 1801г, в ходе которого он сам был убит).

Сообразно этому указу женщина не могла занимать русский престол, что исключало возможность появления временщиков (которые в XVIII веке сопутствовали императрицам) или повторения ситуации, подобной той, когда Екатерина II не передала Павлу престол после его совершеннолетия.

Опасаясь распространения в России идей Французской революции, Павел I: З апретил выезд молодых людей за границу на учёбу. З апретил импорт книг, вплоть до нот. З акрыл частные типографии. И з русского языка изымались слова «гражданин», «отечество» и др . Регламентация жизни доходила до того, что устанавливалось время, когда в домах полагалось тушить огни.

Опасаясь распространения в России идей Французской революции, Павел I:

  • З апретил выезд молодых людей за границу на учёбу.
  • З апретил импорт книг, вплоть до нот.
  • З акрыл частные типографии.
  • И з русского языка изымались слова «гражданин», «отечество» и др .

Регламентация жизни доходила до того, что устанавливалось время, когда в домах полагалось тушить огни.

4. Реформа в армии. Следует отметить, что Павел I затеял военную, как впрочем и другие реформы, не только из собственной прихоти. С традала дисциплина в полках. З вания раздавались не заслуженно — так, дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой-то чин, к тому или иному полку. М ногие офицеры, имея чин и получая жалование, не служили. П роцветало воровство и казнокрадство генералов в армии. З а нерадивость и расхлябанность , грубое дурное обращение с солдатами, он самолично срывал эполеты с офицеров и даже генералов и отправлял их в Сибирь. Как реформатор, Павел I решил последовать своему любимому примеру — Петру Великому — как и знаменитый предок он решил взять за основу модель современной европейской армии, в частности прусской.

4. Реформа в армии.

Следует отметить, что Павел I затеял военную, как впрочем и другие реформы, не только из собственной прихоти.

  • С традала дисциплина в полках.
  • З вания раздавались не заслуженно — так, дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой-то чин, к тому или иному полку.
  • М ногие офицеры, имея чин и получая жалование, не служили.
  • П роцветало воровство и казнокрадство генералов в армии.
  • З а нерадивость и расхлябанность , грубое дурное обращение с солдатами, он самолично срывал эполеты с офицеров и даже генералов и отправлял их в Сибирь.

Как реформатор, Павел I решил последовать своему любимому примеру — Петру Великому — как и знаменитый предок он решил взять за основу модель современной европейской армии, в частности прусской.

Ж есточайшая дисциплина, непредсказуемость поведения императора привели к массовым увольнениям дворян из армии, особенно офицерского состава гвардии (из 182 офицеров, служивших в Конногвардейском полку в 1786, к 1801 не уволились только двое). Также были уволены все числившиеся в штате офицеры, не явившиеся по указу в военную коллегию для подтверждения своей службы. В целом военная реформа не была остановлена и после смерти Павла.

Ж есточайшая дисциплина, непредсказуемость поведения императора привели к массовым увольнениям дворян из армии, особенно офицерского состава гвардии (из 182 офицеров, служивших в Конногвардейском полку в 1786, к 1801 не уволились только двое).

Также были уволены все числившиеся в штате офицеры, не явившиеся по указу в военную коллегию для подтверждения своей службы.

В целом военная реформа не была остановлена и после смерти Павла.

5. Внешняя политика Павла I 1797-1800 гг. Борьба России за ослабление Франции. 1798 г. Антифранцузская коалиция: Россия, Англия, Османская империя, Неаполь 1798 г. Победа Черноморской эскадры Ф. Ушакова в Средиземноморье – у французов отбита крепость Корфу 1799 г. Итальянский поход А. Суворова. Освобождение Северной Италии от французов 1799 г. Швейцарский поход А. Суворова с целью выхода к границам Франции

5. Внешняя политика Павла I

1797-1800 гг. Борьба России за ослабление Франции.

1798 г. Антифранцузская коалиция: Россия, Англия, Османская империя, Неаполь

1798 г. Победа Черноморской эскадры Ф. Ушакова в Средиземноморье – у французов отбита крепость Корфу

1799 г. Итальянский поход А. Суворова. Освобождение Северной Италии от французов

1799 г. Швейцарский поход А. Суворова с целью выхода к границам Франции

1800г. –изменение внешнеполитического курса: переориентация на союз с Францией. Причина изменения курса Обострение отношений с коалицией (Австрия, Англия) Выход России из войны. Разрыв дипломатических отношений с Австрией и Англией Заключение мира с Францией. Участие России в союзах против Англии и Австрии Подготовка русской армии к походу в Индию

1800г. –изменение внешнеполитического курса: переориентация на союз с Францией.

Причина изменения курса

Обострение отношений с коалицией (Австрия, Англия)

Выход России из войны. Разрыв дипломатических отношений с Австрией и Англией

Заключение мира с Францией. Участие России в союзах против Англии и Австрии

Подготовка русской армии к походу в Индию

6. Заговор и смерть М ихайловский замок — место смерти императора Павел I был задушен в собственной спальне 11 марта 1801 в Михайловском замке. В заговоре участвовали: А грамаков, Н. П.   П анин, вице-канцлер, Б еннингсен Л. Л. , командир Изюминского легкоконного полка З убов П. А.  (фаворит Екатерины), П ален, генерал-губернатор Петербурга, командиры гвардейских полков: Семеновского — Н. И. Депрерадович, Кавалергардского — Ф. П. Уваров, Преображенского — П. А. Талызин.).

6. Заговор и смерть

М ихайловский замок — место смерти императора

Павел I был задушен в собственной спальне 11 марта 1801 в Михайловском замке.

В заговоре участвовали:

  • А грамаков, Н. П.
  •   П анин, вице-канцлер,
  • Б еннингсен Л. Л. , командир Изюминского легкоконного полка
  • З убов П. А.  (фаворит Екатерины),
  • П ален, генерал-губернатор Петербурга,

командиры гвардейских полков:

  • Семеновского — Н. И. Депрерадович,
  • Кавалергардского — Ф. П. Уваров,
  • Преображенского — П. А. Талызин.).

И значально планировалось свержение Павла и воцарение английского регента. Возможно, донос царю написал В. П. Мещерский, в прошлом шеф Санкт-Петербургского полка, квартировавшего в Смоленске, возможно — генерал-прокурор П. Х. Обольянинов. В любом случае заговор был раскрыт, были вызваны Линденер и Аракчеев, но это лишь ускорило исполнение заговора.

И значально планировалось свержение Павла и воцарение английского регента.

Возможно, донос царю написал В. П. Мещерский, в прошлом шеф Санкт-Петербургского полка, квартировавшего в Смоленске, возможно — генерал-прокурор П. Х. Обольянинов. В любом случае заговор был раскрыт, были вызваны Линденер и Аракчеев, но это лишь ускорило исполнение заговора.

По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым (зять Суворова, старший брат Платона Зубова), который ударил его массивной золотой табакеркой (при дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок»). Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые, наваливаясь на императора и друг друга, не знали в точности, что происходит. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: «Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?» Это были его последние слова.

По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым (зять Суворова, старший брат Платона Зубова), который ударил его массивной золотой табакеркой (при дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок»).

Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые, наваливаясь на императора и друг друга, не знали в точности, что происходит. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: «Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?» Это были его последние слова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Павел 1

Автор: Крашакова Татьяна Сергеевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254099

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Тема.   Павел Петрович Бажов  «Серебряное копытце» "
    ["seo_title"] => string(55) "tiema-paviel-pietrovich-bazhov-sieriebrianoie-kopyttsie"
    ["file_id"] => string(6) "224694"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439092749"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Презентация к  открытому уроку по литературе "Уральский сказитель Павел Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка" "
    ["seo_title"] => string(112) "priezientatsiia-k-otkrytomu-uroku-po-litieraturie-ural-skii-skazitiel-paviel-bazhov-skaz-miednoi-ghory-khoziaika"
    ["file_id"] => string(6) "159480"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421912894"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Павел Васильев "
    ["seo_title"] => string(16) "paviel-vasil-iev"
    ["file_id"] => string(6) "191326"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427294145"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "урок Павел Васильев "
    ["seo_title"] => string(21) "urok-paviel-vasil-iev"
    ["file_id"] => string(6) "191327"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427294432"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) ""Павел Васильев - поэт казахской степи""
    ["seo_title"] => string(39) "paviel-vasil-iev-poet-kazakhskoi-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "317551"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460382790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства