Виды компетентностно -ориентированных заданий на уроках истории
Виды компетентностно -ориентированных заданий на уроках истории
Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. В данной работе приводятся пять методик компетентностно-ориентированных заданий, которые удачно применяются на уроках гуманитарного цикла, конкретно истории и позволяют осуществлять те задачи, которые указаны выше.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды компетентностно -ориентированных заданий на уроках истории»
КГУ «Гимназия№6» г.Семей
Помозова.Е.Н. учитель истории
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории Казахстана.
Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока:
развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы.
Знание – не самоцель, а средство для самоопределения личности, способ вхождения человека в мир, в культуру и осознания им себя в этом социальном пространстве – вот то, к чему должен стремиться современный учитель.
Помимо стандартных знаний определенных рамками программы современный урок истории должен заложить основы готовности человека к решению общественных и социальных проблем, готовности к самообразованию, использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.
Одним из средств развития ключевых компетентностей на уроках истории является использование компетентностно - ориентированных заданий.
Представленные ниже методики направлены на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуя деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.
Виды компетентностно-ориентированных заданий используемых мной на уроках истории Казахстана.
Методика№1 «Верно - неверно»
Учащиеся работают с текстом.
а\ читают его
б\ работают с таблицей, где перечислены правильные и неправильные утверждения по данному тексту.
Задача: Отметить в таблице верные высказывания, объяснить свой выбор.
Пример.
Задание для 5-го класса.
Учебник «Рассказы по истории Казахстана». П38. стр.120-122. Тема: «И.Алтынсарин – ученый просветитель»
Таблица к прочитанному тексту параграфа:
№
Утверждения:
1
Основоположник казахской, детской литературы
2
Закончил Сибирский кадетский корпус
3
Часто ездил в Петербург и Казань
4
Автор философского труда «Гаклия»
5
Его первая книга «Казахская хрестоматия»
6
В Иргизе открыл школу для девочек.
7
Много общался с политическими ссыльными
8
Продал скот и пустил все средства на строительство новой школы.
9
Много путешествовал, составлял географические карты.
10
Переводил детские книжки на казахский язык
Таблица ответов:
-\+
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
-
+
Характеристика задания№1
Компетентность: информационная.
Аспект: первичная обработка информации.
Стимул: прочитай параграф №38, чтобы заполнить таблицу и ответить на вопрос.
Выполнение данного задания предполагает использование внутрипредметной и межпредметной связи. Учащиеся, работая с утверждениями должны применить свои знания биографии Ч.Валиханова и Абая Кунанбаева. Поэтому в задаче есть обращение к учащимся: объясни свой выбор!
Методика№2 «Что лишнее?»
Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание того или иного текста.
Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом.
Задание направлено на развитие предметных и коммуникативной компетентностей.
Пример.
Задание для 6 класса по истории Казахстана.
Тема: «Казахстан в эпоху бронзы» п.8 п.9 стр.36-46.
Задание: найди лишнее понятие.
№
Понятия:
Ответы: \ - и +\
1
олово
2
керамика
3
неолит
4
мотыжное земледелие
5
кроманьонец
6
Бегазы
7
В.П.Алексеев
8
присваивающее хозяйство
9
землянка
10
кайлование
Характеристика задания:
Компетентность: Самоорганизационная.
Аспект: Проверка полученных знаний по главе№2
Стимул: Проверь свои знания по изученным темам.
Данное задание проводится с использованием работы в парах.
После выполнения этого задания индивидуально каждым учащимся, сидящим рядом ученикам, предлагается обменяться работами и заполнить такую таблицу:
-\+
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Мой ответ:
Ответ соседа:
Вывод:
Методика№3 «Ключевые слова»
Предлагается составить словарь ключевых слов по тексту. Задание позволяет провести контроль над усвоением основных понятий, выделение главного, существенного в содержании текста. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.
Пример.
Задание для 7 класса по истории Казахстана.
Тема: «Огузское государство» п5 стр.27-31
а\ по рассказу «Образование Огузского государства, его территория» выпиши 3 основных понятия и объясни их.
Присырдарьинский регион.
Янгикент
«Письмена Культегина»
б\ по рассказу «Племенной состав и общественный строй огузов»
найди понятия к следующим определениям:
№
Характеристика понятия:
Понятие:
1
Титул верховного правителя Огузского государства
2
Титул наследника Огузского государства
3
Титул жены правителя Огузского государства
4
Эпическое летописное сказание 13 века
5
Титул военачальника Огузского государства
6
Орган власти Огузов созывался один раз в год
с\ прочитай рассказ «Политическое положение», составь устно ответы на вопросы:
Какие связи были у Огузов с Киевской Русью? Назови новые понятия.
Кто такой Шахмалик? Почему государство Огузов перестало существовать в начале 11 века?
Методика№4 «Ромашка вопросов»
Данное задание выполняется в группе.
Предлагается придумать вопросы, к тексту домашнего задания, или тексту новой темы отражающие содержание текста, через содержание вопросов можно определить уровень и глубину владения материалом.
Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей, способствует закрепления в памяти разобранного ранее материала, обогащению словарного запаса, способствует развитию речи.
Учащимся предлагается провести самооценку и оценку вопросов другой группы.
Задание для учащихся 9 класса. «Казахстан в первой половине 20-хгодов 20 века»
п 5-8
4 группы – 4 темы:
Установление Советской власти в Казахстане. \п5\
Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны. \п6\
Восстановление казахской национальной государственности. \п7\
Казахстан в годы НЭПа. \п8\
Каждая группа составляет по 6 вопросов, которые задает другим группам. Вопросы оцениваются:
1балл- требующий ответа в одно слово или предложение.
3балла – ответ это рассказ.
5 баллов – ответ это предположение, выводы, доказательства.
Оценочная таблица:
группа:
Вопрос№1
Вопрос№2
Вопрос№3
Вопрос№4
Вопрос№5
Вопрос№6
№1
№2
№3
№4
Итоги:
Примерные вопросы для обсуждения по одной теме:
«Казахстан в годы НЭПа»
Какая цель преследовалась правительством страны во время проведения НЭПа?
Можно ли назвать процесс осуществления НЭПа прогрессом для Казахстана? Почему?
Что такое Земельно-водная реформа?
Почему Советская власть возвращает земли крестьянам Семиречья, Прииртышья, Приуралья?
В каком году создан союз «Кошчи»?
Если бы НЭП не начался с засухи, чего бы в содержании этой программы не было?
Методика№5 «Продуктивные задания»
Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующего от учащегося конкретных действий. Выполняя данное задание, ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по ее обработке, а также присутствует элемент творчества. Результатом является таблица, схема, тезисный конспект и.др.
Пример.
Задание для учащихся 10 класса по истории Казахстана.
Тема: «Источники о племенных союзах и древнейших государствах» п6 стр.32-35 \е-м\
Пользуясь текстом учебника, составь характеристику письменных источников о племенах железного века по 3-м направлениям. Записи оформи в таблицу.
Предполагается, что учащиеся по содержанию учебного материала выделят и заполнят следующие колонки таблицы:
Античные письменные источники
Книга «Авеста»
Китайские письменные источники
Диагностика формирования ключевых компетентностей.
Методики:
Формируемые компетенции:
Отслеживание:
Результат:
«Верно - неверно»
Информационные
Коммуникативные
Количество правильных ответов
Умение найти лишнее
Выделение главного существенного в тексте
«Что лишнее?»
Предметные
Информационные
Коммуникативные
Количество правильных ответов
Развитие операций анализа и синтеза
«Ключевые слова»
Предметные
Информационные
Коммуникативные
Самоорганизационные
Количество слов Соответствие выписанных понятий главному в содержании учебного текста
Развитие операций анализа и синтеза
Выделение самого главного существенного в содержании текста
«Ромашка вопросов»
Предметные
Надпредметные
Коммуникативные
Количество и качество составленных по теме вопросов