Урок открытия новых знаний по математике в 6 кл по теме:
«СТОЛБЧАТЫЕ ДИАГРАММЫ»
Цели:
Образовательные:
- обобщить ранее изученный материал по построению круговых диаграмм;
- сформировать первоначальные представления о приемах сбора необходимых данных и представлении этих данных в компактной табличной форме;
- научить наглядно представлять информацию в виде столбчатых диаграмм;
- сформировать умения анализировать столбчатые диаграммы;
- показать применение знаний, полученных на уроках математики, на практике.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;
- развивать творческий потенциал и самооценку через творческие и тестовые задания;
- развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
- развивать умения планировать свою деятельность.
Воспитательные:
- воспитание познавательного интереса к математике и повышение мотивации к учению по средствам ИКТ;
- воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы;
- воспитание наблюдательности, самостоятельности, способности к коллективной и индивидуальной работе.
Задачи урока:
- Сформулировать определение диаграммы.
- Познакомить с видами диаграмм.
- Научить представлять информацию в виде диаграммы на бумаге.
- Научить читать диаграммы.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (2 мин)
СЛАЙД 1.
2. Повторение пройденного материала (6 мин)
Сегодня на уроке мы познакомимся… А вот с чем, вы узнаете позже.
До урока по моей просьбе Женей среди учеников 5-9 классов был проведен опрос о том, какой из сегодняшних уроков понравился больше всего.
Какие ответы получил Женя?
Физкультура, математика, физкультура, биология, русский язык, математика, математика, русский язык, история, математика, русский язык, физкультура, физкультура, математика, история, биология, физкультура, математика, русский язык, математика, русский, язык, математика, биология русский язык, иностранный язык, математика, биология, математика, русский язык, русский язык.
Удобно ли рассматривать эту информацию? Почему? (Список не показывает прямо, сколько человек назвали конкретный предмет, сколько человек удалось опросить).
Как удобно представить данные из списка? (С помощью таблицы).
Верно. Когда сведений очень много, их нужно упорядочивать. Таблица – самый простой способ записи данной информации. Составим таблицу.
Какие столбцы должны быть в ней? (Предмет и количество назвавших его)
Физкультура
5
Математика
10
История
2
Русский язык
8
Иностранный язык
1
Биология
4
Информацию, представленную в таблице, можно представить в виде круговой диаграммы. Она строится способом деления круга на пропорциональные части.
3. Объяснение нового материала (15 мин)
Как вы думаете, для чего необходимы диаграммы?
Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных.
Диаграмма – это наглядное, запоминающееся представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных.
Диаграммы часто используются в газетах, журналах и книгах для иллюстрации различных данных.
Рассмотрим диаграмму другого вида «Количество медалей, завоеванных нашей сборной на Олимпиаде 2014 г в Сочи».
Олимпийские медали Сочи - 2014
13
11
9
Компетентностно-ориентированное задание. Информационная компетентность (аспект: первичная обработка информации, I уровень).
Какую информацию вы можете извлечь из данной диаграммы? (Какие медали были завоеваны нашей сборной, каких медалей больше, сравнить). Ответьте на следующие вопросы:
- Сколько всего медалей завоевала наша сборная?
- Медалей какого качества наибольшее количество?
- Какую часть всех медалей составляет серебряные?
- Каков процент всех медалей составляют бронзовые?
Постройте эту диаграмму у себя в тетради. (Дети высказывают затруднения, т.к не все умеют рисовать)
Давайте картинки с медалями заменим на столбики указанной длины.
СЛАЙД
Готова ли наша диаграмма? (Нет, нужно подписать названия медалей)
С помощью такой диаграммы удобно извлекать информацию и сравнивать данные.
Не зря говорят «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наша диаграмма построена с помощью столбиков, поэтому так и называется… (Столбчатая).
Значит, тема нашего урока…(Столбчатые диаграммы)
А какова же наша цель (Научиться строить и читать столбчатые диаграммы)
Как их строить нам поможет видеоролик «Столбчатые диаграммы» (2 мин)
Построим диаграмму по опросу и таблице, составленной в начале урока. Что для этого нужно?
- Проведем две линии: горизонтальную и вертикальную.
- На горизонтальной прямой отметим названия предметов, а на вертикальной прямой –количество голосов, отданных за предмет.
- Выберем масштаб для построения столбиков (1 см – 1 голос за него).
- Построим столбики по заданной длине для каждого предмета.
- Столбчатая диаграмма построена.
Слайд
При изображении столбчатой диаграммы важно, чтобы столбики были одинаковы по ширине, расстояние между столбиками тоже должно быть одинаково.
Подведем итог: Ответьте на вопросы:
- Чем диаграмма удобнее таблицы?
- В каких случаях таблица удобнее диаграммы?
- Какой алгоритм построения столбчатых диаграмм?
- Какие требования предъявляются при построении столбчатой диаграммы?
Вывод: С помощью столбчатой диаграммы сравнивать и анализировать данные намного удобнее, чем с помощью таблицы, поэтому на практике очень широко используются диаграммы. В заданиях ГИА и ЕГЭ по математике диаграммы представлены тоже.
ФИЗПАУЗА
4. Применение полученных знаний (15 мин)
Сейчас самостоятельная работа в группах
У каждого на парте есть диаграмма, посмотрите внимательно и выполните задание к ней
1 группа
- На диаграмме представлена среднемесячная температура воздуха по Курской области в 2013 году. Используя диаграмму, выберите среди данных утверждений верные.
- Самым холодным месяцем был февраль
- В году было 5 месяцев с отрицательной среднемесячной температурой
- В августе среднемесячная температура была выше 15 градусов
- Июнь был самым жарким месяцем года.
- Построить столбчатую диаграмму по следующим данным: Расход семьи Малыхиной Ани за март месяц составил: Коммунальные платежи – 20%; питание – 40%; содержание автомобиля – 5%; одежда – 20%, прочие расходы – 15%.
2 группа
- На диаграмме показано распределение площади земной суши между материками и частями света (в %). Используя диаграмму, выберите среди данных утверждений неверные.
- Европа является наименьшей по площади среди материков и частей света
2) Азия является наибольшей по площади среди материков и частей света
3) Суммарная площадь двух Америк меньше площади Африки
4) Площадь Антарктиды больше площади Австралии.
- Построить столбчатую диаграмму по следующим данным: Количество посетителей школьного сайта за день распределилось по категориям: Старшеклассники – 25% всех посетителей, родители учащихся – 20%, Учащиеся начальных классов – 10%, учителя – 30%, другие категории – 15%.
САМОПРОВЕРКА
А сейчас побудем в роли статистов исследуя представленный текст на количество букв «о», «н», «п» и построить столбчатую диаграмму, проанализировать ее. (При наличии времени)
О, математика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!
СЛАЙД
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Для чего нужны диаграммы?
- Назовите алгоритм построения столбчатых диаграмм?
- Сравните свое отношение и настроение с картинками на слайде (анимашки). Кого больше? Можно ли по этим данным составить диаграмму?
СЛАЙД 10.
6. Домашнее задание. (2 мин)
- п. 46, № 1437,
- построить столбчатую диаграмму по данным успеваемости класса за 3 четверть,
- найти в учебниках, газетах, журналах диаграммы, извлечь и рассказать полученную информацию по этим диаграммам.
СЛАЙД 11.
СПАСИБО ЗА УРОК!