Урок посвящен одному из самых известных законодателей мировой истории. Правитель Вавилонского царства Хаммурапи еще до н.э. создал законы, регламентирующие основные области жизни тогдашнего общества. За любое противозаконное действие теперь было определенное наказание. В наши дни стела с законами Хаммурапи хранится в парижском Лувре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вавилонский царь Хаммурапи»
1. Вавилон – это крупный город в Двуречье.
2. Двуречье – это государство, которое находится между двумя реками – Тигром и Евфратом.
3. В Двуречье (в том числе и в Вавилоне) не было законов.
4. Закон всегда справедлив.
5. Вавилон развивался благодаря законам.
1 ЭТАП - 10 мин
3 мин - Вы недавно пришли с каникул. Как раз на той неделе вся наша страна отмечала праздник. Знаете ли вы, как он называется?4 ноября - День народного единства. !!!
Знаете ли вы, чему посвящен этот праздник? Хорошо, молодцы, я обобщу немного. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году. Во главе народного ополчения стояли Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Они смогли изгнать захватчиков и объединить нашу страну. И мы сегодня, отмечая этот праздник, говорим о необходимости сохранения единого государства. !!!
Если это современный российский праздник. То мы с вами на уроках истории какое государство на прошлом уроке начали изучать? Двуречье !!!
Хорошо, мы с вами сегодня работаем в группах. Выяснить, о чем мы будем говорить, вам помогут карточки. Возьмите каждый себе карточку из конверта № 1 на вашем столе.
1 мин Работаем индивидуально. Прочитайте каждое утверждение и в первом столбике «до» поставьте соответствующий знак: если вы считаете, что это утверждение верное, поставьте плюс, если думаете, что оно ошибочное, поставьте минус. Если не можете определить, вам сложно выбрать, то поставьте знак вопроса, но обратите внимание, что у вас не должно быть больше одного знака вопроса, выбор надо стараться сделать.
У вас на это 2 минуты.
Теперь сравните свои ответы с другими ребятами в вашей группе. Не исправляйте, а просто узнайте, как они заполнили таблицу. На это у вас 1 минута.
3 мин. Поднимите руку, у кого получились все утверждения одинаковые. Назовите мне одно утверждение от группы, в котором у вас возникли наибольшие трудности? 1 группа – у вас …. 2 … 3… 4 …. Можете повториться. Я вывешиваю листочки с трудными высказываниями на доску.
Вы не выбрали утверждения номер … и … . Давайте проверим. ….. читай – поднимите руки, кто согласен. Опустите. Поднимите, кто не согласен. Я заметила, что большинство согласилось или нет. Проверим, правы ли вы в течение урока, а карточки с утверждениями пока можете отложить в сторону.
2 ЭТАП - 4 мин.
Итак, ребята, еще раз обратите внимание на все высказывания и попытайтесь определить тему нашего урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Полным ответом, я думаю, что
Правильно, молодцы, опираясь на наши утверждения, скажите, на какие вопросы нам нужно найти ответы, чтобы разобраться в теме?
Как вы думаете, искать ответы на вопросы лучше одному или в группе. Мы с вами часто работаем индивидуально, а сегодня будем в группах.
Чтобы проверять, как хорошо вы работаете, я предлагаю вам оценивать свою работу на листах самооценки. В корзинках. Оценивать мы будем каждое задание. в зависимости от уровня, на котором вы работали. Если вы думаете, что работали на высоком уровне, вам необходимо будет выделить желтый квадратик, а потом просигнализировать мне, какие у вас результаты: поднять соответствующую карточку. Если вы считаете, что выполнили задание на среднем уровне.......... !!!
Работать с листами самооценки мы будем на протяжении урока, а сейчас можете их отложить.
3 ЭТАП – 26 мин
Чтобы разобраться в материале, мы с вами будем заполнять кластер. Рассмотрите его внимательно. На каждом этапе работы необходимо будет заполнять пропуски в кластере. Какую информацию вам нужно будет найти? - 2 мин.
Откройте учебники на странице 69, прочитайте 1 и 2 пункт. - 7 мин.
Итак, Вавилон - это город или страна?
Почему считается, что Вавилон располагался в удобном месте?
Какой царь был самым могущественным и знаменитым в Вавилонском царстве?
В группах заполните ту информацию, которую вы уже узнали.
Что объединил Вавилон?
Что привозили в Вавилон?
Что вывозили из Вавилона?
Назовите годы правления Хаммурапи?
Давайте оценим свою работу. Возьмите листы самооценки и отметьте, насколько хорошо вы поработали?
Поднимите карточку того цвета, который вы выбрали?
Почему Вова ты считаешь, что у тебя получилось поработать с учебником на высоком уровне?
Почему ты .... считаешь, что у тебя не получилось выполнить задание на высоком уровне?
ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ФИЗКУЛЬМИНУТКА
5 мин. Посмотрите на лист самооценки. Какой работой мы будем заниматься дальше? Еще дополнительную информацию вы можете получить из видеофрагмента, который мы сейчас посмотрим.
Впишите в кластер информацию, которую вы узнали из фильма.
На чем записаны законы Хаммурапи?
Где сейчас находится стела с законами?
На кого распространялись законы?
Что еще интересного вы узнали из фильма?
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Обратите внимание на сложные утверждения на доске. Можете ли вы точно уже сказать о правильности какого-либо утверждения? Почему? Какой информации еще не хватает?
8 мин. Посмотрите на лист самооценки. Какой работой мы будем заниматься дальше? Работа с текстами законов. Возьмите карточки с законами из конверта № 2. Читаем в парах или по одному, как получается.
Какой закон вас больше всего удивил?
Какой закон вам кажется справедливым? Почему?
Какой закон вам кажется несправедливым? Почему?
5 пункт рассказываю сама.
В эпоху Хаммурапи значительное развитие получило долговое рабство. В долговое рабство попадали разорявшиеся крестьяне, ремесленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвращать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного – 20 %. Должник, не погасивший в срок ссуду, становился рабом своего кредитора и отдавал ему в кабалу человека своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать должников на свободу; 3) в течение трех лет с должником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти должника от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола богатых и тем самым укрепить единство свободных людей.
А теперь заносим информацию в кластер.
Прочитайте, какой закон вы записали в кластер?
Зачитайте, какую роль выполняли законы Хаммурапи в Вавилонском царстве?
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
4 мин. Давайте подведем небольшой итог нашей работы. Какая у вас есть подсказка со всей важной информацией по теме? Как вам кажется, могущественной ли была Вавилонская империя в то время? Большую ли территорию она занимала? (карта на экране) !!! Почему Вавилонской империи удалось стать таким развитым государством?
ВЫВОД: Действительно, Вавилонское царство было одним из самых крупных государств того времени, охватывая всю нижнюю и значительную часть верхнего Двуречья. А Вавилон был самым большим городом Передней Азии.
Давайте вернемся к утверждениям. Теперь вы познакомились с информацией, и попробуйте еще раз поработать с утверждениями. Прочитайте их снова и в столбик «после» поставьте знаки. Особое внимание уделите этим вопросам. Вопросительных знаков быть не должно.
Давайте проверим, что вы ответили. Сначала легкие.
Можно ли сказать, что в наши дни закон справедлив? Законы у нас справедливые в России, но люди не всегда их выполняют.
А теперь обратимся к трудным вопросам. Нашли ли мы ответ на этот вопрос?
4 ЭТАП - 1 мин
Кластеры не теряем, подпишите его (фамилии) и сдайте мне. На следующем уроке мы будем еще вспоминать и рассказывать, что мы узнали о царе Хаммурапи и его законах. Мы к нему еще вернемся.
Возьмите снова ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ и отметьте, как вы сегодня поработали вообще на уроке.
5 ЭТАП - 2 мин
Закончите предложение. !!!
Выберите одно.
Я сегодня узнал…
Я сегодня на уроке научился…
Мне понравилось на уроке…
Мне не понравилось …
Я хочу еще узнать…
На слайд Д/З – параграф 14, с 69 – 73 читаем
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. Правую руку вверх, левую руку вверх. Сделать два хлопка руками над головой. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. Сделать два хлопка руками по бедрам.