kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся с понятием «закон» и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи.

Развивающая: формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности); умение работать в группах.

Воспитательная: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, способствовать формированию у учащихся навыков правовой культуры, гражданской ответственности.

План урока:

  1. Вавилонское царство и его расцвет.
  2. Вавилонский царь Хаммурапи.
  3. Законы царя Хаммурапи.

  Основные понятия и термины: закон.

Оборудование урока: компьютер, проектор, карточки с текстом законов и вопросами к нему.

Форма урока: практическая работа с источниками с элементами критического мышления.

  Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Мы продолжаем увлекательнейшее путешествие в древний мир.

1. Проверка домашнего задания.

ВОПРОСЫ:

У:- С какой древнейшей страной вы познакомились на прошлом уроке?

Д: Западной Азией

У:- Где она расположена?

Д: в Междуречье

У:- Почему так называется?

Д: потому что расположена между двумя реками Тигром и Евфратом.

2. Проверочная работа

 (на небольших листочках ученики должны правильно записать в два столбика термины, относящиеся к Египту и Дву­речью) (слайд 1).

Египет                            Двуречье

   Фараоны, клинопись, папирус, Египет, глина,   финиковая пальма, Тигр, Амон-Ра, пирамиды, Шамаш, Евфрат, иероглифы.

Учитель:  Итак тема нашего урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»,  обратите внимание на слайд (слайд 2).

Сегодня мы познакомимся с государством, которое впервые дало нам первый свод записанных законов.

Беседа с классом:

-Ребята, кто из вас может объяснить, что такое закон? Зачем нам эти правила поведения? Для чего они создаются? Какие правила, принятые в обществе вы еще знаете? Какие бывают законы?

Обобщаем вместе с учащимся, обращая внимание на то, что правила регулируют отношения людей в обществе. По правилам живет любая страна мира. С помощью определенных мер государство принуждает человека выполнять эти правила. Так появляется необходимость в создании законов, по которым должны жить люди в любой стране. Вместе с учащимися формулируем значение понятия закон:

Закон- это  правила, обязательные для всех жителей страны (слайд 4).

2. Вавилонское царство и его расцвет.

Работа с картой. Задание классу: найдите Вавилон на карте. Дайте характеристику его географического положения (слайд 5).

  -Назовите самые крупные города Двуречья  (Ур, Урук, Ниппур, Киш).Все они подчинились Вавилонскому царю.

Долгое время города Двуречья воевали за право быть главным городом. Около 1750 г. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал империю, охватывавшую почти всю Месопотамию -от Персидского залива до Ассирии включительно (демонстрируется на карте).

Вавилон был расположен на берегу Евфрата, где обе реки близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.

Город был окружен стенами, длина которых была равна 12 км, высота же их  превышала 10 м. (слайд 4).  Главные ворота города назывались “Ворота Иштар” обратите внимание на слайд (слайд 5).

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хамму­рапи (слайд 6).

3.Личность в истории-Хаммурапи (сообщение учащегося).

Хаммурапи был самым знаменитым и могущественным царем Вавилона. Он правил с 1792 по 1750 г до нашей эры.

 Его послы ездили в Сирию, Финикию, Египет, царство хеттов. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Он назначал правителей областей и городов, руководил войском. Однако в отличие от фараонов, вавилонский царь богом не назывался, а получал власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. По приказу Хаммурапи было вырыто много новых каналов для очистки земель от накопившейся соли, которая лишала землю плодородия. Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, хитрым дипломатом и мудрым законодателем.

Беседа с классом:

-  Почему  Хаммурапи считается выдающимся государственным деятелем и хитрым дипломатом?

4. Законы царя Хаммурапи.

В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу- двухметровый столб из черного базальта. (Слайд 7). Археологи нашли сделанный из черного камня столб,  на котором высечены клинописными знаками законы.  На слайде вос­произведена верхняя часть столба: стоит царь Хаммурапи, а перед ним сидит бог солнца и справедливого суда, который вручает царю жезл ­знак власти. Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога.

Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.

Динамическая пауза.

Ребята выполняют ряд физических упражнений. Это позволяет снять напряжение и переключить внимание на новый вид работы. 

“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями

.Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Кистями рук делаем “фонарики”

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Самостоятельная работа учащихся.

Сегодня, изучая эти законы, мы узнаем, как жили древние вавилоняне. Рассказывают, что это были очень суровые законы, например, и за то, что сын ударил своего отца ему отрубали руку. Верите ли вы в это?

Верите ли вы, что законы, созданные Хаммурапи защищали бедняков? Поверите ли вы, что законы заставляли людей хорошо выполнять свою работу? Ответить на эти вопросы вы сможете, изучив текст законов.

Работа с текстом законов.

Учащиеся делятся на три группы и получают тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним.(Приложение 1)                                                                 

I группа. Трудовое население страны и законы.

Вопросы к группе (слайд 8):

1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам? (Соседские общины земледельцев)

  2.Какой труд поощряли законы? (Честный, кропотливый)

  3.Предположите: каким было отношение в Вавилонии к частной собственности? (Законы поощряли и защищали частную собственность)

  4.Чьи интересы защищает закон? (В первую очередь интересы собственников, простых земледельцев закон защищал от разорения)

5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны? (Разорившиеся граждане, обедневшие земледельцы не смогут платить в казну налоги, это приведет к упадку страны)

II группа. Преступления и наказания по законам Хаммурапи.

Вопросы группе (слайд 9):

1.За какие преступления наказывали в Вавилонии? (За кражу, убийство, за бездоказательное обвинение, за оскорбление, порчу имущества)

  2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? (Обычно преступников заставляли испытать тоже самое, что они причинили своей жертве, действовало правило «око за око, зуб за зуб»)

3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?

  4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?

5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?

III группа. Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.

1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Вавилонии люди стремились хорошо выполнить свою работу? (Среди населения были: земледельцы, лодочники, пастухи, строители, лекари. За некачественную работу ремесленники строго наказывались).

  2.Как относились в Вавилонии к рабам? Какое вознаграждение полагалось вавилонянину за поимку раба? (Рабы были как слуги, им нельзя было помогать. Никто не имел права укрывать беглого раба. За поимку раба полагалась награда - две меры серебра).

3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей.

Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.(Законы наказывали за похищение детей, не разрешали отвергать детей от наследства, приемные дети оставались у приемных родителей,если были обучены мастерству.За оскорбление родители могли оставить детей без наследства)

 4.Кого защищали законы царя Хаммурапи?

.Ответы на вопросы.

  1. Закрепление изученного.

-Действительно ли это были очень суровые законы?

-Можно ли их назвать справедливыми? Почему?

- Кого защищали законы царя Хаммурапи?

Домашнее задание: п.  14, вопросы  к параграфу.

Просмотр содержимого документа
«урок по истории "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" »

Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Ковалёва Елена Ювенальевна, учитель истории и обществознания


Цели урока: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся с понятием «закон» и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи.

Развивающая: формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности); умение работать в группах.

Воспитательная: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, способствовать формированию у учащихся навыков правовой культуры, гражданской ответственности.

План урока:

  1. Вавилонское царство и его расцвет.

  2. Вавилонский царь Хаммурапи.

  3. Законы царя Хаммурапи.

Основные понятия и термины: закон.


Оборудование урока: компьютер, проектор, карточки с текстом законов и вопросами к нему.


Форма урока: практическая работа с источниками с элементами критического мышления.

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Мы продолжаем увлекательнейшее путешествие в древний мир.

1. Проверка домашнего задания.

ВОПРОСЫ:

У:- С какой древнейшей страной вы познакомились на прошлом уроке?

Д: Западной Азией

У:- Где она расположена?

Д: в Междуречье

У:- Почему так называется?

Д: потому что расположена между двумя реками Тигром и Евфратом.

2. Проверочная работа

(на небольших листочках ученики должны правильно записать в два столбика термины, относящиеся к Египту и Дву­речью) (слайд 1).

Египет Двуречье

Фараоны, клинопись, папирус, Египет, глина, финиковая пальма, Тигр, Амон-Ра, пирамиды, Шамаш, Евфрат, иероглифы.

Учитель: Итак тема нашего урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы», обратите внимание на слайд (слайд 2).

Сегодня мы познакомимся с государством, которое впервые дало нам первый свод записанных законов.

Беседа с классом:

-Ребята, кто из вас может объяснить, что такое закон? Зачем нам эти правила поведения? Для чего они создаются? Какие правила, принятые в обществе вы еще знаете? Какие бывают законы?


Обобщаем вместе с учащимся, обращая внимание на то, что правила регулируют отношения людей в обществе. По правилам живет любая страна мира. С помощью определенных мер государство принуждает человека выполнять эти правила. Так появляется необходимость в создании законов, по которым должны жить люди в любой стране. Вместе с учащимися формулируем значение понятия закон:


Закон- это правила, обязательные для всех жителей страны (слайд 4).


2. Вавилонское царство и его расцвет.

Работа с картой. Задание классу: найдите Вавилон на карте. Дайте характеристику его географического положения (слайд 5).

-Назовите самые крупные города Двуречья (Ур, Урук, Ниппур, Киш) .Все они подчинились Вавилонскому царю.

Долгое время города Двуречья воевали за право быть главным городом. Около 1750 г. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал империю, охватывавшую почти всю Месопотамию -от Персидского залива до Ассирии включительно (демонстрируется на карте).


Вавилон был расположен на берегу Евфрата, где обе реки близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.

Город был окружен стенами, длина которых была равна 12 км, высота же их превышала 10 м. (слайд 4). Главные ворота города назывались “Ворота Иштар” обратите внимание на слайд (слайд 5).


Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хамму­рапи (слайд 6).

3.Личность в истории-Хаммурапи (сообщение учащегося).


Хаммурапи был самым знаменитым и могущественным царем Вавилона. Он правил с 1792 по 1750 г до нашей эры.

Его послы ездили в Сирию, Финикию, Египет, царство хеттов. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Он назначал правителей областей и городов, руководил войском. Однако в отличие от фараонов, вавилонский царь богом не назывался, а получал власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. По приказу Хаммурапи было вырыто много новых каналов для очистки земель от накопившейся соли, которая лишала землю плодородия. Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, хитрым дипломатом и мудрым законодателем.


Беседа с классом:

-- Почему Хаммурапи считается выдающимся государственным деятелем и хитрым дипломатом?


4. Законы царя Хаммурапи.


В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу- двухметровый столб из черного базальта. (Слайд 7) . Археологи нашли сделанный из черного камня столб, на котором высечены клинописными знаками законы. На слайде вос­произведена верхняя часть столба: стоит царь Хаммурапи, а перед ним сидит бог солнца и справедливого суда, который вручает царю жезл ­знак власти. Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога.

Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.




Динамическая пауза.


Ребята выполняют ряд физических упражнений. Это позволяет снять напряжение и переключить внимание на новый вид работы.

“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями

.Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.


От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Кистями рук делаем “фонарики”


Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.


Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.


Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.


Самостоятельная работа учащихся.


Сегодня, изучая эти законы, мы узнаем, как жили древние вавилоняне. Рассказывают, что это были очень суровые законы, например, и за то, что сын ударил своего отца ему отрубали руку. Верите ли вы в это?


Верите ли вы, что законы, созданные Хаммурапи защищали бедняков? Поверите ли вы, что законы заставляли людей хорошо выполнять свою работу? Ответить на эти вопросы вы сможете, изучив текст законов.

Работа с текстом законов.

Учащиеся делятся на три группы и получают тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним.(Приложение 1)



I группа. Трудовое население страны и законы.


Вопросы к группе (слайд 8):


1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам? (Соседские общины земледельцев)


2.Какой труд поощряли законы? (Честный, кропотливый)


3.Предположите: каким было отношение в Вавилонии к частной собственности? (Законы поощряли и защищали частную собственность)


4.Чьи интересы защищает закон? (В первую очередь интересы собственников, простых земледельцев закон защищал от разорения)


5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны? (Разорившиеся граждане, обедневшие земледельцы не смогут платить в казну налоги, это приведет к упадку страны)



II группа. Преступления и наказания по законам Хаммурапи.


Вопросы группе (слайд 9):


1.За какие преступления наказывали в Вавилонии? (За кражу, убийство, за бездоказательное обвинение, за оскорбление, порчу имущества)


2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? (Обычно преступников заставляли испытать тоже самое, что они причинили своей жертве, действовало правило «око за око, зуб за зуб»)

3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?


4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?


5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?



III группа. Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.


1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Вавилонии люди стремились хорошо выполнить свою работу? (Среди населения были: земледельцы, лодочники, пастухи, строители, лекари. За некачественную работу ремесленники строго наказывались).


2.Как относились в Вавилонии к рабам? Какое вознаграждение полагалось вавилонянину за поимку раба? (Рабы были как слуги, им нельзя было помогать. Никто не имел права укрывать беглого раба. За поимку раба полагалась награда - две меры серебра).


3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей.

Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.(Законы наказывали за похищение детей, не разрешали отвергать детей от наследства, приемные дети оставались у приемных родителей,если были обучены мастерству .За оскорбление родители могли оставить детей без наследства)


4.Кого защищали законы царя Хаммурапи?


.Ответы на вопросы.

  1. Закрепление изученного.

-Действительно ли это были очень суровые законы?

-Можно ли их назвать справедливыми? Почему?

- Кого защищали законы царя Хаммурапи?

Домашнее задание: п. 14, вопросы к параграфу.



Приложение1. Вопросы первой группе:


1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам?


2.Какой труд поощряли законы?


3.Предположите каким было отношение в Вавилонии к частной собственности?


4.Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?


5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны?


(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.


(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.


(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: "Поле я вновь обработаю", то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.


(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.


(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.


(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.


(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.


(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.


(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.



Вопросы второй группе


1.За какие преступления наказывали в Вавилонии?


2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?


3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?


4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?


5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?


(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.


(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.


(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.


(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.


(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.


(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.


(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.


(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.


(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.


(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...

(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб


(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

Вопросы третьей группе:


1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Двуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу?

2.Как относились в Двуречье к рабам? Какое вознаграждение полагалось вавилонянину за поимку раба?

3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.

4. Кого защищали законы царя Хаммурапи?


(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.


(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.


(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.


(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.


(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: "Я отвергну своего сына", то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства.


(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.


(§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.


(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.


(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.


(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.


(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.


(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок по истории "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Автор: Ковалёва Елена Ювенальевна

Дата: 02.09.2015

Номер свидетельства: 228260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок истории по теме:«ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ХАММУРАПИ И ЕГО ЗАКОНЫ» . 5-й класс "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-istorii-po-tiemie-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iego-zakony-5-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "231338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442476967"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_istorii_v_5_klassie_po_tiemie_vavilonskii_tsar_khammurapi_i_iegh"
    ["file_id"] => string(6) "451011"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516340391"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Разработка урока на тему «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы""
    ["seo_title"] => string(97) "razrabotka-uroka-na-tiemu-zapadnaia-aziia-v-drievnosti-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "248841"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446796514"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Технологическая карта к уроку истории в 5 классе "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы""
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaiakartakurokuistoriiv5klassievavilonskiitsarkhammurapiiieghozakony"
    ["file_id"] => string(6) "293079"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455390474"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». "
    ["seo_title"] => string(106) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-istorii-v-5-klassie-po-tiemie-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "141094"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418055449"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства