kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Задачи урока:
образовательные: продолжить формирование представления детей развитии 
                               Междуречья, городе Вавилоне; познакомить детей с
                                персоналией Хаммурапи  и его законами, понятиями: аренда,  
                                ростовщик;
развивающие: развивать навыки работы с логической структурой урока, умение   
                         рассуждать  мыслить опираясь на предложенную схему;
воспитательные: воспитывать культуру учения, уважение к законам, действующим в  стране;
Тип урока: комбинированный;
Методы урока:  наглядные, словесные;
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон.

Ход урока.
Урок начинается с музыкальной заставки, Экране заставка (слайд №1).
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Мы продолжаем увлекательнейшее путешествие в древний мир.
(Музыка выключена)
1. Проверка домашнего задания.
ВОПРОСЫ:
У:- С какой древнейшей страной вы познакомились на прошлом уроке?
Д: Западной Азией
У:- Где она расположена?
Д: в Междуречье
У:- Почему так называется?
Д: потому что расположена между двумя реками Тигром и Евфратом.
У:- Что было общего в природных условиях в Египте и Двуречье? В чем их  различие?
Д: находятся в полосе жаркого климата, есть влага в Египте – Нил, в  Двуречье – Тигр и Евфрат. 
2. Проверочная работа
 а)(на небольших листочках ученики должны правильно записать в два столбика божества Египта и Дву¬речья).
Задание «Путаница».Откуда эти боги: обратите внимание на слайд (На слайде №2)
Амон-Ра, Эа, Сина, Осирис, Бастет, Иштар, Сет, Шамаш?
Египет (?)                      Двуречье (?)
б) обратите внимание на слайд (слайд №3) проверьте свои знания
Учитель: В результате борьбы между городами¬ государствами (номами) произошло возвышение Вавилона, которому суждено было стать на много веков основным центром в долине Тигра и Евфрата и затмить своим блеском
многие древние города. Именно в этот город и совершим мы путешествие сегодня. Итак тема нашего урока: «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы, обратите внимание на слайд (слайд 4)
Задание: Найдите этот город на карте. Дайте характеристику его географического положения. 
Учитель: Вавилон был расположен на берегу Евфрата, где обе реки близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.
    - Если бы мы оказались в речном порту Вавилона, то увидели бы множество судов. Уж очень непривычны они для наших глаз!. Де¬ревянных судов совсем мало (лес дорог), зато много больших лодок из тростника с загнутыми носом и кормой. обратите внимание на слайд (слайд 5)
В вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружают¬ся, другие находятся под погрузкой.
Вопрос: Подумайте, что продавали купцы, приплывшие в Ва¬вилон с севера? Что они покупали в Вавилоне?
Город был окружен стенами, длина которых была равна 12 км, высота же их  превышала 10 м. Главные ворота города назывались “Ворота Иштар” обратите внимание на слайд ( слайд № 6)
    Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хамму¬рапи ( Использованное логической структуры урока) 
У: Используя помощь нашего постоянного путеводителя – схемы, посмотрите сколько лет длилось правление этого правителя?
Д: 42 года
У: Как он проявил себя за время своего правления?
Д: Как дипломат и законодатель 
У: Почему его называли дипломатом?
Д: Потому что расширил территорию государства
У: А почему мудрый правитель о нем говорили? Да, чтобы ответить на этот вопрос нам нужно более подробно рассмотреть развитие государства в период его правления.
Одной из самых значительных черт его правления стало установление законов, единых для всего Вавилонского царства.
Об этом узнали из находки. обратите внимание на слайд (слайд № 7) Археологи нашли сделанный из черного камня столб,  на котором высечены клинописными знаками законы.  ( Слайд №8) На слайде вос¬произведена верхняя часть столба: стоит царь Хаммурапи, а перед ним сидит бог солнца и справедливого суда, который вручает царю жезл ¬знак власти. Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога.
У: Сколько статей содержали законы?
Д: 282 статьи
У: А что устанавливали данные законы?
Д: Правила поведения, правовые нормы, ответственность
У: На какие категории эти законы делили население?
Д: Свободные подданные, полусвободные, рабы-чужеземцы. 
    Но кого же судили и за что наказывали по законам Хаммурапи?
    Кого они защищали? Рассмотрим несколько сюжетов.
    Сюжет первый.( разыграть в виде сценки)
    Представьте себе, что у городских ворот прямо под открытым небом, в тени пальм заседает суд. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зеваки. Идет разбор жалоб. Жрец с бритой головой привел тощего бед-няка.
- Это ты похитил одежду богини Иштар? - грозно вопрошает
- О господин, - еле слышно лепечет несчастный. - Злые демо¬ны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расска¬жу обо всем без утайки.!
Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моем доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хле¬ба. Всю жизнь меня терзал голод. «О, смилуйся надо мной, добраябогиня Иштар», - взмолился я и вошел в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама Иштар источала свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел поближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини
множество одежд, а я наг и умираю от голода! На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок сладких фиников. Тут раздался крик: «Вор!. Ты заплатишь за свято¬татство!»
Судья выслушал обвиняемого и вынес приговор.
      Эта грустная история записана более 3,5 тыс. лет назад на гли¬няной табличке. Правда, конца история не имеет и мы не знаем о даль¬нейшей участи обвиняемого.
Задание: Попробуйте, пользуясь выдержкой из законов Хаммурапи на стр.68 (внизу) учебника, предположить, какому наказа¬нию подвергся злосчастный бедняк?
Учащиеся (читают): «Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен».
 У: Но из первого сюжета мы можем судить и о судебном процессе. Где проходил судебный процесс?
Д: под открытым небом, в тени пальм.
У: кто на нем присутствовал?
Д: стражники, обвинители, обвиняемые
    -Познакомьтесь со следующим законом:
    «Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен».
Сюжет второй.
Представьте себе, что некий купец с севера привез в Вавилон, строительный лес. Выгодно его продал и собирается в обратный путь.
Перед отплытием идет он по улице и видит: около кабачка стоит моло¬дой раб.
- Что ты тут делаешь?
- Мой господин зашел внутрь выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться его в тени пальм.
- Ты смышленый и послушный раб, - продолжает купец, - но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине! Неужели от удара?
Купец наклоняется к рабу и шепчет ему в уши:
- Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу. Раб соглашается. Купец уводит беглого с собой, оба садятся на корабль и отплывают.
Вопрос: Какое же наказание ждет купца, согласно закону Хаммypaпu, если его поймают?
    У: - Почему же за кражу осла и раба наказывают одинаково?
    Д: Раб - чужеземец не считался человеком, он был лишь живой вещью; его называли «не поднимающий глаз»
У: Таким образом рассмотрев два сюжета сделайте вывод каковоы основные меры наказания?
Д: Смертная казнь, штраф. 
    Но несколько иным было положение рабов-должников:
«Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года, на четвертый год должно отпустить их на рабо¬ту»
Задание: -Давайте прочитаем п.5 § 14 и узнаем, как же бедняки стано¬вились рабами - должниками?
Д: Некоторые ва¬вилоняне были очень богаты. Они владели об¬ширными полями и садами с финиковыми паль¬мами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях. Но было и множество бедняков.
Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засе¬ять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков: Некоторые лю¬ди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называют ростовщиками.
У:А кто такой ростовщик?
Д: Ростовщик - богач, дававший свое имущество бедняку в долг «в рост».
У: что такое аренда?
Д: Аренда - часть имущества (земля, сад, скот), давае¬мая в пользование на время.
После ответов детей слова появляются на экране (слайд№9)
У:- Запишите понятие «ростовщик», «арен¬да»
Вопросы:
У:- В чем разница в положении раба-чужеземца и раба¬ должника?
У:- Почему закон защищает не рабовладельца, а раба¬ должника, ограничивая срок его рабства?
Д: Царь не был заинтересован в том, чтобы крестьяне и ремес¬ленники становились рабами, Т.к. они платили налоги в царскую казну, служили в армии, работали на сооружении плотин и строительстве зданий и т.д.
У: таким образом были различия между рабами-чужеземцами и рабами-должниками.
Д: законы Хаммурапи устанавливают различия между рабами-чужеземцами и рабами-должниками.
У: Особенностью судебника Хаммурапи стало то обстоятельство, что наряду с различными видами смертной казни и довольно значи¬тельными штрафами в нем при назначении наказаний довольно широ¬ко использовался принцип равного возмездия, или талион (т.е. «Око за око, зуб за зуб» и т.п.) (Слайд №10)
Задание: Найдите на стр. 68 статьи, где реализуется дан¬ный принцип возмездия.
«Если человек выбил глаз человеку, ему самому следует выко¬лоть глаз!»
У:- Как вы оцениваете подобное наказание? Кажется ли вам оно справедливым?
Д: Внешне кажется справедливым, чтобы пострадавшая сторона не причинила большего вреда, чем тот, который понесла сама. Однако такие способы наказания примитивны, ибо двойное зло не может пре¬вратиться в добро. Талион способен устрашать, но не реализует другие цели наказания - возмещение вреда и исправление самого правонару¬шителя. В наши дни правосудие осуществляется только судом и только  на основе законов, принятых народными избранниками (депутатаМ0 парламента). К тому же в основе законов лежит принцип гуманизма, Т.е. наказания, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или уни¬жение человеческого достоинства.
 Среди более чем трех тысяч сорок, высеченных на каменном обелиске с текстом Законов и обнаруженных в начале прошлого века французскими археологами, есть и такие слова ( слайд № 11): 
«Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость. чтобы притесненному оказывалась справедливость, я начертал мои драгоценные слова на моей стеле и
 поставил перед изображением моим, царя справедливого.
    (..)
Будущим временем, навеки! Царь, который будет в стране, да соблюдает справедливые слова, написанные мною на моей стеле, да'не изменит он судебных решений страны.пусть истребит в стране
    своей беззаконных и злых, пусть даст благоденствие своим людям».
Вопросы:
У:- Кто является автором, судя по тексту? 
Д: Бог Шамаш
У:- Кого называют царем справедливым? 
Д: Правителя Вавилона
Таким образом, могущественный царь Хаммурапи получил власть от бога Шамаша и правит, опираясь на справедливые законы, установленные богом. 
Учитель: Подведем итоги сегодняшнего урока – путешествия по Вавилону:
У: почему царя Хаммурапи называют мудрым правителем?
Д: потому что он создал законы государства
У: как назевались созданные им законы?
Д: Законы Хаммурапи
У: Как вы понимаете слово закон?
Д: Это  правила, обязательные для всех жителей страны.    
У: Наличие писаных законов  - важнейший признак чего?
Д: Государст¬ва.
У: какие стороны общественной жизни они регулируют?
Д: Законы Хаммурапи регулируют  все стороны общественной жизни, защищают права собственности, устанавливают различие меж¬ду рабами-чужеземцами и рабами-должниками.
У: Молодцы вы сегодня очень хорошо поработали, Запишите домашнее задание. ( слайд № 13)
До свидания
Домашнее задание:
1. Прочитайте § 14, ответьте на вопросы к параграфу.
2. Проанализируйте выдержки из законов Хаммурапи на
стр.70. Сделайте выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"»

Тема: «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Задачи урока:

образовательные: продолжить формирование представления детей развитии

Междуречья, городе Вавилоне; познакомить детей с

персоналией Хаммурапи и его законами, понятиями: аренда,

ростовщик;

развивающие: развивать навыки работы с логической структурой урока, умение

рассуждать мыслить опираясь на предложенную схему;

воспитательные: воспитывать культуру учения, уважение к законам, действующим в стране;

Тип урока: комбинированный;

Методы урока: наглядные, словесные;

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон.


Ход урока.

Урок начинается с музыкальной заставки, Экране заставка (слайд №1).

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Мы продолжаем увлекательнейшее путешествие в древний мир.

(Музыка выключена)

1. Проверка домашнего задания.

ВОПРОСЫ:

У:- С какой древнейшей страной вы познакомились на прошлом уроке?

Д: Западной Азией

У:- Где она расположена?

Д: в Междуречье

У:- Почему так называется?

Д: потому что расположена между двумя реками Тигром и Евфратом.

У:- Что было общего в природных условиях в Египте и Двуречье? В чем их различие?

Д: находятся в полосе жаркого климата, есть влага в Египте – Нил, в Двуречье – Тигр и Евфрат.

2. Проверочная работа

а)(на небольших листочках ученики должны правильно записать в два столбика божества Египта и Дву­речья).

Задание «Путаница».Откуда эти боги: обратите внимание на слайд (На слайде №2)

Амон-Ра, Эа, Сина, Осирис, Бастет, Иштар, Сет, Шамаш?

Египет (?) Двуречье (?)

б) обратите внимание на слайд (слайд №3) проверьте свои знания

Учитель: В результате борьбы между городами­ государствами (номами) произошло возвышение Вавилона, которому суждено было стать на много веков основным центром в долине Тигра и Евфрата и затмить своим блеском

многие древние города. Именно в этот город и совершим мы путешествие сегодня. Итак тема нашего урока: «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы, обратите внимание на слайд (слайд 4)

Задание: Найдите этот город на карте. Дайте характеристику его географического положения.

Учитель: Вавилон был расположен на берегу Евфрата, где обе реки близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.

- Если бы мы оказались в речном порту Вавилона, то увидели бы множество судов. Уж очень непривычны они для наших глаз!.. Де­ревянных судов совсем мало (лес дорог), зато много больших лодок из тростника с загнутыми носом и кормой. обратите внимание на слайд (слайд 5)

В вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружают­ся, другие находятся под погрузкой.

Вопрос: Подумайте, что продавали купцы, приплывшие в Ва­вилон с севера? Что они покупали в Вавилоне?

Город был окружен стенами, длина которых была равна 12 км, высота же их превышала 10 м. Главные ворота города назывались “Ворота Иштар” обратите внимание на слайд ( слайд № 6)


Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хамму­рапи ( Использованное логической структуры урока)

У: Используя помощь нашего постоянного путеводителя – схемы, посмотрите сколько лет длилось правление этого правителя?

Д: 42 года

У: Как он проявил себя за время своего правления?

Д: Как дипломат и законодатель

У: Почему его называли дипломатом?

Д: Потому что расширил территорию государства

У: А почему мудрый правитель о нем говорили? Да, чтобы ответить на этот вопрос нам нужно более подробно рассмотреть развитие государства в период его правления.

Одной из самых значительных черт его правления стало установление законов, единых для всего Вавилонского царства.

Об этом узнали из находки. обратите внимание на слайд (слайд № 7) Археологи нашли сделанный из черного камня столб, на котором высечены клинописными знаками законы. ( Слайд №8) На слайде вос­произведена верхняя часть столба: стоит царь Хаммурапи, а перед ним сидит бог солнца и справедливого суда, который вручает царю жезл ­знак власти. Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога.

У: Сколько статей содержали законы?

Д: 282 статьи

У: А что устанавливали данные законы?

Д: Правила поведения, правовые нормы, ответственность

У: На какие категории эти законы делили население?

Д: Свободные подданные, полусвободные, рабы-чужеземцы.

Но кого же судили и за что наказывали по законам Хаммурапи?

Кого они защищали? Рассмотрим несколько сюжетов.

Сюжет первый.( разыграть в виде сценки)

Представьте себе, что у городских ворот прямо под открытым небом, в тени пальм заседает суд. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зеваки. Идет разбор жалоб. Жрец с бритой головой привел тощего бед­няка.

- Это ты похитил одежду богини Иштар? - грозно вопрошает

- О господин, - еле слышно лепечет несчастный. - Злые демо­ны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расска­жу обо всем без утайки.!

Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моем доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хле­ба. Всю жизнь меня терзал голод... «О, смилуйся надо мной, добраябогиня Иштар», - взмолился я и вошел в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама Иштар источала свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел поближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини

множество одежд, а я наг и умираю от голода! На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок сладких фиников. Тут раздался крик: «Вор!.. Ты заплатишь за свято­татство!»

Судья выслушал обвиняемого и вынес приговор.

Эта грустная история записана более 3,5 тыс. лет назад на гли­няной табличке. Правда, конца история не имеет и мы не знаем о даль­нейшей участи обвиняемого...

Задание: Попробуйте, пользуясь выдержкой из законов Хаммурапи на стр.68 (внизу) учебника, предположить, какому наказа­нию подвергся злосчастный бедняк?

Учащиеся (читают): «Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен».

У: Но из первого сюжета мы можем судить и о судебном процессе. Где проходил судебный процесс?

Д: под открытым небом, в тени пальм.

У: кто на нем присутствовал?

Д: стражники, обвинители, обвиняемые

-Познакомьтесь со следующим законом:

«Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен».

Сюжет второй.

Представьте себе, что некий купец с севера привез в Вавилон, строительный лес. Выгодно его продал и собирается в обратный путь.

Перед отплытием идет он по улице и видит: около кабачка стоит моло­дой раб.

- Что ты тут делаешь?

- Мой господин зашел внутрь выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться его в тени пальм.

- Ты смышленый и послушный раб, - продолжает купец, - но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине! Неужели от удара?

Купец наклоняется к рабу и шепчет ему в уши:

- Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу. Раб соглашается. Купец уводит беглого с собой, оба садятся на корабль и отплывают.

Вопрос: Какое же наказание ждет купца, согласно закону Хаммypaпu, если его поймают?

У: - Почему же за кражу осла и раба наказывают одинаково?

Д: Раб - чужеземец не считался человеком, он был лишь живой вещью; его называли «не поднимающий глаз»

У: Таким образом рассмотрев два сюжета сделайте вывод каковоы основные меры наказания?

Д: Смертная казнь, штраф.

Но несколько иным было положение рабов-должников:

«Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года, на четвертый год должно отпустить их на рабо­ту»

Задание: -Давайте прочитаем п.5 § 14 и узнаем, как же бедняки стано­вились рабами - должниками?

Д: Некоторые ва­вилоняне были очень богаты. Они владели об­ширными полями и садами с финиковыми паль­мами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях. Но было и множество бедняков.

Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засе­ять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков: Некоторые лю­ди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называют ростовщиками.

У:А кто такой ростовщик?

Д: Ростовщик - богач, дававший свое имущество бедняку в долг «в рост».

У: что такое аренда?

Д: Аренда - часть имущества (земля, сад, скот), давае­мая в пользование на время.

После ответов детей слова появляются на экране (слайд№9)

У:- Запишите понятие «ростовщик», «арен­да»

Вопросы:

У:- В чем разница в положении раба-чужеземца и раба­ должника?

У:- Почему закон защищает не рабовладельца, а раба­ должника, ограничивая срок его рабства?

Д: Царь не был заинтересован в том, чтобы крестьяне и ремес­ленники становились рабами, Т.к. они платили налоги в царскую казну, служили в армии, работали на сооружении плотин и строительстве зданий и т.д.

У: таким образом были различия между рабами-чужеземцами и рабами-должниками.

Д: законы Хаммурапи устанавливают различия между рабами-чужеземцами и рабами-должниками.

У: Особенностью судебника Хаммурапи стало то обстоятельство, что наряду с различными видами смертной казни и довольно значи­тельными штрафами в нем при назначении наказаний довольно широ­ко использовался принцип равного возмездия, или талион (т.е. «Око за око, зуб за зуб» и т.п.) (Слайд №10)

Задание: Найдите на стр. 68 статьи, где реализуется дан­ный принцип возмездия.

«Если человек выбил глаз человеку, ему самому следует выко­лоть глаз!»

У:- Как вы оцениваете подобное наказание? Кажется ли вам оно справедливым?

Д: Внешне кажется справедливым, чтобы пострадавшая сторона не причинила большего вреда, чем тот, который понесла сама. Однако такие способы наказания примитивны, ибо двойное зло не может пре­вратиться в добро. Талион способен устрашать, но не реализует другие цели наказания - возмещение вреда и исправление самого правонару­шителя. В наши дни правосудие осуществляется только судом и только на основе законов, принятых народными избранниками (депутатаМ0 парламента). К тому же в основе законов лежит принцип гуманизма, Т.е. наказания, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или уни­жение человеческого достоинства.

Среди более чем трех тысяч сорок, высеченных на каменном обелиске с текстом Законов и обнаруженных в начале прошлого века французскими археологами, есть и такие слова ( слайд № 11):

«Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость ... чтобы притесненному оказывалась справедливость, я начертал мои драгоценные слова на моей стеле и

поставил перед изображением моим, царя справедливого.

(. ..)

Будущим временем, навеки! Царь, который будет в стране, да соблюдает справедливые слова, написанные мною на моей стеле, да'не изменит он судебных решений страны ...пусть истребит в стране

своей беззаконных и злых, пусть даст благоденствие своим людям».

Вопросы:

У:- Кто является автором, судя по тексту?

Д: Бог Шамаш

У:- Кого называют царем справедливым?

Д: Правителя Вавилона

Таким образом, могущественный царь Хаммурапи получил власть от бога Шамаша и правит, опираясь на справедливые законы, установленные богом.

Учитель: Подведем итоги сегодняшнего урока – путешествия по Вавилону:

У: почему царя Хаммурапи называют мудрым правителем?

Д: потому что он создал законы государства

У: как назевались созданные им законы?

Д: Законы Хаммурапи

У: Как вы понимаете слово закон?

Д: Это правила, обязательные для всех жителей страны.

У: Наличие писаных законов - важнейший признак чего?

Д: Государст­ва.

У: какие стороны общественной жизни они регулируют?

Д: Законы Хаммурапи регулируют все стороны общественной жизни, защищают права собственности, устанавливают различие меж­ду рабами-чужеземцами и рабами-должниками.

У: Молодцы вы сегодня очень хорошо поработали, Запишите домашнее задание. ( слайд № 13)

До свидания

Домашнее задание:

1. Прочитайте § 14, ответьте на вопросы к параграфу.

2. Проанализируйте выдержки из законов Хаммурапи на

стр.70. Сделайте выводы.
















Тема: Вавилонский царь Хаммурапи и его Законы.

I Царь Хаммурапи

(1792-1750 г.до н. э.)


дипломат законодатель мудрый правитель

расширил территории установил законы расцвет государства

государства

II Законы Хаммурапи

Нашли археологи написаны клинописью высечены на черном

100 тыс лет назад 282 статьи каменном столбе


III Сущность законов

устанавливали охраняли ответственность за

правила поведения государство правонарушения


едины для всего Вавилонского царства

Общество по Законам Хаммурапи


3.1. свободные подданные полусвободные несвободные

богатые бедняки должники раб чужеземец

ЖИТЕЛИ СТРАНЫ ПОЧЕМУ? живая вещь


платили служили строили ростовщику арендатору

налоги в армии плотины,

здания

3.2. Особенности судебного процесса


под открытым небом стражники в тени пальм

обвинители – жрецы - обвиняемые


СПОР

3.3. Виды наказания


смертная казнь «око за око» штраф

серебро, зерно

НО! Особое наказание раба


отрезали ухо, нос. ПОЧЕМУ, так «мягко»?

Итог:

  • Законы Хаммурапи правила для всех жителей страны

  • Законы защищали собственность монарха, собственников

  • Законы защищали рабовладельческий строй

  • Писанные законы – один из признаков государства




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Косикова Ольга Васильевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 248841


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства