Тема: «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Задачи урока:
образовательные: продолжить формирование представления детей развитии
Междуречья, городе Вавилоне; познакомить детей с
персоналией Хаммурапи и его законами, понятиями: аренда,
ростовщик;
развивающие: развивать навыки работы с логической структурой урока, умение
рассуждать мыслить опираясь на предложенную схему;
воспитательные: воспитывать культуру учения, уважение к законам, действующим в стране;
Тип урока: комбинированный;
Методы урока: наглядные, словесные;
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон.
Ход урока.
Урок начинается с музыкальной заставки, Экране заставка (слайд №1).
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Мы продолжаем увлекательнейшее путешествие в древний мир.
(Музыка выключена)
1. Проверка домашнего задания.
ВОПРОСЫ:
У:- С какой древнейшей страной вы познакомились на прошлом уроке?
Д: Западной Азией
У:- Где она расположена?
Д: в Междуречье
У:- Почему так называется?
Д: потому что расположена между двумя реками Тигром и Евфратом.
У:- Что было общего в природных условиях в Египте и Двуречье? В чем их различие?
Д: находятся в полосе жаркого климата, есть влага в Египте – Нил, в Двуречье – Тигр и Евфрат.
2. Проверочная работа
а)(на небольших листочках ученики должны правильно записать в два столбика божества Египта и Дву¬речья).
Задание «Путаница».Откуда эти боги: обратите внимание на слайд (На слайде №2)
Амон-Ра, Эа, Сина, Осирис, Бастет, Иштар, Сет, Шамаш?
Египет (?) Двуречье (?)
б) обратите внимание на слайд (слайд №3) проверьте свои знания
Учитель: В результате борьбы между городами¬ государствами (номами) произошло возвышение Вавилона, которому суждено было стать на много веков основным центром в долине Тигра и Евфрата и затмить своим блеском
многие древние города. Именно в этот город и совершим мы путешествие сегодня. Итак тема нашего урока: «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы, обратите внимание на слайд (слайд 4)
Задание: Найдите этот город на карте. Дайте характеристику его географического положения.
Учитель: Вавилон был расположен на берегу Евфрата, где обе реки близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.
- Если бы мы оказались в речном порту Вавилона, то увидели бы множество судов. Уж очень непривычны они для наших глаз!. Де¬ревянных судов совсем мало (лес дорог), зато много больших лодок из тростника с загнутыми носом и кормой. обратите внимание на слайд (слайд 5)
В вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружают¬ся, другие находятся под погрузкой.
Вопрос: Подумайте, что продавали купцы, приплывшие в Ва¬вилон с севера? Что они покупали в Вавилоне?
Город был окружен стенами, длина которых была равна 12 км, высота же их превышала 10 м. Главные ворота города назывались “Ворота Иштар” обратите внимание на слайд ( слайд № 6)
Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хамму¬рапи ( Использованное логической структуры урока)
У: Используя помощь нашего постоянного путеводителя – схемы, посмотрите сколько лет длилось правление этого правителя?
Д: 42 года
У: Как он проявил себя за время своего правления?
Д: Как дипломат и законодатель
У: Почему его называли дипломатом?
Д: Потому что расширил территорию государства
У: А почему мудрый правитель о нем говорили? Да, чтобы ответить на этот вопрос нам нужно более подробно рассмотреть развитие государства в период его правления.
Одной из самых значительных черт его правления стало установление законов, единых для всего Вавилонского царства.
Об этом узнали из находки. обратите внимание на слайд (слайд № 7) Археологи нашли сделанный из черного камня столб, на котором высечены клинописными знаками законы. ( Слайд №8) На слайде вос¬произведена верхняя часть столба: стоит царь Хаммурапи, а перед ним сидит бог солнца и справедливого суда, который вручает царю жезл ¬знак власти. Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога.
У: Сколько статей содержали законы?
Д: 282 статьи
У: А что устанавливали данные законы?
Д: Правила поведения, правовые нормы, ответственность
У: На какие категории эти законы делили население?
Д: Свободные подданные, полусвободные, рабы-чужеземцы.
Но кого же судили и за что наказывали по законам Хаммурапи?
Кого они защищали? Рассмотрим несколько сюжетов.
Сюжет первый.( разыграть в виде сценки)
Представьте себе, что у городских ворот прямо под открытым небом, в тени пальм заседает суд. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зеваки. Идет разбор жалоб. Жрец с бритой головой привел тощего бед-няка.
- Это ты похитил одежду богини Иштар? - грозно вопрошает
- О господин, - еле слышно лепечет несчастный. - Злые демо¬ны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расска¬жу обо всем без утайки.!
Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моем доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хле¬ба. Всю жизнь меня терзал голод. «О, смилуйся надо мной, добраябогиня Иштар», - взмолился я и вошел в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама Иштар источала свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел поближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини
множество одежд, а я наг и умираю от голода! На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок сладких фиников. Тут раздался крик: «Вор!. Ты заплатишь за свято¬татство!»
Судья выслушал обвиняемого и вынес приговор.
Эта грустная история записана более 3,5 тыс. лет назад на гли¬няной табличке. Правда, конца история не имеет и мы не знаем о даль¬нейшей участи обвиняемого.
Задание: Попробуйте, пользуясь выдержкой из законов Хаммурапи на стр.68 (внизу) учебника, предположить, какому наказа¬нию подвергся злосчастный бедняк?
Учащиеся (читают): «Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен».
У: Но из первого сюжета мы можем судить и о судебном процессе. Где проходил судебный процесс?
Д: под открытым небом, в тени пальм.
У: кто на нем присутствовал?
Д: стражники, обвинители, обвиняемые
-Познакомьтесь со следующим законом:
«Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен».
Сюжет второй.
Представьте себе, что некий купец с севера привез в Вавилон, строительный лес. Выгодно его продал и собирается в обратный путь.
Перед отплытием идет он по улице и видит: около кабачка стоит моло¬дой раб.
- Что ты тут делаешь?
- Мой господин зашел внутрь выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться его в тени пальм.
- Ты смышленый и послушный раб, - продолжает купец, - но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине! Неужели от удара?
Купец наклоняется к рабу и шепчет ему в уши:
- Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу. Раб соглашается. Купец уводит беглого с собой, оба садятся на корабль и отплывают.
Вопрос: Какое же наказание ждет купца, согласно закону Хаммypaпu, если его поймают?
У: - Почему же за кражу осла и раба наказывают одинаково?
Д: Раб - чужеземец не считался человеком, он был лишь живой вещью; его называли «не поднимающий глаз»
У: Таким образом рассмотрев два сюжета сделайте вывод каковоы основные меры наказания?
Д: Смертная казнь, штраф.
Но несколько иным было положение рабов-должников:
«Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года, на четвертый год должно отпустить их на рабо¬ту»
Задание: -Давайте прочитаем п.5 § 14 и узнаем, как же бедняки стано¬вились рабами - должниками?
Д: Некоторые ва¬вилоняне были очень богаты. Они владели об¬ширными полями и садами с финиковыми паль¬мами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях. Но было и множество бедняков.
Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засе¬ять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков: Некоторые лю¬ди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называют ростовщиками.
У:А кто такой ростовщик?
Д: Ростовщик - богач, дававший свое имущество бедняку в долг «в рост».
У: что такое аренда?
Д: Аренда - часть имущества (земля, сад, скот), давае¬мая в пользование на время.
После ответов детей слова появляются на экране (слайд№9)
У:- Запишите понятие «ростовщик», «арен¬да»
Вопросы:
У:- В чем разница в положении раба-чужеземца и раба¬ должника?
У:- Почему закон защищает не рабовладельца, а раба¬ должника, ограничивая срок его рабства?
Д: Царь не был заинтересован в том, чтобы крестьяне и ремес¬ленники становились рабами, Т.к. они платили налоги в царскую казну, служили в армии, работали на сооружении плотин и строительстве зданий и т.д.
У: таким образом были различия между рабами-чужеземцами и рабами-должниками.
Д: законы Хаммурапи устанавливают различия между рабами-чужеземцами и рабами-должниками.
У: Особенностью судебника Хаммурапи стало то обстоятельство, что наряду с различными видами смертной казни и довольно значи¬тельными штрафами в нем при назначении наказаний довольно широ¬ко использовался принцип равного возмездия, или талион (т.е. «Око за око, зуб за зуб» и т.п.) (Слайд №10)
Задание: Найдите на стр. 68 статьи, где реализуется дан¬ный принцип возмездия.
«Если человек выбил глаз человеку, ему самому следует выко¬лоть глаз!»
У:- Как вы оцениваете подобное наказание? Кажется ли вам оно справедливым?
Д: Внешне кажется справедливым, чтобы пострадавшая сторона не причинила большего вреда, чем тот, который понесла сама. Однако такие способы наказания примитивны, ибо двойное зло не может пре¬вратиться в добро. Талион способен устрашать, но не реализует другие цели наказания - возмещение вреда и исправление самого правонару¬шителя. В наши дни правосудие осуществляется только судом и только на основе законов, принятых народными избранниками (депутатаМ0 парламента). К тому же в основе законов лежит принцип гуманизма, Т.е. наказания, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или уни¬жение человеческого достоинства.
Среди более чем трех тысяч сорок, высеченных на каменном обелиске с текстом Законов и обнаруженных в начале прошлого века французскими археологами, есть и такие слова ( слайд № 11):
«Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость. чтобы притесненному оказывалась справедливость, я начертал мои драгоценные слова на моей стеле и
поставил перед изображением моим, царя справедливого.
(..)
Будущим временем, навеки! Царь, который будет в стране, да соблюдает справедливые слова, написанные мною на моей стеле, да'не изменит он судебных решений страны.пусть истребит в стране
своей беззаконных и злых, пусть даст благоденствие своим людям».
Вопросы:
У:- Кто является автором, судя по тексту?
Д: Бог Шамаш
У:- Кого называют царем справедливым?
Д: Правителя Вавилона
Таким образом, могущественный царь Хаммурапи получил власть от бога Шамаша и правит, опираясь на справедливые законы, установленные богом.
Учитель: Подведем итоги сегодняшнего урока – путешествия по Вавилону:
У: почему царя Хаммурапи называют мудрым правителем?
Д: потому что он создал законы государства
У: как назевались созданные им законы?
Д: Законы Хаммурапи
У: Как вы понимаете слово закон?
Д: Это правила, обязательные для всех жителей страны.
У: Наличие писаных законов - важнейший признак чего?
Д: Государст¬ва.
У: какие стороны общественной жизни они регулируют?
Д: Законы Хаммурапи регулируют все стороны общественной жизни, защищают права собственности, устанавливают различие меж¬ду рабами-чужеземцами и рабами-должниками.
У: Молодцы вы сегодня очень хорошо поработали, Запишите домашнее задание. ( слайд № 13)
До свидания
Домашнее задание:
1. Прочитайте § 14, ответьте на вопросы к параграфу.
2. Проанализируйте выдержки из законов Хаммурапи на
стр.70. Сделайте выводы.