Цель урока: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует писаныйзакон.Познакомить учащихся с понятиями "закон", "коррупция" и с древнейшим сводом законов вавилонского царя Хаммурапи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Методическая разработка урока по истории древнего мира в 5 классе.
Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует писаный закон. Познакомить учащихся с понятием «закон», «коррупция» и с древнейшим сводом законов вавилонского царя Хаммурапи.
Развивающая: формировать умение извлекать историческую информацию, обобщать материал, самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение работать в группах.
Воспитательная: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, способствовать формированию у учащихся навыков правовой культуры, гражданской ответственности.
Основные понятия и термины: закон, коррупция.
Оборудование урока: карта «Передняя Азия в древности», карточки с текстом законов.
Форма урока: практическая работа с источниками с элементами критического мышления.
План урока:
I. Организационное начало. Актуализация знаний.
1.Знакомство учащихся с темой и целями урока
2.Работа над понятием «закон».
II. Объяснение нового материала.
2.Вавилонское царство и его расцвет.
3.Личность в истории-Хаммурапи.
4. Как нашли законы царя Хаммурапи.
III. Самостоятельная работа учащихся с документом
5.Работа с текстом закона по группам:
I.Трудовое население страны и законы.
II.Преступления и наказания по законам Хаммурапи.
III.Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.
6. Борьба с коррупцией в законах Хаммурапи
I. Работа над понятием «коррупция»
IV. Рефлексия.
V.Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.
VI.Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационное начало. Актуализация знаний.
Сегодня мы познакомимся с государством, которое впервые дало нам первый свод записанных законов.
-Ребята, кто из вас может сформулировать что такое закон? Что вы знаете о законах? Для чего они создаются? Какие правила, принятые в обществе вы еще знаете? Какие бывают законы?
Обобщаем вместе с учащимся, обращая внимание на то, что правила регулируют отношения людей в обществе. По правилам живет любая страна мира. С помощью определенных мер государство принуждает человека выполнять эти правила. Так появляется необходимость в создании законов, по которым должны жить люди в любой стране. Вместе с учащимися формулируем значение понятия закон:
Итак, закон – это записанные правила жизни людей; строгое, непререкаемое предписание власти, обязательное для исполнения всеми гражданами государства.
II. Объяснение нового материала.
2. Вавилонское царство и его расцвет.
Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой войне Вавилон. Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были чётко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света. В центре Вавилона возвышалась 90 метровая храмовая башня. Самым могущественным и знаменитым царем вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792-1750 г. до н.э. Царь Вавилона по очереди покорил соседних правителей и создал империю, охватывавшую почти всю Месопотамию - от Персидского залива до Ассирии включительно (работа по карте).
-Назовите самые крупные города Вавилонии и покажите их на карте. (Ур, Урук, Ниппур, Киш) .Все они подчинились Вавилонскому царю.
Выгодное положение Вавилона давало возможность вести активную торговлю, сюда шли торговые корабли, здесь пересекались торговые пути.
3.Личность в истории-Хаммурапи.
Учитель: А кто такой – Хаммурапи?
Хаммурапи – шестой царь династии Вавилонских царей. Правил в 1792 – 1750 г.г. до н.э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем. За 35 лет правления ему удалось собрать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Вавилонский царь богом не назывался: он утверждал, что получил власть от бога и, управляя страной, выполнял волю богов. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. По приказу Хаммурапи было вырыто много новых каналов для очистки земель от накопившейся соли, которая лишала землю плодородия. Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, хитрым дипломатом и мудрым законодателем.
4. Как нашли законы царя Хаммурапи.
В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу- двухметровый столб из черного базальта. (Работа с иллюстрацией в учебнике). В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.
Кодекс законов содержит 282 статьи, но сохранилось 247.
Цель составления законов - чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове...
Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и политический строй древневавилонского царства.
Динамическая пауза.
Физкультминутка
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует
(Встали, руки вверх, потянулись)
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях
(Кистями рук делаем «фонарики»)
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу
(Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы
(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб)
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу
(Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место)
III. Самостоятельная работа учащихся
Сегодня, изучая эти законы, мы узнаем, как жили древние вавилоняне. Рассказывают, что это были очень суровые законы, например, и за то, что сын ударил своего отца ему отрубали руку. Верите ли вы в это?
Верите ли вы, что законы, созданные Хаммурапи защищали бедняков? Поверите ли вы, что законы заставляли людей хорошо выполнять свою работу? Ответить на эти вопросы вы сможете, изучив текст законов.
5.Работа с текстом законов.
Учащиеся делятся на три группы и получают тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним.(Приложение 1)
I группа. Трудовоенаселение страны и законы.
Вопросы к группе:
1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам? (Соседские общины земледельцев)
2.Какой труд поощряли законы? (Честный, кропотливый)
3.Предположите: каким было отношение в Вавилонии к частной собственности? (Законы поощряли и защищали частную собственность)
4.Чьи интересы защищает закон? (В первую очередь интересы собственников, простых земледельцев закон защищал от разорения)
5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны? (Разорившиеся граждане, обедневшие земледельцы не смогут платить в казну налоги, это приведет к упадку страны)
II группа. Преступления и наказания по законам Хаммурапи.
Вопросы группе:
1.За какие преступления наказывали в Вавилонии? (За кражу, убийство, за бездоказательное обвинение, за оскорбление, порчу имущества)
2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? (Обычно преступников заставляли испытать тоже самое, что они причинили своей жертве, действовало правило «око за око ,зуб за зуб» )
3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?
4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?
5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?
III группа.Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.
1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Вавилонии люди стремились хорошо выполнить свою работу? (Среди населения были: земледельцы, лодочники, пастухи, строители, лекари. За некачественную работу ремесленники строго наказывались).
2.Как относились в Вавилонии к рабам? Какое вознаграждение полагалось вавилонянину за поимку раба? (Рабы были как слуги, им нельзя было помогать. Никто не имел права укрывать беглого раба. За поимку раба полагалась награда - две меры серебра)
3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей.
Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.(Законы наказывали за похищение детей, не разрешали отвергать детей от наследства, приемные дети оставались у приемных родителей, если были обучены мастерству .За оскорбление родители могли оставить детей без наследства)
4.Кого защищали законы царя Хаммурапи?
6. Борьба с коррупцией в законах Хаммурапи
Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен, являясь постоянным (хоть и нежеланным) спутником государства. Хорошо известно, что еще Законами Хаммурапи (почти 4 тыс. лет назад) предусматривалось наказание за взяточничество. Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается в клинописях древнего Вавилона.
В законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своем участке (§53, 54, 55, 56). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен возместить ущерб о чем говорится в §53 «Если человек пленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины, то) человек, в плотине которого произошел прорыв должен возместить хлеб, который он погубил».
В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба (§54) «Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода»
IV. Рефлексия.
Что я узнал сегодня нового по данной теме?
Что меня более всего удивило, заинтересовало?
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
1. Чтобы государство было сильным, единым, а его граждане чувствовали свою защиту и безопасность, они должны следовать законам, желательно, справедливым.
2. Хаммурапи сказал о себе: «Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте или вдове, я начертал драгоценные слова на своем памятнике»
3. Сами жители Междуречья считали, что законы царя Хаммурапи вечны.
VI. Домашнее задание. Домашнее задание: §14. Подготовить развернутые ответы о жизни, обычаях и занятиях жителей вавилонского общества.
Приложение 1
Вопросы первой группе:
1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам?
2.Какой труд поощряли законы?
3.Предположите каким было отношение в Вавилонии к частной собственности?
4.Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?
5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны?
6.Допустим, вы собственник земли, какие статьи закона защищают ваши права на землю?
(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.
(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля
(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: “Поле я вновь обработаю”, то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.
(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.
(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.
(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.
(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.
Вопросы второй группе
1.За какие преступления наказывали в Вавилонии?
2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?
3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?
4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?
5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?
(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.
(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.
(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.
(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.
(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку... (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз. (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость. (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб
(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра. (§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: “Неумышленно я ударил”, – и оплачивать лекаря.
Вопросы третьей группе:
1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Двуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу?
2.Как относились в Двуречье к рабам? Какое вознаграждение полагалось Вавилонянину за поимку раба?
3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.
4. Кого защищали законы царя Хаммурапи?
(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.
(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.
(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.
(§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет...
(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.
(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: “Я отвергну своего сына”, то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства.
(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.
(§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.
(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.
(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.
(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.
(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.
(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.
(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
(§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка , то пастух, который причинил ущерб от чесотки на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.