Ребята! Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве.
Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры.
Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека.
Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”? Правильно, физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие.
К воспитанию именно такого человека и стремились греки.
2. Древнегреческий алфавит, письменность.
Вы уже знаете, что в VIII – VI в.в. до н. э. греки основали множество колоний на побережье Средиземного и Черного морей и стали называть себя эллинами, а свою родину – Элладой. Их объединяли общий язык, обычаи, религия, единая письменность. Нам трудно представить современную жизнь без письменности, - ведь она наилучший способ сохранения информации, передачи знаний.
Вспомните, на каких материалах писали люди в древности? (Камень, глина, береста, папирус, пергамент, бумага)
Греки в древности писали на папирусе, а также на покрытых воском дощечках. Буквы выдавливали острым концом металлической или костяной палочки, называемой стилем. Плоским концом стиля затирали допущенные ошибки. “Чаще переворачивай стиль!” - говорил учитель – грек своим ученикам. Примерно то же требует учитель в наши дни: работай с черновиком, не пиши сразу набело, совершенствуй свой стиль.
В X в. до н.э. финикийцы, жившие на Восточном побережье Средиземного моря (работас картой) создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы.
Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница?
На доске пишется по-финикийски: ТН КС, по-гречески: ТОН КОСА
Вывод: греческая система письма была более простой. Их алфавит лег в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны. Греки любили и берегли книги.
3. Учебные заведения Древней Греции.
В Греции было несколько типов учебных заведений.
А какие учебные заведения есть в нашем поселке? (школы, ПТУ, школа-комплекс).
Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает на доске со схемой, учащиеся в тетрадях)
Заранее подготовленные дети дают определения терминам.
Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.
Палестра (“пале” - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую).
Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.
Какие из этих учебных заведений вам знакомы?
Слово “школа” греческого происхождения. А чем она отличается от наших школ?
А слово “гимнасий” вам что-нибудь напоминает? В нашей школе есть гимназические классы, где вы изучаете углубленно некоторые предметы.
Учитель беседует с учениками, выявляя черты сходства и отличия греческих и российских школ.
Раз у нас сегодня урок-путешествие, давайте по пути заглянем в афинскую школу, палестру и гимнасий.
Школа
Мы находимся в обычной греческой школе. Представьте, что вы – греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы – педагоги. Это слово в переводе с греческого означает “сопровождающий, ведущий ребенка”. Педагогами становились рабы, уже состарившиеся или получившие увечья.
Греческие мальчики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.
Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!
Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и вы вернулись с каникул, я грамматист Биотий ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать. Запомнили?
Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом. Приготовьте свои дощечки и стили.
Раздаточный материал.
У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. Затем алфавит читается хором.
Греческий алфавит
1. Как по-гречески называется наука о прошлом? Правильно, история.
Давайте запишем это слово (Проговариваю буквы и записываю слово по- гречески на доске, а дети – в тетрадях)
Урок грамматики подошел к концу. Мы научились немного писать и читать по-гречески.
В школах греческие мальчики изучали также поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм. Ребята, а какие древнегреческие поэмы вам известны? Назовите их авторов.
Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: лире, кифаре, арфе, флейте.
Это были основные школьные предметы.
Палестра
Путешествие в школу закончилось, наш путь лежит в соседнюю палестру. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?
В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.
Работа с текстом учебника – ребята рассматривают статуи атлетов. Затем на доску вывешиваю лист, на котором изображены разные виды спорта.
Обратите внимание, ребята, как скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.
Гимнасий
В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова – великая сила!
Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение.
Вызываю двух учеников к доске.
Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.
Сегодня, путешествуя по Древней Греции, вы убедились, какой большой вклад внесли древние греки в развитие письменности, чему и как учили в афинских школах и гимнасиях. Пора и в обратный путь. Но что это? Колесо истории не вращается, не желает возвращать нас домой. Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.
Тест по теме: «В греческих школах и гимнасиях» 5 класс
1.В 8 в. до н. э. в Греции появилась новая письменность. Чей алфавит был положен в его основу?
Оборудование: карта Древняя Греция, иллюстрации об искусстве Древнейшей Греции.
На ученических партах: учебник, раздаточный материал.
Методы обучения:
Организация и осуществления познавательной деятельности учащихся: словесный- беседа, проблемно-поисковый, информационный.
Стимулирования учебной деятельности: мотивация.
Метод контроля в обучении со стороны учителя; вопросы по ходу объяснения, тест, исторические задачи.
Формы обучения:
Фронтальная форма работы.
Работа в группах.
Индивидуальная работа учащихся.
Развитие компетенций:
Социальная компетенция т.е. способность к межличностным отношениям; способность слушать, наблюдать за работой других. Учитель занимает позицию сотрудничества во взаимодействии с детьми.
Рефлексивная компетенция: т.е. способность к самооценке, самоконтролю через проверку тестовых заданий.
Ключевые компетенции: универсальные общеучебные качества и способности ученика, т.е. предметные ЗУН.
Умение работать по заданному алгоритму на этапе изучения нового материала.
Сравнение через фронтальную работу на этапе изучения нового материала.
Анализ и синтез, обобщение и классификация через практическую работу с кроссвордом, тестом, на этапе закрепления изученного материала.
Цели урока
Образовательные
Сформировать представление о Древнейшей Греции, её географическом и политическом положении, развитием культуры: мифами, архитектурой, искусством, скульптурой; через беседу с учащимися на этапе изучения нового материала.
Анализировать знания учащихся о географическом положении Древнейшей Греции, через работу с картой.
Познакомить учащихся с учебными заведениями Древней Греции.
Способность совершенствованию и развитию учебно-исторических умений и навыков учащихся; работа с картой, с историческими понятиями, с материалом по изучаемой теме.
Развивающие
Развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно- следственные связи между государствам Древнего мира и современными, (географическое и политическое положение), на этапе изучения нового материала при использовании карты.
Развивать речь учащихся через построение монологических высказываний.
Содействовать развитию логического мышления, самостоятельности, чувство ответственности, в приобретении знаний, через построения умозаключений в процессе работы над кроссвордом, тестом и загадками.
Воспитательные
Способствовать воспитанию и развитию интереса к изучению истории Древней Греции.
Способствовать воспитанию и развитию внимательности в работе, исторического и эстетического видения учащихся.
Подвести учащихся к пониманию значимости Древнейшей Греции как государство в мировой истории.
Понимать обучающими значимость искусства Древнейшей Греции для развития мирового искусства.
Способствовать воспитанию и развитию чувства бережного отношения к историческому прошлому и стремление знать его и сохранять.
Воспитывать и развивать интерес к чтению литературы по теме, через самостоятельное использование дополнительных источников.
Тип урока: комбинированнный.
Форма урока: урок – путешествие c элементами ролевой игры.
Вступительное слово учителя
Учитель приветствует ребят, сообщает им цели и тему урока, которую они записывают в тетрадь. Затем организует работу с картой.
Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!
На каком языке я с вами поздоровалась? Какую страну мы с вами проходим? (Грецию)
Афины-город Греции. Загадка (школа).
Работа с картой. Вы уже знаете, где находится Древняя Греция, найдем ее на карте. Она расположена на юге Балканского полуострова. Здесь же, на юге, находятся Афины – один из крупнейших полисов Греции.
Эта информация нам сегодня нужна и важна, так как урок мы проведем в форме путешествия. Я надеюсь, что вы будете любознательными путешественниками, ведь о Греции вы уже многое узнали на предыдущих уроках. И сегодня нас ждут новые открытия.
Древние греки считали, что всем областям жизни человека покровительствуют боги. Наукой историей ведала богиня КЛИО. Ее обычно изображали со свитком в одной руке и грифельной палочкой в другой. Рядом с ней всегда находилась корзина со свитками, на которых были записаны исторические события и деяния людей. Людям необразованным и невежественным богиня никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных же ее кладовые всегда были открыты.
Итак, в добрый путь! Колесо истории поможет нам попасть на много тысячелетий назад – в IV век до н.э.:
Колесо истории влево повернись, Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь Про эпохи, войны, про борьбу за власть, Как сумели многие в историю попасть?
Изучение нового материала
1. Главная задача греческой культуры.
Ребята! Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве.
Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры.
Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека.
Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”? Правильно, физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие.
К воспитанию именно такого человека и стремились греки.
2. Древнегреческий алфавит, письменность.
Вы уже знаете, что в VIII – VI в.в. до н. э. греки основали множество колоний на побережье Средиземного и Черного морей и стали называть себя эллинами, а свою родину – Элладой. Их объединяли общий язык, обычаи, религия, единая письменность. Нам трудно представить современную жизнь без письменности, - ведь она наилучший способ сохранения информации, передачи знаний.
Вспомните, на каких материалах писали люди в древности? (Камень, глина, береста, папирус, пергамент, бумага)
Греки в древности писали на папирусе, а также на покрытых воском дощечках. Буквы выдавливали острым концом металлической или костяной палочки, называемой стилем. Плоским концом стиля затирали допущенные ошибки. “Чаще переворачивай стиль!” - говорил учитель – грек своим ученикам. Примерно то же требует учитель в наши дни: работай с черновиком, не пиши сразу набело, совершенствуй свой стиль.
В X в. до н.э. финикийцы, жившие на Восточном побережье Средиземного моря (работас картой) создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы.
Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница?
На доске пишется по-финикийски: ТН КС, по-гречески: ТОН КОСА
Вывод: греческая система письма была более простой. Их алфавит лег в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны. Греки любили и берегли книги.
3. Учебные заведения Древней Греции.
В Греции было несколько типов учебных заведений.
А какие учебные заведения есть в нашем поселке? (школы, ПТУ, школа-комплекс).
Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает на доске со схемой, учащиеся в тетрадях)
Заранее подготовленные дети дают определения терминам.
Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.
Палестра (“пале” - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую).
Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.
Какие из этих учебных заведений вам знакомы?
Слово “школа” греческого происхождения. А чем она отличается от наших школ?
А слово “гимнасий” вам что-нибудь напоминает? В нашей школе есть гимназические классы, где вы изучаете углубленно некоторые предметы.
Учитель беседует с учениками, выявляя черты сходства и отличия греческих и российских школ.
Раз у нас сегодня урок-путешествие, давайте по пути заглянем в афинскую школу, палестру и гимнасий.
Школа
Мы находимся в обычной греческой школе. Представьте, что вы – греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы – педагоги. Это словов переводе с греческого означает “сопровождающий, ведущий ребенка”. Педагогами становились рабы, уже состарившиеся или получившие увечья.
Греческие мальчики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.
Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!
Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и вы вернулись с каникул, я грамматист Биотий ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать. Запомнили?
Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом. Приготовьте свои дощечки и стили.
Раздаточный материал.
У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. Затем алфавит читается хором.
Греческий алфавит
1. Как по-гречески называется наука о прошлом? Правильно, история.
Давайте запишем это слово (Проговариваю буквы и записываю слово по- гречески на доске, а дети – в тетрадях)
Урок грамматики подошел к концу. Мы научились немного писать и читать по-гречески.
В школах греческие мальчики изучали также поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм. Ребята, а какие древнегреческие поэмы вам известны? Назовите их авторов.
Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: лире, кифаре, арфе, флейте.
Это были основные школьные предметы.
Палестра
Путешествие в школу закончилось, наш путь лежит в соседнюю палестру. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?
В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.
Работа с текстом учебника – ребята рассматривают статуи атлетов. Затем на доску вывешиваю лист, на котором изображены разные виды спорта.
Обратите внимание, ребята, как скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.
Задание классу: рассмотрите рисунки на доске и определите, каким видам спортаобучались мальчики в палестрах?(Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска).
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросыи ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало).
3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль).
Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы!
А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий.
Гимнасий
В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова – великая сила!
Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение.
Вызываю двух учеников к доске.
Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.
После окончания поединка и подведения итогов даю задание на дом:
Ребята! Попытайтесь дома письменно разработать “Правила ораторского искусства”.
Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые.
Вывешиваю на доску таблички с их именами, кратко комментирую, а дети делают записи в тетрадях.
Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Гиппократ – знаменитый врач; Аристарх – догадался о вращении Земли; Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле.
Завершится наше путешествие по учебным заведениям Древней Греции посещением медицинской академии - это разновидность гимнисия.
Одним из известных врачей Греции, основавшим медицинскую школу на о. Кос (показать на карте) был Гиппократ. До него считалось, что человек болеет оттого, что в его тело вселились злые духи. Стоит их выгнать, и человек здоров.
Изобразите, пожалуйста, что вы сильно больны гриппом (дети изображают: чихают, кашляют). Попробуем избавиться от болезни с помощью заклинания, повторяйте за мной:
Из моего тела грипп уходи! Злые духи с позором убегайте! Кашель в мое тело не возвращайся! Ну что, помогло вам заклинание избавиться от болезни? Мне – нет!
По учению Гиппократа врач должен был не изгонять болезнь из организма, а помогать организму преодолевать ее. Гиппократ и его ученики создали труды о правильном питании, лекарствах и операциях – это был крупный вклад в развитие медицины.
Закрепление
Сегодня, путешествуя по Древней Греции, вы убедились, какой большой вклад внесли древние греки в развитие письменности, чему и как учили в афинских школах и гимнасиях. Пора и в обратный путь. Но что это? Колесо истории не вращается, не желает возвращать нас домой. Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.
II. Текст с ошибками. Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Тест: «В греческих школах и гимнасиях»
1.В 8 в. до н. э. в Греции появилась новая письменность. Чей алфавит был положен в его основу?
4 Особенностью древнегреческого письма не является?
а передача согласных звуков буквами,
б рисунчатый облик греческих букв,
в передача гласных звуков отдельными буквами.
5 Школа в Афинах для занятий гимнастикой называлась
а Ликей,
б Академия,
в палестра.
6 Греческий ученый, прозванный «отцом истории»
а Геродот,
б Софокл,
в Гомер.
7 На чем писали ученики афинских школ в 5 в.до н. э.?
а на пергаменте,
б на дощечках, натертых воском,
в на бумаге.
8 Афиняне ставили своей целью воспитать из школьника
а бесстрашного воина,
б всесторонне развитого гражданина,
в хитроумного купца.
9 Где обучались афинские девочки?
а в палестрах
б дома,
в в гимнасиях.
10 В афинских школах обучались
а сыновья афинских граждан,
б все дети жителей города,
в сыновья и дочери афинских граждан.
Заключительное слово
Наше путешествие заканчивается, пора в обратный путь.
Колесо истории и весь шар, народ Движет непрестанно вправо и вперед. День за днем события, где – то снова войны, “Нет” - кровопролитию, мы за мир без бойни!
(Связать с современными политическими событиями)
Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Достижения педагогической мысли Греции о всесторонне развитой личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека остаются актуальными и сегодня. Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства.
Вы были любознательными путешественниками, узнали много нового и интересного. Давайте поблагодарим за это богиню КЛИО, которая вам сегодня хорошо помогала и открыла некоторые свои тайны
Тест по теме: «В греческих школах и гимнасиях» 5 класс
1.В 8 в. до н. э. в Греции появилась новая письменность. Чей алфавит был положен в его основу?