Просмотр содержимого документа
«В афинских школах и гимназиях»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 г. Новозыбкова»
Урок по истории для учащихся 5 – го класса
Тема: «В афинских школах и гимнасиях».
2014
Урок по истории для учащихся 5 – го класса
Тема: «В афинских школах и гимнасиях».
Цели урока:
• Образовательная: познакомить учащихся с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях;
• Развивающая: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия.
• Воспитательная: воспитывать интерес к истории, способствовать воспитанию культуры поведения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – путешествие.
Оборудование урока: • учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс; компьютер, раздаточный материал – текст с ошибками, карта «Древняя Греция».
Приемы деятельности учителя: объяснение, описание, рассказ, беседа, организация проверки усвоения знаний.
Деятельность учащихся: учащиеся слушают, рассматривают и описывают иллюстрации, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы и познавательные задания.
Основные термины и понятия:палестра, гимнасий, педагог, стиль, диптих.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление.
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
План изучения нового материала:
Ι. Учебные заведения Древней Греции.
ΙΙ. Занятия в школе.
ΙΙΙ. Палестра.
ΙV. В афинских гимнасиях.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие ребят, сообщение цели и темы урока, которую они записывают в тетрадь. Знакомство с планом урока. Затем организует работу с картой.
Ребята! Откройте, пожалуйста, 1-й форзац учебника. Вы уже знаете, где находится Древняя Греция, найдем ее на карте. Она расположена на юге Балканского полуострова.
Эта информация нам сегодня нужна и важна, так как урок мы проведем в форме путешествия. Я надеюсь, что вы будете любознательными путешественниками, ведь о Греции вы уже многое узнали на предыдущих уроках.
Мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, в Афинское государство. Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека.
? Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”?(Это личность развитая умственно, морально и физически)
К воспитанию именно такого человека и стремились греки.
Ι. Учебные заведения Древней Греции.
В Греции было несколько типов учебных заведений.
Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает со схемой, которая изображена в презентации, учащиеся делают записи в тетрадях)
Какие учебные заведения есть в нашей стране (называют)
Школа - образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.
Палестра - (от слова “пале” - борьба) – мальчики посещали ее с 12 лет, это была гимнастическая школа.
Гимнасий - посещали взрослые афиняне обычно с 16 – 18 лет, желавшие продолжить образование. Гимнасии являлись центрами интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.
А теперь давайте заглянем в афинскую школу, палестру и гимнасий.
Мы находимся в обычной греческой школе. Представьте, что вы – греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы – педагоги. Это словов переводе с греческого означает “сопровождающий, ведущий ребенка”. Педагогами становились рабы, уже состарившиеся или получившие увечья. (записать в тетради)
Греческие мальчики приветствуют учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.
Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!
Сегодня, в день ранней весны, когда вы вернулись с каникул, я грамматист Биотий ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать. Запомнили?
Писали греческие школьники на натертых воском дощечках, которые назывались – диптихи. Буквы выдавливали металлической или костяной палочкой – стилем. Другим концом стиля затирали написанное, если была допущена ошибка. Старшие ученики пользовались папирусом и тростниковым пером. Наиболее важные тексты писались на пергамене – специально обработанной телячьей коже.
(Учащиеся записывают в тетрадь понятия: стиль, диптих, пергамент )
▲ Стиль – палочка для письма.
▲ Диптих – натертая воском деревянная дощечка.
В X в. до н.э. финикийцы, жившие на Восточном побережье Средиземного моря создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы.
? Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница?
( Алфавит имеется в презентации. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. )
А теперь давайте попробуем прочитать несколько слов, написанных по гречески.
( на экран выводятся слова история, мама, папа, написанные по гречески, - ,,учащиеся делают попытку прочесть их, и определить их значение).
В школах греческие мальчики кроме чтения, письма, счета изучали также поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм, прежде всего из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: лире, кифаре, арфе, флейте.
Это были основные школьные предметы.
Путешествие в школу закончилось, наш путь лежит в соседнюю палестру.
ΙΙΙ. Палестра.
(Описание, беседа, задания для учащихся: определить виды спорта, которыми греческие мальчики занимались в палестре)
Перед вами рисунок «В палестре».
? Посмотрите на иллюстрацию, что вы там видите опишите ее.
? Что делают мальчики в палестре?
?Кем является человек с палкой, стоящий в центре?
В палестре греческие мальчики занимались гимнастикой.
Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?
В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье под крышей.
(Учитель показывает классу фотографии развалин древнегреческих палестр с помощью презентации)
В палестрах стояли статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.
Задание классу: рассмотрите иллюстрации и определите, каким видам спортаобучались мальчики в палестрах?(Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска).
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросыи ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
Задание классу: 1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало).
3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль).
Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы!
А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий.
ΙV В афинских гимнасиях.
(описание, рассказ, объяснение)
Гимнасии располагались за городом среди зеленых деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнения атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед.
В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные ученые. В гимнасиях учили красноречию – умению отстаивать свое мнение в при выступлении в народных собраниях и судах..
Древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие мировой науки.
(Учитель показывает слайды презентации с именами и портретами древнегреческих ученых и кратко комментирует их, а дети делают записи в тетрадях).
▲ Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Гиппократ – знаменитый врач; Аристарх – догадался о вращении Земли; Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле.
На этом наше путешествие по учебным заведениям Древней Греции заканчивается. Давайте теперь проверим, все ли вы запомнили об обучении детей в Древней Греции.
3. Закрепление.
(Проверка усвоения знаний.)
◊Беседа с классом.
? Какие типы учебных заведений существовали в Древней Греции?
? Чему обучали в каждом из них?
? Кто такой педагог?
? На чем писали ученики древнегреческих школ?
? Что такое стиль?
◊ Текст с ошибками.
Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Учащиеся меняются текстами. Проводится совместная проверка с обсуждением вслух.
◊ Познавательное задание.
Стр. 176. учебника Задание № 1.
Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни?
Заключительное слово
Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Мысли древнегреческих ученых о всесторонне развитой личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека остаются актуальными и сегодня.
4. Домашнее задание.
• § 38, Ответить устно на вопросы 2, 3 страница 176 учебника.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Приложение 1.
Приложение 2.
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.