kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "В афинских школах и гимнасиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "В афинских школах и гимнасиях". К учебнику История Древнего мира. Вигасин А.А., Годер Г.И. Свенцицкая И.С.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "В афинских школах и гимнасиях"»

Конспект урока по теме «В афинских школах и гимнасиях». 5 класс

Цели: дать представление о системе обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать интерес к истории посредством приобщения к общечеловеческим ценностям.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка домашнего задания:

1. Сколько гаваней имел главный афинский порт?

2. Какие стены Афиняне называли Длинными? Почему их так называли? С какими целями Длинные стены были возведены?

3. Кто считался афинским гражданином? Кто – переселенцем? Кто – рабом? Что вы узнали о положении афинских граждан, переселенцев, рабов?

- Определение темы урока.

- Рассмотрите картинку на слайде.

- Что вы видите на картине?

- С историей какого государства мы с вами знакомимся? (Афины).

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Тема урока: «В афинских школах и гимнасиях».

План урока

1. Рабы-педагоги.

2. Занятия в школе.

3. Посещение палестры.

4. В афинских гимнасиях.

II. Мотивационно-целевой этап

Древнегреческий философ Платон говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле.

— Можно ли согласиться с мнением Платона?

— Как вы думаете, была ли в Афинах сильна тяга к знаниям? Если в странах Древнего Востока владеющих письменностью называли мудрецами, то в Древней Греции почти все мужчины-греки были грамотными. Почему же образование в разных древних странах так разнилось?

- Кого афиняне считали неучами и почему?

III. Работа по теме урока

Итак, мы с вами вновь отправляемся в Древнюю Грецию, в Афины. Демократия Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры состояла в том, чтобы воспитать всесторонне развитого человека.

— Как вы понимаете выражение «всесторонне развитая личность»?

1. Рабы-педагоги.

Давайте познакомимся с теми, кто учил юных греков.

В 7 лет мальчиков отдавали педагогам. Педагог переводится как «сопровождающий ребёнка». Это были рабы. Педагоги водили детей в школу, занимались воспитанием. Интересно любой ли раб становился педагогом? Известно, что афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!». Что означали слова Перикла? Кого греки называли педагогами?

— Педагоги нередко плохо говорили по-гречески. Почему?

— Кого называют педагогом в наши дни?

— Хотели бы вы попасть в учебные заведения Древней Греции, чтобы узнать, что они собой представляли и чему в них учили?

2. Занятия в школе.

Школа в Афинах – это небольшое помещение, где могло находиться от 10 до 20 учеников и только один учитель. Дети сидели на деревянных скамейках, а учитель на стуле. В хорошую погоду занятия проходили на улице, учитель и ученики могли провести урок в тени под деревом.

Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына

(Из бытовой сценки древнего автора)

Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!

Что нового о древнегреческой школе, вы узнали из этой жалобы?

Предполагаемые ответы обучающихся: обучение было платным, в школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети, добросовестно относились к учёбе в школе.

Предполагаемые ответы обучающихся: обучение было платным, в школе

для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети,

добросовестно относились к учёбе в школе.

Школы были платными. На протяжении первых лет с детьми занимался учитель-грамматист, который обучал чтению, письму, счету и грамматике. Не всем легко удавалось быстро выучить алфавит и научиться читать. Многие учителя составляли пьесы, в которых главными действующими лицами были буквы. Известен также случай, когда один богатый афинянин подарил своему сыну 24 маленьких раба. Первые буквы их имен соответствовали буквам алфавита. Он надеялся, что это поможет мальчику поскорее его выучить.

- У какого народа греки заимствовали алфавит? (финикийцев)

- Что они в нем изменили?

Вместо учебников в школе пользовались произведениями Гомера. Назовите эти произведения («Илиада» и «Одиссея»). По ним учились читать. Ученикам было необходимо запоминать и рассказывать наизусть отрывки из Гомера. Писали в школе на ди́птихе – это две дощечки, покрытые воском и скрепленные между собой, которые можно было раскрыть как книгу. На внутренней стороне делались записи с помощью сти́ля, металлической палочки, у которой одна сторона была заостренной – ею и делали запись. Другая сторона была похожа на лопаточку, ею стирали написанное.

Записи в тетради. Ди́птих изначально — употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи, представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединённые друг с другом.

Стиль – металлическая или костяная палочка для письма.

Для обучения счету использовали аба́к – счетную доску. В Древней Греции ее еще называли «салами́нская доска». Это была дощечка, на которую насыпали морской песок. Считали по камешкам, которые лежали в бороздах. Для десятков – одна борозда, для единиц другая и так далее. Еще в середине XX века, до массового распространения калькуляторов и компьютеров, пользовались счетами, очень похожими на абак.

Более глубокие знания могли получить только богатые греки.

В школах Древней Греции изучались грамота, арифметика, музыка, пение, рисование. Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщины побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвящённых греческим богам. 

Девочки не ходили в школу. Они воспитывались дома и жили там до замужества. Образованием девочек занималась мама, задачей которой было вырастить хорошую хозяйку. В богатых домах девочек учили чтению и письму, а также игре на музыкальных инструментах и танцам. В бедных семьях на это не было времени.

Основным занятием девочек была помощь матери по хозяйству. Они учились шить, ткать, готовить и присматривать за детьми. Главным для афинской женщины было не образование, а умение обустроить домашний быт.

3. Посещение палестры.

- Посмотрите на рисунок на слайде. Рассмотрите иллюстрацию на с. 183 учебника.

- Что это за место? Чем занимаются мальчики?

- Изучите п.3 параграфа 38 и выступите с рассказом «Чему учили мальчиков в афинских палестрах?». Каким видам спорта уделялось внимание?

Кого обучали?

С какого возраста?

Чему учили?

Кто обучал?

Когда мальчикам исполнялось 12 лет, они начинали посещать палестру. Так называлась гимнастическая школа. Еще один учитель, который учил афинских мальчиков, был педотри́б, он преподавал гимнастику в пале́стре. Название школы произошло от греческого слова «пале» – борьба. В палестре на открытом воздухе проходили занятия по борьбе, бегу, прыжкам, метанию копья и диска, плаванию. Также мальчиков учили манерам и правильной красивой походке. Главной целью обучения в палестре стремление сделать афинян сильными, красивыми и умеющими заботиться о своем здоровье. Здесь юноши обучались до 16 лет.

- Почему греки так много внимания уделяли физическому воспитанию?

В палестрах стояли статуи атлетов. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу.

- Изучите п.4 параграфа 38 и выступите с рассказом «Как проходили занятия в гимнасиях?».

Кого обучали?

С какого возраста?

Чему учили?

Кто обучал?

Афиняне в гимнасии учились правильно вести спор и убеждать собеседника в том, что он не прав. Вскоре при гимнасиях философы стали открывать свои школы. Самые известные из них это Акаде́мия Плато́на и Лике́й Аристо́теля.

Платон собирал своих учеников в гимнасии, который находился в местности Академ, неподалеку от Афин. Здесь существовало строгое расписание, по которому проводились встречи с философом и занятия.

Другой философ – Аристотель – в гимнасии неподалеку от храма Аполлона Лике́йского основал свою школу и назвал ее Ликей. Занятия Аристотель проводил во время прогулок, так ему было легче объяснять и рассуждать.

Знакомы ли вам слова Академия и Ликей? Академией сейчас называют высшее учебное заведение или общество ученых. А от слова Ликей произошло «лицей» – это общеобразовательное учебное заведение.

Как видите, воспитание и образование в Афинах было направлено на то, чтобы вырастить из юных жителей полиса образованных, умеющих красиво говорить и доказывать свою правоту граждан. При этом не забывали и о том, что каждый афинянин должен быть здоровым и физически развитым.

Этим афинское воспитание отличалось от спартанского, где главное внимание уделялось физической подготовке и развитию воинских умений.

IV. Закрепление материала.

Выполним мини-тест:

1. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы, назывались:

А) деревянной кисточкой

Б) стилем

В) писалом

Г) металлической кисточкой

2. Педагогами в Древней Греции чаще всего были

1) жрецы
2) рабы
3) знатные афиняне

3. Главная обязанность педагога

1) сопровождать ребёнка в школу
2) обучать греческому языку
3) обучать военному искусству

4. Школьники учились писать на

1) бумаге
2) папирусе
3) дощечках, натёртых воском

5. Какое учебное заведение в Древней Греции завершало процесс учения афинянина?

1) гимнасий
2) школа
3) палестра

6. Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным. Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению, музыке, архитектуре. В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством. А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов и ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам.

Подведение итогов урока

— Чем древнегреческая школа отличается от современной?

А теперь, давайте, сравним древнегреческую школу и современную школу:


Современная школа

Древнегреческая школа

Кого обучают / обучали

И мальчиков и девочек

Только мальчиков

С какого возраста

С 6,5 лет

С 7 лет

Каникулы

Осенние, зимние, весенние и летние

Весенние

Образование бесплатное или платное

Бесплатное образование

Платное образование

— Согласны ли вы со словами Платона: «Только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле»?


Домашнее задание: Параграф 38 читать, отвечать устно на вопросы.

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по теме "В афинских школах и гимнасиях"

Автор: Чиняева Вера Владимировна

Дата: 13.06.2022

Номер свидетельства: 609582


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства