Данная тема относится к разделу «Древняя Греция», к главе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии», в которой рассматривается развитие данного полиса после греко-персидских войн.
С афинскими школами и гимнасиями учащиеся знакомятся после изучения города богини Афины. Данная тема содержит большое количество материала о развитии образования в Афинском полисе, вызывающего живой интерес у современных школьников, а так же содержит много новых терминов, на изучении которых и строится знакомство с новой темой.
Рабы-педагоги. Занятия в школе. Учились только мальчики. Восковые дощечки и стиль. Обучение чтению, письму, счёту, рисованию, поэзии, музыке. Палестра. Занятия гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Статуи атлетов Мирона, Поликлета. В афинских гимнасиях. Занятия для взрослых афинян. Выступления известных учёных: Перикла, Аристотеля, Антифонта. Обучение красноречию.
Образовательные ресурсы: Учебник. Карта «Древняя Греция». Учебные картины: «Педагог ведёт ребёнка», «В афинской школе», «В палестре». Статуи: «Копьеносец», «Дискобол».
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Фронтальная беседа, словесный, слово учителя (1мин.) | До начала урока организует деление на три группы по карточкам и ответам на них. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, отсутствующих. -Ребята,хотелось бы вам встретиться со своими сверстниками, жившими в Древних Афинах? - Как вы думаете, о чём вы могли бы поговорить? -Сегодня нам с вами удастся это сделать. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, доклад дежурного | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация. | Фронтальная беседа, словесный, слово учителя (5 минут) | - Ребята, вспомните какие качества ценились у граждан Древней Греции? Где они могли продемонстрировать эти качества? Вспомните, о каких достижениях древних греков вы знаете? -А чему учили детей в Спарте? Почему именно военное дело, физическое развитие было главным? -А как вы думаете, где древние афиняне могли овладеть знаниями и умениями? Где вы получаете знания? Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Вспоминают об ораторском искусстве эллинов, Олимпийских играх, о развитии архитектуры и искусства в Афинах. Говорят об особенностях спартанского воспитания. Предполагают, что в Греции существовали учебные заведения, о которых мы и узнаем на уроке и какое значение образование играло в жизни древних греков, сравним образование в Древних Афинах с современным образованием. | Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других. | Рассказ, беседа по вопросам |
III. Формулирование темы и составление плана ее изучения | Фронтальная беседа, словесный, слово учителя (3 мин.) | -Тема нашего урока «В афинских школах и гимнасиях» -Подумайте, как мы будем работать на уроке? | Учащиеся предлагают план изучения темы и с помощью учителя формулируют основные вопросы: Где? С какого возраста? Чему учились? Какое значение имело образование для развития Древней Греции? Надо сравнить обучение и воспитание в современной школе и афинской школе. | Регулятивные: вместе с учителем формулируют и принимают учебную задачу Познавательные: проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь учителя | Рассказ, беседа по вопросам |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Фронтальная беседа, словесный, работа с текстом (5мин.) | Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление. -Ребята, кто такие педагоги? Как выглядят учителя, которые вас учат? -А в древних Афинах педагогом называли состарившегося или увечного раба. Почему такое происходило? Предлагает прочитать п. 1 параграфа 38 и, работая в парах, рассказать друг другу, кто были педагогами в Древних Афинах. -Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше»? | Чтение, работа в парах | Коммуникативные: вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его, принимают участие в работе в паре; контролируют действия партнера | Пересказ прочитанного в паре |
IV. Реализация построенного проекта. | Групповая, словесный, наглядный. Работа с текстом, картиной, схемой, беседа, рассказ (10 минут) | Организует работу в группах с текстом учебника и источников, картинами, схемами, вопросами. -Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа получает задание по темам: 1. Школа. 2. Гимнасий. 3. Палестра. | Группы получают задания: 1 группа: Изучите п. 1-2 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Чему учили в афинской школе?» Что вам понравилось, а что нет? Чем древнегреческая школа похожа на современную? Чему учили | Кого обучали | Школа | С какого возраста | Кто обучал | 2 группа: Изучите п. 3 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Чему учили мальчиков в палестрах?» Каким видам спорта уделялось внимание? Какое значение в жизни человека имеют занятия спортом? Подготовьте «древнегреческую» физминутку. Чему учили | Кого обучали | Палестра | С какого возраста | Кто обучал | 3 группа: Изучите п. 4 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Как проходили занятия в гимнасиях?» Чему учили | Кого обучали | Гимнасия | С какого возраста | Кто обучал | | Регулятивные: принимают способы деятельности; планируют способы достижения поставленной цели Познавательные: овладение навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию; используют знаково-символические средства Коммуникативные: умеют работать в группе, контролируют действия партнеров | Задания на листочках, беседа |
V. Первичная проверка понимания | Фронтальная, групповая. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа (12 минут) | Учитель предоставляет слово представителям от групп, предлагает оценить выступление каждого оратора. | Рассказывают, опираясь на наглядно-демонстрационный материал, владеют терминами, слушают и понимают ответы других учащихся, записывают новые термины | Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других. | Рассказ, задания на листочках |
VI. Самостоятельная работа с историческим текстом | Фронтальная беседа. Словесный. Беседа, работа с историческим документом (4 минут) | -Ребята, а как вы думаете: все дети в то время учились хорошо? -Попробуем исследовать текст в учебнике «Жалоба раздраженной матери учителю на прогульщика сына», чтобы ответить на этот вопрос. «Спроси-ка его, почтеннейший. Где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день… А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!» -Выскажите свои мысли по поводу прочитанного. | Работа с документом. | Регулятивные: принимают способы деятельности. Познавательные: овладение навыками смыслового чтения; Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других. | Беседа |
VII. Рефлексия | Групповая (3 минуты) | -Как мы можем ответить на вопрос ы нашего урока? | Говорят о значении знаний, спорта и в целом образования в жизни древних греков и своей. Сравнивают современную систему образования с системой образования в Афинах. Оценивают свою работу, эмоциональное состояние, общее впечатление | Регулятивные: самооценка | Беседа |
VIII. Информация о д/з | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя (2 минуты) | Комментирует задание. § 38 – читать, пункты 2-4 пересказ, задание на выбор: - стр. 185 – объяснить значение слов; - стр. 185 – составьте рассказ | Воспринимают задание, уточняют, задают вопросы | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з | Задания в тетради, пересказ |